Пусковые объекты метро — 2023: «Спортивная» в Новосибирске и пять станций в Москве

  • Дарья Гербер
    1 августа 2023 г. — 14:00
    656
    Иллюстрация: 

    Компания «СпецТрансСтрой» / spec-trans-stroj.ru

    Этот год станет первым, когда российские метростроевцы будут отмечать свой новый профессиональный праздник. Стройки продолжаются во всех городах, кроме Екатеринбурга, но только в двух из семи российских метрополитенов в этом году готовят к открытию новые станции. В Москве завершается строительство трёх станций на северном участке продления Люблинско-Дмитровской линии и на двух станциях продолжения Солнцевской линии. В Новосибирске — очередная задержка: «Спортивную» не сдадут в обещанный срок, но до конца года собираются успеть открыть объект.

    Таймер обратного отсчёта запущен в честь Дня метростроителя

    На сайте Мосметростроя запустили таймер обратного отсчёта до первого в России Дня метростроителя. Как сообщил сайт Стройкомплекса Москвы, его будут отмечать 2 октября 2023 года.

    Указ об установлении Дня метростроителя подписал Президент России 23 января 2023 года. 2 октября выбрано в честь дня рождения Московского Метростроя. В свою очередь, в руководстве АО «Мосметрострой» отметили, что компанию создали в 1931 году, а первая линия столичного метрополитена появилась в рекордно короткие сроки и была сдана 15 мая 1935 года.

    За 92 года Мосметрострой построил и реконструировал 199 станций метро, проложил более 600 км тоннелей, а также возвёл 30 км автодорожных развязок и магистралей. За выдающиеся заслуги перед Отечеством организация награждена четырьмя орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. В Московском метрополитене более 200 действующих станций: из-за большого объёма работ в некоторые годы часть объектов строили метростроители из других городов.

    Москва: продление Люблинско-Дмитровской линии

    В преддверии праздника Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы сообщил о высоком уровне готовности трёх станций участка продления Люблинско-Дмитровской линии метро — «Яхромской», «Лианозово» и «Физтеха». На них практически завершили земляные и монолитные работы и начали архитектурную отделку пассажирских и служебных зон с монтажом инженерных систем. Длина нового участка со станциями и оборотными тупиками составляет порядка 6 км.

    Руководство АО «Мосинжпроект» (Группа компаний — генпроектировщик и генподрядчик строительства линий и станций столичного метро) напомнило, что механизированная проходка всех межстанционных тоннелей участка общей протяжённостью свыше 9 км в однопутном исчислении уже завершена. Выполнено их жёсткое основание, ведётся устройство верхнего строения пути.

    Станция «Яхромская» расположена вдоль Дмитровского шоссе, между Яхромским проездом и улицей 800-летия Москвы. Её открытие улучшит транспортное обслуживание районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Бескудниковский и Лианозово, а также посёлка Северный: их жители смогут сэкономить до 20 мин. при поездках по городу.

    Недавно на новой станции выполнили монтаж художественной композиции, посвящённой 800-летию Москвы. Панно занимает 160 м на 5 м и рассказывает о жизни столицы в 1947 году. 22 сюжета о жизни москвичей в середине прошлого века на 111 панелях, где одна графическая история перетекает в другую, сложили в единую композицию. Авторами выступили архитекторы Николай Шумаков и Александр Некрасов, а также художник Александр Рукавишников. Тематика юбилея города в 1947 году была выбрана в связи с расположенной рядом с «Яхромской» улицей 800-летия Москвы.

    Сами работы заняли порядка двух недель. Каждая часть панно собиралась из нескольких устойчивых к температурным воздействиям алюминиевых сотовых плит размером полтора на пять метров. Для этого на бетонной стене установили каркас из стальных балок, на котором подвесили алюминиевую подсистему, состоящую из кронштейнов и профилей. Такой крепёж позволил обеспечить жёсткость конструкции и минимизировать возможность деформации элементов. Композиция будет сочетаться с другими элементами архитектурной отделки «Яхромской»: на платформе ведётся монтаж алюминиевых панелей в цветах Москвы — красном и белом.

    Также на «Яхромской» началась отделка пола гранитом в пассажирской зоне южного вестибюля. Всего станция имеет два подземных вестибюля, которые будут связаны с обеими сторонами магистрали четырьмя пешеходными переходами. В южном вестибюле, который выходит к улице 800-летия Москвы, ведётся укладка пола кассового зала. Также строители приступили к отделке пола и стен пешеходного перехода, ведущего от входа на станцию к чётной стороне Дмитровского шоссе.

    В вестибюле и в кассовом зале размещается большое количество инженерных систем — противопожарных и видеонаблюдения — поэтому отделка идёт по мере готовности монтажа оборудования. Также на стенах пассажирской зоны вестибюля установят алюминиевые трёхслойные панели с антивандальным покрытием.

    Кроме этого, руководство холдинга уточнило, что для устройства подземных переходов, идущих от обоих вестибюлей к нечётной стороне магистрали, сейчас проводятся работы по временному изменению схемы движения на шоссе. Благодаря двум вестибюлям и четырём подземным переходам у горожан появятся удобные подходы к новой станции Люблинско-Дмитровской линии метро со стороны расположенных рядом жилых домов и общественно-деловой застройки.

    Тем временем на платформе станции метро «Физтех» устанавливают световое оборудование. Перед монтажом мачт освещения смонтировали один напольный светильник. По нему планируют отрегулировать схему подсветки зала. Проект станции предусматривает размещение напольных световых конструкций в форме расширяющихся вверх конусов — такой силуэт будет присущ обрамляющим наземный вестибюль колоннам, создающим образ «храма науки». Также на платформе появятся широкие скамейки со встроенными элементами освещения в торцах. Они придадут дополнительный свет односводчатой станции.

    В свою очередь, руководство АО «Мосинжпроект» пояснило, что на «Физтехе» завершаются земляные и монолитные работы. Обратная засыпка выполнена более чем наполовину. Началось устройство инженерных сетей, в частности, прокладка канализации и архитектурная отделка. В работе оба вестибюля станции. А в оборотных тупиках в составе станционного комплекса заканчивается устройство монолитных конструкций, ведётся монтаж кабельных кронштейнов и сварка ходового рельса. Станция Физтех расположится вдоль Дмитровского шоссе севернее перекрёстка с улицей Академика Ландау.

    25 июня сайт Московского транспорта информировал о готовности станции «Лианозово» на 76%. С тех пор она стала ещё выше. Строительство основных конструкций почти завершено. Сейчас ведутся архитектурно-отделочные работы и устройство инженерных систем. По сведениям интернет-портала «Российской газеты», её оформят в сдержанных тонах. Главные цвета — тёмно-серый и бежевый. Колонны, потолок и путевые стены облицуют металлическими панелями, пол — полированными плитами. Наземные павильоны «окрасят» в салатовый — цвет ветви. Северный вестибюль интегрируют с входом на станцию и строящимся пешеходным переходом через Лианозовский проезд, а южный — с подземным переходом через Лианозовский проезд, открытым в мае 2020 года и строящимся переходом через Дубнинскую улицу.

    Рядом же возводится станция МЦД-1. Новый транспортный узел обеспечит сразу несколько районов Москвы и Подмосковья. В пешей доступности — жилые кварталы районов Лианозово, Восточное Дегунино и Дмитровский, где проживают порядка 30 тыс москвичей. Станция позволит сократить время поездки до 30 мин. Например, до «Марьиной Рощи» БКЛ можно будет доехать за 21 мин., а до МЦК — за 12 мин.

    Кроме этого, чтобы организовать удобную пересадку между метро, МЦД-1 и наземным общественным транспортом, существующую станцию МЦД-1 реконструируют и перенесут на 350 м в сторону Московской области. Параллельно возводятся две пассажирские платформы и два подземных вестибюля. Станции метро и МЦД-1 будут стыковаться подземными переходами. Таким образом, пересадка займёт 2-3 мин.

    Ещё одна стройка — городской вокзал. Его возводят по стандартам Московского транспорта: с лифтами и эскалаторами, навесами на всю длину платформы, понятной навигацией и информационными табло. Инфраструктура будет удобна маломобильным пассажирам и родителям с маленькими детьми.

    Создание транспортно-пересадочного узла позволит:

    • сократить время в пути за счёт новых маршрутов;
    • организовать комфортную пересадку между разными видами городского транспорта;
    • обеспечить удобный и безопасный проход под железнодорожными путями МЦД-1;
    • снизить нагрузку на станции Серпуховско-Тимирязевской линии и на прилегающую улично-дорожную сеть.

    Москва: продление Солнцевской линии

    Новшества ожидают не только Люблинско-Дмитровскую линию метро. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы проинформировал о монтаже многоугольных панелей на станции «Аэропорт Внуково» участка продления Солнцевской линии метро. Готовность работ превысила 60%.

    В отделке сочетаются натуральный материал и алюминиевые панели. Пол и часть путевых стен уже облицевали светло-серым мансуровским гранитом. Этим материалом также отделывают колонны. Недавно приступили к монтажу алюминиевых панелей в виде многоугольников, напоминающих шлифованную нержавеющую сталь. Они украсят часть стен, колонн и потолок станции. На последнем будут сочетаться панели стального цвета со вставками из тёмно-синих деталей.

    Художественное решение станции «Аэропорт Внуково» — продолжение архитектурного ансамбля Терминала А воздушной гавани, а оформление посвящено работе конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева. В начале платформы около эскалаторного хода разместят один из главных художественных элементов — композицию «Гражданские самолёты КБ Туполева и портреты их создателей». Её выполнят в технике цифровой печати на алюминиевых панелях.  К монтажу приступят на завершающем этапе архитектурно-отделочных работ.

    Помимо платформенного участка, ведётся отделка в кассовом зале вестибюля: стены оформляют мрамором, а пол — гранитом. Выход со станции интегрируют с подземным переходом: через него пассажиры смогут попасть из метро прямо в терминал аэропорта Внуково. Также идут отделочные работы в технической зоне станции. Готово 90% помещений.

    Кроме этого, стартовала обкатка эскалаторов. Три эскалатора длиной 14,7 м соединяют платформенный участок станции «Аэропорт Внуково» с вестибюлем. Оборудование подъёмных механизмов смонтировано, ведутся пусконаладочные работы и начинается обкатка. Впереди — грузовые испытания. К обкатке приступили после завершения монтажа оборудования тягово-понизительной подстанции (ТПП).

    ТПП — «сердце» любого станционного комплекса. Оно питает все системы. На электрические щиты «Аэропорта Внуково» подано постоянное напряжение, продолжается установка инженерных систем — силовых и слаботочных кабелей, трубопроводов и воздуховодов. Также ведётся архитектурная отделка технической и пассажирской зон, обратная засыпка котлована.

    Название для конечной станции Солнцевской линии москвичи выбрали в прошлом году.

    Ко всему прочему идут работы и на другом объекте продления Солнцевской линии метро: начался монтаж алюминиевых панелей с графическими изображениями российских летательных аппаратов на станции «Пыхтино». На одной из путевых стен устанавливают панели с изображениями самолётов: перед пассажирами предстанет история российской авиации — от винтового Ту-2 до сверхзвукового Ту-160 и современного лайнера Ту-204. Элементы отделки с графическими изображениями изготовили на предприятии в Беларуси.

    Другим «авиационным» элементом оформления являются потолочные световые конструкции в виде самолётных турбин. Первая уже обрела окончательный облик — на каркасе завершили монтаж светового оборудования и декоративных алюминиевых панелей. Устройство ещё девяти «турбин» продолжается. Облик «Пыхтино» посвящён авиационной тематике в связи с расположением станции — рядом находятся улицы Лётчика Грицевца, Лётчика Ульянина и Авиаконструктора Петлякова.

    На платформе почти закончена отделка гранитом пола и цоколя путевых стен. Ведётся оформление гранитными плитами и алюминиевыми панелями-чешуйками наклонного хода эскалатора. Он связывает платформу с вестибюлем станции. Также в наклонном ходу приступили к монтажу светильников.

    Благодаря вводу нового участка Солнцевской линии со станциями «Пыхтино», «Аэропорт Внуково» и метромостом через реку Ликову, улучшится транспортное обслуживание Троицкого и Новомосковского округов столицы, а Внуково станет первым в России аэропортом с собственной станцией метро.

    В Новосибирске перенесли ввод в эксплуатацию станции метро

    В Новосибирске строительство развивается не такими стремительными темпами. В частности, срок ввода в эксплуатацию станции метро «Спортивная» снова перенесли. Об этом сообщило сетевое издание Om1.ru со ссылкой на пресс-службу Заксобрания региона.

    Окончание строительства сдвинули на 1 октября 2023 года. Контракт продлён до 31 декабря, чтобы произвести «все завершающие процедуры». По информации источника, техническая готовность объекта составляет 95%. Выполнены все работы по конструктивным элементам и монтажу основного оборудования.

    Ситуацию прокомментировал мэр города. По его словам, задержка произошла из-за подготовки документов: властям требуется больше времени на получение разрешения, а именно экспертизы в Москве, которая длится несколько этапов.

    Запуск станции планировался в июне, ко Дню города. Однако позднее сроки сместились на июль. Изначально же ввод в эксплуатацию планировался в сентябре 2022 года.

    Летом в Московском метрополитене обновляют действующие станции центра города. Уже закончен ремонт на «Боровицкой» и «Полянке», а также начаты новые работы, которые приведут к временному ограничению движения пассажиров. В частности, с 11 июля ремонтируется эскалатор в переходе между станциями «Белорусская»-кольцевая и «Белорусская»-радиальная.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)