Транспортные реформы в феврале. Часть 2: Екатеринбург, Нижний Новгород, Томск и Чувашия

  • Павел Яблоков
    19 февраля 2025 г. — 18:00
    175
    Иллюстрация: 

    Среди трендов транспортных реформ последнего месяца зимы в регионах России — переход на брутто-контракты и развитие сети маршрутов городского электротранспорта.

    В Екатеринбурге с февраля обслуживание всех городских автобусных маршрутов ведётся по брутто-контрактам: ранее в прошлом году на новую систему оплаты транспортной работы уже перешли городские троллейбусы и трамваи.

    В Нижнем Новгороде пока продолжают избавляться от уже не очень многочисленных маршрутов по нерегулируемым тарифам.

    В Чувашии с 21 февраля запускается второй из трёх запланированных троллейбусных маршрутов для связи соседних городов — Чебоксар и Новочебоксарска. Маршрутная сеть электротранспорта Чувашии развивается без строительства новой контактной сети благодаря поступлению новой техники с увеличенным автономным ходом.

    В Томске получение первых двух троллейбусов с увеличенным автономным ходом тоже позволило с 11 февраля открыть новый маршрут для обслуживания отдалённых городских районов.

    Екатеринбург

    С 1 февраля все автобусные маршруты Екатеринбурга перешли на работу по брутто-контрактам. Благодаря покилометровой оплате транспортной работы у перевозчиков пропала нужда обслуживать как можно больше пассажиров и стало более важным соблюдать график движения.

    Пока новая система заказа транспортной работы тестируется и договорные отношения с перевозчиками заключены всего на полгода до 31 июля 2025 года. В прошлом году на брутто-контракты перешли трамвайные и троллейбусные маршруты.

    Всего в городе заключено 32 контракта с 10 перевозчиками на обслуживание 107 маршрутов, включая трамвайные и троллейбусные направления. Общая стоимость контрактов составила около 8 млрд руб.

    В новых контрактах увеличены штрафные санкции за каждый факт неисполнения существенных условий. Не будут зачтены рейсы, выполненные с пропуском более 20% остановочных пунктов или с существенным отклонением от расписания.

    По брутто-контрактам маршрутную сеть Екатеринбурга обслуживают 10 автобусных перевозчиков:

    • ЕМУП «Гортранс» — маршруты №№ 24, 25, 28, 43, 49, 50, 54, 57, 58, 59, 61, 65, 66, 67, 69, 71, 75, 76, 85, 88, 90, 90М, 95, 96, 96Б, 97, 99;
    • ООО «Уралтрансгрупп» — №№ 06, 56, 73, 82, 83, 93;
    • ООО «Авто-Ном» — №№ 41, 53, 68, 80, 81;
    • ООО «Декар-Бас» — №№ 45, 054, 63, 79, 86;
    • ООО «Пегас» — №№ 40, 70, 72, 78, 98;
    • ООО «Уралтрейд» — №№ 043, 46, 51, 52, 55;
    • ООО «Форт-Транс» — №№ 44, 48, 053, 74, 92;
    • ООО «Союз-Транс» — №№ 62, 77, 94;
    • ООО «ТК Авто-Гамма» — №№ 42, 87, 89;
    • ООО «ПАТП Город» — №№ 47, 60.

    При вводе новой системы оплаты транспортной работы удалось найти перевозчиков на два маршрута, от обслуживания которых ранее отказались транспортные компании — № 40 «Базовый пер. — УрФУ» и № 62 «Академика Ландау — Южная подстанция».

    Небольшие изменения внесены и в автобусную маршрутную сеть:

    • маршрут № 55 «Химмаш — Патрушиха» вместо ул. Грибоедова стал следовать по ул. Косарева;
    • практически полностью изменена трасса маршрута № 06 «ТЦ Мега — ДМБ № 9», который стал следовать в сообщении «Карасьеозёрский-2 — ул. Крауля»;
    • маршрут № 70 «Широкая Речка — Пионерский пос.» вместо Осоковой ул. стал следовать по Карасьевской ул., по которой ранее не было движения общественного транспорта.

    Также с 1 февраля ЕМУП «Гортранс» возобновило работу автобусный маршрут № 24с «микрорайон Компрессорный — СНТ "Звёздочка"»: теперь он стал круглогодичным, а не сезонным.

    12 февраля администрация Екатеринбурга сообщила о первых промежуточных первые промежуточные итоги действия брутто-контрактов. Исходя из сравнения специалистами недель с 25 по 31 января и с 1 по 8 февраля автобусы стали выполнять на 23 % больше транспортной работы: благодаря заключению соглашений нового типа автобусы совершили на 4,6 тыс. рейсов больше. Также было отмечено улучшение ситуации с обслуживанием маршрута № 44 «метро "Ботаническая" — Компрессорный микрорайон»: если в январе по нему курсировали два автобуса, то в феврале — семь-восемь машин.

    Тем не менее, пока на качество выполнения перевозок продолжает оказывать влияние кадровый дефицит. Как сообщило издание «Екатеринбург Онлайн», в филиале «Автобусные перевозки» ЕМУП «Гортранс» 390 водителей. Для этого, чтобы екатеринбуржцы увидели долгожданные изменения в работе, нужное ещё 50-70 человек. Ситуацию пытаются решить через возвращение бывших сотрудников на новых условиях. С сентября зарплата водителей увеличилась на 60% и теперь в среднем они получают около 77 тысяч рублей. Благодаря изменениям около 15 человек из бывших сотрудников вернулись на предприятие.

    Для перехода на брутто-контракты региональное правительство предоставило субсидию Екатеринбургу из областного бюджета в размере 2 млрд руб. Предельный уровень софинансирования составит не более 50%.

    Нижний Новгород

    В феврале в Нижнем Новгороде продолжился перевод автобусных маршрутов как на регулируемые тарифы, так и на брутто-контракты.

    С 21 февраля 2025 года:

    • маршрут № Т-94 «ЗКПД-4 — пл. Горького» преобразуется в маршрут по регулируемым тарифам № А-94 (10 автобусов среднего класса);
    • маршрут № Т-55 «ЗКПД-4 — Тоннель Московского вокзала» преобразуется в маршрут по регулируемым тарифам № А-55.

    Пока на обоих маршрутах до 31 декабря 2025 года будут действовать нетто-контракты.

    В то же время с 1 февраля по брутто-контрактам начали работать ещё 18 автобусных маршрутов, обслуживаемых АО «Нижегородпассажиравтотранс» — №№ А-8, А-12, А-16, А-25, А-33, А-35, А-37, А-40, А-43, А-50, А-56, А-58, А-62, А-64, А-72, А-73, А-77, А-92.

    Ранее, с 1 января по брутто-контрактам стили работать 38 маршрутов АО «Нижегородпассажиравтотранс» — №№ А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, А-7, А-9, А-10, А-11, А-15, А-17, А-19, А-20, А-21, А-26, А-27, А-28, А-30, А-41, А-46, А-48, А-51, А-52, А-53, А-53А, А-53Б, А-54, А-57, А-61, А-63, А-66, А-68, А-69, А-71, А-80, А-85, А-93, А-95.

    Все контракты действуют до 31 декабря 2025 года. Первая попытка розыгрыша контрактов в ноябре-декабре 2024 года сорвалась из-за жалоб потенциальных участников а антимонопольную службу, так как в лотах были объединены маршруты для обслуживания автобусами с двигателями внутреннего сгорания и с электрическими двигателями, что сужало круг возможных участников закупок.

    Частные перевозчики продолжают работать по регулируемым тарифам, но пока они участвуют только в торгах по нетто-контрактам. С 1 января по 31 декабря 2025 года по нетто-контрактам обслуживаются 13 маршрутов:

    • ООО «Мещеряков и компания» — №№ А-22, А-32, А-34, А-75, А-81, А-88;
    • ООО «Конка» — №№ А-47, А-84, А-89;
    • ООО «Футбол» — №№ А-6, А-18;
    • ООО «Автозаводское транспортное предприятие-1» — № А-65;
    • ООО «Столица-Авто» — № А-29.

    После 21 февраля в Нижнем Новгороде по нерегулируемым тарифам продолжат работать маршруты №№ Т-24, Т-40, Т-45, Т-57, Т-59, Т-83.

    До 1 марта в Нижнем Новгороде продолжают действовать нетто-контракты по маршрутам №№ А-31, А-76, А-86. Также заключённые в 2024 году нетто-контракты продолжают действовать на маршруте № А-45. А по маршруту № А-90 действует долгосрочный брутто-контракт с АО «Нижегородпассажиравтотранс».

    Томск

    С 11 февраля приобретённые в конце прошлого года троллейбусы с увеличенным автономным ходом «Адмирал» вышли на специально разработанный для них маршрут.

    Как сообщила мэрия Томска, маршрут № 6А «Приборный завод — пл. Ленина» обслуживается ежедневно двумя троллейбусами, которые позволят снизить транспортное напряжение в часы пик в спальных районах, включая Зеленые горки. Отправление от Приборного завода в будни с 6:39 до 18:31, в выходные дни с 8:07 до 18:41. Отправление от пл. Ленина в будни с 7:41 до 19:33, в выходные дни с 9:01 до 19:35.

    От пл. Ленина до Троллейбусного депо троллейбусы следуют в обоих направлениях под контактной сетью по просп. Ленина, далее на автономном ходу по ул. Елизаровых, Балтийской ул., Осенней ул. и ул. Клюева. После этого троллейбусы продолжают движение под контактной сетью по Иртышскому тракту и ул. Владимира Высоцкого (на обратном пути часть трассы через микрорайон Молодёжный проходит на автономном ходу).

    Перед закупкой первых для Томска троллейбусов с увеличенным автономным ходом в октябре 2024 года проходили испытания электробуса «Генерал» на базе троллейбусных технологий на тестовом маршруте № 6Э «микрорайон Радужный — Приборный завод». был длиннее. Однако для сокращения интервалов движения маршрут № 6А имеет более короткую трассу.

    Чувашия

    В Чебоксарской агломерации Чувашской Республики с 21 февраля запускается второй межмуниципальный троллейбусный маршрут между Чебоксарами и Новочебоксарском. Об этом сообщил глава региона в своём Telegram-канале.

    Необходимые троллейбусы для обслуживания маршрута с участок автономного хода между городами были приобретены ещё в прошлом году, но понадобилось время для того, чтобы укомплектовать водительские экипажи.

    Маршрут № 61 «Новочебоксарск (микрорайон Иваново) — Чебоксары (Медицинский центр)» в Новочебоксарске следует по Силикатной ул., ул. Жени Крутовой, ул. Винокурова, Советской ул., далее по соединяющему два города Марпосадскому шоссе, а в Чебоксарах → по просп. Тракторостроителей, Эгерскому бульв., просп. Мира, просп. И.Я. Яковлева, Привокзальной ул., просп. Ленина и ул. Фёдора Гладкова. Согласно государственному контракту, действующему до 31 мая 2025 года, на маршруте № 61 должны работать 14 троллейбусов в будни и 12 в выходные дни.

    Отправление от микрорайона Иваново в будни с 4:56 до 22:38, в выходные дни — с 4:57 до 22:03. Отправление от Медицинского центра в будни с 4:56 до 22:08, в выходные дни — с 5:12 до 21:51. Интервал 10-13 мин. в часы пик и до 25 мин. в остальное время.

    Первый из трёх межмуниципальных троллейбусных маршрутов (№ 62) был открыт 24 июня 2024 года.

    Тем временем ГУП «Чувашское транспортное управление» продолжает активную работу по привлечению и обучению новых водителей. Как сообщил Минтранс Чувашии, В феврале стартовала новая группа обучения.  Первая из обучающихся групп уже приступила к стажировке на пассажирских троллейбусах, вторая проходит практику на учебных машинах, а третья углублённо изучает теоретические аспекты профессии. Для повышения привлекательности работы в ГУП ЧТУ была разработана специальная мотивационная программа, включающая несколько направлений, в том числе акция «Приведи друга» и финансовая поддержка при рождении ребёнка.

    С 30 января в Чебоксарах новыми троллейбусами полностью обновлён подвижной состав на маршруте № 1.

    Ранее в феврале изменилась работа транспорта в Белгороде, Перми и Севастополе.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.