В Оренбурге и Подмосковье главные автобусные компании поглощают частных перевозчиков

  • Дарья Гербер
    21 августа 2023 г. — 17:10
    533
    Иллюстрация: 

    «Видное 24» / vidnoe24.ru

    Доля перевозчиков с государственным или муниципальным участием на автобусном транспортном рынке возрастает. Ещё в начале августа стало известно о крупной сделке, которая привела к установлению относительного баланса на рынке перевозок Оренбурга между муниципальным и частным кластером. После заключения сделки по приобретению уставного капитала компании «Лидерком» МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» стало контролировать примерно 50% доли местного рынка. И этот случай не единичный. С 1 сентября АО «Мострансавто» расширит присутствие в Московской области, приступая к работе на 180 дополнительных направлениях вместо частных перевозчиков и продолжая рассматривать покупку активов транспортных компаний. Кроме этого, власти Нижнего Тагила приняли решение воссоздать муниципальное транспортное предприятие.

    Муниципальный перевозчик Оренбурга приобрёл «Лидерком»

    Муниципальное казённое предприятие «Оренбургские пассажирские перевозки» (МКП «ОПП») приобрело уставной капитал компании «Лидерком», став её единственным учредителем. Стоимость сделки составила 60 млн рублей. Об этом сообщил портал «Урал56.Ру». Теперь МКП «ОПП» будет контролировать около 50% рынка городских перевозок.

    В муниципальном предприятии обозначили, что считают приобретение выгодным. По независимой оценке, активы «Лидеркома» составляют 132 млн рублей. Покупка же обошлась в два раза дешевле. Также вместе с компанией получено 95 автобусов. Среди них — 29 машин ПАЗ-320435-14 «Вектор Next» (плюс остатки лизинговых платежей). Также будет осуществлён переход на работу около 150 человек — водителей и сотрудников ремзоны. Ко всему прочему, МКП «ОПП» через «Лидерком» станет перевозчиком по нерегулируемым тарифам по трём крупным городским маршрутам №№ 59Н, 60Н, 65Н (бывшие №№ 39, 40, 52) и десятку небольших межмуниципальных, а также на маршрутах по регулируемым тарифам №№ 23, 24, 47, 90. Также МКП «ОПП» продолжает обслуживать два троллейбусных маршрута №№ 4, 12, автобусные маршруты №№ 2, 6, 7, 10, 20, 21, 46 и садоводческие сезонные.

    По сведениям источника, закрытие компании «Лидерком» не планируется. Она продолжит работать при взаимодействии с МКП «ОПП», где и будет базироваться — на просп. Автоматики и, возможно, на Рыбаковской ул. в троллейбусном депо. Отмечается, что приобретение велось только за средства муниципального предприятия, бюджетные деньги задействованы не были.

    Сделка не осталась незамеченной со стороны областного информационного портала «Южный Урал». Если раньше доля МКП «ОПП» составляла чуть более 20%, то после приобретения рынок оказался поделён пополам. В свою очередь, бывший представитель «Лидеркома» подтвердил, что бюджетных денег в сделке не было, и это являлось одним из условий подписания контракта.

    Для Оренбурга сейчас важно увеличение доли муниципального транспорта в городе. Это даёт пассажирам большую уверенность, а мэрия может контролировать своё предприятие и влиять на тарифы.

    АО «Мострансавто» расширит присутствие в Подмосковье?

    В свою очередь, по сведениям портала MSKNovosti.ru, подмосковный автобусный перевозчик АО «Мострансавто», образованный в 2019 году путём реорганизации одноимённого государственного унитарного предприятия, планирует заместить группу компаний «Ранд-Транс» на региональном рынке. Вывод сделан на основе данных по сайте госзакупок.

    10 августа АО «Мострансавто» разместило аукцион «Оказание услуг по оценке рыночной стоимости 100% доли участия в уставном капитале ООО «Ранд-Транс», а также проведение экспертизы саморегулируемой организации оценщиков на отчёт об оценке». Планировалось, что подача заявок завершится 18 августа, однако 14 августа «Мострансавто» объявило об отмене закупки. 15 августа был объявлен аналогичный аукцион, но уже в отношении ООО «Стаффтранс», также входящего в группу компаний «Ранд-Транс». Приём документов ведётся до 23 августа, подведение итогов намечено на 25 августа.

    Кроме того, в последние недели проходили тендеры на регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам в округах Московской области. Группа компаний «Ранд-Транс», будучи вторым по величине областным перевозчиком, не подала ни одной заявки. Победителем почти всех тендеров в Домодедове, Одинцове, Наро-Фоминске, Ленинском, Богородском, Дмитровском, Истре, Красногорске, Лобне, Химках, Долгопрудном, Балашихе, Раменском и Можайске стало АО «Мострансавто». 18 августа по всем маршрутам были заключены госконтракты с Министерством транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры на обслуживание в течение сентября-октября 2023 года. В этот же день, 18 августа, «Мострансавто» разместило три закупки у единственного поставщика на аренду подвижного состава без экипажа общей суммой более 262 млн руб. Всего предполагается взять в аренду 1000 единиц подвижного состава 2012-2022 годов выпуска: 200 автобусов у ООО «Альфа Грант», 544 у ООО «Ранд-Транс» и 256 у ООО «Стартранс». Из них 413 машин — большого класса (138 Volgabus 52700H, 84 ЛиАЗ-5292.67, 59 Lotos-105C02, 37 Golden Dragon XML6127JR, 20 Yutong ZK6122H9, 18 МАЗ-203.016, 13 МАЗ-103.486, 12 Golden Dragon XML6126JR, 11 Golden Dragon XML6127CN, по пять Volgabus-528502 и МАЗ-203.016, по три ЛиАЗ-5292.60 и Lotos-206, два МАЗ-103.469, по одному Foton-BJ6122, Iveco Crossway и МАЗ-103.485), 218 — среднего класса (71 ПАЗ-320435-04, 58 МАЗ-206.086, 53 ПАЗ-320405-04, 18 МАЗ-206.085, 10 ПАЗ-320412-04, шесть ПАЗ-320406-04, по одному VSN 700 и МАЗ-203.069) и 369 — малого класса (200 Mercedes Benz 223237, 52 Луидор-225019, 42 ГАЗ A65R36, 32 ГАЗ A64R42, 23 ГАЗ A65R52, по четыре Mercedes Benz 223203, Mercedes Benz 2232DP  и ГАЗ A68R52, по три Ford Transit и Irito-Boxer L4H2M2-A, два ГАЗ A65R32).

    С 1 сентября АО «Мострансавто» вместо предприятий группы «Ранд-Транс» приступит к обслуживанию маршрутов:

    • связывающих со станциями Московского метро: №№ 110, 121, 139, 273, 302, 303, 308, 309, 314, 320, 322, 351, 355, 356, 361, 364, 367, 368, 372, 383, 384, 392, 395, 404, 419, 420, 433, 434, 438, 439, 444, 454, 456, 459, 465, 466, 469, 471, 472, 477, 482, 484, 489, 490, 496, 499, 502, 504, 505, 508, 512, 519, 540, 541, 545, 565, 568, 569, 572, 581, 597, 818, 860, 889, 1062, 1201, 1202;
    • в районе городского округа Домодедово: №№ 1, 2, 6, 8, 11, 12, 14, 18, 21, 22, 23, 26, 30, 31, 32, 33, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 51, 53, 55, 56, 57, 58, 60, 62;
    • в районе Ленинского городского округа: №№ 2, 3, 6, 7, 8, 10, 24, 27, 29, 35, 44, 379, 1039, 1040, 1042;
    • в районе Одинцовского городского округа: №№ 2, 3, 35, 63, 66, 80, 83, 1025, 1053, 1055, 1056;
    • в районе Мытищинского городского округа: №№ 4, 11, 22, 24, 25, 31, 37, 42, 47, 60, 70, 73;
    • в районе городского округа Подольск: №№ 59, 61, 67, 1036, 1045, 1048, 1050, 1051, 1052, 2061;
    • в районе городского округа Химки: №№ 5, 7, 21, 22, 30, 26, 27, 28, 29, 41, 42, 44, 50, 51;
    • в районе городского округа Долгопрудный: №№ 5, 6, 7, 8, 32, 33, 38, 1078, 2078;
    • в районе Наро-Фоминского городского округа: №№ 25, 27, 32, 1023, 1031, 1038;
    • в районе Богородского городского округа: №№ 3, 6, 26, 42;
    • в районе городского округа Королёв: №№ 28, 31, 48;
    • в районе Раменского городского округа: №№ 38, 39;
    • в районе городского округа Балашиха: № 10;
    • в районе Щёлковского городского округа: № 50.

    Предприятия группы компаний «Ранд-Транс» (ООО «Ранд-Транс», ООО «Альфа-Грант», ООО «Домтрансавто», ООО «Стартранс», ООО «Автомиг» и другие) активно вытесняли «Мострансавто» с рынка подмосковных перевозок с 2017 года. Однако в последнее время жители неоднократно оставляли негативные отзывы на качество работы «Ранд-Транса». В частности, пассажиры жаловались на состояние салонов, несоблюдение расписания, невозможность расплатиться банковскими картами, «Стрелкой» и «Тройкой». Кроме этого, водители несколько раз устраивали забастовки из-за условий труда и задержки заработной платы, что приводило к транспортным коллапсам в Домодедове и Королёве.

    В начале 2022 года массовая смена перевозчиков в Подмосковье привела к коллапсу на многих направлениях, особенно в Домодедовском и Ленинском городских округа. Тогда в ходе торгов с многих направлений ушло «Мострансавто». Как показало время, новые перевозчики оказались не готовы к работе на полученных ими маршрутах в течение 2022-2026 годов, как предполагали условия госконтрактов.

    В Нижнем Тагиле готовятся к воссозданию транспортного МУП

    На этом фоне в Нижнем Тагиле 15 августа городской администрацией подписано распоряжение Нижнего Тагила № 192-РА «О создании рабочей группы по организации муниципального автотранспортного пассажирского предприятия в городе Нижний Тагил». Документ опубликован на официальном сайте мэрии. По сведениям информационного агентства «Все новости», в группу войдут представители мэрии, горхозяйства, управления муниципального имущества, руководство «Тагильского трамвая», а также юристы, экономисты и руководители Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области. Заседания будут проводить не реже раза в 10 рабочих дней.

    Специалистам предстоит разработать решения по созданию МУПа, определить формы и способы осуществления перевозок. Вся прежняя инфраструктура утеряна. На торгах шесть лет назад продали всё, что оставалось от бывшего ПОПАТа. За 57,2 млн рублей ушли автобусные боксы на Восточном шоссе, а за 5 млн рублей реализовали 24 автобуса марок ЛиАЗ, ПАЗ и КАВЗ. Поэтому для создания МУПа потребуется сформировать автопарк и площадку, а также нанять штат инженеров, механиков, медиков и водителей.

    Ожидается, что в состав нового предприятия войдёт около 70 единиц техники. Более 50 автобусов закупят до конца 2023 года за счёт специального казначейского кредита на 15 лет под 3%. Ещё 17 СИМАЗов приобретено по федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» в 2020 году. Сейчас они в аренде у коммерческих перевозчиков, но муниципалитет вправе вернуть транспорт.

    Идея воссоздать муниципальное транспортное автопредприятие родилась после многочисленных жалоб тагильчан на маршрутчиков. По мнению городских властей, частники не чувствуют конкуренции и не повышают качество перевозок. Более того, речь о несоблюдении расписания, грубости со стороны водителей, отсутствии безналичного расчёта и не всегда подобающем санитарном состоянии салона. Управление горхозяйством выписывало штрафы, но это не решило проблемы.

    Пока же новые автобусы прибывают в распоряжение действующих муниципальных перевозчиков в других регионах. В частности, Геленджик приобрёл пять автобусов, а в Астрахани идёт планомерная поставка крупной партии техники в рамках второго этапа транспортной реформы. Владикавказ получил новые «Вектор Next» и ждёт поставку по программе «Развитие общественного транспорта». Есть новинки и в Брянской области: 17 машин распределили между тремя перевозчиками.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)