Новые трамвайные объекты готовят проектировать и строить в Москве и Санкт-Петербурге

  • Павел Яблоков
    2 июня 2025 г. — 15:30
    332
    Иллюстрация: 

    В двух крупнейших российских городах приступают к новым инфраструктурным проектам по развитию трамвайного движения.

    В Москве объявлен конкурс на проектирование и строительство линии от улицы Академика Королёва до станции МЦД Останкино. Запуск первых трамваев намечен на 2028 год. Часть новой линии пройдёт вдоль трассы Московской монорельсовой транспортной системы, которую планируют переоборудовать в парк. В столице объявлено голосование о будущей судьбе надземной трассы. При этом вариантов альтернативы парку не предложено.

    В Санкт-Петербурге тем временем начали подготовку к переезду одного из старейших трамвайных парков города из центральной части на южную окраину — поближе к обслуживаемой им маршрутной сети. Городом уже найден подрядчик на проектирование объекта: его выполнение позволит в 2027 году начать строительные работы.

    Москва

    23 мая Департамент города Москвы по конкурентной политике объявил аукцион с начальной ценой 1,964955 млрд руб. на выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству объекта капитального строительства «Трамвайная линия на участке от существующих путей на ул. Академика Королева до МЦД Останкино» Заявки принимаются до 9 июня, а подведение итогов намечено на 16 июня. Заказчиком новой транспортной тройки выступило ГКУ города Москвы «Управление дорожно-мостового строительства».

    Строителям предстоит соорудить 3,74 км нового трамвайного пути, а также реконструировать 125-метровый участок примыкания к действующей трамвайной сети. Помимо этого, будет построено 4,9 км и переустроено 0,5 км контактной сети.

    Для пассажиров планируется обустроить 10 остановочных площадок с павильонами ожидания и пандусами для обеспечения доступа маломобильных групп населения, в том числе две совмещённые с автобусными остановками.

    Планом работ предусмотрена реконструкция ул. Дубовой Рощи протяженностью 350 м и строительство нового участка ул. Дубовой Рощи длиной 260 м.

    Также у станции МЦД Останкино в составе проекта будет построено одноэтажное здание конечной станции площадью 500 кв. м.

    Новая трамвайная линия частично пройдёт вдоль трассы монорельсовой дороги, работу которой планируется прекратить в ближайшие месяцы. Как сообщает сайт Мэра и Правительства Москвы, будущее Московского монорельса горожане определят с помощью голосования в проекте «Активный гражданин». Используя инфраструктуру монорельса (опоры, поперечные балки и станции), столичные власти предлагают создать первый в России парк на высоте. На уровне шести метров над землёй предлагают сделать зону с цветниками, аллеями, кафе, прогулочным маршрутом и беговой дорожкой (свыше четырех километров). Историческую конструкцию монорельса сохранят с укреплением несущих конструкций и обновят инженерные коммуникации. Также в парковой зоне сохранят несколько вагонов монорельса.

    Под данным столичных транспортников, за последние 10 лет пассажиропоток монорельса сократился в 10 раз, что вызвано и увеличением интервалов движения до 30 минут. В свою очередь такой перевод в «экскурсионный режим» стал следствием нехватки исправных составов для большей частоты движения.

    Эксплуатация монорельса была убыточной всегда, но за последние годы разрыв между себестоимостью поездки одного пассажира (около 1500 руб.) и стоимостью разового билета для пассажира (приравненной к цене билета в метро) достигла почти 20 раз. Новые вагоны для монорельса не производятся, их доступные аналоги отсутствуют (в своё время за образец был взят подвижной состав швейцарской компании, использование наработок которых недоступно из-за санкций). Стоимость выпуска новой партии составов с учётом необходимости вагоны такого типа не производятся, аналоги отсутствуют, а выпуск новой партии потребует более 20 млрд руб. — примерно столько же стоят 130 новых вагонов метро.

    За время существования монорельса с 2004 года в зоне его прохождения появилась станция метро «Фонвизинская» а железнодорожные платформы Тимирязевская и Останкино вошли в состав Московских центральных диаметров.

    Сегодня монорельсом пользуются в среднем менее двух тысяч пассажиров в сутки, из них большая часть — это туристы. К тому же во время комплексного обследования технического состояния монорельса сотрудники Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) выявили его ненадёжность. В свою очередь в НИИ «Мостранспроект» предложили превратить устаревшую инфраструктуру в современный круглогодично работающий надземный парк по образу проектов в Нью-Йорке (парк «Хай-Лайн» в Нью-Йорке по трассе бывшего железнодорожного пути), Сеуле (парк «Скайгарден» в Сеуле на месте автомобильной эстакаде), Сиднее (парк «Гудс-Лайн» на месте железнодорожной линии).

    Московская монорельсовая транспортная система открыта в 2004 году. До 2008 года монорельс работал в экскурсионном режиме (тарифы на проезд были существенно выше проезда в метро и наземном транспорте). Затем он был тарифно интегрировал в систему Московского транспорта. С января 2017 года монорельс снова перешёл на работу в экскурсионный режим, но уже из-за сокращения режима работы (с 8:00 до 20:00, ранее — с 7:00 до 23:00) и повышения интервалов с 10-20 до 30 минут.

    Формулировка «Из уважения к монорельсу, который долгие годы служил москвичам и гостям столицы, в парке будут сохранены несколько вагонов — частичка истории для будущих поколений» из пояснительной части к голосованию на «Активном гражданине», крайне напоминает сделанное в конце августа 2020 года заявление мэрии Москвы о сохранении в Москве троллейбуса в виде «музейного» маршрута, на котором по состоянию на 2025 год одновременно работает только один троллейбус.

    По прогнозу проектировщиков, посещаемость экомаршрута, который соединит парк «Яуза», ВДНХ, парк «Останкино», Ботанический сад и Тимирязевский парк, составит 20 тысяч человек в сутки, что в 10 раз больше, чем пользуется монорельсом сейчас.

    В то же время ранее в 2015 году ГУП «Московский метрополитен» планировало преобразовать трассу монорельса в трамвайную линию. При этом за работу столичных трамваев вместо ГУП «Мосгортранс» «Московский метрополитен» стал отвечать только с 2020 года.

    Однако на вынесенном на «Активном гражданине» голосовании по вопросу «Вы поддерживаете решение о создании прогулочного зелёного парка в воздухе на месте Московского монорельса?» горожанам организовать трамвайную линию от улицы Академика Королёва до метро «Тимирязевская» не предлагают. Участникам разрешено выбирать лишь из вариантов «Да, я за создание первого в России прогулочного зеленого парка на высоте», «Нет, считаю, что монорельс нужно сохранить в нынешнем виде» и «Это должны решать специалисты». По состоянию на 13:30 2 июня за первый вариант высказалось 72,32% из почти 20 тысяч участников опроса, за второй — 17,26% и за третий — 10,43%.

    В этом сезоне в Москве ведётся строительство новых трамвайных линий на просп. Академика Сахарова и в районе Рижского вокзала. Также начаты работы по возведению линии по шоссе Энтузиастов до Ивановского.

    Санкт-Петербург

    Тем временем в Санкт-Петербурге проектирование и строительство нового трамвайного инфраструктурного объекта решили разделить на отдельные закупки.

    Аукцион на проектирование строительства трамвайного парка с начальной ценой 153,95 млн руб. объявлен 18 апреля этого года. 13 мая итоги закупки подведены — единственным участником закупки предложена цена для выполнения работ в размере 152,5 млн руб. 26 мая между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и АО «Проектное бюро "Луч"» подписан контракт.

    Новый трамвайный парк планируют расположить во Фрунзенском районе на территории площадью 10 га, ограниченной полосами отвода южного полукольца Октябрьской железной дороги и Витебского направления Октябрьской железной дороги, проектируемой улицей, Волковским каналом и проектируемой улицей №1. Закупка выполняется за счёт средств Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга на 2025 и 2026 годов.

    На новой эксплуатационной площадке будет осуществляться хранение, техническое обслуживание и ремонт трамвайных вагонов.

    Новая площадка должна обеспечить размещение и обслуживание до 109 вагонов, в то числе трёхсекционных длиной не менее 28 м с коэффициентом выпуска на линию 0,78 и коэффициентом технической готовности 0,92.

    В проектируемом депо должны выполняться различные виды ремонтов и обслуживания: комплекс работ по ежедневному техническому обслуживанию (ЕО), техническому обслуживанию (ТО1, ТО2), текущему ремонту (ТР), заявочный ремонт (ЗР), внеплановый ремонт (ВпР), аварийно-восстановительный ремонт (АВР), проточка колесных пар без выкатки, кузовной ремонт. Кроме этого, на территории депо предусматриваются механизированная мойка подвижного состава с домывкой и уборкой салона, мойка агрегатов и деталей, ремонт тележек, колесных пар, агрегатов, электрооборудования, электродвигателей, кондиционеров и дополнительного оборудования.

    Ожидается, что вечернее прибытие подвижного состава в парк будет происходить ежедневно с с 20:00 по 2:00, а утренний выпуск с 4:30 до 8:30. Максимально за один час необходимо выпускать до 43 вагонов на линию, а за весь утренний час пик — 86.

    В границах трамвайного парка предусматривается размещение административно-производственного корпуса, моечно-сушильного комплекса с очистным оборудованием, гаража спецтехники, дистанции службы пути, центрального склада, а также тяговая подстанция с встроенной трансформаторной подстанцией и другие объекты.

    Связь проектируемого трамвайного парка с действующей трамвайной сетью СПб ГУП «Горэлектротранс» будет выполняться через соединительную трамвайную линию по Балканской ул. от Бухарестской ул. (кольцо «Малая Балканская ул.») до Купчинской ул., которая будет проектироваться и строиться отдельно. В то же время питание соединительной линии должно обеспечиваться от тяговой подстанции на территории трампарка,

    Полный комплект результатов инженерных изысканий, обследований и получившей положительное заключение госэкспертизы проектно-сметной документации нужно предоставить заказчику к 23 декабря 2026 года. Возможные сроки строительства нового трамвайного парка будут определены по результатам проектирования. Предварительно, в 2027 году намечено начать строительство объекта, а в 2030 парк должен приступить к обслуживанию трамвайных маршрутов.

    Новый трамвайный парк заменит собой действующий трамвайный парк № 1, на тупиковой линии по Московскому проспекту. Пути от депо в сторону центра город закрыта и демонтирована в 2006 году. Открытый в 1909 году на базе депо конно-железной дороги парк обслуживает трамвайные маршруты №№ 16, 25, 29, 43, 45, 49, 62, при этом в непосредственной близости к нему начинаются трассы маршрута № 29 (у парка) и № 43 (у станции метро «Московские ворота», в то время как основная часть маршрутов имеет конечные пункты на территории Купчино Фрунзенского района Санкт-Петербурга (маршруты №№ 25, 43, 45, 49, 62).

    Проект, предусматривающий развитие территории на юге Фрунзенского района был утверждён на заседании Правительства Санкт-Петербурга 19 ноября 2024 года, сообщил сайт городской администрации. После переноса в Купчино парк сможет обслуживать и выпускать на линию на 20 подвижного состава больше, чем сейчас.

    Невдалеке от будущего трамвайного парка ведётся строительство концессионной трамвайной линии «Славянка». Запуск движения по первой очереди от станции метро «Купчино» до Шушар планируется в конце этого года. А в Москве трамвайное депо имени Апакова практически полностью перестроили, оставив его на исторической территории.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: