Не новые, но тоже пополнение: города приобретают трамвайные вагоны экономичными способами

  • Павел Яблоков
    27 сентября 2021 г. — 08:25
    920
    Иллюстрация: 

    ГУП УР «Телерадиовещательная компания «Удмуртия» / myudm.ru

    Не все российские города могут позволить себе закупать новые трамвайные вагоны. В то же время, старение подвижного состава является проблемой практически для всех систем электротранспорта. Малыми средствами обновить вагонные парки можно за счёт гуманитарной помощи Москвы, либо реновировав трамваи с использованием старых узлов. Так решают свои проблемы трамвайные хозяйства Курска, Прокопьевска, Ижевска, Барнаула, Магнитогорска.

    Московский «рог изобилия» ещё не исчерпан

    С 2015 года началась смена поколений трамвайных вагонов в Москве и длится она до сих пор. Большинство высокопольных вагонов уже покинуло столицу: вагоны семейства 71-608 остались только в качестве служебных. Отстранены от работы с пассажирами и остатки семейства 71-619: нерозданными в регионы осталось около полутора десятка вагонов.

    Пять из них отправятся этой осенью в Прокопьевск. Местная администрация 3 августа объявила аукцион по перевозке из Москвы пяти трамвайных вагонов 71-619К стоимостью 3,3 млн руб. 13 августа подвели итоги тендера: победила ИП Тиганова Н.А. (Белгородская область) с ценой работ 2,244 млн руб. (второй участник ИП Кнышов В.В. предложил 2,26 млн руб.). 27 августа между сторонами заключён контракт, предусматривающий поставку техники до 30 ноября в трамвайное депо МУП «Горэлектротранс» г. Прокопьевска на Высокогорной ул., 2А. Грузить вагоны для отправки в дальний путь будут на столичном кольце «Красный Маяк» (Чертановская ул., 38а).

    В ближайшие месяцы отправят в отставку и работающие пока полностью низкопольные трёхсекционные и односекционные вагоны на базе чешских Tatra T3SU (модели МТТЧ, МТТМ, МТТЕ, МТТА производства столичного Трамвайно-ремонтного завода ГУП «Мосгортранс»). Первые адресаты для продолжения работы более чем 110 единиц техники, не выработавшей полностью ресурс, уже известны.

    МУП «Курскэлектротранс» 5 августа объявило аукцион на оказание услуг по перевозке негабаритного груза (трамваев) с начальной стоимостью 1,795 млн руб. Приём документов длился до 23 августа, а 25 числа подвели итоги, найдя перевозчика, который вывезет 20 трамваев типа Tatra T3 до 5 ноября с территории Краснопресненского трамвайного депо (ул. Твардовского, 6) в Восточное трамвайное депо (ул. 2-я Агрегатная, д. 4а) города Курска.

    Барнаул для своей партии столичных подарков (10 трамвайных вагонов модели Tatra T3SU) проводил аукцион на оказание услуг по перевозке негабаритного груза c 11 по 30 июня с начальной стоимостью работ 4,045 млн руб. Победителем стало ООО «Спецтранссервис», предложившее за работу 3,377 млн руб., но впоследствии организация отклонилась от заключения контракта. С занявшим изначально второе место ООО «Негабарит 46», предложившим 3,3978 млн руб., контракт заключён 26 июля. Вагоны транспортируют из Москвы (Краснопресненское трамвайное депо, ул. Твардовского, 6) в Барнаул (ул. Гридасова, 5). Услуги по перевозке должны быть оказаны в течение 45 дней после заключения контракта, то есть к 9 сентября. Несмотря на некоторую задержку с отправкой техники, обычно возникающую со стороны дарителей, ожидается, что первые восемь вагонов до начала октября всё-таки сменят прописку.

    Весной уже объявлялись торги на перевозку столичных вагонов в Барнаул, но тогда исполнитель контракта не смог получить все необходимые разрешения, и груз остался на месте, сообщает ИА «Амител».

    Недолго осталось перевозить столичных пассажиров и вагонам модели 71-623-02 с низкопольной средней частью. Первые 11 из 67 московских трамваев этой серии уже пристроены. С 12 по 21 июля проводился аукцион на оказание услуг по транспортировке 11 трамвайных вагонов модели 71-623-02 для нужд МКП «Тулгорэлектротранс» из Москвы в Тулу стоимостью 715 тыс. руб. По итогам тендера затраты городского бюджета на перевозку вагонов оказались ещё меньше: победитель захотел получить 631,3 тыс. руб., а участник, занявший второе место, — 634,8 тыс. руб. Вагоны, впрочем, не обязательно слишком скоро отправятся из Москвы — поставка может длиться до 31 мая 2022 г. Но в активную фазу перевозок загрузка будет не менее трёх вагонов в неделю. 10 вагонов заберут с площадки Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской ул., 9, а один — с площадки Краснопресненского трамвайного депо на ул. Твардовского, 6. Всех их ждут в депо на Приупской ул., 1Б в Туле.

    Новые вагоны на базе старых для Златоуста и Магнитогорска

    Но не только «московское» сырьё помогает трамвайным хозяйствам осовременивать подвижной состав. Капитально-восстановительные ремонты или изготовление кузовов первой комплектности с частичным использованием наиболее долговечных частей старых вагонов (электродвигатели, тележки и т.д.) тоже являются приемлемыми для некоторых «трамвайных» городов.

    Администрация Златоустовского городского округа заказала капитально-восстановительный ремонт пяти трамвайных вагонов типа Т3. При этом такие вагоны в городе изначально отсутствовали. Аукцион с начальной ценой контракта 70,75 млн руб. состоялся с 9 по 25 июня. Единственным участником торгов стало МУП «Ижгорэлектротранс», которое и отремонтирует для стороннего заказчика некоторые свои старые вагоны. До 30 ноября для нужд Златоуста надлежит изготовить белые вагоны с красной полосой, малым гербом Златоустовского городского округа в чёрной обводке, малым гербом Челябинской области в чёрной обводке и фирменной надписью «Южный Урал» по левому борту. Односекционный четырёхосный высокопольный окрашенный с полами, наружной обшивкой, остеклением, дверями, перегородкой кабины водителя и системой поручней кузов каждого вагона должен содержать не менее 33 мест для сидения. Общая вместимость 14-метровых вагонов не должна быть ниже 150 пассажиров. Для перевозки вагонов в новый для них город с 14 июля по 5 августа проводился отдельный аукцион под эгидой МУП «Ижгорэлектротранс». Располагая изначальным бюджетом в 1,1 млн руб., муниципальный перевозчик, владеющий серьёзной ремонтной базой, смог найти транспортировщика пяти 17-тонных вагонов модели Т3-К-Иж с площадки погрузки в Ижевске на ул. Карла Маркса, 13А до трамвайного депо в Златоусте на просп Мира. Окончание поставки партии должно произойти до 30 апреля 2022 г. Санкт-Петербургское ООО «А-Транс» с ценой 920,5 тыс. руб. опередило ООО «Логис» из Кыштыма Челябинской области (930 тыс. руб.) и ФГУП «Главный центр специальной связи» (1,044 млн руб.).

    Первые два из пяти вагонов Tatra T3K «Иж» новой партии прибыли в Златоуст в сентябре. В декабре прошлого года из Ижевска в Златоуст уже перевозили два аналогичных вагона. Также златоустинцы получили тогда три вагона 71-605РМ13 производства ООО «Горизонт».

    В этом году МП «Маггортранс» объявило закупку 10 новых вагонов. Но большое вагонное хозяйство Магнитогорска требует таких же больших усилий для обновления подвижного состава, несмотря на бюджетные ограничения. Поэтому девять вагонов в этом году обновятся с использованием некоторых старых узлов от вагонов семейства 71-605 путём изготовления кузовов первой комплектности. Перевозчик получает от изготовителя окрашенные кузова с полами, наружной обшивкой, остеклением, мебелью, дверями, перегородками и другим оснащением выпуска 2021 года. В салоне устанавливается не менее 28 мест для сидения, а максимальная вместимость вагонов — не менее 190 пассажиров. Цвет кузова вагонов — красный (RAL 3020) ниже уровня стёкол и белый (RAL 9003) выше уровня стёкол. Нижняя часть (люки, арки колёс, бамперы) окрашены в серый цвет (RAL 7004). Единственные заявки на выполнение такого рода работ подавались от ООО «Горизонт».

    С 16 марта по 1 апреля МП «Маггортранс» проводило первый аукцион с начальной ценой 48,5856 млн руб. Тогда заказывалось шесть кузовов со следующими сроками поставки: один с 1 по 30 июля, один со 2 по 31 августа, по два с 1 по 29 октября и с 1 по 30 ноября. Второй аукцион на поставку кузовов трамвайных вагонов МП «Маггортранс» проводило с 17 мая по 3 июня с начальной ценой 24,29 млн руб. Один кузов надлежало поставить с 1 по 31 августа, один — с 1 по 30 сентября и один — с 1 по 31 декабря этого года.

    Пока что в этом году Магнитогорск получил от ООО «Горизонт» шесть модернизированных трамваев с условным обозначением 71-605РМ13: по одному в феврале и марте в счёт прошлогоднего заказа, один в июне, два в июле и один в сентябре. Всего в Магнитогорске уже 23 таких вагона, ещё три в Златоусте и один в Саратове.

    Ранее в этом году уже нашли транспортировщика 10 трамвайных вагонов из Москвы в Нижний Новгород. А заказанные новые трамвайные вагоны в этом году ждут или уже получили в Калининграде, Евпатории, Череповце, Челябинске, Краснодаре, Новокузнецке, Москве и Нижнем Новгороде.

    Виды транспорта: