Трамвай обновляется: ход работ в Саратове, Челябинске, Москве, Курске, Орле и Перми

  • Дарья Гербер
    24 сентября 2023 г. — 11:00
    497
    Иллюстрация: 

    Московский метрополитен / mosmetro.ru

    Инфраструктура городского электротранспорта обновляется как в городах, попавших в пилотный федеральный проект, так и в оставшихся вне программы модернизации электротранспорта. В Саратове начато сооружение линии скоростного трамвая. В Перми открыт первый модернизированный по концессии участок путей. В Курске для продолжения работ оборудовали временный пункт обслуживания трамваев. Сразу на нескольких участках ведётся модернизация трамвайной сети Челябинска. В Орле готовятся к возвращению трамваев в центр города и к железнодорожному вокзалу: завершается реконструкция исторического Красного моста. В самодостаточной Москве для продолжения реконструкции депо имени Апакова на два месяца закрывается трамвайное движение по Шаболовке.

    Пилотный проект: промежуточные итоги

    В Правительстве России прошло совещание по вопросам реализации проекта развития городского электротранспорта в регионах. На нём подведены промежуточные итоги программы, рассчитанной на несколько лет. Первые трамваи уже вышли на линию.

    Восемь из 10 регионов, участвующих в проекте уже приступили к строительно-монтажным работам. В их числе Краснодарский и Пермский края, Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская области.

    Также федеральный проект предусматривает внедрение цифровой платформы по управлению общественным транспортом. Она включает несколько модулей, в том числе для информирования пассажиров. Благодаря этому, можно узнавать актуальное расписание, прокладывать удобный маршрут и отслеживать движение транспорта с помощью мобильного приложения.

    Однако электротранспорт нуждается в модернизации и за пределами 10 регионов-участников пилотного проекта.

    В Саратове продолжается строительство скоростного трамвая

    По сведениям ИА «Взгляд-инфо», в Саратове определён подрядчик, который построит скоростной трамвайный маршрут № 3, следующий от 6-й Дачной до Мирного переулка. Результаты конкурса опубликованы на сайте «Госзакупки». Торги ООО «Саратовгорэлектротранс» объявили 10 июля, работы оценили в 6,532 млрд рублей. Реконструировать трамвайную линию требуется до 30 ноября 2024 года.

    На статус исполнителя претендовали два юрлица — столичное ООО «СП Транстоннельстрой» и петербургское ООО «Производственно-коммерческая фирма «Снарк». Заявка последнего не соответствовала уровню ответственности в рамках представленного членства СРО.

    Таким образом, победителем стал «Транстоннельстрой». Компания победила в третьем конкурсе по этапу реконструкции трамвайных путей, контактной сети и кабельных линий между остановками «6-я Дачная» и «Школа № 52» (трамвайный маршрут № 6). Стоимость контракта составила 1,345 млрд рублей. —Также она выиграла четвёртый конкурс — по трамвайной сети «Стадион «Волга» — ул. Усиевича, завод Зуборезных станков — Комсомольский посёлок» (маршрут № 8) в Заводском районе Саратова. Стоимость контракта составила почти 2,224 млрд рублей.

    Ранее прошёл конкурс на проведение работ по реконструкции тяговых подстанций. Начальная цена контракта составила 2,723 млрд рублей. Ставшее победителем ООО «ФракДжет-Строй» должно реконструировать подстанции ТП-1, ТП-15, ТП-24, ТП-26 и КА-СУТС, трамвайные пути, контактные сети и кабельные линии трамвайной сети от остановки «Детский парк» до остановки «Завод зуборезных станков» (маршрут № 9).

    Победителем второго конкурса, на проведение работ по реконструкции транспортной развязки в районе «Стрелки», стало ООО «Поволжская мостостроительная компания». Стоимость контракта составила 1,575 млрд рублей.

    Ранее, 17 октября 2022 года, ООО «СГЭТ» и КУИ Саратова заключили концессионное соглашение «О создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования». Уставный капитал учреждённого 31 мая 2022 года ООО «СГЭТ» составил 10 тыс рублей. По концессионному соглашению необходимо реконструировать трамвайную сеть Саратова и построить транспортную развязку в районе «Стрелки» в четыре этапа:

    1.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки «Детский парк» до остановки «Завод Зуборезных станков» (маршрут № 9).

    2.  Строительство скоростной трамвайной линии Мирный пер. — 6-я Дачная (маршрут № 3). Реконструкция транспортной развязки на пересечении просп. им. 50 лет Октября, ул. Тракторная и ул. Большой Горной в границах территории ул. Рябиновская, просп. им. 50 лет Октября, ул. Молочная, ул. Мельничная, ул. Соколовая, Мурманский проезд, ул, Тракторная в Кировском районе г. Саратова — реконструкция путепровода над железнодорожными путями.

    3.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки «Стадион «Волга» — ул. Усиевича Г. А., завод Зуборезных станков — Комсомольский пос.» (маршрут № 8).

    4.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки «6-я Дачная» до остановки «Школа № 52» (трамвайный маршрут № 6).

    Таким образом, без торгов пока остаётся этап реконструкции путепровода в районе «Стрелки». 6 марта администрация Саратова обнародовала планы по обеспечению транспортной доступности населения на время работ этого этапа. Модернизация трамвайной сети рассчитана на 2023–2026 годы, финансирование будет осуществляться за счёт субсидий федерального бюджета, госкорпорации ВЭБ.РФ, Фонда национального благосостояния и средств концессионера. Размер инвестиций составил 17,341 млрд рублей. Концессионер сможет использовать обновлённую транспортную инфраструктуру по 31 декабря 2047 года.

    Также в мае 2022 года на сентябрь было анонсировано начало строительства лёгкого наземного метро. Результатом станут новые скоростные трамвайные линии, связывающие окраины Заводского и Ленинского районов — Комсомольский посёлок и Поливановку. Скорость движения будет в пять раз выше курсирующих сейчас трамваев.

    Кроме того, запланировано строительство 67 км новых трамвайных путей и остановок, подвижной состав будет ультрасовременным и высокотехнологичным, включая климат-контроль и Wi-Fi.

    Пока же мэрия города в официальном телеграм-канале обозначила, что с 11 сентября ввиду реализации проекта «Скоростной трамвай» увеличено количество подвижного состава на автобусном маршруте № 19, который дублирует трамвайный маршрут № 9. Количество автобусов малой вместимости увеличено с восьми до 13, а количество автобусов большой вместимости —  с двух до трёх.

    В свою очередь, телеграм-канал «Скоростной трамвай» рассказал о ходе работ на трамвайных маршрутах №№ 6, 8 и 9. На маршруте № 9 работы ведутся по ул. Огородной, Слонова, Большой Садовой и Разина. Демонтировано 200 м рельсового полотна по ул. Слонова и вывезено 50 куб. грунта. На маршруте № 8 — работы по ул. Огородной. Демонтировано 8873 м контактного кабеля (62%), 12479 м рельсового полотна (35%) и 67 опор линий электропередачи (22%). На маршруте № 6 идут работы по ул. Гвардейской. Демонтировано 16238 м рельсового полотна (88%) и 12195 погонных метров контактного провода (демонтирован на 100%). Также полностью завершено строительство здания строительного штаба на кольце трамвая № 6.

    В Челябинске ремонтируют пути

    Канал «Транспорт Челябинской агломерации» сообщил о статусе капремонтов трамвайных путей:

    •  идёт замена второй половины узла у Депо 1, выезд вагонов из депо с 14 сентября осуществляется в сторону ул. Горького;
    • на узле Монтажный колледж открыто движение с Пятилетки направо на Горького (движение трамваев с Горького направо на Пятилетку пока закрыто);
    • на Свердловском — укладка плитки в межрельсовом пространстве, доустановка бордюров, далее — укладка последнего участка пути в кривой у ул. Труда, после — начнётся ремонт большими плитами переезда с Воровского;
    • начались работы на кольце Чичерина с планированием продления 4-й тупикового пути для увеличения мощности кольца на перспективный рост выпуска;
    • темпы работ по Цвиллинга будут ускорены, что потребует ограничения трамвайного движения в выходные дни.

    Московская реконструкция

    Тем временем в Москве продолжается реконструкция исторического трамвайного депо им. П. Л. Апакова, а также идёт подготовка к укладке новых путей. По сведениям телеграм-канала «Дептранс. Оперативно», чтобы приступить к новому этапу реконструкции, с 23 сентября будет приостановлено движение трамваев по Шаболовке.

    Трамвайные вагоны поедут по изменённым маршрутам:

    • № 14 не работает, на улице Вавилова следует воспользоваться трамваем № 39;
    • №№ 26, 38 объединяются в единый маршрут № 38+26 от метро «Пролетарская» через Серпуховский Вал и Черёмушки до метро «Университет»;
    • № 47 укорачивается до Серпуховского Вала вместо метро «Октябрьская».

    Также вместо трамваев будут работать автобусы 026 — от метро «Октябрьская» до Духовского переулка. Они поедут без остановок от Духовского переулка к метро «Тульская», а затем через Серпуховский Вал вернутся на Шаболовку. В районе Духовского переулка нет места для разворота автобусов — только такая схема движения позволит сохранить транспортные связи. От метро «Шаболовская» к метро «Октябрьская» автобусы поедут без остановок через улицу Академика Петровского и Ленинский проспект.  Ориентировочно изменения сохранятся до конца ноября.

    Кроме этого, ГУП «Московский метрополитен» проинформировал о начале ремонта трамвайных путей на Рогожском Валу. Участок полностью закрыт. Обновление идёт, пока сотрудники РЖД ведут строительство железнодорожного путепровода над шоссе Энтузиастов. За время реконструкции будут уложены новые рельсы, заменены шпалы на железобетонные и обновлено верхнее покрытие. Также после строительства путепровода будет обустроена новая система водоотведения, а уровень трамвайных путей под эстакадой станет ниже. Это увеличит скорость движения трамваев. Выставление трамвайного движение планируется в конце 2023 — начале 2024 года. Пока же здесь ходят бесплатные автобусы 012.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:47 17.10.2023:
    Ремонтные работы на Шаболовке начались только с 14 октября, при этом во изменение первоначальных планов маршруты №№ 14 и 47 объединены в единый № 47+14.

    В Курске — пункт временного обслуживания трамваев

    В Курске в связи с реконструкцией трамвайных путей заработал пункт временного досмотра и обслуживания трамваев. Он находится на разворотном кольце на улице 1-й Пушкарной. Временно трамваи не заходят в депо. Об этом сообщило сетевое издание KURSKCITY.

    Пункт оборудован всем необходимым для технического обслуживания. Конструкция объекта быстросборная, поэтому её используют на следующих этапах реконструкции трамвайных путей.

    Пока же завершаются строительно-монтажные работы на первом этапе. Специалисты завершили укладку трамвайных плит на участке между остановками «ЗАО «КПК» и «Восточное депо». Подрядчик устанавливает бордюрный камень и приступает к чистовой отделке.

    Напомним, что между Курской областью и компанией «Мовиста Регионы Курск» заключено концессионное соглашение. В соответствии с ним реконструируют более 42 км трамвайных путей, восемь тяговых подстанций и трамвайное депо, установят около 90 новых остановочных павильонов. Также будет закуплено 22 низкопольных трамвая. Поставка семи из них ожидается до конца 2023 года.

    В Орле провели диагностику

    По сведениям ИА «Орёлград», в Орле проведена диагностика трамвайных путей, расположенных на территории Железнодорожного района. Строительная компания «Северный путь» завершила предварительное обследование и представила план восстановления полотна. Речь о ремонте наиболее проблемных участков. Возможно, потребуется перекрытие движения. Ожидается, что работы завершатся к концу ноября — к открытию Красного моста.

    Также государственную экспертизу проходят проекты ремонта трамвайных путей по улице Пушкина, а также по улицам Гостиной и Карачевской, которые находятся в Заводском районе. Они предусматривают полную замену энергохозяйства — и рельсов, и контактной сети.

    В Перми запущено трамвайное движение

    14 сентября в Перми запустили движение трамваев по новым путям на улице Куйбышева. Об этом проинформировал портал «В курсе.ру» со ссылкой на пресс-службу мэрии. Вагоны следуют по маршруту № 5 от стадиона «Динамо» до улицы Белинского. Трамвайная остановка «Глеба Успенского» в направлении Центрального рынка смещена на несколько метров и находится напротив существующей остановки в направлении Бахаревки.

    На участке выполнили работы по укладке 2,22 км путей и их сварке, обустроили посадочные платформы и провели обкатку путей. Ход трамваев стал более плавным, а уровень шума во время движения снизился. Параллельно с запуском вдоль улицы продолжились работы по обустройству контактной сети и оснащению остановочных пунктов. Их завершат в течение осени.

    Также после запуска трамваев по улице Куйбышева автобусный маршрут № 71, который был дублирующим на время ремонта, продолжил свою работу. Однако его маршрут несколько изменился. Движение сохранено в микрорайоне Крохалева, а после остановки «Строительный факультет» с улицы Куйбышева автобусы перенаправлены на улицу Сибирскую и продлены до станции «Пермь I». В перспективе маршрут запустят по улице Яблочкова. Это станет возможным после обустройства остановочных пунктов. Таким образом будет обеспечена транспортная доступность для строящихся жилых домов в этом микрорайоне.

    Также телеграм-канал «Группа Мовиста» обозначил, что до конца 2023 года планируется завершить реконструкцию путей на ул. Дзержинского и частично выполнить работы по ул. Мира. Помимо инфраструктуры обновляется и подвижной состав — в город продолжают поступать новые «Львята».

    Ранее в Туле завершили ремонт трамвайных путей на основном участке этого года. В Волжском в строй вернулись три трамвайных маршрута, на время ремонта путепровода заменённых автобусами. В Санкт-Петербурге подвели промежуточные итоги года по модернизации трамвайных путей и обозначили дальнейшие планы.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)