Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Администрация Шекснинского района / ВКонтакте
Новые автобусы нужны всем — и столичным городам, и региональным центрам, и в глубинке. Это подтверждается и комплексной оценкой состояния корпоративного парка в России, проведённой Государственной транспортной лизинговой компанией. На сверхсрочной службе трудится уже 79% подвижного состава. Тем не менее несколько малых автобусных парков сообщили о пополнении новой техникой. В частности, в село Мужи на Ямале прибыл новый пассажирский автобус, а в Бердске Новосибирской области и Шекснинском районе Вологодской области рассказали не только о поставках, но и о дальнейших планах развития предприятий.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) провела комплексную оценку состояния корпоративного автобусного парка России в начале 2023 года. В качестве источника были взяты данные маркетинговых исследований.
По части структуры парка регионы обладают огромным потенциалом развития. И одним из путей раскрытия может стать повышение мобильности жителей за счёт модернизации общественного транспорта. На начало 2023 года корпоративный парк автобусов составлял 342,5 тыс единиц. Преобладали автобусы малого класса — более половины (54,3%). Автобусы большого класса занимали второе место с долей 26,3%, среднего класса — 14,2%. Меньше всего было автобусов особо большого класса — 5,2%.
Наиболее популярной маркой в малом и среднем классе стали ПАЗ, а в большом и особо большом — ЛиАЗ. Большая часть парка пришлась на технику российского производства (78%). Лидер — Павловский автозавод (ПАЗ). Таких машин в российском корпоративном парке более 150 тыс единиц. На втором месте — КАВЗ (48,4 тыс единиц). Третье место у ЛиАЗа (41,7 тыс единиц). При этом большая часть работает на бензине (52%) и дизельном топливе (41%). На СУГ — 2,6%. Экологичные виды топлива уступают традиционным: компримированный природный газ (КПГ) используют всего 4,5% машин.
Если смотреть по регионам, 56,5% всего автобусного парка приходилось на 20 субъектов России. В тройке лидеров по количеству машин Москва (6,3%), Подмосковье (4,6%) и Санкт-Петербург (3,9%), четвёртое место у Татарстана (3,5%), пятое — у Краснодарского края (3,4%).
Оценка возраста техники продемонстрировала средний показатель в 17,2 лет. В общем парке на новые автобусы возрастом до 3 лет приходится 10% (34,3 тыс единиц), на автобусы возрастом 4-5 лет — 7% (23,8 тыс единиц), 6-10 лет — 13% (45,3 тыс единиц), 11-15 лет — 16% (54,8 тыс единиц), 16-20 лет — 15% (52,2 тыс единиц). Больше всего автобусов старше 20 лет — 39% или 132,1 тыс единиц.
Следует отметить, что нормативные сроки использования автобусов оценивались в соответствии со сроком полезного использования. Для малого класса автобусов это до пяти лет включительно, среднего и большого — до семи, особо большого класса — до 10 лет. Согласно источнику, результаты маркетингового исследования позволяют сделать вывод о том, что в стране 79% парка используются за пределами нормативного срока (271,2 тыс единиц). В пятёрку регионов с самым «молодым» парком вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ленинградская область.
Если же рассматривать сегмент лизинга автобусов, лидерство удерживает ГТЛК с долей 27%. Она занимается коммерческими поставками автобусов в лизинг, а также реализует две некоммерческие программы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта с использованием средств ФНБ. Совокупно по данным программам ГТЛК поставит в 2023-2024 годах около 5 тыс единиц новых автобусов.
Итоги анализа свидетельствуют о необходимости масштабного обновления общественного транспорта в большинстве регионов. Программы лизинга с государственным финансированием помогут провести «омоложение» парка автобусов оперативно, эффективно и с наименьшей нагрузкой для федерального бюджета. Программы льготного лизинга наиболее востребованы в субъектах РФ с низкой инвестиционной активностью. Пролонгация действующих программ с госучастием позволит систематизировать модернизацию региональных автобусных парков и повысить качество транспортного обслуживания жителей страны в среднесрочной перспективе.
Тем временем пока проводятся маркетинговые исследования, регионы продолжают обновлять автобусные парки. В частности, в село Мужи — административный центр Шурышкарского района ЯНАО — для обслуживания внутреннего маршрута прибыл новый пассажирский автобус ПАЗ «Вектор Next». Он заменит старый ПАЗ, который отработал на линии более пяти лет и станет резервным. Машина закупалась в Тюмени на средства местного бюджета. Об этом проинформировала «Комсомольская правда».
В автобусе 25 сидячих мест при общей вместимости 43 человека. Благодаря низкой посадке, транспорт удобен для маломобильных пассажиров. Также он утеплён и имеет двойное остекление, чтобы в салоне поддерживалась оптимальная температура даже в самые холодные дни зимы.
Отмечается, что автобус выйдет на маршрут после оформления документов и передачи в собственность муниципалитету.
На этом фоне, по сведениям сетевого издания «Бердск Онлайн», новосибирский город получил инфраструктурный кредит из областного бюджета на сумму 23 млн руб. Известно, что средства направят на обновление подвижного состава.
Износ автобусного парка в Бердске достаточно высок, поэтому пассажирское муниципальное предприятие уже подало заявку на получение коммерческих предложений касательно автобусных поставок. В приоритете техника, оборудованная видеокамерами, бегущей строкой и другими техническими средствами. В дальнейшем коммерческое предложение направят в банки, работающие по лизингу. С учётом, что с 1 августа поставщики техники увеличили прайсы на 30%, город сумеет купить на выделенные средства четыре новых автобуса.
Помимо этого, в июле муниципалитет Бердска приобрёл новый пассажирский автобус марки ПАЗ-32054 за 5,3 млн руб. На машину установят тахограф и блоки системы «Глонасс». Ожидается, что завершение регистрационных процедур и выход на линию состоятся ко Дню города — 2 сентября.
В свою очередь, администрация Шекснинского района Вологодской области проинформировала о получении первого автобуса ПАЗ «Вектор Next» для АТП. На комплектацию тахографом, видеонаблюдением, счётчиком пассажиров с последующим выходом на линию уйдёт месяц. Приобретение стало возможно за счёт федеральных средств.
Также в администрации отметили, что до зимы будет получено ещё четыре автобуса и «Газель». Они сразу будут оснащены всем необходимым. Кроме этого, завершается реформирование Шекснинского АТП, что позволит использовать транспорт более эффективно. Долги предприятия погашены, и угроза банкротства отсутствует. Из бюджета района на эти цели выделили 10 млн руб.
Конец июля и начало августа также отметились автобусными поставками. В нескольких местах Подмосковья пассажиры уже успели оценить новинки, а ГТЛК выполнила обязательства в отношении Калуги и Владимира. Перевозчик из Владивостока получил партию автобусов Zhong Tong, МАЗ отправил полсотни машин в Самару, а пассажиры Магнитогорска уже ездят на новых белорусских автобусах.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
О новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)