ВСМ-1 от Москвы до Санкт-Петербурга: сроки, стоимость, участники проекта, поезда и интервалы

  • Дарья Гербер
    21 февраля 2024 г. — 21:05
    955
    Иллюстрация: 

    Фрагмент схемы развития ВСМ. Источник: сайт Мэра Москвы Сергея Собянина / sobyanin.ru

    Много лет вынашиваемая идея высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт–Петербургом всё ближе подступает к началу реализации. В конце прошлого года создана управляющая компания для нового проекта, а 15 февраля на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме прошло совещание по вопросам строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург под руководством Президента страны. 

    Хотя вопрос финансирования окончательно не решён, уже озвучены суммы, необходимые для строительства отдельных участков инфраструктуры и закупки подвижного состава, а также возможные сроки реализации проекта. Не была обойдена стороной и стоимость самих перевозок — её можно сравнить с билетами на «Сапсаны» или фирменные купейные вагоны. В свою очередь, представитель разработчика — АО «Синара — Транспортные машины» при поддержке АО «Трансмашхолдинг» — обозначил сроки и этапы разработки скоростного электропоезда для ВСМ-1 со скоростью движения до 400 км/ч. Новая трасса с новым подвижным составом позволит сократить время в пути между российскими столицами почти в два раза.

    Итоги совещания в Верхней Пышме

    Министерство транспорта Российской Федерации сообщило о даче старта для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, которая сократит время пути между крупнейшими городами до 2 ч. 15 мин.

    Соответствующее совещание прошло 15 февраля на заводе ООО «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. По его итогам решено начать строительство в 2024 году. Ожидается, что:

    • время в пути между Москвой и Тверью составит 39 мин., а между Петербургом и Новгородом — 29 мин.;
    • частота движения поездов составит 10-15 мин. при скорости до 400 км/ч;
    • первый образец поезда представят «Синара» и «Трансмашхолдинг» к 2026 году, он будет состоять из восьми вагонов с четырьмя классами комфорта;
    • проект обойдётся в 2,124 трлн рублей;
    • строительство ВСМ затронет шесть регионов (Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области), в которых проживает около 20% всего населения страны — примерно 30 млн человек.

    Сейчас самые быстрые электропоезда «Сапсан» тратят на поездку между Москвой и Санкт-Петербургом около 3 ч. 45 мин.

    Стоимость проезда, инфраструктуры и подвижного состава

    В Минтрансе России обозначили, что проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург предусматривает два участка строительства. Первый — от Санкт-Петербурга до Зеленограда — обойдётся в 1 трлн 755 млрд рублей. Его предлагают реализовать в рамках концессионного соглашения, построив новую трассу на отдалении от существующей железной дороги. Второй участок — строительство выходов из Москвы в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» стоимостью в 221,5 млрд рублей в существующей полосе отвода Ленинградского направления  Октябрьской железной дороги. В развитие этого участка РЖД уже вложено порядка 40 млрд рублей. В столичном Дептрансе конкретизировали, что приступят к интеграции городской транспортной инфраструктуры с будущими остановками высокоскоростных поездов, которые создадут на Ленинградском вокзале и городских вокзалах Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково.

    В свою очередь, на закупку первой партии подвижного состава в 28 единиц потребуется 148 млрд рублей. Их выпуск на линию запланирован к 2028 году.

    Также разработана организационная схема проекта. Она предусматривает государственно-частное партнёрство на основе концессионного соглашения. В декабре 2023 года уже создана компания, которая выступит акционером концессионера — АО «УК ВСМ Две столицы». Ею в январе 2024 года учреждено ООО «ВСМ Две столицы» с основным видом деятельности «Строительство железных дорог ги метро». В качестве концедента предполагают Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России.

    Министр транспорта России озвучил структуру финансирования, принятую в качестве базового сценария рабочей группой проекта:

    • 218,5 млрд руб. взносов в основной уставный капитал концессионера;
    • 290 млрд руб. облигаций пенсионного фонда «Газфонд»;
    • 903,8 млрд руб. привлекаемых кредитных средств банков Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, готовых участвовать в проекте;
    • 609 млрд руб. совокупной поддержки государства на период строительства, в том числе 580,6 млрд руб. за счёт средств ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году и 28,5 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета в качестве капитального гранта на выкуп земельных участков.

    Кроме того, потребуется субсидия федерального бюджета в размере 299,4 млрд руб. в 2028–2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации.

    На решение Президента страны министр транспорта вынес предложения:

    • поддержать заключение концессионного соглашения, что позволит подписать договор на поставку подвижного состава и начать модернизацию производственных мощностей;
    • поддержать выделение 580,6 млрд руб. из Фонда национального благосостояния под 3% годовых;
    • выделить из федерального бюджета 327,9 млрд руб.: 28,5 млрд руб на выкуп земельных участков, начиная с 2024 года (около 3 млрд в 2024 году) и 299,4 млрд руб. в 2027-2038 г. на субсидирование операционной деятельности в целях покрытия кассовых разрывов в начале строительства и на этапе эксплуатации линии (в том числе 69,1 млрд руб. до 2030 года);
    • совету директоров РЖД включить в инвестиционную программу в 2024 году 8,3 млрд руб. на завершение проектирования линии и запланировать необходимое финансирование в инвестиционной программе РЖД для строительства выходов из Москвы и из Санкт-Петербурга в объёме 248,7 млрд руб.;
    • изменить Налоговый кодекса для применения нулевой ставки НДС к перевозкам и организации перевозок, а также исключения из расчёта налогового потенциала субъектов налога на имущество при реализации проекта;
    • предусмотреть рыночное регулирование при перевозках пассажиров на ВСМ: цена билета будет определять окупаемость проекта;
    • рекомендовать Банку России рассмотреть возможность использования средств некоммерческих пенсионных фондов и снижения риск-веса проекта до 20 процентов.

    Вместе с тем, по данным «Интерфакса», финального решения о направлении 580 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство ВСМ пока нет. Специалистам предстоит посчитать финансовую модель проекта, в которой могут участвовать как регионы, так и банки.

    В свою очередь, официальный телеграм-канал мэра Санкт-Петербурга обозначил, что строительство потребует почти 610 млрд рублей из федерального бюджета. В Северной столице уже проработан вопрос финансового участия города в проекте ВСМ, и Петербург готов войти в состав участников концессионера. Также проект потребует 290 млрд рублей в виде облигаций «Газфонда». Об этом сообщил «Коммерсантъ».

    Всего развитие ВСМ включит пять проектов, и строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург лишь первый из них. В августе 2023 года Президентом России утверждена схема развития высокоскоростных железнодорожных магистралей с пятью ключевыми направлениями по территории шести федеральных округов с населением около 110 миллионов жителей. В дальнейших планах — организация ВСМ из Москы в Рязань, Екатеринбург, Казань, Адлер и Минск. В частности, запуск ВСМ в Минск поддерживается Президентом Беларуси. Выделенные высокоскоростные маршруты нарастят пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты и поспособствуют росту внутреннего туризма и деловой активности.

    На совещании не обошли стороной вопрос ценообразования на перевозки. По сведениям «РИА Новости» со ссылкой на правление Сбербанка, оно будет динамическим. То есть цена станет зависеть от количества остановок. Вместе с тем «Коммерсантъ» со ссылкой на РБК проинформировал, что условная цена поездки по магистрали составит 5008 рублей, что сравнимо со стоимостью билетов на электропоезда «Сапсан» и проезд в купейных вагонах фирменных поездов.

    Сроки и этапы разработки электропоезда

    По данным «Интерфакса» со ссылкой на специалистов ООО «Уральские локомотивы», для обслуживания ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом потребуется 44 высокоскоростных электропоезда, а для путей в Екатеринбург, Адлер и Минск — более 250 единиц подвижного состава.

    В АО «Синара — Транспортные машины» подчеркнули, что проект российского высокоскоростного электропоезда разработают до конца 2024 года, а полная проектная документация будет готова в 2025–2026 годах с последующей корректировкой на основе сертификационных испытаний. Ожидается, что в таком случае тестирование стартует в 2027 году.

    Сейчас же идёт подготовка технологии для производства тележек высокоскоростного электропоезда. Их производство рассчитывают запустить во второй половине 2024 года.

    Параллельно в Минтрансе России отметили, что в проекте будут участвовать более 100 предприятий. АО «Синара — Транспортные машины» станет головным по части строительства высокоскоростных поездов при поддержке АО «Трансмашхолдинг».

    Предпосылки и эффекты

    Необходимость скорейшей постройки нового подвижного состава вызвана в том числе сорванным исполнением заключённого в 2019 контракта на поставку в 2022-2023 годах 13 дополнительных электропоездов «Сапсан» к 16 ранее выпущенным составам. Российские железнодорожники до прекращения выполнения обязательств успели получить лишь четыре поезда. Из-за этого часть пассажиров приходится перевозить на электропоездах «Ласточка» и поездах локомотивной тяги, а также высоким остаётся у спрос на авиаперевозки между двумя столицами, несмотря на сравнимое время в пути между центрами городов.

    Как сообщил Минтранс России, пассажиропоток по маршруту Москва — Санкт-Петербург в 2019 году по всем видам транспорта составил 32,3 млн человек. При вводе ВСМ в 2030 году прогнозируется увеличение общего пассажиропотока на 35% до 43,4 млн пассажиров. Из них ВСМ примет больше половины — 23 млн человек. Переток с авиации составит 3,2 млн пассажиров (снижение на 14%), что позволит высвобожденные самолёты перераспределить на другие направления.

    Новый пассажирский проект позволит улучшить и грузоперевозки. Создание отдельной линии ВСМ позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Санкт-Петербургом и нарастить на 30 млн тонн к 2030 году перевозки грузов в северо-западном направлении.

    Ранее ОАО «РЖД» завершило основное проектирование участка ВСМ от Москвы до Казани, а Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта сообщил, что поезд для ВСМ Москва — Санкт-Петербург оборудуют цифровой системой управления и автоведения на базе искусственного интеллекта.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)