Курс на железную дорогу: в Карелии и других регионах развивают пригородные маршруты

  • Павел Яблоков
    3 февраля 2025 г. — 18:40
    14
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Парфенчиков | Карелия»

    Использовать возможности железной дороги для улучшения связи близко расположенных населённых пунктов намерены в этом году в Карелии. Разделённые водными преградами Сегежу и Надвоицы на севере республики с 1февраля уже связали дополнительные пригородные поезда.

    На очереди — более амбициозный проект, который сначала обозначили как «городская электричка», но он практически сразу вышел за пределы Петрозаводска в ближайшие пригороды. Открыть движение электропоездов по «Карельскому диаметру» из Кондопоги в Деревянку через Петрозаводск готовятся уже летом. Постепенно количество остановочных пунктов на маршруте планируют увеличить.

    Некоторыми планами поделились железнодорожники Башкортостана и Татарстана. За счёт поставок новых электропоездов «Финист» планируется развивать маршруты из Уфы в Самарскую, Челябинскую и Оренбургскую область. В Татарстане рассматривают возможность строительства новых остановочных пунктов в Казанской агломерации и продление маршрута нижегородских экспрессов до аэропорта Казани.

    Сегежа и Надвоицы

    На период реконструкции Ондского и Майгубского мостов в 2022-2023 годах организовывали движение местных электропоездов между городом Сегежа и посёлком городского типа Надвоицы — двумя крупнейшими населёнными пунктами Сегежского района на севере Карелии. После завершения модернизации автодорожных путей электропоезда отменили, но жители попросили вернуть понравившийся им сервис.

    Как сообщил Минтранс Карелии, для улучшения качества обслуживания пассажиров с 1 февраля 2025 года по поручению Главы Карелии движение пригородных поездов по маршруту Сегежа — Надвоицы возобновлено, что позволит посещать медицинские, образовательные и культурные учреждения в Сегеже.

    Как сообщила Октябрьская железная дорога, маршрут будет действовать до 30 сентября 2025 года.

    Ежедневно курсируют три пары поездов:

    • № 6634 Сегежа — Надвоицы (отпр. 7:05, приб. 7:24);
    • № 6633 Надвоицы — Сегежа (отпр 7:39, приб. 7:57);
    • № 6636 Сегежа — Надвоицы (отпр. 13:00, приб. 13:18);
    • № 6635 Надвоицы — Сегежа (отпр. 14:20, приб. 14:42);
    • № 6638 Сегежа — Надвоицы (отпр. 17:36, приб. 17:55);
    • № 6637 Надвоицы — Сегежа (отпр. 18:40, приб. 18:58).

    Петрозаводская «городская электричка»

    Кроме возобновлённого маршрута в Сегежском районе, в Карелии по поручению Главы республики в конце прошлого года началась подготовка по запуску «городской электрички». Изначально в проект включили четыре станции, расположенные в черте Петрозаводска.

    Для реализации проекта Глава Карелии Артур Парфенчиков подписал распоряжение о выделении 200 млн рублей из резервного фонда на первоочередные работы для запуска городской электрички и приобретение новых автобусов для петрозаводского МУП «Городской транспорт».

    Как только проект был анонсирован, от жителей близлежащих населенных пунктов Прионежского района, стали поступать предложения о продлении маршрута в ближние пригороды. В результате маршрут расширили до станций Кондопога в одноимённом городе (25 тыс. жителей) к северу от Петрозаводска и Деревянка в посёлке на юге от республиканского центра. Планируется, что четырёхвагонные электропоезда вместимостью 380 пассажиров будут курсировать по маршруту четыре раза в день в каждом направлении.

    Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия совместно с администрацией Петрозаводска и Дирекцией пассажирских обустройств ОАО «РЖД» ведётся комплексное обследование территории вдоль железнодорожного полотна.

    Внедрение нового железнодорожного маршрута планируется разделить на два этапа. На первом предусмотрен запуск железнодорожного сообщения по уже действующим станциям. К реализации первого этапа уже приступили. Минтрансом Карелии с АО «Северо-Западная ППК» обсуждается запуск нового железнодорожного маршрута Деревянка — Петрозаводск — Кондопога по существующим станциям уже к лету 2025 года.

    В границах города выявлены четыре действующие железнодорожные станции: Онежский в микрорайоне Птицефабрика, Голиковка, Петрозаводск-Пассажирский и Томицы в районе Сулажгорского кирпичного завода. Ещё 12 действующих станций войдут в маршрут за пределами Петрозаводска.

    На втором этапе маршрут будет дополнен новыми остановками по мере их обустройства. Для обустройства дополнительных станций требуется проведение проектно-изыскательских работ, которые позволят определить возможность размещения остановочных пунктов в предлагаемых местах. Ориентировочная протяжённость этих работ от двух до шести месяцев, строительно-монтажные работы займут ещё не менее трёх месяцев. За пределами Петрозаводска для маршрута предварительно определены два перспективных остановочных пункта в посёлках Мелиоративный и Шуя Прионежского района. Также определены девять потенциально возможных и удобных мест для организации станций в черте Петрозаводска.

    Схема нового железнодорожного маршрута. Источник: Telegram-канал «Парфенчиков | Карелия»

    30 января в рамках комплексного обследования станций, по которым запустят «городскую электричку» Минтранс Карелии провёл совместно с представителями Октябрьской железной дороги очередное совещание, которое прошло на станции Деревянка в Прионежском районе — будущей конечной станции диаметрального маршрута. На станции Деревянка есть две платформы длиной 267 и 426 метров, готовых к приёму пассажиров. До этого обследовали станцию Шуйская, на которой в 2024 году провели реконструкцию: установили шумозащитные экраны, обновили систему освещения, построили современный досмотровый павильон. Здесь есть пассажирская платформа, отвечающая всем установленным нормам. Станция Шуйская расположена рядом с жилыми домами. Местные жители смогут за 15-20 минут добираться до центра Петрозаводска.

    От станции Онежский, последней в этом направлении в границах Петрозаводска (в микрорайоне Птицефабрика), до Деревянки расположены три действующих остановочных пункта — 390 км, Орзега и 379 км. Все они оборудованы и могут использоваться пассажирами на маршруте «городской электрички». В районе станций активно развивается индивидуальное жилищное строительство, а также действуют садовые некоммерческие товарищества (СНТ), что несомненно влияет на востребованность направления. Для станции Онежский в течение года решено провести работы по благоустройству, оборудовав освещение и пешеходные подходы к станции, а из-за удалённости станции от жилищной застройки планируется рассмотреть вопрос об изменении или запуске дополнительного автобусного маршрута для доставки жителей от станции к ближайшему жилому комплексу.

    Сейчас пригородное железнодорожное пассажирское сообщение в окрестностях Петрозаводск представлено двумя круглогодичными ежедневными парами поездов Петрозаводск — Свирь и Петрозаводск — Медвежья Гора. По каждому из направлений поезда следуют утром к Петрозаводску и вечером — из Петрозаводска. В летнее время по средами и выходным дням добавляется по второй «дачной» паре поездов, следующих утром из Петрозаводска и к вечеру возвращающихся назад.

    Башкортостан будет развивать связи с соседями

    Как сообщил сайт Главы Республики Башкортостан, вопросы развития пригородного железнодорожного сообщения обсуждались на «Транспортном часе» 27 января.

    В Уфе одновременно с модернизацией подвижного состава постепенно формируют сеть современных транспортно-пересадочных узлов: к остановочным пунктам электричек подводят подъездные пути для общественно пассажирского автотранспорта, а также строят парковки для частных автомобилей. Таким образом уже благоустроены остановочные пункты Правая Белая, Городской дом культуры, Черниковка, Шакша. В планах также значится строительство совместно с ОАО «РЖД» нового остановочного пункта в микрорайоне Яркий.

    Развитие маршрутной сети планируется с формированием радиального каркаса пригородных маршрутов. Как сообщило ИА «Башинформ», среди ключевых направлений — новые маршруты Уфа — Самара, Уфа — Туймазы —Бугульма, Уфа — Магнитогорск — Сибай (с перспективой продления до станции Новорудный) и Уфа — Челябинск, а также увеличение объёмов перевозок на маршрутах Уфа — Стерлитамак и Уфа — Оренбург. Для этого в республику планируют поставить новые отечественные электропоезда серии ЭС104«Финист». В этом году ожидается поставка трёх составов.

    А 31 января итоги совместной работы с Башкортостанской ППК подвёл Миндортранс соседней Челябинской области. В итоге решено с 30 марта 2025 года продлить пригородные поезда маршрута Уфа — Усть-Катав по выходным и праздничным дням до станций Вязовая и Мурсалимкино. Также с 30 марта по 31 мая планируется в тестовом режиме перевести вторую пару поездов Уфа — Аша на обслуживание ежедневно составами электропоездов «Ласточка» (сейчас они курсируют дважды только в выходные дни, а в будни «Ласточки» совершают только по одной поездке в каждую сторону). Решение о сохранении увеличенной периодичности движения будет принято исходя из динамики пассажиропотока.

    С 1 января граница единого тарифа Уфимской агломерации была расширена до станции Иглино с установлением единого тарифа на участке Дёма — Иглино в 40 рублей.

    Планы Татарстана

    17 января в Казани на итоговом заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана начальник Горьковской железной дороги и раис Татарстана обсудили перспективы развития железнодорожного транспорта. На встрече были обозначены проекты, предполагающие улучшение транспортной логистики для пассажиров и гостей Республики Татарстан. Среди них обозначено строительство двух новых платформ Тихорецкая и Государственный архив, реконструкция вокзального комплекса Зеленый Дол и проект организации кольцевого пригородного железнодорожного сообщения в Казани.

    Кроме того, имеется возможность продления маршрута межрегиональных пригородных поездов-экспрессов Нижний Новгород — Казань до международного аэропорта Казань.

    Сроки реализации проектов не обозначены.

    В январе пригородные электропоезда помогли в решении транспортных проблем Кемеровской агломерации и Магнитогорска.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: