онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
«Ковидные» ограничения надолго закрыли границы стран для международных поездов, и заново они открываются гораздо медленнее, чем прекращалось весной 2020 года. Вслед за Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Монголией, Киргизией и Узбекистаном с конца августа возобновятся пассажирские прямые поезда между Россией и Таджикистаном.
Тем не менее, на 2022 / 2023 годы железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных маршрутов. Часть из них уже разморожено, но многие сохраняются в законсервированном состоянии. Ещё несколько десятков прежних маршрутов исчезли даже из списков для разработки графиков. И как минимум на пару лет отложено восстановление движения до Москвы поездов из Средней Азии.
Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза нуждалось в координации действий и сохранения бесперебойного процесса грузовых и пассажирских перевозок между странами. Для этого решением глав правительств государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, в который входят железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, также пять железнодорожных администраций (Болгарии, Грузии, Латвии, Финляндии и Ирана) являются ассоциированными членами Совета, а Литва и Эстония участвуют в работе Совета по договорам. В первые годы он собирался по нескольку раз, а в последнее время стабильно два раза в год. В мае этого года состоялось 76-е заседание Совета: на этот раз, в заочном режиме. Как обычно, на первом в году заседании в повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на следующий сезон. Сетевой график железных дорог 2022 / 2023 гг. вступает в действие с 00:00 часов 11 декабря 2022 года. Протокол заседания подписан 15 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.
Семидесятым заседанием Совета для разработки графика движения на 2019 / 2020 годы предусматривалось 119 пар международных поездов, 25 пар пригородных поездов и 105 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. В связи с пандемией коронавируса на 2020 / 2021 годы было решено новый график не разрабатывать, а продлить действие предыдущего. Свод пассажирских поездов на 2021 / 2022 год «похудел» не столь значительно — до 108 пар поездов дальнего следования, 24 пар пригородных поездов и 70 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Однако на момент его подписания лишь по считанным направлениям реально выполнялись перевозки. На этом фоне перечень маршрутов 2022 / 2023 годов заметно скромнее: 68 пар поездов дальнего следования, 12 пар пригородных поездов и 38 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. В это число не вошли маршруты, проходящие через границу с Украиной (таковых 22 дальнего следования, 10 беспересадочных и восемь пригородных). Письмом от 03.05.2022 № Ц/88/853-22 железнодорожная администрация Украины официально уведомила о приостановке своего членства в Совете, поэтому в отсутствие голоса УЖД списки маршрутов технически сохранили в неизменном виде, что называется, «для сведения», хотя вероятность выполнения перевозок по этим направлениям в ближайшее время близка к нулю. Но и вместе с «украинскими» поездами список маршрутов для нового графика заметно меньше прежнего: от многих направлений отказались даже на перспективу с учётом изменения пассажиропотоков, возраста и численности вагонного парка государств. Старение вагонного парка потребовало внесение изменений в Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении. Если раньше такие составы формировались из вагонов не старше 15 лет постройки, то теперь в отдельных случаях по результатам комиссионной проверки (аттестационной комиссии) допускается срок службы не более 20 лет после постройки.
Для железнодорожников ряда стран закрытие границ оставило их почти без работы: во внутригосударственном сообщении потребность в поездах дальнего следования на железных дорогах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана значительно меньше, чем в международном сообщении. Приостановка маршрутов на два года привела к сокращению персонала и вагонного парка, поэтому в прежних объёмах возобновлять перевозки затруднительно. Если раньше большинство маршрутов из стран бывшего СНГ в Россию шло до Москвы, то теперь конечными пунктами стали Волгоград, Самара и Казань. Таким способом удаётся решить сразу несколько проблемных вопросов. За счёт сокращения протяжённости маршрутов удаётся улучшить санитарное состояние поездов и уменьшить потребность в ресурсах: вагонах и персонале. Для РЖД уменьшается дублирование международных маршрутов с внутрироссийскими. Ещё один веский довод записан в решении заседания Совета, и он же определяет, что восстановленные маршруты до Москвы доберутся не ранее, чем через два года. Восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского железнодорожного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.
Пока же ближайшими перспективами возобновления международного сообщения является запуск уже в июле дополнительных поездов между Москвой и Калининградом, а с конца августа восстановление поездов из Таджикистана в Россию.
С 21 июля в связи с возросшей популярностью курортов Калининградской области и большим спросом на билеты в сообщении с Калининградом холдинг «РЖД» по согласованию с администрациями Литовской и Белорусской железных дорог назначил дополнительные поезда №№ 148 / 147 сообщением Калининград — Москва. Они будут отправляться три раза в неделю: из Калининграда в 16:03 по понедельникам, четвергам и воскресеньям с 21 июля по 25 сентября с прибытием на Белорусский вокзал Москвы в 16:19 следующих суток и из Москвы в 22:58 по понедельникам, вторникам и пятницам с 22 июля по 26 сентября с прибытием в Калининград на следующие сутки в 18:34.
Также в сообщении с Калининградом продолжают курсировать поезда №№ 29 / 30 «Янтарь» Москва — Калининград, №№ 79 / 80 Санкт-Петербург — Калининград и №№ 359 / 360 Адлер — Калининград. Российские поезда по-прежнему следуют через Литву транзитом без права посадки и высадки пассажиров на территории этого государства с сохранением квоты мест не более 250 пассажиров в одном составе, сообщает АО «РЖД».
В соответствии с уведомлением ГУП «Рохи Охани Точикистон» (железные дороги Таджикистана), прерванное с 17 марта 2020 года железнодорожное пассажирское сообщение будет возобновлено с 30 августа. Пока что расписанием предусмотрено два еженедельных маршрута:
Продажа билетов будет открыта в ближайшее время, информирует Федеральная пассажирская компания
В перечни маршрутов поездов дальнего следования, пригородных поездов и беспересадочных вагонов вошли как уже возобновлённые направления, так и те, которые ещё могут быть восстановлены. Для них указана максимальная периодичность движения, которую следует предусматривать в сетевом расписании, оставляя «нитки» для международных поездов: в реальности поезда могут курсировать реже или не назначаться вовсе. В то же время несколько неежедневных маршрутов могут следовать на общем участке одинаковым расписанием по разным дням.
Границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными государствами продолжат пересекать поезда:
Также предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов:
За пределами России предусмотрено движение железнодорожных поездов участников Содружества:
Сопредельные с Россией железные дороги Монголии и Китая не являются членами-участниками Совета по железнодорожному транспорту, поэтому вопросы организации пассажирских перевозок с ними обсуждаются отдельно. Кроме того, границы государств не всегда совпадают с границами обслуживания государственных железных дорог. Участок длиной 180 км, проходящий по территории Северо-Казахстанской области Казахстана, включая станцию в областном центре, находится под управлением российских железнодорожников. Но более двух лет остановка поездов была только технической из-за пандемийных ограничений. В свою очередь, с начала 1990-х годов под управлением «Казахстан Темир Жолы» находится станция Илецк 1 в Соль-Илецке Оренбургской области России и прилегающий к ней участок железной дороги до российско-казахской границы. Соотвественно, такие поезда с точки зрения организации маршрутного движения не являются международными и в международный свод поездов не входят. В то же время в нём учтены внутригосударственные поезда №№ 15 / 16 Алматы — Петропавловск, №№ 75 / 76 Кызылорда — Петропавловск, №№ 105 / 106 Алматы — Петропавловск, №№ 623 / 624 Нур-Султан — Петропавловск (с вагонами Нур-Султан — Кзыл-Ту) Казахстанских железных дорог, заходящие на инфраструктуру РЖД.
Сетевой график железных дорог 2021 / 2022 годов действует с 12 декабря 2021 года.
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
о новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.