Московское троллейбусное лето-2016: признаки или призраки будущего?

  • Павел Яблоков
    1 августа 2016 г. — 10:36
    2602
    Иллюстрация: 

    автора

    TR.ru продолжает обзор жизни столичного троллейбуса в середине 2016 года.

    «Восстановление… не планируется»

    По поводу снятия линий в центре Москвы было много сказано о том, что, дескать, это решение оправданное, технологии меняются, и электротранспорт туда вернётся, но уже в другом виде. В каком же?

    Какой статус имеют отменённые троллейбусные маршруты и введённые вместо них автобусные? В опубликованном Департаментом транспорта Москвы реестре по состоянию на 21 июня 2016 года значатся все отменённые троллейбусные маршруты – №№ 1, 2, 9, 15, 31, 44. А троллейбусные маршруты №№ 12 и 33 в нём по-прежнему следуют до станции метро «Китай-город». Ни о каких автобусных маршрутах №№ 144ц, Т1, Т2, Т9, Т15 и Т31 реестр и слыхом не слыхивал, хотя прошло уже более двух месяцев с «Чёрного дня Московского троллейбуса». Так значит, замена троллейбусов на автобусы – временная?

    Отнюдь нет. В ответ на жалобы пассажиров Департамент уже стал присылать ответы о том, что восстановление маршрутов не планируется.

    Тем временем интервалы на компенсирующих маршрутах стали расти. С 1 июля на маршруте № Т2 введено новое расписание движения. Интервал утром — шесть минут, в вечерний час «пик» — восемь, днём — 10 минут, вечером — 15. Это реже, чем ходили троллейбусные маршруты №№ 2 и 44, которые он заменил. По рабочим дням осталось всего 124 рейса против 169 бывших троллейбусных. Это тем более странно на фоне того, что по выходным дням в дневное время интервалы составляют пять минут, и количество рейсов осталось прежним – 186.

    В новейшей версии городского реестра, датированной 28 июля, маршруту № 12 назначена новая трасса. В скором времени от Гидропроекта вместо Белорусского вокзала его путь проляжет по Беговой улице, улице 1905 года, улице Красная Пресня, Большому Трехгорному переулку и улице Заморенова до станции метро «Краснопресненская». Статус остальных центральных маршрутов по реестру не изменился.

    Возвращение к Белорусскому

    Помимо изменения маршрута № 12, в городском реестре утверждено продление, а точнее, восстановление по трассе, действовавшей до 2009 года, маршрута троллейбуса № 56 до станции метро «Белорусская». Аналогично маршруту № 78 он будет с Бутырской улицы следовать на одноимённый вал, и далее кольцом по Новолесной и Лесной улицам, а также 2-му Лесному переулку. Количество троллейбусов на маршруте должно при этом вырасти с 15 до 19. Это часть общегородских мероприятий по замене «маршруток» – с 15 августа по приказу Департамента транспорта автобусные маршруты №№ 356м и 378м должны быть отменены. Замена для пассажиров не очень удобная: остановка «маршруток» располагается почти в три раза ближе к выходу из метро, в 140 метрах против 410.

    СВАРЗ: 14 плюс 88?

    В июне руководство «Мосгортранса» вдруг вспомнило о том, что родной завод СВАРЗ всё-таки является ещё и производителем троллейбусов. Произошло это через несколько месяцев после начала выполнения заказа для Крыма. По госконтракту туда отправилось 14 новеньких троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 с увеличенным автономным ходом, сборку которых в Сокольниках завершили в июне.

    Вообще присутствие белорусских производителей на рынке поставщиков троллейбусов не вписывается в логику тезисов, звучавших из уст транспортных руководителей города весной этого года об отсутствии качественных производителей троллейбусов. В результате чего в фокусе критики оставалась только «Тролза», которую демонизировали до уровня кустарного производства. И кузова у неё, дескать, не автобусные, и собирают машины сезонные рабочие, наскоро рекрутируемые под выполнение редких заказов. Между тем, СВАРЗ-МАЗ-6275 – троллейбус как раз с «автобусным» кузовом семейства МАЗ-203. С 2013 года 16 СВАРЗ-МАЗ-6275 работают в Краснодаре. С того же времени две аналогичные машины работают и в 8-м троллейбусном парке Москвы, неплохо себя зарекомендовав.

    На фоне выпуска заключительных машин «крымской» партии руководство «Мосгортранса» выступило с заявлением о том, что осенью начнёт сборку 88 троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 уже для Москвы, и что эти машины должны поступить в город до конца 2017 года.

    Правда, эти заявления пока не нашли отражения в свежем плане закупок «Мосгортранса». Там по-прежнему числятся не 88, а 60 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, тендер на которые должен пройти в сентябре этого года, а поставки – завершиться в декабре 2017 года.

    Новые линии

    Один из признаков продолжения жизни – это появление новых объектов. Скудная на новинки до троллейбусной сети Адресная инвестиционная программа Москвы всё-таки содержит в себе парочку адресов для «рогатых» – в Хамовниках и Бескудникове. Также в разной степени готовности локальные линии на проспекте Мира и в районе метро «Каховская», а также запуск регулярных перевозок по линии в Новокосине.

    Новодолгострой в Новокосине

    Зимой этого года в реестр городских маршрутов была включена новая учётная единица – троллейбусный маршрут № 75 «Ивановское – Новокосино». Несмотря на то, что троллейбусы «Мосгортранса» вышли за МКАД ещё в 2007 году, линия, соединяющая основную сеть с Новокосинским автобусно-троллейбусныи парком, всё ещё находится в режиме временной эксплуатации. Хотя каждый день по ней из парка и в парк проезжают троллейбусы маршрутов №№ 30, 53, 64 и 77, три тяговые подстанции пока считаются неготовыми для того, чтобы обслуживать регулярный маршрут.

    Имущество подстанций (№ 188 на Суздальской улице, 30А, № 189 на улице Старый Гай, 2А и № 190 на Вешняковской улице, 22Б), а также линия от Вешняковской улицы до территории Новокосинского автобусно-троллейбусного парка не до конца передано на баланс Службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс».

    Поэтому сроки открытия маршрута № 75 до сих пор не определены.

    Малая активность на Большой Юшуньской

    Ещё в середине «нулевых» для освобождения территории у станции метро «Каховская» под строительство жилого комплекса, на задворках гостиницы «Севастополь» была построена новая конечная для автобусов. Сюда же намерились провести и троллейбусную линию для переноса конечной станции «Москворецкий рынок» из жилого дома и с тесной разворотной площадки у рынка, заставленной посторонним автотранспортом (практика огораживать площадки заборами со шлагбаумами появилась в Москве на несколько лет позже). Однако реализация проекта заглохла. Линия по Большой Юшуньской улице от конечной станции до улицы Каховка была построена, но не подключена к основной сети.

    Для определения перспектив дальнейшей целесообразности достройки линии в 2010 году на полтора месяца (с 28 августа по 14 октября включительно) заменили автобусами троллейбусный маршрут 81 «Метро "Беляево" – Битцевский рынок», продлив его до Большой Юшуньской улицы. По всей видимости, эксперимент всё-таки был признан успешным, так как в конце 2015 года «Мосгортранс» заказал разработку проекта по подключению смонтированной, но не действующей линии по Большой Юшуньской к линии по улице Каховка, с установкой сходной и расходной стрелок и крестовины таким образом, чтобы обеспечить движение троллейбусов в направлении Профсоюзной улицы. Это дало бы возможность продлить троллейбусный маршрут № 81 до станции метро «Каховская».

    Однако финансирование строительных работ планом закупки «Мосгортранса» на 2016 год не предусмотрено.

    Хамовнический вал: забытый поворот

    В 2007 году из-за подготовки к строительству в Лужниках некоего объекта, которому тогдашнее руководство города уделяло большое внимание, была закрыта конечная автобусно-троллейбусная станция «Лужники-северные». Если автобусы легко перенаправили на соседние «Лужники-южные», то с троллейбусом поначалу решили не церемониться и заменили три маршрута электротранспорта (№№ 5, 15 и 15к) одним автобусным. Ему сначала назначили постоянный 643, несмотря на то, что он совпадал с трассой отменённого троллейбусного маршрута 5 (с движением до «Лужников-южных» вместо «Лужников-северных»). В течение полутора месяцев планы скорректировали – маршрут стал носить "временный" статус, получив 05, и обзавёлся более длинным собратом 015, уходившим далее «Кропоткинской» по Бульварному кольцу до Трубной площади, по старой трассе троллейбусного маршрута 15к. А маршрут троллейбуса 15 возобновился в новом виде – от ВВЦ-южной до Новодевичьего монастыря. Таким образом, движение троллейбусов по улицам Пречистенка и Большая Пироговская было восстановлено.

    Кроме того, Постановлением Правительства Москвы было утверждено строительство троллейбусной линии по улице Хамовнический вал, что позволило троллейбусам с Большой Пироговской доезжать до «Лужников-южных», которую тоже постановили реконструировать и расширить.

    Строительство, прямо скажем, небольшой линии затянулось на долгие восемь лет. И это при том, что по южной стороне Хамовнического вала она фактически существовала ещё до строительства – будучи частью ночных стояночных территорий 5-го троллейбусного парка до вывода его из Хамовников в 2003 году. Активная достройка линии началась летом 2015 года. Но полноценный запуск троллейбусов по ней так и не произошёл.

    Левый поворот с Лужнецкого проезда на Хамовнический вал не предусмотрен действующей схемой организации движения на этом перекрёстке. Автобусы для совершения этого манёвра уезжают далее прямо под путепровод Окружной железной дороги, оттуда с разворотом и правым поворотом выезжая на Хамовнический вал. Троллейбусам такой маневр оказался недоступен. А схему организации движения на перекрёстке по каким-то причинам пока что менять не захотели.

    В направлении от Лужников по Хамовническому валу и Лужнецкому проезду троллейбусы все-таки поехали с 16 января 2016 года. Ими оказались представители маршрута «Б-чёрный», возвращавшиеся по этой трассе с обеденных перерывов, перенесённых туда с Курского вокзала.

    Дальнейшее развитие пассажирских троллейбусных перевозок по Хамовническому валу оказалось под угрозой. Со 2 мая закрыта часть центральных троллейбусных линий, в том числе маршрута 15 по Бульварному кольцу. Поэтому у троллейбусов, следующих в сторону центра по Большой Пироговской и Пречистенке исчезло место разворота, линия на полпути обрывается. Для возобновления троллейбусного движения здесь требуется или переустройство линии у метро «Кропоткинская» с организацией разворотного кольца, либо запуск троллейбусов с автономным ходом.

    Сейчас линия по Пречистенке, Большой Пироговской, Лужнецкому проезду и Хамовническому валу бездействует полностью. Движение отдельных троллейбусов маршрута «Б-чёрный» полностью прекращено с 7 июля. Сроки восстановления – под вопросом.

    Бескудниково – без новой линии

    Из-за сноса пятиэтажек в районе Бескудниково, в том числе того дома, где находилась конечная станция троллейбусов маршрутов №№ 36 и 47, несколько лет назад возникла идея продлить троллейбусную линию до станции Бескудниково. Здесь планировалось модернизировать существующую отстойно-разворотную площадку и построить конечную станцию. Проектно-изыскательские работы должны были завершиться в 2016 году, а строительство линии и конечной станции – в 2017 году.

    Однако затем в дело вмешались местные жители, которым не понравилось будущее соседство с конечной станцией. Теперь для конечной ищут новое место. А пока ищут, никакого нового троллейбусного строительства в Бескудникове не будет.

    Проспект Мира: вот новый разворот?

    Наибольших успехов в готовности принять троллейбусы достигла линия по боковому проезду проспекта Мира. По ней из 6-го троллейбусного парка должны выходить троллейбусы на линию маршруты №№ 14, 48 и 76. Сейчас они вынуждены разворачиваться дальше — через Банный и Орлово-Давыдовский переулки. Километры перепробега десятков машин за год складываются в тысячи, что не лучшим образом влияет на эффективность и экономичность троллейбусов.

    Линия смонтирована, и в ближайшие недели по ней должно начаться движение троллейбусов. С улицы Бочкова троллейбусы будут поворачивать сначала на местный проезд проспекта Мира. Далее в сторону центра перед Крестовским путепроводом будет съезд на главный ход проспекта, а сама новая линия устремится под Крестовский путепровод, чтобы влиться в главный ход проспекта Мира в сторону области на противоположной стороне.

    Съезда с проспекта Мира на боковой проезд при движении в сторону центра не предусмотрено, поэтому для сокращения действующих маршрутов или организации укороченных рейсов по ним новая линия использоваться не будет.

    «Пока распространяются сфабрикованные слухи...»

    Неоднократно звучавшие со стороны транспортного руководства слова о том, что троллейбус в Москве ликвидироваться не будет, а слухи об этом не соответствуют действительности, ставятся под сомнение... нет, не общественными защитниками троллейбусов, а самими транспортниками. Озвучиваемые ими цифры пополнения троллейбусного парка на ближайшие пять лет существенно ниже потребностей.

    Ещё весной 2016 года Департаментом транспорта заявлялось о том, что замены уже требуют 430 троллейбусов. В то же время в 2016 году в город прибудут всего 12 машин, а в последующие четыре года до 2020 года заявляется о закупке 60 троллейбусов ежегодно. Если учесть, что за пять лет до необходимости списания доработает ещё несколько сотен троллейбусов, то 252 обещанных троллейбуса их компенсировать не смогут.

    Возобновлённая практика капитального ремонта троллейбусов, о которой также было объявлено руководством «Мосгортранса» в июне 2016 года, сделать все московские машины «вечными» не сможет. Утилизации по мере окончательной выработки ресурса подвергнутся троллейбусы с высоким уровнем пола, а их в «Мосгортрансе» около 500 (модели ЗиУ-682Г, БКМ-20101, ТролЗа-62052Б и их модификации). В конце 2015 года лишь 923 московских троллейбуса из 1526 были низкопольными.

    Полезный срок эксплуатации транспортных средств установлен постановлением правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Рано или поздно, но списывать многие троллейбусы придётся, и это произойдёт раньше 2020 года.

    Таким образом, поголовье столичных троллейбусов к 2020 года имеет все шансы сократиться до тысячи, или вообще стать трехзначным, уменьшившись в полтора раза. Фантастический сценарий, по которому все существующие низкопольные машины остались бы в строю к 2020 году – своими силами, либо пройдя через капремонт на СВАРЗе, с натяжкой даст инвентарь «рогатых» в 1050 единиц. Реально их будет ещё меньше – не все машины ремонтопригодны, плюс техника не застрахована от возгораний и ДТП. Существующие низкопольные машины плюс 252 единицы пополнения дадут к 2020 году менее 1300 единиц инвентаря. По официальной статистике, в конце 2015 года пассажирских троллейбусов было 1526, а в конце 2011 года – и вовсе 1631.

    Безусловно, это не будет полной ликвидацией троллейбуса. Точно так же, как в 1990-е и 2000-е не привели к полной ликвидацией московского трамвая массовые снятия путей с Верхней и Нижней Масловки, проспекта Мира, Ленинградского проспекта, Беговой улицы, Шмитовского проезда, улицы Двинцев, Автозаводского моста.

    Однако эти действия тогдашнего руководства города уже признаны нынешними транспортниками ошибочными, и сейчас городскими структурами предпринимаются достаточно непростые для реализации попытки восстановить хотя бы часть утраченных линий.

    Но одновременно с попытками восстановления трамвая в Москве, для троллейбуса программируется именно сокращение парка. Это может означать одно из двух – либо по существующим линиям троллейбусы станут ходить заметно реже, либо часть из линий будет закрыта или законсервирована, а перевозки по ним перейдут к автобусникам. Между тем, ещё весной этого года на «Круглом столе» в НИУ ВШЭ была обнародована информация о необходимости наращивать выпуск на троллейбусных маршрутах на 131 единицу для компенсации отменяемых «маршруток», не вписывающихся в «новую модель управления пассажирским транспортом».

    К сожалению, предсказания TR.ru, высказанные в начале апреля о том, что до середины лета 2016 года более десятка столичных троллейбусных маршрутов будут переведены на обслуживание автобусами, пока сбываются. Начиная с апреля, к 15 июля автобусами заменено 15 маршрутов – №№ 1, 2, 3, 9, 10, 12, 15, 31, 33, 39, 44, 47, 79, «Б-чёрный» и «Б-красный». Кроме того, с 21 февраля из-за строительства метро маршрут № 29к заменён автобусным № Т29к. Троллейбусные ресурсы на обратную замену уменьшаются с каждой неделей – помимо демонтажа части линий и естественного старения парка, которому противопоставлено лишь 12 новых машин, по предварительной информации, готовится передача техники в другие города. Уже известно, что 25 троллейбусов, наряду с 30 трамваями и 40 автобусами уйдут в Тулу.

    Ещё минус один?

    В марте 2016 года в городской реестр маршрутов было внесено небольшое, но существенное изменение, коснувшееся троллейбусного маршрута № 8 «Москворецкий рынок – Метро "Добрынинская"». На нём уменьшили количество подвижного состава – с четырёх единиц до нуля. Это означает, что в ближайшее время маршрут может быть закрыт. В этом году прекращающие работу маршруты из реестра зачастую не удаляются, а как бы обнуляются. Связано это с некоторыми нюансами применения федерального закона № 220-ФЗ, которым предписано все новые маршруты распределять на конкурсной основе. Поэтому маршрут может возродиться с другим номером и другой трассой совершенно в другом районе Москвы. Да и вид транспорта легко может поменяться. Самое главное и ценное в его учётной записи – это закрепление такого маршрута за конкретным перевозчиком – «Мосгортрансом». Несколько автобусных маршрутов за последние месяцы уже переродились таким образом. Ещё раньше подобным методом был «обнулён» троллейбусный маршут № 3к «Улица Милашенкова – Самотёчная площадь», который после сокращения маршрута № 3 стал его полным дублёром.

    Правда, прекращение перевозок по маршруту № 8 может произойти не завтра и не послезавтра, и даже не через несколько недель. Известны случаи, когда внесённые в реестр изменения не реализовывались месяцами. В частности, таков упомянутый выше троллейбусный маршрут № 75 «Ивановское – Новокосино». Или утверждённое ещё в августе прошлого года изменение троллейбусного маршрута № 49 «Улица Лебедева – Балаклавский проспект» с перенаправлением его к Москворецкому рынку. В последнем изменении уже нет практически никакого смысла после запуска со 2 июня автобусного маршрута № 487, позволяющего без пересадок проехаться от района Университета до начала Нахимовского проспекта. Зато беспересадочная связь Университета и Севастопольского проспекта при вводе изменения может быть утеряна.

    Впрочем, некоторые новации так и остаются воплощёнными лишь «на бумаге» — в реестре. В прошлом году было утверждено сокращение маршрута № 84 до станции метро «Юго-Западная» вместо Озёрной улицы. Однако в таком виде маршрут не проработал ни дня, что и немудрено. Ни у «Юго-Западной», ни у другой конечной — Калужской площади — не имеется места для отстоя троллейбусов, которых на маршруте запланировано 24 единицы. С марта 2016 года в реестре маршрут снова заявлен с конечной на Озёрной улице. Изменения в его работе наступили с 7 июля, но по другой причине. Из-за реконструкции Садового кольца троллейбусы из Филёвского автобусно-троллейбусного парка теперь подаются на маршрут в обход, по трассе троллейбуса № 7. При этом в утренние часы "пик" с 6 до 8 часов полностью, а с 8 до 10 часть рейсов маршрута № 84 следует с разворотом у кинотеатра «Ударник». Это нужно, чтобы забрать на обратном пути пассажиров от остановки у станции метро «Октябрьская-кольцевая» на Ленинском проспекте, как это делали рейсы, выходившие из парка через Садовое кольцо.

    Риск или холодный расчёт?

    Ещё немного о федеральном законе № 220-ФЗ. Формально «Мосгортранс» ещё с марта каждый день рискует, выпуская троллейбусы на маршрут № 8 – ведь по реестру на нём должно работать ноль троллейбусов. А значит, ровно столько маршрутных карт на работу на этом маршруте имеет право перевозчику выдать Департамент транспорта. А с 15 июля 2016 года вступили в силу «санкционные» статьи закона, в том числе статья 40, инициировавшая появление в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) статьи 11.33. Часть четвёртая этой статьи говорит о том, что использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным (об этом нижепримечание TR.ru), влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.

    Не одобряется КоАП РФ и движение по маршрутам, чьи трассы не соответствуют утверждённому реестру, как в случае с маршрутом № 49. Правда в этом случае часть первая статьи 11.33 КоАП РФ делает крайними лишь... водителей. Посадка пассажиров в автобус, трамвай или троллейбус либо высадка из них в неустановленных местах влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей. За повторное нарушение штраф составляет уже пять тысяч рублей.

    Не утверждено городским реестром и продление маршрута № 20 до Берега Москвы-реки по выходным дням, традиционно назначаемое в тёплую половину года (в 2016 году – с 23 апреля по 30 сентября).

    Как так? У руля главного столичного перевозчика собрались смельчаки, готовые на риски, лишь бы работать по троллейбусным маршрутам как можно дольше? Отнюдь.

    На самом деле, «Мосгортранс» ничем не рискует. Ибо в отличие от восьми частных перевозчиков, заключивших госконтракты на выполнение перевозок по 211 автобусным маршрутам, ГУП работает в городе на совершенно других, исторически сформировавшихся условиях. Тем не менее, эти исторические особенности очень уважаются даже федеральным законом. Часть восьмая статьи 14 определяет, что заказчик выдает на срок действия контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для его исполнения.

    Но вот контракты «Мосгортрансу» можно и не заключать, причём ещё много лет. Так как по части девятой статьи 39 220-ФЗ, регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, осуществляются в порядке, действовавшем до дня принятия закона вплоть до тех пор, пока специальным «документом планирования регулярных перевозок» не утвердят предельный срок, к которому должен быть заключён контракт. В целом по стране этот срок ограничен пятью годами с момента опубликования закона, то есть июлем 2020 года. Но в отношении перевозок, выполняемых государственными унитарными предприятиями (к которым относится и «Мосгортранс») или госучреждениями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, срок гораздо дольше – десять лет.

    Поэтому до июля 2025 года «Мосгортрансу», по большому счёту, нет нужды соблюдать всё то, что записано в городском реестре про параметры «его» маршрутов. Лишь бы в графе «перевозчик» было записано «Мосгортранс», и минимальное сходство описываемого и реального маршрутов присутствовало. Поэтому, к примеру, троллейбусный маршрут № 1 из городского реестра маршрутов на деле спокойно может быть автобусным маршрутом № Т1 – как говорится, при замене вида транспорта ни одного контракта не пострадало. Достаточно «Мосгортрансу» не проходить приватизацию и оставаться ГУПом, а городским чиновникам – просто сидеть сложа руки, не сокращая директивно сроки перевода маршрутов на контрактную основу.

    Не прощаемся

    Таково состояние Московского троллейбуса на середину 2016 года. До выхода в город 12 новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом и объявленного срока возвращения троллейбусов на Садовое кольцо остаётся около месяца. Поживём – увидим.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)