В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Государственные и муниципальные транспортные предприятия страны готовятся к 1 января 2025 года. Не позднее наступления нового календарного года многие из них должны быть ликвидированы либо реорганизованы в соответствии с требованиями законодательства.
При этом предприятия городского электротранспорта могут продолжать работу в прежнем режиме.
Автобусные и трамвайно-троллейбусные перевозчики объединились в Смоленске и Волгограде. В Новосибирске, Омске и Тольятти автобусные парки муниципалитетов приватизируются с сохранением 100% муниципальной собственности.
Несмотря на наличие троллейбусной составляющей, по пути акционирования пошли транспортные предприятия Березников и Вологды. А в Обнинске муниципальный автопарк сохранился как муниципальная организация, став бюджетным учреждением.
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"», ранее созданные ГУПы и МУПы подлежат до 1 января 2025 года ликвидации или реорганизации по решению учредителя.
Как следует из разъяснения Федеральной антимонопольной службы, из этого общего правила положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». предусмотрен ряд исключений. Так, сохранение унитарных предприятий допускается для осуществления ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ. Перечень случаев создания унитарных предприятий утверждён постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148. Пунктом 3 этого постановления допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.
Поэтому, если основным видом деятельности унитарного предприятия является, например, осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении, оно сможет продолжать работу в прежнем формате и после 1 января 2025 года.
Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 485-ФЗ, ГУПы и МУПы, не подпадающие под исключения, и в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Транспорт Волгограда встретил 2024 год сразу с двумя муниципальными транспортными предприятиями — автобусным МУП «ВПАТП №7» (Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие № 7) и троллейбусным МУП «Метроэлектротранс». Деятельность по перевозкам трамваями (включая скоростной) с 2023 года передана концессионеру — АО «Электротранспорт плюс». Также МУП «Метроэлектротранс» является учредителем ООО «Пассажирский порт Волгоград», занимающегося внутригородскими речными перевозками по Волге.
В результате в Волгограде приняли решение объединить муниципальный транспорт под флагом «электрического» предприятия. Как сообщила администрация Волгограда, ею принято решение с учётом положений Федерального закона № 485-ФЗ реорганизовать МУП «ВПАТП №7», в форме присоединения к МУП «Метроэлектротранс», которое может продолжать работу и после 1 января 2025 года. Реорганизационно-ликвидационная процедура началась 17 июня 2024 года. При этом формат и режим работы муниципального автобусного парка сохраняется в прежнем режиме. Все работники МУП «ВПАТП №7» при желании могли трудоустроиться в МУП «Метроэлектротранс» на аналогичных условиях. Новое автотранспортное подразделение МУП «Метроэлектротранс» базируется на площадках МУП «ВПАТП №7».
Формально реорганизация проходит через процедуру ликвидации МУП «ВПАТП №7». Все работники автотранспортного предприятия получают соответствующие уведомления и в рамках ликвидации они получают денежные компенсации за неиспользованные дни очередного отпуска. Для обеспечения непрерывности производственных процессов параллельно с увольнением сотрудники трудоустраиваются в МУП «Метроэлектротранс».
Как сообщило сетевое издание «Информационное агентство "Высота 102"» со ссылкой на городскую администрацию, контракты на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам в Волгограде, которое выполняло МУП «ВПАТП №7», перезаключены с МУП «Метроэлектротранс». Последнее теперь ответственно за перевозку пассажиров на автобусных маршрутах № 85 «Жилгородок — Родниковая Долина», № 21 «Железнодорожный вокзал — п. ГЭС», № 22 «Железнодорожная больница — пл. Ленина» и № 58к «ТРЦ Акварель — Капустная балка». 9 сентября МУП «Метроэлектротранс» на своём официальном сайте разместило объявление о приёме водителей автобуса.
Основные виды деятельности как ликвидируемого, так и сохраняемого МУПов одинаковы — 49.31.2 «Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении».
Как сообщило сетевое издание «Волгоград онлайн», 25 сентября на сайте администрации Волгограда опубликован обновлённый реестр муниципальных маршрутов. В нём все автобусные маршруты, ранее обслуживаемые МУП «ВПАТП №7», переданы в ведение МУП «Метроэлектротранс» восемь опорных городских маршрутов, а также 12 дачных маршрутов, работающих в летний сезон (№№ 7э, 32, 45, 48э, 50э, 53э, 54э, 56э, 57э, 58э, 60э, 99э).
Кроме этого, в Волгоградской области с 1 июля началась реорганизация ГУП ВО «Волгоградавтотранс» — перевозчика по пригородным и междугородным маршрутам области, а также ГУП ВО «Вокзал Авто» — оператора автовокзалов и автостанций региона. Как сообщает ИА «Высота 102», они преобразуются в акционерные общества с сохранением основных видов деятельности и оказания услуг в полном объёме. Все активы предприятий останутся в государственной собственности региона. Учредителем организаций станет облкомитет по управлению госимуществом.
«Вогогрдатавтотранс» состоит из головного офиса и 10 филиалов, расположенных в Волгограде и области:
В Смоленске объединение транспортных муниципальных предприятий уже завершено. 23 сентября МУП «Автоколонна-1308» окончательно ликвидировано. Весь прежний автобусный парк теперь работает в составе МУ ТТП (трамвайно-троллейбусное предприятие) г. Смоленска. Процесс ликвидации начался 15 марта этого года в соответствии с постановлением мэрии Смоленска от 04.03.2024 № 449-адм и занял полгода.
Основной вид деятельности МУ ТТП г. Смоленска — регулярные перевозки пассажиров трамваями в городском и пригородном сообщении.
В крупнейшем городе Сибири муниципальными предприятиями останутся МКП «Новосибирский метрополитен» и МКП «Горэлектротрнанспорт». А автобусный перевозчик МКП «Новосибгортранс» акционируется. Как сообщает «Коммерсантъ Сибирь», уставной капитал первого предприятия составляет 724,9 млн руб. В состав совета директоров «Новосибгортранса» предлагается включить пять человек, в том числе первого заместителя мэра города на пост председателя. На балансе «Новосибгортранса» находятся три земельных участка с общей кадастровой стоимостью 199,5 млн руб. Кроме того, имущество организации представлено зданием общей стоимостью 95 млн руб., инженерной инфраструктурой (15 млн руб.), спецтехникой и оборудованием (31,4 млн руб.), а также 194 единицами автотранспорта (1,6 млрд руб.).
Также в план приватизации на 2024 год вошло МУП «ПАТП № 5».
Аналогичным путём идут и в другом крупном сибирском городе. МП «Электрический транспорт», ответственное за трамвайные и троллейбусные сети города, останется работать в прежнем формате. А муниципальный автопарк начал процесс приватизации. Как сообщает издание «СуперОмск», распоряжением администрации Омска от 20.09.2024 № 223-р утверждено решение о реорганизации МП «Пассажирское предприятие № 8» («ПП 8») в акционерное общество «Пассажирское предприятие № 8». Автопарк предприятия насчитывает около 500 автобусов, обслуживающих 58 маршрутов (41 городской и 17 садовых).
Историческое название автопарка сохранено, хотя и потеряло былой смысл: ранее к «ПП 8» осенью 2020 года присоединили МП «Пассажирское предприятие № 7», а летом 2022 года — МП «Пассажирское предприятие № 4». Собственно, по этой же причине в Новосибирске единственное уцелевшее для городских автобусных перевозок ПАТП получило более звучное название «Новосибгортранс».
Во втором по численности населения городе Самарской области условия приватизации МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (МП ТПАТП № 3) определено постановлением администрации городского округа Тольятти от 25.07.2024 № 1351-п/1. Преобразование в акционерное общество с уставным капиталом в размере 471 млн руб. пока продолжается. Единственным собственником предприятия останется муниципалитет.
Муниципальное троллейбусное предприятие останется работать в прежнем режиме.
С 15 мая 2024 года начался процесс реорганизации и в вологодском МУП «ПАТП № 1». Несмотря на то, что предприятие, помимо автобусов, занимается также эксплуатацией единственного уцелевшего троллейбусного маршрута областного центра, в виде МУПа его решили не сохранять. Постановлением администрации города Вологды от 15.05.2024 № 596 инициирован процесс трансформации организации в акционерное общество «ПАТП № 1».
Одно из самых необычных названий для транспортного предприятия сменилось на более традиционное в ходе приватизации. Многопрофильное муниципальное предприятие «Водоканал» в городе Березники Пермского края с 25 сентября стало акционерным обществом «Гортрансресурс». При этом оно продолжает обслуживать муниципальные троллейбусные и автобусные маршруты.
Права единственного учредителя осуществляет управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники. Процесс реорганизации предприятия длился с 4 октября 2022 года.
Во втором по значимости городе Калужской области реорганизация муниципального предприятия пошла по другому пути.
В последние дни работы под старой вывеской МП «ОПАТП» (Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие) с 26 сентября все кассы предприятия, осуществляющие продажу и пополнение транспортных карт, стали принимать только наличные денежные средства. А квитанции об оплате при продаже транспортных карт стали заполняться вручную, что привело к увеличению времени обслуживания одного пассажира.
Временная мера понадобилась до открытия счёта МБУ «Обнинский городской транспорт». После этого все продажи транспортных карт вернулись уже к привычным для пассажиров Обнинска способам оплаты банковской картой или смартфоном.
2 октября предприятие официально объявило о начале работы под новым названием МБУ «ОГТ».
Согласно уставным документам, муниципальное унитарное предприятие создано для извлечения прибыли и должно само на себя зарабатывать. В то время как бюджетное учреждение — некоммерческая организация, существующая за счёт бюджетных ассигнований. Тем самым де-факто в наукограде в противовес концепции «транспорт как бизнес» признана социальная функция общественного транспорта. Ранее город полностью перешёл на регулируемые тарифы, а с городских маршрутов поэтапно ушли частные перевозчики: МБУ «ОГТ» стало единственным оператором городской маршрутной сети.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.