Время менять имена: транспортные МУПы и ГУПы страны проходят реорганизацию

  • Павел Яблоков
    4 октября 2024 г. — 19:35
    570

    Государственные и муниципальные транспортные предприятия страны готовятся к 1 января 2025 года. Не позднее наступления нового календарного года многие из них должны быть ликвидированы либо реорганизованы в соответствии с требованиями законодательства.

    При этом предприятия городского электротранспорта могут продолжать работу в прежнем режиме.

    Автобусные и трамвайно-троллейбусные перевозчики объединились в Смоленске и Волгограде. В Новосибирске, Омске и Тольятти автобусные парки муниципалитетов приватизируются с сохранением 100% муниципальной собственности.

    Несмотря на наличие троллейбусной составляющей, по пути акционирования пошли транспортные предприятия Березников и Вологды. А в Обнинске муниципальный автопарк сохранился как муниципальная организация, став бюджетным учреждением.

    Что происходит?

    В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"», ранее созданные ГУПы и МУПы  подлежат до 1 января 2025 года ликвидации или реорганизации по решению учредителя.

    Как следует из разъяснения Федеральной антимонопольной службы, из этого общего правила положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». предусмотрен ряд исключений. Так, сохранение унитарных предприятий допускается для осуществления ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ. Перечень случаев создания унитарных предприятий утверждён постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148. Пунктом 3 этого постановления допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.

    Поэтому, если основным видом деятельности унитарного предприятия является, например, осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами в городском и пригородном сообщении, оно сможет продолжать работу в прежнем формате и после 1 января 2025 года.

    Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 485-ФЗ, ГУПы и МУПы, не подпадающие под исключения, и в отношении которых учредителем не приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

    Волгоград

    Транспорт Волгограда встретил 2024 год сразу с двумя муниципальными транспортными предприятиями — автобусным МУП «ВПАТП №7» (Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие № 7) и троллейбусным МУП «Метроэлектротранс». Деятельность по перевозкам трамваями (включая скоростной) с 2023 года передана концессионеру — АО «Электротранспорт плюс». Также МУП «Метроэлектротранс» является учредителем ООО «Пассажирский порт Волгоград», занимающегося внутригородскими речными перевозками по Волге.

    В результате в Волгограде приняли решение объединить муниципальный транспорт под флагом «электрического» предприятия. Как сообщила администрация Волгограда, ею принято решение с учётом положений Федерального закона № 485-ФЗ реорганизовать МУП «ВПАТП №7», в форме присоединения к МУП «Метроэлектротранс», которое может продолжать работу и после 1 января 2025 года. Реорганизационно-ликвидационная процедура началась 17 июня 2024 года. При этом формат и режим работы муниципального автобусного парка сохраняется в прежнем режиме. Все работники МУП «ВПАТП №7» при желании могли трудоустроиться в МУП «Метроэлектротранс» на аналогичных условиях. Новое автотранспортное подразделение МУП «Метроэлектротранс» базируется на площадках МУП «ВПАТП №7».

    Формально реорганизация проходит через процедуру ликвидации МУП «ВПАТП №7». Все работники автотранспортного предприятия получают соответствующие уведомления и в рамках ликвидации они получают денежные компенсации за неиспользованные дни очередного отпуска. Для обеспечения непрерывности производственных процессов параллельно с увольнением сотрудники трудоустраиваются в МУП «Метроэлектротранс».

    Как сообщило сетевое издание «Информационное агентство "Высота 102"» со ссылкой на городскую администрацию, контракты на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам в Волгограде, которое выполняло МУП «ВПАТП №7», перезаключены с МУП «Метроэлектротранс». Последнее теперь ответственно за перевозку пассажиров на автобусных маршрутах № 85 «Жилгородок — Родниковая Долина», № 21 «Железнодорожный вокзал — п. ГЭС», № 22 «Железнодорожная больница — пл. Ленина» и № 58к «ТРЦ Акварель — Капустная балка». 9 сентября МУП «Метроэлектротранс» на своём официальном сайте разместило объявление о приёме водителей автобуса.

    Основные виды деятельности как ликвидируемого, так и сохраняемого МУПов одинаковы — 49.31.2 «Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении».

    Как сообщило сетевое издание «Волгоград онлайн», 25 сентября на сайте администрации Волгограда опубликован обновлённый реестр муниципальных маршрутов. В нём все автобусные маршруты, ранее обслуживаемые МУП «ВПАТП №7», переданы в ведение МУП «Метроэлектротранс» восемь опорных городских маршрутов, а также 12 дачных маршрутов, работающих в летний сезон (№№ 7э, 32, 45, 48э, 50э, 53э, 54э, 56э, 57э, 58э, 60э, 99э).

    Кроме этого, в Волгоградской области с 1 июля началась реорганизация ГУП ВО «Волгоградавтотранс» — перевозчика по пригородным и междугородным маршрутам области, а также ГУП ВО «Вокзал Авто» — оператора автовокзалов и автостанций региона. Как сообщает ИА «Высота 102», они преобразуются в акционерные общества с сохранением основных видов деятельности и оказания услуг в полном объёме. Все активы предприятий останутся в государственной собственности региона. Учредителем организаций станет облкомитет по управлению госимуществом.

    «Вогогрдатавтотранс» состоит из головного офиса и 10 филиалов, расположенных в Волгограде и  области:

    • «Автоколонна 1208»;
    • «Автоколонна 1727 "Еланская"»,
    • «Автоколонна 1733 "Камышинская"»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие 2»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие 4»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие "Михайловское"»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие "Фроловское"»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие "Жирновское"»,
    • «Автоколонна 1730 "Новоаннинская"»,
    • «Пассажирское автотранспортное предприятие "Урюпинское"».

    Смоленск

    В Смоленске объединение транспортных муниципальных предприятий уже завершено. 23 сентября МУП «Автоколонна-1308» окончательно ликвидировано. Весь прежний автобусный парк теперь работает в составе МУ ТТП (трамвайно-троллейбусное предприятие) г. Смоленска. Процесс ликвидации начался 15 марта этого года в соответствии с постановлением мэрии Смоленска от 04.03.2024 № 449-адм и занял полгода.

    Основной вид деятельности МУ ТТП г. Смоленска — регулярные перевозки пассажиров трамваями в городском и пригородном сообщении.

    Новосибирск

    В крупнейшем городе Сибири муниципальными предприятиями останутся МКП «Новосибирский метрополитен» и МКП «Горэлектротрнанспорт». А автобусный перевозчик МКП «Новосибгортранс» акционируется. Как сообщает «Коммерсантъ Сибирь», уставной капитал первого предприятия составляет 724,9 млн руб. В состав совета директоров «Новосибгортранса» предлагается включить пять человек, в том числе первого заместителя мэра города на пост председателя. На балансе «Новосибгортранса» находятся три земельных участка с общей кадастровой стоимостью 199,5 млн руб. Кроме того, имущество организации представлено зданием общей стоимостью 95 млн руб., инженерной инфраструктурой (15 млн руб.), спецтехникой и оборудованием (31,4 млн руб.), а также 194 единицами автотранспорта (1,6 млрд руб.).

    Также в план приватизации на 2024 год вошло МУП «ПАТП № 5».

    Омск

    Аналогичным путём идут и в другом крупном сибирском городе. МП «Электрический транспорт», ответственное за трамвайные и троллейбусные сети города, останется работать в прежнем формате. А муниципальный автопарк начал процесс приватизации. Как сообщает издание «СуперОмск», распоряжением администрации Омска от 20.09.2024 № 223-р утверждено решение о реорганизации МП «Пассажирское предприятие № 8» («ПП 8») в акционерное общество «Пассажирское предприятие № 8». Автопарк предприятия насчитывает около 500 автобусов, обслуживающих 58 маршрутов (41 городской и 17 садовых).

    Историческое название автопарка сохранено, хотя и потеряло былой смысл: ранее к «ПП 8» осенью 2020 года присоединили МП «Пассажирское предприятие № 7», а летом 2022 года — МП «Пассажирское предприятие № 4». Собственно, по этой же причине в Новосибирске единственное уцелевшее для городских автобусных перевозок ПАТП получило более звучное название «Новосибгортранс».

    Тольятти (Самарская область)

    Во втором по численности населения городе Самарской области условия приватизации МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3» (МП ТПАТП № 3) определено постановлением администрации городского округа Тольятти от 25.07.2024 № 1351-п/1. Преобразование в акционерное общество с уставным капиталом в размере 471 млн руб. пока продолжается. Единственным собственником предприятия останется муниципалитет.

    Муниципальное троллейбусное предприятие останется работать в прежнем режиме.

    Вологда

    С 15 мая 2024 года начался процесс реорганизации и в вологодском МУП «ПАТП № 1». Несмотря на то, что предприятие, помимо автобусов, занимается также эксплуатацией единственного уцелевшего троллейбусного маршрута областного центра, в виде МУПа его решили не сохранять. Постановлением администрации города Вологды от 15.05.2024 № 596 инициирован процесс трансформации организации в акционерное общество «ПАТП № 1».

    Березники (Пермский край)

    Одно из самых необычных названий для транспортного предприятия сменилось на более традиционное в ходе приватизации. Многопрофильное муниципальное предприятие «Водоканал» в городе Березники Пермского края с 25 сентября стало акционерным обществом «Гортрансресурс». При этом оно продолжает обслуживать муниципальные троллейбусные и автобусные маршруты.

    Права единственного учредителя осуществляет управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники. Процесс реорганизации предприятия длился с 4 октября 2022 года.

    Обнинск (Калужская область)

    Во втором по значимости городе Калужской области реорганизация муниципального предприятия пошла по другому пути.

    В последние дни работы под старой вывеской МП «ОПАТП» (Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие) с 26 сентября все кассы предприятия, осуществляющие продажу и пополнение транспортных карт, стали принимать только наличные денежные средства. А квитанции об оплате при продаже транспортных карт стали заполняться вручную, что привело к увеличению времени обслуживания одного пассажира.

    Временная мера понадобилась до открытия счёта МБУ «Обнинский городской транспорт». После этого все продажи транспортных карт вернулись уже к привычным для пассажиров Обнинска способам оплаты банковской картой или смартфоном.

    2 октября предприятие официально объявило о начале работы под новым названием МБУ «ОГТ».

    Согласно уставным документам, муниципальное унитарное предприятие создано для извлечения прибыли и должно само на себя зарабатывать. В то время как бюджетное учреждение — некоммерческая организация, существующая за счёт бюджетных ассигнований. Тем самым де-факто в наукограде в противовес концепции «транспорт как бизнес» признана социальная функция общественного транспорта. Ранее город полностью перешёл на регулируемые тарифы, а с городских маршрутов поэтапно ушли частные перевозчики: МБУ «ОГТ» стало единственным оператором городской маршрутной сети.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: