Telegram-канал «Пермский транспорт»
«Инфраструктура для жизни» — комплексный национальный проект, сочетающий в себе развитие комфортной городской среды сразу по нескольким направлениям. Приоритетное развитие при реализации нового нацпроекта получат 2160 опорных населённых пунктов (ОНП), в которых качество среды для жизни к 2030 году должно быть улучшено на 30%. Показатели улучшения качества среды для жизни в ОНП рассчитываются по методике, утверждённой Минстроем России. Не все из опорных населённых пунктов обладают всеми необходимыми компетенциями для выработки решений по улучшению пространства для жизни на основании собственного опыта.
Поэтому лучшие практики для формирования программ развития опорных населённых пунктов постарались объединить в Атлас сервисно-инфраструктурных решений. Его подготовило Агентство стратегических инициатив.
Вошли в Атлас и многие практики по направлению «транспорт и дороги», поскольку они косвенно или прямо содействуют достижению целевых показателей национальных целей развития Российской Федерации. Для показателя «Увеличение доли парка подвижного состава общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного» с помощью эффективной организации работы общественного транспорта снижается потребность в эксплуатируемых, а стало быть, и обновляемых транспортных средствах.
А при выполнении работ по благоустройству улиц, направленных на достижение показателя «Увеличение доли улично-дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии», рекомендуется закладывать инфраструктурные и организационные мероприятия, позволяющие улучшить работу общественного транспорта.
Среди общественного транспорта в фокусе внимания Атласа сервисно-инфраструктурных решений оказались:
Опорный населённый пункт (ОНП) — населённый пункт, приоритетное развитие которого способствует достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счёт обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории.
Показатели улучшения качества среды для жизни в ОНП рассчитываются в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минстроя России от 2 декабря 2024 года № 811/пр
Единый перечень ОНП был утверждён президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 16 декабря 2024 года № 143-пр). В него вошли как городские, так и сельские населённые пункты, включая:
Первые в России учреждения под названием «Организатор перевозок» были созданы в начале 2010-х в Москве и Санкт-Петербурге. И без формирования аналогичных структур не обошлись практически ни при одной заметной транспортной реформе. Единая управляющая структура позволяет повысить эффективность бюджетных расходов на общественный транспорт и удовлетворение спроса на перевозки общественным транспортом.
«Организатором перевозок» можно создать как с нуля, так и на базе существующего учреждения, придав ему роль заказчика регулярных перевозок пассажиров всеми видами наземного городского транспорта во взаимосвязи с перевозками пассажиров другими видами транспорта. В зависимости от региона и агломерации «Организатор перевозок» может заниматься муниципальными и (или) межмуниципальными перевозками.
Основные функции «Организатора перевозок»:
Для создания «Организатора перевозок» нужно:
В Нижегородской области ГКУ НО «Центр развития транспортных систем», которое выполняет функции единого оператора перевозок на территории Нижегородской агломерации, создано в 2020 году. Оно имеет штатную численность 168 единиц и осуществляет заключение контрактов на транспортную работу, диспетчеризацию, контроль выхода на линию, контрольно-ревизионную деятельность и другие функции. На примере Нижегородской агломерации расходы на осуществление функций единого оператора перевозок составляют около 150-200 млн рублей в год. В целом эти показатели зависят от многих факторов, в том числе территории обслуживания и количества маршрутов. Подобные службы созданы в Тверской, Челябинской, Ярославской областях, а также в других регионах.
Практика «экспресс-моделирование маршрутной сети, расчёт объемов и стоимости транспортной работы» предназначена для разработки и обоснования комплекса мероприятий, состоящего из:
Решение приоритетно для населённых пунктов с населением свыше 100 тыс. человек, но подходит и городам численностью от 50 до 100 тыс. жителей и позволяет определить потребность в общем количестве транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок, и установить требования к транспортных средствам, используемым на маршрутах регулярных перевозок.
С помощью экспресс-моделирования маршрутной сети, расчёта объемов и стоимости транспортной работы решаются задачи:
Стоимость внедрения решения зависит от размер города:
Ожидаемые эффекты от внедрения:
Для внедрения решения нужно:
Внедрение решения не требует специального оснащения, работы могут выполняться силами подрядных организаций.
По данным Атласа, решение, которое предложило ООО «ОТСлаб», применяется в городах:
В то же время, маршрутная сеть, разработанная в своё время OTS Lab, не была внедрена, а транспортная реформа на неопределённый срок «поставлена на паузу».
Следует отметить, что «экспресс-моделирование» не всегда достаточно для оценки сложившейся ситуации и выработки необходимых управленческий решений. В любом случае, в основе всех решений должны лежать расчёты, как говорил в интервью TR.ru — Транспорт в России директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин.
От беспересадочных маршрутов есть смысл отказываться, если альтернатива оказывается более удобной и выгодной. К такому выводу пришли в Новосибирской области, где местное министерство транспорта совместно с компанией «Экспресс-пригород» реализовало проект «Организация мультимодальных маршрутов в пригородном сообщении». Практика применима для обеспечения транспортной связанности опорных населенных пунктов между собой независимо от численности их населения и позволяет сократить потребность в автобусах.
В Новосибирской области заменили ряд протяжённых межмуниципальных автобусных маршрутов междугородного сообщения короткими автобусными маршрутами, подвозящими к ближайшей крупной железнодорожной станции. Расписания движения автобусов и электропоездов согласовали между собой. Изменения внедрили в регионе в 2023–2024 годах. Благодаря этому у жителей девять отдалённых районов Новосибирской области (Венгеровского, Доволенского, Здвинского, Кыштовского, Маслянинского, Северного, Сузунского Усть-Таркского и Чистоозёрного) появилась возможность добираться до Новосибирска и обратно с использованием регулярных мультимодальных маршрутов. Для удобства оплаты проезда организовано оформление билетов на электропоезда в автокассах и на подвозящие автобусы во всех пригородных железнодорожных кассах Новосибирского региона.
Расписание автобусов согласовано с электропоездами с 15−30-минутным интервалом пересадки, что приемлемо, если учесть, что весь путь от отдалённого района до областного центра в регионе занимает по полдня. Мультимодальные перевозки позволили пассажирам существенно сэкономить свои время и деньги в сравнении с альтернативным видом транспорта, а также сделали путешествие комфортнее и безопаснее — минуя заторы на автомобильных дорогах. По данным новосибирских транспортников, экономия стоимости проезда одного пассажира по схеме «автобус+электропоезд» в сравнении с альтернативными видами транспорта достигает 710 руб., экономия времени — до 2,5 часов. За время реализации проекта более 100 тыс. жителей воспользовались комбинированными перевозками: в среднем в сутки ими пользуется более 300 пассажиров.
Мультимодальные маршруты позволяют:
Для внедрения решения нужно:
Как указано в Атласе, применение практики не требует затрат на внедрение, обеспечивает экономию бюджетных средств субъекта РФ. Расходы сокращаются, поскольку практика реализуется на существующей маршрутной сети пригородных электропоездов в рамках утверждённых размеров движения. При этом сокращаются объёмы транспортной работы на автомобильном транспорте в связи с сокращением протяжённости маршрутов. Однако в реальности всё зависит от того, как развито железнодорожное и автобусное сообщение в регионе: может понадобиться запуск дополнительных маршрутов, что повлечёт за собой положительный мультипликативный эффект.
Решение «Эффективная организация выделенной полосы для общественного транспорта» может иметь разную реализацию. Это не только «классическая» разметка в правой крайней полосе. Главная цель ввода выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств — обеспечение приоритета на участках улиц с регулярными заторами движения с целью обеспечить приоритетный проезд для общественного транспорта и повысить его регулярность движения.
В качестве выделенной полосы может использоваться крайняя правая или левая полоса движения либо выделенная полоса может быть встречной.
В правой полосе выделенная полоса вводится, когда:
Если улица (проспект) достаточно широкая и имеет дублёра (боковой проезд) для местного движения, то в правой полосе основного хода при наличии бокового проезда есть смысл делать выделенные полосы есть при:
В левой полосе с остановками на островках выделенная полоса вводится при:
Во второй или третьей справа полосе выделенная полоса вводится только перед перекрёстками или съездами.
Встречная выделенная полоса вводится в случае необходимости пропуска общественного транспорта против движения потока прочего транспорта.
Выделенные полосы для общественного транспорта позволяют:
В первую очередь, выделенные полосы следует создавать городам с населением более 500 тыс. жителей, но решение подходит и менее крупным населённым пунктам от 10 до 500 тыс. жителей, где имеются проблемы с движением общественного транспорта. Стоимость внедрения — от 2 тыс. рублей на 1 кв. метр за нанесение дорожной разметки.
Для организации выделенных полос сначала нужно понять, можно ли решить проблемы другими средствами:
В случае невозможности оперативного решения проблемы требуется провести анализ возможности организации выделенной полосы:
Организация выделенных полос и наблюдения эффекта от их внедрения — это игра в долгую. В случае отсутствия желаемого эффекта от ввода выделенной полосы может понадобиться проработка дополнительных мер по повышению эффективности ее работы: точечная переразметка отдельных участков, сокращение длин отгонов, запрет движения такси, установка комплексов фотовидеофиксации и другие меры.
Лидером по количеству выделенных полос в России является Москвы. По состоянию на март 2025 года введено 499 км выделенных полос. В частности, выделенные полосы в правой полосе действуют на Волоколамское шоссе, Ленинском и Ломоносовском проспектах, Голубинской, Люблинской и Южнопортовой улицах. Выделенную полосу в левой полосе без платформ можно встретить на Трёхгорном Валу, а выделенные полосы в левой полосе с платформами — на Солянке и Яузской улице.
Выделенные полосы для движения общественного транспорта — изобретение не новое. Но нередко их ассоциируют с запретом движения всего прочего автотранспорта на одной из многочисленных попутных полос. Однако есть и другой радикально отличающийся вариант. «Организация приоритета общественного транспорта на улицах с низкой пропускной способностью» — так называется ещё одна практика, которая подходит для городов с населением от 100 тыс. жителей.
В центральных частях населённых пунктов по улицам с одной-двумя полосами для движения в одном направлении нередко проходят магистральные маршруты общественного транспорта с высоким пассажиропотоком, что требует принятия мер по обеспечению приоритета движения маршрутных транспортных средств даже в стеснённых условиях. Для этого могут применяться различные методы как локальной, так и сплошной приоритизации, в том числе:
Обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта в центральных и исторических частях города:
Стоимость внедрения (на примере предложений ООО «Спецдорпроект») — от 300 тыс. рублей на 1 км (расходы на переразметку, установку дорожных знаков, камер фотовидеофиксации нарушений ПДД). Внедрение практики не требует специального оснащения и может выполняться силами дорожно-эксплуатационных или подрядных организаций.
Для внедрения решения нужно:
В качестве примеров внедрения в Атласе указан опыт Москвы — выделение приоритетного проезда общественного транспорта на не самых широких Лубянском проезде и улицах Варварка, Маросейка, Покровка, Пречистенка и Солянка.
Разновидностью выделенных полос для общественного транспорта, которые можно применять на перекрёстках, являются «шлюзы», позволяющие повысить эффективность работы маршрутов городского транспорта.
Применение «шлюзов» приоритетно для городов с населением свыше 250 тыс. жителей, но помогут они и городам с населением от 100 до 250 тыс. человек.
Инфраструктурное решение по изменению организации дорожного движения и предусматривает:
«Шлюзы» позволят.
Стоимость внедрения «шлюзов» зависит от их режима работы. Так, на основе реализации проектов ООО «Спецдорпроект», адаптивная шлюзовая система стоит от 800 тыс. рублей, а шлюзовая система с фиксированным режимом работы — от 180 тыс. рублей. Разница вызвана тем, что для организации адаптивного шлюза требуется наличие адаптивного светофорного объекта или модернизация светофорного объекта. При этом стоимость эксплуатации сохраняется в пределах расходов на текущее содержание светофорного объекта.
Для внедрения решения необходимо:
Увидеть действующие «шлюзы» можно в Москве на пересечении Варшавского шоссе с улицами Академика Янгеля и Россошанской, а также в Южно-Сахалинске на пересечении улиц Ленина и Емельянова.
Более 60 городов страны разной величины сохранили трамвайное движение, но не везде пользоваться трамваями удобно — в том числе, из-за нехватки специализированной инфраструктуры. Улучшить ситуацию может практика «Обособление трамвайных путей, организация выделенных трамвайных и трамвайно-автобусных полос», в которой тон задаёт тоже Москва, хотя решения по совмещённому движению трамваев и автобусов применяются также в Санкт-Петербурге (где их ввели впервые в России) и Перми. А в обособлении трамвайных путей в одном уровне с автодорожным полотном преуспели в Челябинске.
Решение особенно актуально для городов с населённостью более 250 тыс. человек, но подходит и менее крупным городам, где требуется обеспечить приоритет для автобусов и трамваев на улицах, но нет возможности сделать отдельно выделенные полосы и обособленные трамвайные пути.
Изменение организации дорожного движения предусматривает:
При реализации города получат:
Нанесение разметки вдоль трамвайных путей обходится от 2 тыс. рублей за 1 кв. метр. А стоимость обособления трамвайных путей гранитным бортовым камнем — от 14,7 млн рублей на 1 км (в однопутном исчислении).
Для внедрения практики не требуется специального оснащения: его можно выполнить силами подрядных организаций. Нужно лишь определить:
Как это работает — можно увидеть, в частности, в Москве (автобусно-трамвайные полосы на Кожевнической ул. и Новоспасском мосту и обособленные пути посередине проезжей части на ул. Бориса Галушкина и Каланчёвской ул., в Екатеринбурге на просп. Ленина и ул. Вильгельма де Геннина, Магнитогорске на просп. Карла Маркса и Магнитной ул.
Общественный транспорт может получать приоритет и при пересечении перекрёстков. В Атлас включено решение «Система адаптивного управления светофорными объектами "Умный перекрёсток"» — нейросетевая система адаптивного управления светофорными объектами для пешеходов, общественного и личного транспорта, являющаяся частью интеллектуальных транспортных систем.
Она позволяет снизить временные задержки и повысить безопасность дорожного движения, а также реализовать приоритетный проезд перекрестка для общественного транспорта. Решение приоритетно к применению в городах с населением свыше 500 тыс. человек, но подходит и городам от 100 до 500 тыс. жителей, имеющих нерешённые дорожно-транспортные проблемы.
Адаптивное управление светофорами позволяет:
Стоимость внедрения составляет от 3 млн рублей при модернизация существующего светофорного объекта и от 4 млн рублей при устройство нового светофорного объекта. Стоимость эксплуатации — порядка 30 тыс. рублей в месяц на один светофорный объект.
Для внедрения решения необходимо:
Примеры внедрения
В частности, по решениям ООО «Спецдорпроект» система внедрена и эксплуатируется в Москве, Московской, Сахалинской, Челябинской и Ярославской областях.
Ещё одно решение для «трамвайных» городов — практика «Обустройство трамвайных платформ», продвигаемая в Москве и Челябинской области, — инфраструктурное решение для повышения безопасности, доступности, комфорта и скорости посадки-высадки из трамвая. Согласно п. 5.6.1 ГОСТ Р 70 716−2023 «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования» в зоне остановочных пунктов трамваев, расположенных на участках улиц и дорог с одной полосой для движения в одном направлении и на которых посадка и высадка пассажиров осуществляется с проезжей части, проезжая часть должна быть приподнята на длину остановочной площадки.
Приоритет для внедрения решения отдаётся городам с населением от 250 тыс. человек, но оно применимо и для других городов, что доказывает пример Златоуста, построившего за последние годы немало трамвайных платформ.
Решения по трамвайным платформам могут быть различными в зависимости от местных условий:
Создание трамвайных платформ позволяет решить сразу ряд городских проблем:
Стоимость внедрения (обустройство одной платформы) — около 2 млн рублей, не включая стоимость павильона и строительно-монтажных работ по установке павильона. Точная стоимость зависит от вида платформы, дорожных условий и других факторов.
Для внедрения решения необходимо:
Внедрение практики не требует специального оснащения и может выполняться силами эксплуатационных или подрядных организаций.
Помимо Москвы (применение всех видов платформ, включая ул. Образцова, Новокузнецкая ул., Лесная ул., Бауманская ул.) и Челябинской области (платформы на ул. Цвиллинга в Челябинске) Атлас в качестве примера упоминает платформы «венского» тип в Ульяновске на ул. Ленина.
Ездить по разным регионам и оплачивать проезд одной и той же транспортной картой? Почему бы и нет. Практика «Билетная система "СберТройка"», по данным автора решения — ООО «СберТройка» (IT-компанией Сбера, Правительства Москвы и Правительства Московской области) — действует в той или иной степени в 27 регионах страны.
Единая билетная система на базе карты «Тройка» включает программное обеспечение и карточные носители, позволяет объединить транспортное пространство Москвы и регионов и сделать перемещение по всей стране удобным и бесшовным.
Решение приоритетно для применения в городах с населением свыше 500 тыс. человек, но подходит и менее населённым пунктам.
Применение единой билетной системы позволяет:
Система предполагает:
Для внедрения решения нужно:
Внедрение решения не требует наличия дополнительного оборудования на территории населённого пункта — всё необходимое оборудование поставляется и устанавливается ООО «СберТройка», в том числе с использованием облачных технологий. Также не требуется бюджетного финансирования и дополнительных инвестиций со стороны учреждений — заказчиков перевозок и перевозочных компаний. Услуги предоставляются по модели комиссии от каждого платежа, зафиксированного в системе. Точная стоимость рассчитывается исходя из перечня услуг, которые предоставляются в каждом конкретном региональном проекте.
Билетная система на базе карты «Тройка» действует более чем в 20 регионах страны, в том числе в Москве, Архангельской, Костромской, Курской, Московской, Новосибирской, Тульской областях, Приморском крае, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Полный список регионов опубликован на сайте системы «СберТройка».
Столичный сервис персонализированных перевозок по требованию «По пути», действующий с 1 октября 2021 года, позволяет пассажиру заказывать автобус через мобильное приложение на ближайшую остановку сервиса. Оплатить поездку можно банковской картой в приложении. Сейчас сервис работает на территории районов Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы, а также на территории инновационного центра «Сколково».
Задача сервиса — обеспечение транспортной доступности на малонаселенных территориях с непостоянным пассажиропотоком там, где регулярные автобусные маршруты организовать невозможно или нецелесообразно в связи с ограничениями улично-дорожной сети или другими причинами, в том числе относительно низкой плотностью населения.
Практика подходит для населённых пунктов с численностью менее 5 тыс. жителей и обеспечивает транспортную доступность территорий. Размер населённого пункта может варьироваться и зависит от плотности населения на обеспечиваемой сервисом территории, а также от задач и модели реализации сервиса.
Стоимость внедрения зависит от выбранной модели.
Основные затраты на запуск сервиса предполагают:
Обеспечение транспортной доступности на территориях с низкой плотностью населения и со сложной улично-дорожной сетью.
Для запуска сервиса необходимо:
провести анализ численности населения и определить потенциальных пользователей;
Практика «Внедрение единого фирменного стиля транспорта, связанного с брендом территории» в Атлас внесена Мурманской областью, хотя впервые применена не ей, и используется во многих регионах страны — в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинской и Ярославской областях, Пермском крае.
Практика предполагает собой организационное решение, предусматривающее:
Плюс от внедрения фирменного стиля — в следующем:
Решение приоритетно для внедрения в городах с численностью населения от 100 тыс. человек, но может быть реализовано и в других населённых пунктах.
Ориентировочная стоимость оклейки одного транспортного средства большого класса — около 100 тыс. рублей.
Для внедрения решения нужно:
Перечисленные в обзоре практики позволяют сделать города более комфортными для пассажиров и других участников дорожного движения, а региональным и (или) муниципальным властям более эффективно расходовать бюджетные средства, необходимые для транспортного обслуживания населения.
Внедрение сервисно-инфраструктурных решений в сфере общественного транспорта позволит улучшить достижение целевого показателя «Увеличение доли парка подвижного состава общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного», поскольку позволяет повысить регулярность движения общественного транспорта и снизить потребность в общем количестве транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок.
Из этого обзора также следует вывод, что необходимые мероприятия по ремонту и модернизации городских и сельских улиц с использованием вышеперечисленных практик следует закладывать в планы работ, направленных на достижение показателя «Увеличение доли улично-дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии».
Следует отметить, что объёмы закупок подвижного состава автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов ограничены на каждом уровне бюджетного финансирования. На днях Минтранс России обнародовал планы поставок подвижного состава с применением федеральных мер поддержки в 2025-2030 годах.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.