Трамвай: обновление и стройка в Саратове, Туле, Красноярске, Петербурге, Ростове, планы Самары

  • Дарья Гербер
    12 октября 2023 г. — 16:55
    393
    Иллюстрация: 

    Трамвайная линия «Славянка» / ВКонтакте

    Несмотря на приближение холодного сезона, в регионах идут ремонт и строительство трамвайной инфраструктуры. В Саратове продолжается реализация проекта «Скоростной трамвай»: временно закрыт ещё один рельсовый маршрут, а с 1 ноября вводится субсидирование компенсационных автобусных рейсов с понижением стоимости тарифа до 10 руб. В Туле и Красноярске продолжается капремонт путей. В Ростове-на-Дону получено разрешение на строительство первого участка новой трамвайной линии в рамках концессионного проекта. В Санкт-Петербурге на сети «Горэлектротранса» завершили ремонт одного из участков и продолжают возведение инфраструктуры для концессионного проекта «Славянки». Вместе с тем в генплан Северной столицы внесены изменения. В Самаре идея о привлечении концессионера для обновления путей и вагонного парка пока находится в стадии обсуждения.

    В Саратове заморожен ещё один маршрут и вводят регулируемые тарифы для компенсационных автобусов

    Реконструкция трамвайной сети Саратова требует всё большего закрытия действующих участков. МКУ «Транспортное управление» проинформировало об остановке трамвайного маршрута № 5 «Мирный переулок — Октябрьский пос.» с 10 октября. Движение остановлено в связи со строительно-монтажными работами на втором этапе реконструкции трамвайных путей, контактной сети и кабельных линий по объекту «Трамвайная сеть от остановки Стадион «Волга», ул. Усиевича Г. А., завод Зуборезных станков, Комсомольский пос. (трамвайный маршрут № 8)».

    По сообщению МУПП «Саратовгорэлектротранс», на период приостановки движения по маршруту № 5 изменён интервал движения на трамвайном маршруте № 7 — с 24 минут до 18 минут (количество вагонов увеличено с трёх до четырёх). Также для компенсации можно воспользоваться автобусным маршрутом № 38 «Лесная — Саратоворгсинтез», на котором увеличено количество подвижного состава на две единицы.

    Параллельно перевозчик обозначил, что трамвайный маршрут № 3, на который приходится 50% всего пассажиропотока электротранспорта, закроют на реконструкцию не раньше апреля 2024 года.

    До начала реконструкции трамваи были самым стабильно работающим видом городского транспорта в Саратове, и их компенсация автобусами недостаточно удобна для пассажиров. В качестве компенсационной меры, по сообщению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, стоимость проезда на автобусных маршрутах №№ 3А, 19А и 46Б, замещающих закрытые трамваи №№ 6,  8, 9, с 1 ноября составит всего 10 рублей. Маршруты перейдут в разряд субсидируемых, и власти пообещали решить проблемы, с которыми сталкиваются горожане — нехватка транспорта, несоблюдение интервалов движения, очереди и большая загруженность подвижного состава. 

    В свою очередь, портал ВЭБ.РФ обозначил, что генеральному подрядчику ООО «СП ТрансТоннельСтрой» направлен 151 млн рублей на модернизацию трамвайной сети Саратова. Средства используют для закупки строительных материалов, чтобы обустроить новое трамвайное полотно.

    Первые 306,3 млн рублей ВЭБ.РФ предоставил в июле 2023 года. Саратов стал одним из первых городов, который получил ассигнования на строительство транспортной инфраструктуры в рамках комплексной правительственной программы модернизации городского электротранспорта.

    Проект обновления саратовской трамвайной сети включает строительство и реконструкцию четырёх трамвайных линий общей протяжённостью 67 км. Будут реконструированы 11 тяговых подстанций и построен путепровод через железную дорогу. В Саратове появится обновлённая инфраструктура, новые трамвайные остановки, освещение, озеленение и ливневая канализация. Обязательства закреплены в концессионном соглашении. Общий бюджет проекта составил 17,3 млрд рублей. Из них 10,8 млрд рублей — доля ВЭБ.РФ.

    Саратовская область стала одним из регионов-участников программы комплексного развития электрического транспорта, которая охватывает 10 регионов.

    Трамваи для Самары может купить концессионер

    По сведениям сетевого издания «63.ру», ООО «Мовиста Регионы Самара» предложило городской администрации заключить концессионное соглашение. Оно предусматривает реконструкцию 20,5 км трамвайных путей, перекрёстка и тяговой подстанции, строительство тяговой подстанции, а также приобретение 45 трёхсекционных трамвайных вагонов.

    Реализация разбита на три этапа. Первый и второй предусматривают проектирование и реконструкцию первого километра пути в течение года. Третий — строительство 9,5 км трамвайных путей, реконструкцию 18,5 км путей и одного перекрёстка, строительство тяговой подстанции, ремонт уже существующей и поставку 45 трамваев. Выполнить такой объём работ также планируют в течение года. При этом отвечать за перевозки по-прежнему будет «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ).

    Вместе с тем источник обозначил, что решение ещё не принято. Потребность в концессии возникла на фоне невозможности единовременного обновления трамвайного парка за счёт средств городского бюджета. Стоимость одного трамвая составляет 70 млн рублей. На капремонт одной единицы уходит 43 млн рублей при условии дооборудования видеонаблюдением, кондиционерами, новыми пассажирскими сиденьями с переоснащением водительского места.

    Параллельно в «63.ру» задались вопросом, что концессионер получит взамен. Среди вариантов названы управление над инфраструктурой, что может привести к смене перевозчика, сокращению кадров и повышению платы за проезд. Кроме этого, у Самары уже есть опыт государственно-частного партнёрства на примере ликвидации «ПАТ», когда стали поступать жалобы на сокращение и ликвидацию маршрутов, а также увеличение интервалов движения.

    Пока же город в ожидании восьми белорусских трамваев, которые должны поступить до конца 2023 года.

    ООО «Мовиста Регионы Самара» создано в апреле 2022 года и первоначально называлось «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск». Однако осенью прошлого года на Сахалине отказались от дальнейшей проработки реализации концессионного проекта по развитию электробусов в столице регионального центра, после чего в «Группе Мовиста» переключились на новый проект в другом регионе.

    В Туле продолжается капремонт путей

    МКП «Тулгорэлектротранс» проинформировало о ходе капитального ремонта трамвайных путей на Павшинскому мосту от ул. Васина до ул. Нижняя Студенка, который начался в сентябре 2023 года.

    Протяжённость участка составляет 780 м в однопутном исчислении. Сейчас укладывают рельсошпальную решётку, полученную от ОАО «РЖД», и варят рельсовые штыки. Работы идут поэтапно в ночное время c ограничением движения трамвайных маршрутов №№ 10 и 14. Для выполнения задействовано 10 человек и четыре единицы техники.

    В Красноярске ремонт в разгаре

    Министерство транспорта Красноярского края сообщило о ходе ремонта трамвайных путей на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», начатого в начале месяца. Работы идут круглосуточно. На этапе подготовки демонтируют электрооборудование — контактный провод и продольный трос, а также кронштейны.

    На первом километре участка электрооборудование полностью убрано. Завершился демонтаж по нечётной стороне проспекта до дома № 127. На участке до ТЦ «Красноярье» разработали грунт в колее. Бригады движутся в сторону Предмостной площади.

    Всего вдоль главного проспекта правобережья отремонтируют 3,1 км трамвайных путей.  Ранее работы на этом участке проводили в 1980–1992 годах. Частично пути ремонтировали с 2013 по 2016 годы, но это были отрезки в районе домов №№ 55-57, 75-106 на Красрабе, а также улицы Московская и Коломенская.

    Сейчас работы запланированы на участке от Предмостной площади до здания № 106 по проспекту имени газеты «Красноярский рабочий». Специалисты снимут контактную сеть, после чего основной подрядчик заменит старые рельсы на новые и восстановит контактную сеть.

    Ожидается, что работы продлятся до июля 2024 года. Демонтаж, устройство и отсыпку основания, замену рельсов и установку бортов будут выполнять независимо от погодных условий. Асфальт уложат в весенне-летний период. 

    Средства на ремонт выделены из краевого бюджета в рамках региональной программы «Развитие транспортной системы».

    В Санкт-Петербурге ремонтируют и стоят пути, а также меняют генплан

    В Санкт-Петербурге продолжают обновлять трамвайные пути в центральной части города и развивают трамвайную сеть на окраине. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга проинформировал о завершении работ по замене трамвайных путей в Выборгском районе на участке от ул. Комсомола до Литейного моста. Протяжённость отремонтированного участка составила 0,5 кмоп.

    В сжатый срок специалисты демонтировали трамвайное полотно, заменили рельсошпальную решётку и уложили рельсы повышенной прочности для обеспечения безопасности хода подвижного состава. В конструкции применялись вкладыши, которые уменьшают воздействие шума и вибрации на окружающую среду. Также дорожники уложили около 3 тыс. м2 щебёночно-мастичного асфальтобетона на проезжей части. В зоне трамвайных путей специалисты использовали технологию укладки литой асфальтобетонной смеси. Свойствами такого покрытия являются упругость и эластичность.

    В ближайшее время начнутся работы на втором участке от ул. Комсомола до Лесного пр.  Всего на 2023 год запланирован ремонт трамвайных путей общей протяжённостью 22 кмоп.

    Параллельно идёт строительство трамвайной линии «Славянка» Как сообщил информационный ресурс проекта, специалисты готовятся к канализированию р. Волковка возле Балканской площади, разрабатывают котлован, изготавливают конструкции фундаментов и звеньев трубы канала. Осуществляется погружение свай и сооружение ростверков опор будущего путепровода через железнодорожные пути Витебского направления.

    Также идёт подготовка к устройству стапеля для сборки и последующей надвижки металлоконструкций путепровода, который пройдёт над Московским шоссе, КАД и Южным железнодорожным кольцом. Вместе с тем уже закончено возведение подвального помещения административно-бытового корпуса и фундаментов под производственную часть депо: началось строительству стен и колонн. Общая площадь депо составит более 115 тыс м2. Комплекс будет включать депо, здание инфраструктурных служб, два контрольно-пропускных пункта, тяговую подстанцию, котельную, очистные сооружения, стоянку для специально-технического транспорта, а также две открытые площадки для отдыха персонала и стоянку хранения велосипедов. Инфраструктура будет служить для отстоя, технического обслуживания, ремонта трамваев и управления движением 22 составов.

    Кроме этого, по сведениям «Фонтанки», комиссия по внесению изменений в Генплан закрепила в документе трамвайную линию в аэропорт Пулково. Она отойдёт от строящегося участка путей в «Славянку». Протокол опубликован на сайте КГА. Заявителями выступили комитет по инвестициям, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» и АО «Аэропорт "Пулково"».

    Ранее ООО «Пик-А» инициировало строительство линии в Пулково от жилого квартала Шушары, как ответвления от концессионной линии Купчино — Шушары — Славянка (КШС). Предприятие аффилировано с Газпромбанком, который является участником концессии по КШС. Сам банк предложил экспертизу инжинирингового центра «Инфраструктура ГЧП».

    Вместе с тем это не единственный проект обеспечения транспортной доступности Пулково. Есть предложение планировки для линии метро от станции «Проспект Ветеранов». Параллельно Минтранс согласовывает документацию по строительству в аэропорт железнодорожной ветки.

    В Ростове-на-Дону готовится новая трамвайная линия

    Главгосэкспертиза России сообщила о выдаче положительного заключения на модернизацию и создание инфраструктуры трамвая в Ростове-на-Дону для первого из этапв строительства новой трамвайной линии, которая соединит улицы Жданова и Малиновского. Завершение работ планируется в 2025 году.

    После подготовки дорожного полотна начнётся прокладка трамвайных путей. Предварительные работы уже начались. Линия пройдёт от западной окраины Ростова-на-Дону (микрорайон Левенцовка) к центру города. Транспортная артерия позволит сократить время в пути, разгрузит другие маршруты и поможет обходиться без пересадок. Проектируемый участок пройдёт по городской территории, застроенной многоэтажными жилыми домами с наличием густой сети коммуникаций всех назначений.

    До 2028 года компания-застройщик ООО «Синара — Городские транспортные решения Ростов-На-Дону» обновит почти 120 км трамвайных путей. Больше половины построят с нуля. Также проект модернизации предусматривает обновление подвижного парка, возведение депо и тяговых подстанций. Для перевозки пассажиров будут использовать низкопольные высокоскоростные вагоны, в основном — трёхсекционные.

    В качестве генерального проектировщика выступило АО «Ростовгражданпроект». Концессионным предложением предусмотрен запуск новых трамвайных маршрутов № 11 «микрорайон Левенцовский — Госпиталь ветеранов войн» и № 12 «микрорайон Левенцовский — Будённовский просп. — ул. М. Горького — Сельмаш».

    Параллельно в регионах продолжается обновление подвижного состава. Новые вагоны поступят в Челябинск, Магнитогорск и Барнаул. Мариуполь уже получил ретровагон, а Саратовская и Ярославская области внесли корректировки в планы.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)