Владимир Швецов: будущее транспортного планирования — в единой цифровой экосистеме

  • Павел Яблоков
    3 июня 2025 г. — 16:40
    163
    Иллюстрация: 

    SIMETRA

    Российский рынок транспортного планирования переживает период активной трансформации. После завершения национального проекта «Безопасные и качественные дороги» отрасль ищет новые векторы развития в условиях технологических вызовов и необходимости импортозамещения. Компании-разработчики адаптируют свои решения под изменившиеся условия, внедряют искусственный интеллект и переходят на сервисные модели обслуживания.

    Особенно заметны изменения в сфере цифровых платформ для транспортного моделирования. Если ещё несколько лет назад российские города и регионы полагались преимущественно на зарубежные программные решения, то сегодня всё больше заказчиков обращается к отечественным разработкам. Одним из лидеров этого направления стала группа компаний SIMETRA с ее флагманским продуктом — платформой RITM³.

    За комментариями о текущем состоянии рынка и перспективах развития отрасли издание TR.ru — Транспорт в России обратилось к директору ГК SIMETRA Владимиру Леонидовичу Швецову.

    О нацпроекте «БКД» и транспортном планировании

    TR.ru: Как вы оцениваете итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» с точки зрения развития транспортного планирования?

    В.Л. Швецов: Поскольку мы занимаемся транспортным консалтингом, я не буду говорить о километрах построенных и реконструированных дорог, а скорее сосредоточусь на том, как БКД повлиял на индустрию транспортного планирования.

    Спустя несколько лет можно констатировать, что нацпроект «Безопасные качественные дороги» действительно стал мощным импульсом для развития отрасли транспортного планирования в России. Благодаря этому проекту были созданы транспортные модели для большинства субъектов Российской Федерации. Это беспрецедентный результат — впервые в истории страны у нас появилась столь широкая база транспортных моделей регионального уровня.

    Конечно, реализация проекта шла не без проблем. Основные сложности были связаны с дефицитом квалифицированных кадров в регионах, неравномерным уровнем подготовки исполнителей и необходимостью срочного создания методологической базы. Но несмотря на трудности, проект заложил фундамент для системного подхода к транспортному планированию в российских регионах.

    TR.ru: Какие конкретные результаты этого проекта можно выделить?

    В.Л. Швецов:  Главный результат — это создание транспортных моделей, а по сути, цифровых двойников практически для всех крупных городских агломераций и регионов России. Теперь у нас есть цифровая база для принятия обоснованных решений в области транспортного планирования. Также проект способствовал формированию профессионального сообщества специалистов по транспортному моделированию и стимулировал развитие отечественных программных решений.

    TR.ru: Какую роль играет транспортное планирование в развитии интеллектуальных транспортных систем?

    В.Л. Швецов: Транспортное планирование — это основа для создания эффективных ИТС. Без качественных транспортных моделей невозможно правильно спроектировать и настроить интеллектуальные системы управления движением. Транспортные модели позволяют прогнозировать потоки, оптимизировать маршруты, планировать размещение элементов ИТС.

    Наша платформа RITM³ как раз объединяет транспортное планирование и элементы ИТС в единое цифровое пространство. Она интегрирует транспортные модели с данными мониторинга транспортных средств, системами фото и видеофиксации, АСУДД. Это позволяет создавать действительно интеллектуальные решения для управления транспортными потоками.

    Эволюция транспортного планирования

    TR.ru: Вы говорите о смене парадигмы в транспортном планировании. В чём она заключается?

    В.Л. Швецов: Происходит несколько кардинальных изменений. Во-первых, это переход на российские решения. Если раньше мы в основном использовали зарубежные программные продукты, то теперь активно развиваются такие отечественные платформы, как наша. Это обусловлено не только санкционными ограничениями, но и необходимостью создания технологически независимых решений.

    Во-вторых, растёт востребованность сервисной модели. Регионы всё чаще предпочитают не покупать дорогостоящее программное обеспечение и не содержать штат высококвалифицированных специалистов, а пользоваться сервисами на базе облачных платформ. Наша платформа как раз предоставляет такую возможность — работать с транспортными моделями через веб-интерфейс, не устанавливая сложное программное обеспечение.

    TR.ru: С чем связан рост популярности сервисной модели?

    В.Л. Швецов: Главная причина — острый дефицит квалифицированных кадров в регионах. Найти специалистов, которые могут профессионально работать с транспортными моделями, крайне сложно. Обучение таких кадров требует значительного времени и ресурсов. Сервисная модель позволяет регионам получать качественные услуги транспортного планирования, не формируя собственные компетенции с нуля. Мы предоставляем не только технологию, но и экспертизу наших специалистов.

    TR.ru: Как используются инструменты искусственного интеллекта в современном транспортном планировании?

    В.Л. Швецов: ИИ становится неотъемлемой частью современных транспортных решений. В нашем решении мы активно внедряем алгоритмы машинного обучения для анализа транспортных потоков, прогнозирования загруженности дорог, оптимизации маршрутов общественного транспорта.

    Особенно эффективно ИИ работает при обработке больших массивов данных от различных источников — датчиков, камер видеонаблюдения, систем GPS-мониторинга. Алгоритмы машинного обучения помогают выявлять скрытые закономерности в транспортных потоках, которые невозможно обнаружить традиционными методами.

    TR.ru: Можете привести конкретные примеры применения ИИ в вашей платформе?

    В.Л. Швецов: Мы активно внедряем искусственный интеллект в разные этапы работы с транспортными моделями. Нейронные сети помогают нам автоматизировать сбор социально-экономических данных — обычно это очень трудоемкий процесс, но современные технологии позволяют его значительно упростить. В ближайшее время мы планируем сделать этот инструмент доступным для всех пользователей платформы. Кроме того, ИИ существенно ускоряет автоматическую калибровку транспортных моделей и их обновление. А в динамических моделях мы используем элементы искусственного интеллекта для прогнозирования транспортных заторов.

    Текущие проекты и планы

    TR.ru: Расскажите о ваших текущих проектах.

    В.Л. Швецов: Сейчас мы активно работаем с рядом регионов — и в части традиционного консалтинга по разработке программных документов, и в области внедрения интеграционной платформы RITM³ для управления мобильностью в городе. В ближайшее время состоится транспортная конференция в Челябинске, где мы будем представлять наши последние разработки и делиться опытом внедрения цифровых решений в транспортном планировании.

    TR.ru: А можете рассказать чуть больше о своих планах на ближайшее будущее?

    В.Л. Швецов: Они весьма насыщенные. В конце июня меня пригласили принять участие в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии в Политехническом университете. Это важная для нас образовательная миссия — мы активно участвуем в подготовке нового поколения специалистов по транспортному планированию. Ещё в 2021 году компания SIMETRA и СПбПУ создали совместную Лабораторию интеллектуальных транспортных систем на базе вуза. В рамках партнёрства SIMETRA предоставила оборудование и программные комплексы, а сейчас наши специалисты участвуют в обучении студентов, передавая практический опыт для подготовки высококвалифицированных инженеров. Вообще стоит отметить активность российских ВУЗов в части усовершенствования процесса обучения. В настоящий момент мы поставили RITM³ уже почти в 20 ВУЗов и их список постоянно растёт. Это очень сильно отличается от того, что было ещё 10 лет назад.

    А этой осенью мы планируем провести вторую встречу пользователей нашей платформы RITM³. Первая встреча показала огромный интерес со стороны профессионального сообщества и позволила нам получить ценную обратную связь от клиентов.

    На второй встрече мы планируем представить новые возможности платформы, обсудить успешные кейсы внедрения, провести обучающие сессии. Особое внимание уделим интеграции ИИ-решений и развитию сервисной модели. Надеемся, это будет полезное событие для всего сообщества специалистов по транспортному планированию в России.

    TR.ru: Что ожидаете от этой встречи?

    В.Л. Швецов: Надеемся на активный обмен опытом между пользователями, получение предложений по развитию платформы, презентацию новых возможностей интеграции с различными системами ИТС. Также планируем обсудить стандартизацию подходов к транспортному планированию в России и формирование единых методологических подходов.

    TR.ru: Отдельным «фирменным блюдом» для транспортного сообщества в последнее время стал ежегодный Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта от ГК SIMETRA. Интерес к нему проявляют многие наши читатели.

    В.Л. Швецов: Этот рейтинг стал важным инструментом для оценки качества транспортных систем российских городов и помогает регионам и муниципалитетам определять приоритеты для развития. Мы готовим к публикации очередной выпуск, уже пятый по счёту, который выйдет в этом году.  Маршрутные сети всех городов, задействованных в проекте, оцифрованы в нашей платформе.

    TR.ru: Как вы видите будущее транспортного планирования в России?

    В.Л. Швецов: Я оптимист. У нас есть уникальная возможность создать собственную экосистему транспортного планирования, основанную на отечественных технологиях и учитывающую специфику российских условий. Цифровизация, внедрение ИИ, развитие сервисных моделей — всё это будет способствовать повышению качества транспортного планирования.

    Особенно важно, что мы движемся от точечных решений к системному подходу. Платформы типа RITM³ позволяют интегрировать все аспекты транспортного планирования в единую цифровую экосистему. Это создаёт основу для действительно умных городов и эффективного управления транспортными системами.

    Но сейчас главное — не сбавлять ритм и поддерживать движение: повышать уровень компетенций, развивать отечественные решения, формировать культуру системного подхода. Тогда мы сможем выстроить действительно устойчивую и управляемую транспортную систему страны.

    Четвёртый выпуск Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта опубликован в начале 2024 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Организации: