основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
Межправительственная Российско-Китайская комиссия / mpk-cn.ru
Приграничная инфраструктура России и Китая развивается для улучшения экономических связей. С 10 июня для грузоперевозок, а в перспективе — и для пассажирского сообщения открылся автомобильный мост через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ. Новый транспортный объект, построенный по концессионной модели, поможет сократить затраты и сроки перевозки грузов во внешней торговле. Идея, о которой два государства договорились «на бумаге» ещё в прошлом веке, в итоге была реализована лишь в наши дни.
Торжественная церемония открытия моста прошла 10 июня в формате телемоста с участием членов правительств обеих стран, министров транспорта России и Китая, губернатора Амурской области и губернатора провинции Хэйлунцзян.
Первыми по трансграничному мосту между Россией и Китаем прошли восемь грузовых автомобилей с каждой стороны: в КНР отправились восемь российских газомоторных тягачей автопарка ООО «Газпром гелий сервис» с амурским соевым маслом и пиломатериалами. Навстречу им из Китая таже приехали восемь автомобилей с автомобильными шинам и комплектующими для электрооборудования.
До постройки моста круглогодичного постоянного автомобильного сообщения между странами на рубежах Амурской области не было. Единственным грузопассажирским сообщением в Амурской области долгое время были паромное сообщение и понтонные переправы через смешанные пункты пропуска Благовещенск — Хэйхэ и Поярково — Cюнькэ.
Старт проекта начался ещё в прошлом веке. 18 декабря 1992 года Правительство РФ и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении. Ещё через 2,5 года, 26 июня 1995 года, заключено межправительственное соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск и Хэйхэ. Но в прошлом веке из-за отсутствия финансирования стройка так и не началась. Реанимация проекта произошла лишь спустя 20 лет: новое соглашение о начале реализации проекта было подписано двумя правительствами в сентябре 2015 года, сообщает сайт Правительства Амурской области.
Построить мост удалось без бюджетных средств в рамках модели концессии сроком на 20 лет. Это первый российско-китайский трансграничный проект, реализованный на принципах государственно-частного партнёрства. 5 июня 2016 года в Харбине был подписан основной договор. Для реализации проекта создана совместная концессионная российско-китайская компания, концедентами которой выступили Правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. По расчётам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет.
С российской стороны затраты составили 13,6 млрд руб., с китайской — 5,2 млрд рублей. Длина двухполосного мостового перехода 1080 м. Но общая протяжённость объекта около 20,2 км с учётом 6,7 км дороги в Китае и 13,4 км подъездных путей на территории России, включающих 278-метровый мост через протоку Каникурганскую, сообщает «РИА Новости». Мощность моста рассчитана на перевозку 4 млн тонн грузов и 2 млн пассажиров в год.
Строительство моста через реку Амур стартовало 18 декабря 2016 года. 31 мая 2019 года строители завершили стыковку российской и китайской частей моста: каждая из сторон построила по 540 м моста. Фактически, к началу 2020 года основные работы были завершены, но запуску объекта в эксплуатацию мешали «коронавирусные» ограничения. После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы. Ещё в прошлом году совместная комиссия протестировала систему взимания платы в двух режимах. В автоматическом режиме полоса работает без участия оператора-кассира, взимание производится с помощью наружных средств приема оплаты. В ручном режиме оплату принимает на полосе кассир-оператор, всё взаимодействие с водителем производит человек. Оплата за проезд по мостовому переходу на российском пункте взимания платы принимается в рублях РФ и может производиться тремя способами: наличными денежными средствами, банковской картой или через электронное средство платежа — бесконтактную смарт-карту. Из четырёх полос взимания платы две предполагается использовать для пропуска грузового автотранспорта и две, не оснащённые весовыми модулями, для пропуска пассажирского и лёгкого автотранспорта, проинформировал сайт Правительства Амурской области.
Чуть позже, до конца 2023 года, будет достроен автомобильный пункт пропуска Кани-Курган — Хэйхэ, строительство которого сейчас запускается. Минтранс России на время строительства основного пункта пропуска, сооружаемого за счёт бюджетных ассигнований, создал необходимые условия для организации контроля на существующем временном пункте пропуска из модульных конструкций. Государственным заказчиком и заказчиком-застройщиком нового пропускного объекта является ФКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы». Он может пропускать в круглосуточном режиме до 315 тыс. транспортных средств в год, или 600 грузовых автомобилей ежедневно. Стоимость объекта — 1,6 млрд руб., в том числе 70,14 млн руб. затратили на проектные работы.
Средняя стоимость проезда по мосту Благовещенск — Хэйхэ составит 8700 руб. Однако размер платы за проезд для большегрузного транспорта будет зависеть от количества осей в машине и массы перевозимого груза. Тарифы рассчитаны на то, что мост окупится за время концессии. После этого возможно будет снизить тариф до размеров, необходимых для содержания моста. С 11 июня международный мост перешёл в полноценный режим работы: пока что он будет открыт ежедневно с 8 до 23 часов.
Укрепляется и железнодорожная связь России и Китая, тоже в интересах прежде всего грузового сообщения. Всего полтора месяца назад было завершено строительство железнодорожного перехода Нижнеленинское — Тунцзян, сообщил Минтранс России. Однако, как сообщил после церемонии открытия автомобильного моста губернатор Василий Орлов, региону нужны ещё два железнодорожных мостовых перехода: Джалинда — Мохэ и Благовещенск — Хэйхэ. Подготовительная работа уже ведётся руководством региона с Китайской Народной Республикой, Министерством транспорта РФ и РЖД. Однако это мероприятия отдалённой перспективы, сообщила «Амурская Правда».
Пассажирское железнодорожное сообщение с Китаем было прервано в начале 2020 года и до сих пор не восстановлено.
основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
о новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
Дополнительные пути строят как для грузового, так и для пассажирского сообщения
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.