Выделенные полосы от Москвы и Петербурга до Сахалина: запуски, планы и «откат» эксперимента

  • Дарья Гербер
    23 октября 2023 г. — 12:30
    390
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Дептранс Москвы»

    Одной из задач управления городской мобильностью является перераспределение потоков с индивидуального транспорта на обладающий большей провозной возможностью общественный. Осенняя реорганизация движения для предоставления приоритета для движения автобусов, троллейбусов и такси продолжает своё развитие в обеих столицах и регионах. В Москве и Санкт-Петербурге поделились планами дальнейшей организации выделенных полос. Их примеру следуют Новороссийск, Пенза и Ярославль. В отличие от них, в Краснодаре новая полоса уже заработала: 1 октября она стала продолжением ранее существующей «выделенки». 

    Иная ситуация в Южно-Сахалинске. Две из четырёх полос, открытых в сентябре в тестовом режиме, прекратили действие, поскольку они, несмотря на улучшение движения автобусов и положительные отзывы пассажиров, привели к снижению пропускной способности улиц для прочего автомобилей. После этого в мэрии обозначили, что новых экспериментов не будет: в дальнейшем полосы для движения общественного транспорта станут организовывать на новых дорогах или при реконструкции старых.

    В Краснодаре выделили новый участок

    С 1 октября в Краснодаре начала работать выделенная полоса длиной 0,35 км от улицы Седина до Леваневского. Она стала продолжением уже существующей «выделенки» на улице Северной. Об этом сообщило сетевое издание «93.ру».

    Теперь машинам нельзя ехать по крайней правой полосе по чётной стороне от улицы Седина до Леваневского. В обратную сторону, по нечётной стороне, выделенная полоса продолжает действовать на участке от Янковского до Красной.

    В пресс-службе администрации Краснодара обозначили, что по участку от улицы Седина до Леваневского проходит 15 маршрутов общественного транспорта — это 278 автобусов и троллейбусов.

    В Южно-Сахалинске из четырёх полос остались только две

    Как сообщила администрация Южно-Сахалинска, в областном центре, напротив, несмотря на положительную реакцию пассажиров и водителей автобусов по итогам эксперимента решили убрать несколько выделенных полос. Начиная с 15 сентября на четырёх улицах города появились специальные полосы для пассажирского транспорта. Их обозначили временной оранжевой разметкой.

    1. На улице Сахалинской (участок от улицы Амурской до улицы Дзержинского) на южной стороне, где курсируют маршруты №№ 1, 4, 7ч, 20, 28ч, 34, 63, 189, в среднем выполнено 290 рейсов в день. Услугами общественного транспорта воспользовались 25 тыс пассажиров. Дорожное движение оставалось примерно на том же уровне — в среднем 594 автомобиля в час, однако время прохождения этого участка для автобусов сократилось с трёх минут до одной минуты.
    2. По проспекту Победы (участок от улицы Чехова до проспекта Мира), на южной стороне, где действуют маршруты №№ 7пр, 10, 12, 21, 81, 177, 250, в среднем проезжало 232 рейса в день. Автобусы перевезли почти 19 тыс человек. Движение на участке незначительно замедлилось, а среднее количество автомобилей уменьшилось с 608 до 603 в час. Прохождение участка для автобусов сократилось с пяти минут до двух.
    3. Улица Ленина (участок от улицы Фархутдинова до улицы Пуркаева) на восточной стороне, где курсируют маршруты №№ 4, 5, 6, 8, 14, 15, 18, обслужила в среднем 181 рейс в день. На них передвигались 13 262 пассажира. Движение на участке замедлилось в среднем с 1302 до 894 автомобилей в час.
    4. На улице Горького (участок от площади Победы до площади Славы) на восточной стороне, где курсируют маршруты №№ 2пр, 7пр, 28пр, 34, прошло в среднем 279 рейсов, которые перевезли 12 961 пассажира. Движение участка замедлилось с 1182 до 1020 автомобилей в час.

    Однако, хотя свою эффективность для движения автобусов показали все, одобрени для продолжения работы получили только две из них. На основании полученных данных специалисты решили прекратить действие выделенных полос на улицах Ленина и Горького, которые работали в тестовом режиме. Как объяснили в городской администрации, проектные данные предполагали другой результат, однако они ориентировались на идеальные городские условия без дорожных ремонтов и несоблюдения ПДД. Выделенные полосы на улицах Сахалинской и Победы останутся на постоянной основе. При этом данные о том, насколько сократилось время движения автобусов по участкам выделенных полос на ул. Горького и ул. Ленина, не приводятся.

    В будущем выделенные полосы для городских автобусов будут создаваться только при строительстве новых дорог или расширении существующих, не ущемляя автомобилистов. По данным портала ASTV.RU со ссылкой на мэрию, в Южно-Сахалинске будут соблюдать интересы обеих групп населения. С одной стороны — автомобилисты, с другой — пассажиры автобусов. В одном автобусе в час пик едет 70 человек, в машине — один. Один автобус занимает места столько же, сколько три легковых автомобиля. Ежедневно автобусы в Южно-Сахалинске перевозят до 55 тыс человек. Эксперименты, связанные с превращением обычных полос в выделенные, больше планироваться не будут.

    Вместе с тем, первоначально городские власти отмечали новшество положительно. 26 сентября администрация Южно-Сахалинска. А 27 сентября городская администрация отметила что и пассажиры городских автобусов Южно-Сахалинска поддерживают новые выделенные полосы: автобусы стали проезжать быстрее, исчезли пробки, а по Сахалинской сократилось время в пути. Пассажиры отметили, что выделенные полосы — это оправдано, автобусы перевозят больше людей, чем личные автомобили, поэтому это удобно. А водители заметили рост пассажиропотока: общественным транспортом стало пользоваться больше пассажиров, так как движение автобусов ускорили.

    При этом, как констатировала сама городская администрация, полосой для движения автобусов автомобилисты и ранее не всегда могли воспользоваться для движения. На участке ул. Горького  от пл. Победы до пл. Славы, где крайнюю правую полосу по восточной стороне улицы отдали для движения автобусов, она ранее всегда была запаркована личными автомобилями вопреки запрещающим знакам. Аналогичная ситуация фиксировалась и на участке Сахалинской ул. от Амурской ул. до ул. Дзержинского, а также на просп. Победы от ул. Чехова до просп. Мира. И даже во время эксперимента на некоторых участках выделенных полос по-прежнему парковались водители, нарушая ПДД, и создавая помеху теперь уже для городских автобусов, вынужденных перестраиваться в общую полосу, создаются заторы. Вместо отработки вопросов совместно с ГИБДД власти приняли решение просто отказаться от части выделенных полос.

    Ближе к концу месяца эксперимента риторика городских властей начала меняться. Дорожную разметку решили скорректировать: 10 октября на ул. Горького увеличили по длине правую полосу при выезде с кольца на пл. Победы, а с целью минимизации заторов, возникающих при левом повороте с ул. Горького на ул. Зацаринного, сокращена длина выделенной полосы в районе онкоцентра. Кроме того, для увеличения пропускной способности на ул. Ленина на перекрестках с Авиационной ул. и Больничной ул. скорректировали время переключения действия фаз запрещающего и разрешающего сигналов светофоров. А 13 октября администрация Южно-Сахалинска объявила, что полосы на ул. Ленина и ул. Горького перестанут работать с 16 октября.

    В ноябре в Москве заработают ещё пять полос

    На этом фоне в Москве снова объявили о появлении новых выделенных полос. Как сообщил Дептранс, с 4 ноября в столице заработают ещё пять участков:

    • Николоямская улица, в районе Садового кольца в сторону центра, протяжённость — 0,09 км (для маршрута автобуса № м6);
    • Борисовский проезд,в сторону Каширского шоссе, протяжённость — 0,58 км (для маршрутов автобуса №№ м86, с819, 858);
    • улица Юности (г. Зеленоград), в сторону Московского просп, протяжённость — 0,68 км (для маршрутов автобуса №№ 7. 10, 12, 19, 27);
    • улица Академика Скрябина, от Ферганской ул. в сторону Рязанского просп., протяжённость — 0,3 км (для маршрутов автобуса №№ Вк, 51, 208, 551, 725);
    • улица Новаторов, в сторону Ленинского просп., протяжённость — 0,32 км (для маршрутов автобуса №№ е12, с17, 661).

    Ожидается, что автобусы и электробусы будут проезжать эти участки быстрее в два-три раза: новые полосы начнут обслуживать 17 маршрутов наземного городского транспорта, которые перевозят более 110 тыс пассажиров ежедневно.

    Портал Autonews напомнил, что штраф за заезд на выделенную полосу составляет 3 тыс рублей в Москве и Санкт-Петербурге, в других российских городах — 1,5 тыс рублей. При этом ранее автовладельцы могли заезжать на «выделенки» по выходным, однако с 7 ноября 2022 года столичные власти лишили их такой возможности.

    Всего с начала 2023 года в Москве введено более 20 км «выделенок». Первая такая полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе. В начале января 2011 года «выделенку» открыли на проспекте Андропова, а с осени 2012 года такие участки стали появляться на других дорогах. В среднем за сутки по выделенным полосам перевозят более 700 тыс пассажиров общественного транспорта и более 250 тыс человек, пользующихся такси.

    Предыдущая группа выделенных полос в Москве заработала с 10 сентября этого года.

    В Петербурге выделят участок на Заневском проспекте

    Новшество ожидает и Северную столицу. По данным «Коммерсантъ», до конца 2023 года выделенную полосу для общественного транспорта оборудуют на участке от площади Александра Невского до проспекта Косыгина. Она пройдёт по Заневскому проспекту и мосту Александра Невского с началом от площади Александра Невского и до конца съезда с эстакады Ладожского вокзала на пересечении с улицей Передовиков.

    Ранее выделенную полосу обустроили путём установки делиниаторов для движения трамваев на мосту Александра Невского.

    Всего в Санкт-Петербурге действует более 86 км выделенных полос для безрельсовых маршрутных транспортных средств. В прошлом году было обустроено почти 4 км таких полос. В 2023 выделенную полосу открыли на участке Невского проспекта от Полтавской улицы до площади Восстания.

    В Новороссийске появится выделенная полоса

    Выделенные полосы для троллейбусов и автобусов появятся в Новороссийске на одной из улиц на границе Центрального и Южного районов. Об этом проинформировало сетевое издание «Новороссийский рабочий».

    В частности, в соответствии с планом разработанной Комплексной схемы организации дорожного движения выделенную полосу для общественного транспорта обустроят по ул. Куникова на участке от ул. Малоземельская до пр. Дзержинского. Её протяжённостью составит 0,9 км.

    По данным источника, пассажиры имеют иную точку зрения: выделенная полоса на Куникова «не особо нужна», так как маршрутов общественного транспорта там немного, а сам участок короткий и пробки там бывают редко. Кроме этого, потребуется мониторинг, чтобы никто не парковался на выделенной для общественного транспорта полосе. То есть речь о затратах на камеры видеонаблюдения. Уместнее, по мнению критиков, организовать выделенную полосу на проспекте Ленина.

    При этом, вероятно, пассажиры не учли, что по ул. Куникова пройдёт новая троллейбусная линия, а активное строительство в скором времени увеличит поток. Также среди противников идеи достаточно автолюбителей, которые указали на невозможность припарковаться у аптек, пунктов выдачи товаров, почтовых отделений и поликлиник: появление «выделенки» усугубит ситуацию.

    В Пензе планируют новые выделенные полосы

    По данным сетевого издания STOLICA58, в Пензе оборудуют полосы для движения общественного транспорта в рамках транспортной реформы. Сейчас выделенная дорога для автобусов есть только на улице Суворова, но скоро к ней добавятся участки на проспектах Победы и Строителей, улицах Терновского и части улицы Луначарского.

    Главная задача — создать условия для того, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт, отказавшись от личного. Выделенные полосы можно создать только на тех участках дорог, где существует не менее трёх полос движения. Специалисты нанесут новую разметку и установят соответствующие знаки, а также оборудуют прилегающие территории, чтобы машина успела перестроиться.

    Как сообщил портал «Пенза-пресс», следить за поведением водителей будут комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Штраф за езду или остановку на выделенной полосе составляет 1,5 тыс рублей.

    Отмечается, что к обустройству «выделенок» приступят в 2024 году. Вероятно, движение по ним разрешат не только маршруткам и автобусам, но и такси.

    Новая полоса появится в Ярославле в следующем году

    Портал Aif.ru проинформировал о появлении выделенной полосы для общественного транспорта на улице Свободы в центре Ярославля. Полосу обустроят на участке от площади Волкова до улицы Чайковского к лету 2024 года. Также в будущем на Свободе запретят парковку.

    Полоса будет действовать в обоих направлениях. Дорожный ремонт на улице Свободы начался 11 сентября 2023 года. Ожидается, что работы завершатся до 7 октября 2024 года. На них выделили 423,4 млн рублей.

    В сентябре новые выделенные полосы появились в Калининграде. В Новокузнецке и Ростове-на-Дону обозначили адреса грядущих работ, а в Оренбурге приступили к созданию реверсивной полосы. В Челябинске начали штрафовать водителей, в Рязани — подвели итоги эксперимента.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)