В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Дарья Гербер
Несмотря на холодное время года, в стране продолжают упорядочивать работу «летнего» вида транспорта — средств индивидуальной мобильности, готовясь к новому сезону активности электросамокатчиков. В то же время не все предложенные ограничение находят понимание у законодателей, пользователей и поставщиков услуги. Так, в думском комитете по транспорту не поддержали поправки в закон, предусматривающие установку регистрационных номерных знаков на СИМ. По мнению профильных специалистов, сначала необходимо дождаться утверждения «дорожной карты» по нормативному регулированию СИМ, в рамках которой будут меняться нормативные акты, в том числе КоАП и ПДД.
Пока же идут обсуждения, в Перми и Крыму продолжают вводить правила, ограничивающие СИМ. В главном городе Прикамья проводят публичные слушания, в результате которых хотят запретят оставлять СИМ вне оборудованных парковок и на 38 основных улицах центра Перми, что вызвало критику активистов и кикшеринга Whoosh. В свою очередь, в Ялте отказались от использования СИМ на набережной, параллельно представляя статистику, указывающую на рост происшествий с участием водителей СИМ. Тем временем Whoosh продолжает продвигать учебную программу, направленную на повышение культуры вождения СИМ.
Как сообщил «Коммерсантъ», комитет по транспорту Госдумы рекомендовал отклонить поправки к закону «О государственной регистрации транспортных средств», внесённые в октябре 2023 года группой депутатов от СРЗП. Они предложили ввести регистрацию в ГИБДД средств индивидуальной мобильности (СИМ) с обязательным получением номеров по аналогии с авто и мотоциклами. Как пояснили в комитете, арендованный электросамокат в случае аварии или нарушения можно отследить, а принадлежащей физлицу — нет. Таким образом, номера нужны, чтобы камеры могли отслеживать передвижение частных СИМ. При этом процесс регистрации можно сделать полностью электронным.
Однако в комитете по транспорту заявили, что одним законопроектом проблему не решить. В прошлом году правительство утвердило «дорожную карту» по нормативному регулированию СИМ, в рамках которой будут меняться нормативные акты, в том числе КоАП и ПДД.
Выступило против поправок и правительство, так как законопроект не регулирует вопросы, связанные с оформлением документов, идентифицирующих транспортные СИМ, при совершении сделок с ними и внесением изменений в такие документы.
По данным сетевого издания «59.РУ», администрация Перми подготовила изменения в правила благоустройства города. Они направлены на ограничение размещения СИМ. Согласно проекту, их запретят оставлять вне оборудованных парковок и на 38 основных улицах центра Перми.
В декабре власти провели опрос об ограничениях СИМ, после мэрия подготовила изменения в правила благоустройства и провела публичные слушания, на которых городские активисты раскритиковали намерения властей, посчитав, что они хотят ограничений вместо создания инфраструктуры для СИМ. Несогласие с властями выразили и представители кикшеринга Whoosh. По мнению компании, власти стремятся легитимизировать запрет кикшеринга в Перми. При этом создаётся видимость диалога и привлечения общественности, но по факту мэрия не рассматривает позитивные шаги в отношении регулирования СИМ.
Сервис считает, что поправки выглядят как план избавления города от кикшеринга и как дискредитация вектора федерального правительства. Предложенные поправки делают невозможным транспортное использование кикшеринга, в то время как он прочно вошёл в жизнь Перми, работая в качестве дополнительного городского транспорта. По данным оператора, за прошедший сезон каждый пятый житель города совершил хотя бы одну поездку на самокатах Whoosh. Суммарно они проехали более 6,5 млн км — на 53% больше, чем годом ранее. Девять из десяти поездок совершалось по транспортному сценарию: от жилых домов и остановок общественного транспорта до офисных и торговых центров, а также учебных заведений.
Кроме этого, Whoosh вносил предложения по регулированию (проект городского нормативно-правового акта и замечания к первой редакции проекта поправок в Правила благоустройства) и по совместным мероприятиям (Дорожная карта развития кикшеринга в Перми). Однако они остались без ответа, и Минтранс Пермского края так и не сформировал рабочую группу по микромобильности, хотя договорённость существовала с ноября 2023 года. Вместо этого проводятся формальные мероприятия для закрепления запретительных мер.
После, по данным источника, власти внесли поправки. Теперь правила благоустройства Перми хотят дополнить новым разделом «Использование территории общего пользования города Перми при размещении СИМ». В нём планируют закрепить два ключевых ограничения:
При этом в пункт 9.4.6.4 Правил благоустройства Перми хотят добавить конкретику — площадь городского центра составляет 13 кв. км.
Оставленные в нарушение правил благоустройства СИМ администрация намерена перемещать в специально отведённые места временного хранения, где обустроят штрафстоянку.
Также власти отказались от инициативы запретить стоянку СИМ на парковках, детских площадках и остановках общественного транспорта, а также прикреплять СИМ к заборам и столбам, малым архитектурным формам, рекламным конструкциям и объектам монументального искусства.
В свою очередь, пермяки создали петицию против ограничений парковок электросамокатов и СИМ. Её авторы указали, что вместо развития городской среды для велосипедов и самокатов, строительства велодорожек, велосветофоров и организации велопарковок, городские власти решили пойти по пути запрета. По мнению несогласных, это приведёт к ухудшению транспортной доступности и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Петицию распространили в городском сообществе «Велосипедизация Перми». Активисты движения заявили, что готовят письменные возражения на проект городской администрации и призвали неравнодушных участвовать в публичных слушаниях 9 февраля.
Об итогах последних сообщил официальный городской портал. В частности, было предложено возложить полномочия за вывоз оставленных вне разрешающих зон СИМ на администрацию города Перми. При этом были учтены обращения пешеходов и автомобилистов, которые указывали на оставление СИМ в неположенных местах — на газонах, подходах к пешеходным переходам и остановках.
В свою очередь, в отделении пропаганды безопасности дорожного движения госавтоинспекции обозначили, что в прошлом сезоне резко увеличилось количество ДТП с участием электросамокатов. За год было зарегистрировано 76 ДТП, в которых один человек погиб и 81 был травмирован. При этом 71% таких случаев произошли с устройствами, взятыми в аренду. В основном пользователи СИМ допускают наезды на пешеходов и столкновения из-за несоблюдения ПДД и развития значительной скорости на тротуарах. Отдельная проблема — использование электросамокатов подростками. По количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Прикамье занимает второе место среди регионов РФ.
В завершение публичных слушаний в мэрии отметили, что предложения и замечания участников будут рассмотрены и проанализированы. При необходимости на их основе в проект решения внесут корректировки.
По информации ForPost, на ялтинской набережной убрали все точки проката СИМ, установив соответствующие запрещающие знаки. Источник обозначил, что причиной послужили обращения местных жителей. Так, в 2023 году ялтинцы записали обращение к главе Следственного комитета России, в котором указали, что на муниципальной территории расположена стоянка электросамокатов, однако никакой информации об устройствах или их владельце нет. Также отсутствуют сведения о договоре аренды и соответствующей оплате в местный бюджет, что может свидетельствовать о коррупционной составляющей.
Ещё в мае 2023 года муниципальные власти издали постановление, ограничивающее движение пользователей СИМ в местах массового скопления людей Большой Ялты. В список свободных от СИМ мест, кроме набережной им В. И. Ленина, вошли набережная Массандровского пляжа, улица Пушкинская в Ялте, а также набережные в Гурзуфе, Форосе и Симеизе.
Власти крымских городов не впервые прибегают к созданию свободных от самокатов зон, чтобы обезопасить местных и отдыхающих. Эту практику пришлось перенимать у крупных городов, так как отсутствие ограничений регулярно приводило к происшествиям, а порой и к трагедиям.
Так, в 2022 году в Севастополе несовершеннолетний на самокате насмерть сбил пожилую женщину. В октябре 2023 года юноша на самокате, попытавшись перескочить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу в Севастополе, попал под колёса фургона. А через пару недель в городе произошло ещё одно ДТП, после которого 43-летний водитель электросамоката отправился с травмами в больницу.
Тем не менее нововведение устроило не всех ялтинцев. Многие отметили, пользователи СИМ зачастую игнорируют запрещающие знаки. Любители же самокатов обратили внимание, что необходимо организовать зоны для двухколёсного транспорта.
Тем временем один из основных оператор кикшеринга предпринял шаги по повышению дорожной грамотности своих пользователей. В компании Whoosh разработали и опубликовали материалы для занятий по теме ПДД для электросамокатов для преподавателей школ, колледжей и вузов. Как сообщает шеринговый оператор, проект поддержан Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России и поможет кратно увеличить аудиторию, обучаемую сервисом этичному вождению СИМ с 2021 года. Компания уже провела лекции на основе этих материалов для студентов Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы и Рязани.
Материалы доступны на сайте Whoosh. Они включают:
Полученные знания учащиеся смогут использовать и в поездках на личных СИМ. В 2023 году сервис Whoosh уже обучал студентов Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы и Рязани с участием сотрудников ГИБДД.
Ранее в конце ноября были подведены итоги велосамокатного сезона и обозначены вопросы, требующие последующего разрешения.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
Основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
О новой инициативе ГТЛК
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)