Международные транспортные коридоры без подготовки специалистов окажутся неэффективными

  • Алёна Юрченко
    25 ноября 2024 г. — 16:00
    3
    Иллюстрация: 

    Алёна Юрченко

    Развитие международных транспортных коридоров (МТК) является одним из приоритетных направлений транспортной политики. Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 в рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» предусмотрено увеличение к 2030 году объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счёт повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов. Немало внимания вопросам МТК уделялось 19-21 ноября на главном транспортном форуме страны — XVIII Международном форуме в столичном Гостином Дворе. Но обсуждения наиболее острых вопросов транспортной отрасли активно ведётся и на других площадках.

    7 ноября в РУДН имени Патриса Лумумбы провёл ситуационный анализ «Стратегические перспективы транспортного коридора Север — Юг» при поддержке кафедры таможенного дела ИЭУиФ Российского нового университета (РосНОУ). Один из выводов – без подготовки специалистов транспортный коридор не сможет работать эффективно.

    Транспортный коридор «Север — Юг»

    «Север — Юг» — международный транспортный коридор между Россией, Индией, Ираном и соседними странами, созданный в 2000 году, всего в него входит 11 стран. Основное направление коридора в России: железнодорожный маршрут Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяжённостью 2513 км. Далее коридор разделяется на три ветви: Западную (через Азербайджан), Транскаспийскую и Восточную (через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан).

    На стороне хозяев участников встречи принимал Центр прикладного анализа международных трансформаций РУДН. Модерировали ситуационный анализ директор Центра, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН Виталий Данилов, и кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела ИЭУиФ РосНОУ Наталия Кислицына.

    В дискуссии приняли участие торговый представитель РФ в Южной Корее Алексей Сапетко;, заместитель начальника отдела инфраструктуры департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Канат Миршакиров, начальник отдела зарубежных проектов и международного сотрудничества АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» (ДМТК) Наталья Задонская , сотрудник департамента экономического сотрудничества МИД РФ Тимур Латыпов, заведующая кафедрой международного и интеграционного права ИПНБ РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент Екатерина Алисиевич, коммерческий директор Sapere aude Company Анна Корчагина.

    Участники обсудили актуальные вопросы, связанные с реорганизацией логистических маршрутов, которые имеют решающее значение для внешней торговли России с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, с целью выработки предложений по улучшению государственной политики в области обеспечения логистической безопасности и, как следствие, национальной безопасности ряда государств.

    В ходе проведённой дискуссии участники отметили, что глобальный Юг становится одним из векторов международной интеграции; коридор «Север — Юг» — это гораздо больше, чем транспортная артерия. Как и отношения РФ с Китаем, развитие коридора «Север — Юг» необходимо рассматривать с учётом геополитической ситуации. В то же время «Север — Юг» не является конкурентом остальным коридорам, все они рассматривается в рамках партнёрских отношений.

    Соглашение о создании международного коридора «Север — Юг» было подписано в 2000 году. После 20-летнего простоя он в 2021 году, благодаря инициативе Ирана, заработал. Многое сделано на местах: произошли глобальные изменения в системе управления морского порта Махачкалы, применяется система единого окна, используются более совершенные досмотровые комплексы и электронная очередь. Тем не менее, для малого и среднего бизнеса данный коридор не работает: большое количество брошенных поездов с грузами, не принимаются платежи в национальных валютах.

    МИД РФ оказывает поддержку развитию МТК «Север — Юг» и предполагает активное формирование большого евразийского партнёрства. Главными осями в создаваемом транспортно-логистического каркасе будут МТК «Север — Юг» и МТК «Северный морской путь».

    Участники дискуссии пришли к выводу, что у государства есть потребность в активном развитии всех существующих транспортных маршрутов. Однако реальных специалистов, способных оказать международную публично-правовую поддержку, критически не хватает, а программ по международному транспортному праву сейчас ещё нет ни в одном вузе. В связи с этим было предложено организовать более тесное взаимодействие органов власти, бизнеса и вузов Москвы с целью разработки программ подготовки специалистов. По итогам ситуационного анализа РУДН планирует составить аналитическую записку и разослать её всем участникам мероприятия и заинтересованным министерствам и ведомствам.

    Тема важности подготовки специалистов звучала и на мероприятиях «Транспортной недели» в Москве. А 21 ноября в столице наградили лауреатов премии «Формула движения». В этом году учреждена новая номинация «Лучшая инициатива в области образования и профессионального развития молодежи», а также вручён специальный приз «За вклад в развитие обучающих программ повышения квалификации инженеров на транспорте».

    27 марта в РосНОУ прошёл форум «Вызовы XXI века: транспорт, геополитика, таможенное регулирование и международное право».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Организации: 
    Виды транспорта: