17 лет спустя, впервые, и ещё ни разу: пассажирский поезд побывал в Переславле-Залесском

  • Павел Яблоков
    4 октября 2020 г. — 23:51
    2001
    Иллюстрация: 

    rusrails / Instagram

    Прибытие 3 октября на станцию Переславль поезда, состоящего из паровоза с несколькими комфортабельными вагонами, оказалось событием сразу в нескольких «номинациях». Поездов с пассажирами в Переславле-Залесском не видели уже 17 лет. В то же время на главную городскую станцию они не заходили никогда. Да и статус рейса, который состоялся, тоже пока непонятен — разовая ли это акция, или грядёт продолжение?

    Входящий в Золотое кольцо России г. Переславль-Залесский основан в 1152 году. И в конце XIX века строившаяся тогда железнодорожная линия Москва — Сергиев Посад — Ярославль — Архангельск обошла древний городок стороной. Ближайшая к нему железнодорожная станция — Берендеево, отмечающая в этом году 150-летие, — расположена в более чем 20 километрах.

    В прошлом веке в Переславль-Залесский пришли сразу две железные дороги. Одна — узкоколейная, для транспортировки грузов на торфоразработках к северо-западу от города. Перевозились на ней и пассажиры. Другая же, ширококолейная, от станции Берендеево, для обслуживания городских промышленных предприятий, построена в 1956 г. Но пассажирского движения по этой линии не было даже во времена СССР.

    В 1990 г. «торфовозная» железная дорога Купанского транспортного управления стала первой частной железной дорогой в СССР — она была выкуплена у торфопредприятия, прекращавшего массовую добычу торфа. Почти 15 лет она продолжала работу, пока в начале «нулевых» предприятие не попало в сложную ситуацию. С мая 2003 г. по решению владельцев железной дороги пассажирское железнодорожное движение из Переславля-Залесского в село Купанское было прекращено, а в последующие несколько месяцев железнодорожное полотно было разобрано.

    Переславский железнодорожный музей-заповедник с веером путей и короткой линией, обрывающейся в лесу, — это всё, что осталось от сети линий вокруг Плещеева озера. Когда-то эта сеть насчитывала более 100 километров длины, и в лучшие годы дважды пересекала Ярославское шоссе — в черте города и в районе деревни Говырино к северу от Переславля.

    3 октября туристический поезд компании «РЖД тур» с пассажирами из Москвы, ведомый паровозом, прибыл на станцию Переславль. Это событие стало первым за 17 лет моментом приезда пассажиров в Переславль-Залесский по железной дороге. И в то же время говорить о появлении в городе регулярного пассажирского сообщения преждевременно. Не объявлен пока даже повторный туристический тур, не говоря о назначении постоянного пассажирского маршрута со среднесетевыми тарифами.

    Тем не менее, к запуску поезда пришлось подготовиться. На линии Берендеево—Переславль провели небольшой ремонт пути, а на станции Переславль построили полностью деревянную платформу длиной 125 метров, рассчитанную на приём четырёх вагонов. Она расположена в 2,5 километрах от исторического центра города. В 900 метрах от станции находятся ближайшие остановки городских автобусов на ул. Свободы. Поэтому предполагается, что по всем туристическим объектам города прибывающих туристов будут развозить автобусы, подаваемые к платформе, выходящей на ул. Маловский сад.

    Из Москвы состав с четырьмя пассажирскими вагонами, временно позаимствованными у единственного в России ежедневного паровозного железнодорожного маршрута — «Рускеальского экспресса», отправился с Ярославского вокзала в 7:45, ведомый электровозом. На станции Александров эстафету перехватил зелёный паровоз П36-0110, приписанный к московскому депо им. Ильича. Он доставил пассажиров в Переславль в 11:20. Собственный аналогичный паровоз П36-0147 Северной железной дороги, в ведении которой находится участок Александров—Берендеево—Переславль, восстановленный в 2018 г. из памятника, стоявшего на станции Шарья, в переславльской акции участия не принимал. Вновь обретённый ходовой экземпляр и успел совершить несколько ретро-туров по Северной железной дороге, в том числе поездок из Ярославля в Рыбинск и из Иванова в Шую.

    После насыщенной туристической дневной программы обратный путь пассажиры туристического рейса Москва—Переславль провели в вагонах «Рускеальского экспресса». Их без лишних стоянок доставил в столицу магистральный тепловоз ТЭП70, отправившись из Переславля в 18:34 и завершив путь на Ярославском вокзале в 21:48.

    Если новый туристический продукт будет востребован у пассажиров, данный маршрут планируется сделать регулярным, заверяет ОАО «РЖД».

    С 1 июля этого года скорые дневные поезда Ярославль—Москва останавливаются на станции Берендеево, пока что являющейся ближайшей к Переславлю-Залесскому пассажирской с регулярным сообщением. Этим летом новые остановочные пункты с деревянными платформами — Окский берег и Нижний Новгород Стригино — были открыты на Горьковской железной дороге.

    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (2)

    1. Конечно для развития туризма и знакомства россиян с Родиной своей - обязательно нужен туристический и просто поезд для регулярных поездок в Переславль. Если мы не будем знать с чего начинается Родина - мы забудем кто мы !!!