Новые «Ласточки» и ЭП2ДМ: импортозамещённые электропоезда спешат к пассажирам

  • Дарья Гербер
    2 декабря 2023 г. — 11:00
    476
    Иллюстрация: 

    АО «Синара-Транспортные машины» / sinaratm.ru

    Ближе к концу года позитивные железнодорожные новости пришли от производителей электропоездов. Завод «Уральские локомотивы» получил сертификат соответствия для импортозамещённой «Ласточки» модели ЭС104, что позволит начать серийный выпуск составов. Первые электропоезда для работы на Урале уже доставлены. Всего изготовитель передаст РЖД 22 «Ласточки» в 2023-2024 годах. Параллельно продолжатся эксперименты с расширением модельного ряда и совершенствованием системы управления: в РЖД в 2024 году решили запустить беспилотную «Ласточку».

    Тем временем серийно производимый с этого года электропоезд ЭП2ДМ Демиховского машиностроительного завода стал лауреатом премии «Приоритет — 2023», а очередной выпущенный состав стал первым, пополнившим парк Северной железной дороги. В свою очередь, крупнейшая пригородная железнодорожная компания — ЦППК — объявила три тендера на приобретение 26 электричек в 2024-2025 годах.

    Получен сертификат соответствия на ЭС104

    Завод «Уральские локомотивы» получил сертификат соответствия электропоезда «Ласточка» ЭС104 требованиям норм Технического Регламента Таможенного Союза (ТР ТС), что позволит начать выпуск новой серии. Об этом сообщила пресс-служба АО «Синара-Транспортные Машины».

    27 ноября завод направил заказчику четыре электропоезда — первую партию из 12 составов, запланированных к поставке в 2023 году. Специалисты предприятия проведут подконтрольную эксплуатацию на маршрутах Свердловской железной дороги.

    Как отметил официальный новостной канал РЖД, два электропоезда ЭС104 прошли испытания на участке Екатеринбург — Нижний Тагил — Егоршино. Они проводились как в одиночном (пять вагонов), так и в сдвоенном режиме (10 вагонов). Теперь им предстоят тесты системы информирования пассажиров, климатической установки и сервисного оборудования.

    Всего в рамках контракта «Уральские локомотивы» передадут РЖД 22 «Ласточки» с отечественным тяговым оборудованием: 12 пятивагонных составов до конца 2023 года и ещё 10 — в 2024 году.

    «Ласточка» серии ЭС104 предназначена для железнодорожных магистралей, электрифицированных постоянным током. Она разработана с учётом требований эргономики пространства и безопасности пассажирских перевозок. Российское тяговое оборудование способно обеспечить быстрый разгон до 160 км/ч и эффективное торможение с рекуперацией энергии в сеть. Пятивагонная комплектация предусматривает 401 посадочное место, багажные стеллажи, разъёмы USB, систему микроклимата и обеззараживания воздуха, подъёмники для маломобильных граждан и санитарные модули с пеленальными столиками.

    Перед получением сертификата на «Уральских локомотивах» состоялось заседание межведомственной комиссии (МВК) по приёмке ЭС104. МВК подтвердила соответствие поезда требованиям технического задания, определила установочную серию в 60 электропоездов и установила период подконтрольной эксплуатации в течение года.

    МВК осмотрела опытный образец ЭС104, изучила конструкторскую документацию и результаты приёмочных испытаний, которые проходили на разных площадках. Особое внимание уделили динамико-прочностным показателям, результатам тягово-энергетических испытаний, работе систем тягового оборудования, управления и торможения: их исследовали специалисты Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Также были рассмотрены результаты санитарно-гигиенических испытаний по оценке систем жизнеобеспечения и испытаний сдвоенных поездов.

    Отмечается, что впервые на российском подвижном составе реализовали бездатчиковое управление тяговым электродвигателем, что уменьшает объём работ при обслуживании, а в преобразователе собственных нужд использованы отечественные транзисторы. Также эксперты МВК оценили скоростной тяговый редуктор, созданный специалистами «Уральских локомотивов».

    Поезд ЭС104 — база для линейки скоростных электропоездов нового поколения. Инженеры разрабатывают несколько модификаций:

    • двухсистемный электропоезд серии ЭС105 для железных дорог, электрифицированных как постоянным, так и переменным током;
    • гибридный электропоезд с автономной тяговой батареей ЭС105А;
    • электропоезд ЭС106 для участков с высоким пассажиропотоком;
    • двухэтажный электропоезд ЭС106Д.

    В следующем году появится беспилотная «Ласточка»

    По данным «Интерфакса», летом 2024 года ОАО «РЖД» продемонстрирует беспилотное движение поездов «Ласточка».

    В настоящее время РЖД занимается сертификацией новой «Ласточки», которая сможет следовать без машиниста. Поезд должен перевозить пассажиров в автоматическом режиме и уметь реагировать на препятствия. На выставке «Транспорт России» в Москве был представлен тренажёр для операторов беспилотных систем. Он необходим для подготовки специалистов, которые будут контролировать работу беспилотных пассажирских поездов на российских железных дорогах. Тренажёрная система способна вести учёт в автоматическом режиме, менять задания, проводить аналитику прогресса обучаемого и имитировать реальные ситуации для их отработки.

    Технология полностью российская. Ожидается, что посредством пульта в центре управления можно будет контролировать сразу четыре поезда.

    ЭП2ДМ — лауреат премии «Приоритет — 2023»

    Отечественный электропоезд ЭП2ДМ производства Демиховского машиностроительного завода (ДМЗ) стал лауреатом Национальной премии в области промышленных технологий «Приоритет — 2023». Церемония награждения состоялась 28 ноября в Общественной палате Москвы.

    Как отметили в АО «Трансмашхолдинг», награда вручается российским компаниям за лучшие действующие проекты в ключевых отраслях экономики, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В этом году на конкурс поступило около 200 заявок из более чем сорока регионов России. ЭП2ДМ заявили на соискание премии «Приоритет — 2023» в категории «Транспорт».

    Подвижной состав разработан Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ и инжиниринговым центром ТМХ с учётом пожеланий пассажиров и компаний-перевозчиков. Почти все материалы и компоненты, которые используются в конструкции поезда, имеют отечественное происхождение. В частности, в производстве задействованы два ярославских предприятия: ЯрЛИ поставляет лакокрасочные изделия, а РТИ — резинотехнические детали, что обеспечивает стабильность заказов и вклад в экономику региона.

    По сравнению с поездами предыдущих моделей, в ЭП2ДМ улучшена эргономика пассажирских диванов, за счёт чего обеспечивается дополнительное пространство при встречной посадке пассажиров в 4-6 см. Состав в 11 вагонов имеет более 1200 портов USB. Для лучшего обзора железнодорожных путей увеличено лобовое стекло кабины машиниста. Салонные окна — тонированные, внешние стёкла поглощают до 60% солнечного излучения. В головных вагонах созданы условия для проезда пассажиров с ограниченными возможностями. Поезд может двигаться со скоростью до 120 км/ч, а также отличается плавностью хода и низким уровнем шума.

    В начале сентября поезда ЭП2ДМ открыли движение на четвёртом Московском центральном диаметре. Сейчас там эксплуатируют восемь составов. Ещё шесть поездов новейшей модели отправлены в другие регионы России. Кроме этого, ЭП2ДМ впервые начал курсировать на Северной железной дороге. Новый четырёхвагонный состав ЭП2ДМ-0246 будет обслуживать участки между Ярославлем, Даниловым, Александровым и Костромой.

    ЦППК приобретёт ещё 26 электричек

    По сведениям сообщества «Московский транспорт — мониторинг новостей», Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) объявила три тендера на приобретение в ближайшие два года 26 одиннадцативагонных электропоездов постоянного тока. Как предполагает источник, речь может идти о продукции ДМЗ: 11-вагонная составность является базовой для электропоездов серий ЭП2Д, и ЭП2ДМ, используемых на Московском железнодорожном узле.

    По первому тендеру с начальной ценой 17,934 млрд руб. приобретут 18 одиннадцативагонных составов до конца 2025 года: не менее трёх в первом квартале 2024 года, три — во втором квартале 2024 года, четыре — в первом квартале 2025 года и четыре — во втором квартале 2025 года. Для оставшихся четырёх составов сроки изготовления не оговорены.

    По второму запросу с начальной ценой 5,46 млрд руб. предполагается поставка ещё пяти аналогичных электричек до конца 2024 года, а по третьему запросу с начальной ценой 3,09 млрд руб. — трёх составов до 31 октября 2024 года.

    За это ЦППК готова заплатить около 26,5 млрд рублей. Победителя объявят в первой половине декабря.

    ЦППК является практически единственной пригородной железнодорожной компанией, приобретающей электроподвижной состав в собственность. Как правило, региональные ППК арендуют электропоезда у РЖД.

    Ранее электропоезд ЭП2ДМ появился на Свердловской железной дороге.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)