Метрострой: статус работ и планы Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода

  • Дарья Гербер
    23 февраля 2024 г. — 13:50
    485

    Строительство подземных путей сообщения в виде метро — всегда долгосрочные проекты. Объекты метрополитена вошли в столичную программу развития транспорта до 2030 года. До конца десятилетия в Москве планируют открыть три новых линии — Троицкую, Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую. На них, а также некоторых действующих линиях, построят 39 новых станций.

    Тем временем в Санкт-Петербурге полномочия по проектированию, строительству и реконструкции метро передали Комитету по строительству. Параллельно специалисты тестируют второй ТПМК для строительства нового участка Красносельско‐Калининской линии с  четырьмя станциями «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». В занимающем третье место в стране по активности метростроения Нижнем Новгороде продолжаются работы на продлении Автозаводской линии: освоена ещё одна стройплощадка и в регион доставлены дополнительные проходческие щиты.

    Развитие московского метро до 2030 года

    Пресс-служба ГУП «Московский метрополитен» сообщила об особенностях Программы развития московского транспорта до 2030 года. Для реализации её целей столичное правительство разработало 15 базовых подпрограмм. Одна из них посвящена развитию метро и трамвайного движения.

    В частности, в Москве рассчитывают построить три новых линии метро — Троицкую, Рублёво-Архангельскую и Бирюлёвскую. С учётом нового подземного строительства, а также продолжения развития МЦД число рельсового каркаса вырастет до 517 — 39 новых станций, девять новых и реконструируемых станций МЦД, а также 39 станций Ярославского и Павелецкого направлений. Первые станции Троицкой линии построят уже в 2024 году. Также идут работы на Рублёво-Архангельской линии и всё подготовлено для старта строительства Бирюлёвской линии.

    В состав Троицкой линии войдут 17 станций:

    • «ЗИЛ»;
    • «Крымская»;
    • «Академическая»;
    • «Вавиловская»;
    • «Новаторская»;
    • «Университет дружбы народов»;
    • «Генерала Тюленева»;
    • «Тютчевская»;
    • «Корниловская»;
    • «Бачуринская»;
    • «Коммунарка»;
    • «Сосенки»;
    • «Летово»;
    • «Десна»;
    • «Кедровая»;
    • «Ватутинки»;
    • «Троицк».

    В состав Рублёво-Архангельской линии из состава Большой Кольцевой перейдут действующие станции «Деловой центр» и «Шелепиха», а также войдут новые станции

    • «Звенигородская»;
    • «Народное Ополчение»;
    • «Бульвар Генерала Карбышева»;
    • «Серебряный Бор»;
    • «Строгино»;
    • «Липовая Роща»;
    • «Рублёво-Архангельское»;
    • «Ильинская».

    В состав Бирюлёвской линии войдут станции

    • «ЗИЛ»;
    • «Остров Мечты»;
    • «Кленовый бульвар
    • «Курьяново»;
    • «Москворечье»;
    • «Кавказский бульвар»;
    • «Каспийская»;
    • «Липецкая»;
    • «Лебедянская»;
    • «Бирюлёво».

    Четыре новых станции предусмотрены на действующих линиях:

    • «Гольяново» на продолжении Арбатско-Покровской линии после «Щёлковской»;
    • «Потапово» на продолжении Сокольнической линии за «Коммунаркой»;
    • «Суворовская» на Кольцевой линии между «Новослободской» и «Проспектом Мира»;
    • «Южный порт» на Люблинско-Дмитровской линии между «Кожуховской» и «Печатниками».

    Для обслуживания новых участков планируется построить четыре новых электродепо метрополитена.

    Всего с 2011 года протяжённость Московского метрополитена выросла в 1,8 раза. К 2010 году сеть Московского метро состояла из 12 линий и 182 станций. В 2011–2023 годах открыты 81 новая станция метро и 31 станция МЦК, ставшая линией 14 в системе Московского метрополитена. Поэтому заявленные на 2024-2030 объёмы ввода новых станций в целом поддерживают темп, взятый в прошлом десятилетии. В ближний горизонт планирования вновь не вошёл центральный участок Калининско-Солнцевской линии между станциями Деловой центр и Третьяковская, позволивший объединить линии 8 и в одну. Однако объёмы работ и сложность возведения подземной линии в центральной города такие, что даже если завтра начать строительство, к 2030 году нет гарантий его закончить, в отличие от более простых линий неглубокого или среднего заложения в периферийных районах. 

    В Петербурге передали метростроевские полномочия и тестируют ТПМК для Красносельско‐Калининской линии

    Как сообщило АО «Метрострой Северной Столицы», с 1 февраля полномочия по проектированию, строительству и реконструкции объектов инфраструктуры метрополитена перешли в ведение местного Комитета по строительству в соответствии с постановлением Правительства Санкт‐Петербурга от 30.11.2023 № 1249 «О передаче отдельных полномочий в сфере развития транспортного комплекса от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‐Петербурга Комитету по строительству, Комитету по транспорту».

    Также источник проинформировал о запуске в тестовом режиме второго механизированного комплекса для строительства нового участка Красносельско‐Калининской линии, который включит четыре станции: «Броневую», «Заставскую», «Боровую» и «Каретную». Ориентировочная длина направления — 7 км. Все станции — глубокого заложения.

    Щит диаметром 5,6 м предназначен для сооружения однопутных тоннелей. Его готовят к старту полноценного движения в сторону будущей станции «Обводный канал‐2» («Каретная»).

    Всего на строительстве линии от «Путиловской» до «Каретной» задействуют четыре механизированных комплекса диаметром 5,6 метра. Они будут двигаться попарно навстречу друг другу. 1 декабря 2023 года на этом отрезке в тестовом режиме запустили первый из щитов.

    Механизированный комплекс начнёт путь от станции «Путиловская» и пройдёт через подходные выработки шахты, расположенной в Кировском районе. От этой точки он направится в сторону центра города — к будущей станции «Броневая». До «Броневой» комплекс преодолеет 1234 м. Далее — в сторону станции «Заставская», которая станет пересадочной на станцию Московско‐Петроградской линии «Московские ворота».

    В Нижнем Новгороде строят притоннельные сооружения продления Автозаводской линии

    Пресс-служба группы компаний «Моспроект-3» сообщила о начале работ на четвёртой строительной площадке, где соорудят технологическое оборудование для продления Автозаводской линии.

    Развитие нижегородского метрополитена реализуют за счёт федеральной программы «Инфраструктурное меню». Удлинение Автозаводской линии на 3,2 км ведётся при участии средств инфраструктурного бюджетного кредита.

    Новая строительная площадка расположена на пересечении улиц Белинского и Максима Горького, где началось устройство котлована для совмещённого сооружения будущей тоннельной вентиляции и водоотливной установки, чтобы обеспечить функционирование Автозаводской линии. Для устройства форшахты котлована размером 41х23 м рабочие уложили 212 куб. м бетона и свыше 2,8 т стальной сетки для металлокаркаса конструкции.

    Водоотливная установка и оборудование тоннельной вентиляции строятся в самой нижней точке проходки тоннелей от станции «Сенная» до площади Свободы. По проекту глубина заложения опустится до 24 м. Водоотливная установка необходима для сбора и удаления из подземных сооружений метрополитена грунтовых вод, а тоннельная вентиляция — для поддержания определённых параметров воздуха.

    При подготовке территории к строительству переустроили 1 тыс м городских инженерных сетей электричества, связи, наружного освещения и газоснабжения. Для проезда автотранспорта протянули объездную дорогу и переустроили контактные сети трамвая.

    Вместе с тем темпы работ на площади Максима Горького приостановили из-за экспертизы. Ожидается, что она завершится до конца февраля, после будет укреплён котлован и начнутся тоннелепроходческие работы посредством щита. Пока же работы по выносу коммуникаций на площади Свободы выполнены на 70%. Их завершение планируют во втором квартале 2024 года.

    Кроме этого, в Нижегородскую область доставили второй и третий проходческие щиты. Они находятся на таможне в Дзержинске. При этом некоторые части щитов уже привезли на стройплощадки. Об этом проинформировало ИА «Нижний сейчас». 31 января 2024 года был запущен тоннелепроходческий щит «Владимир»: ему предстоит преодолеть 1,5 км ориентировочно до ноября. Следующий этап — строительство оборотных тупиков — начнётся летом 2024 года. Пока же 10 из 14 этапов строительства прошли госэкспертизы.

    По данным портала Gipernn.ru, строительство станций метро «Сенная» и «Площадь Свободы» идёт по графику. Ожидается, что оно завершится к концу 2025 года. Из 35,58 млрд рублей, заложенных по контракту, уже выделено более 19,2 млрд рублей. Из них 17 млрд рублей — аванс генподрядчику «Моспроект-3».

    Кроме этого, специалисты холдинга занимаются продлением второй — Сормовско-Мещерской — линии нижегородского метрополитена. Станцию в Сормовском районе хотят запустить в 2026 году. Она станет транспортным узлом, где можно будет сесть на пригородную электричку не выходя на улицу.

    Тем временем идёт строительство метро и в белорусском Минске. На новых станциях «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец» южного третьей линии специалисты занимаются работами по внутренней отделке.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)