Белорусская железная дорога / rw.by
Известное выражение «готовь сани летом» относится и к железнодорожному расписанию международных поездов. Введут график, как обычно, со второго воскресенья декабря, но основные параметры маршрутной сети утвердили минувшим летом. Два раза в год железнодорожники «колеи 1520» из России и соседних стран собираются, чтобы обсудить итоги совместной работы и наметить планы на будущее.
На 2023 / 2024 годы железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных маршрутов. Большинство маршрутов либо было восстановлено в 2021-2023 годах после коронавирусного «локаута», а многие из прежних маршрутов исчезли даже из списков для разработки графиков. Восстановление движения до Москвы поездов из Средней Азии отложено как минимум до конца 2024 года.
О планируемых в новом сезоне 2023 / 2024 гг. международных железнодорожных маршрутах — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.
Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза нуждалось в координации действий и сохранения бесперебойного процесса грузовых и пассажирских перевозок между странами. Для этого решением глав правительств государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. В первые годы он собирался по нескольку раз, а в последнее время стабильно два раза в год. Ранее членами Совета являлись также руководители железнодорожных администраций Молдовы и Украины, а ассоциированными членами — руководители железнодорожных администраций Болгарии, Финляндии и Ирана. В июне 2023 года состоялось 78-е заседание Совета: на этот раз, в заочном режиме. Его решения приняты путём письменного согласования членами Совета — руководителями железнодорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, ассоциированных членов Совета — руководителей железнодорожных администраций Грузии и Латвии, а также руководителями железнодорожных администраций Литвы и Эстонии. Заседанием Совета принято решение об участии в Совете в качестве ассоциированного члена Совета железнодорожной администрации Афганистана по её ходатайству.
Как обычно, на первом в году заседании в повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на следующий сезон. Сетевой график железных дорог 2023 / 2024 гг. вступает в действие с 00:00 часов 10 декабря 2023 года. Протокол заседания подписан 23 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.
Следует отметить, что сопредельные с Россией железные дороги Монголии и Китая не являются членами-участниками Совета по железнодорожному транспорту, поэтому вопросы организации пассажирских перевозок с ними обсуждаются отдельно. Однако пока возобновление пассажирских перевозок между Россией и Китаем не является приоритетным направлением переговоров.
Кроме того, границы государств не всегда совпадают с границами обслуживания государственных железных дорог. Так, участок длиной 180 км, проходящий по территории Северо-Казахстанской области Казахстана, включая станцию в областном центре Петропавловске, находится под управлением российских железнодорожников. Но более двух лет остановка поездов была только технической из-за пандемийных ограничений. В свою очередь, с начала 1990-х годов под управлением «Казахстан Темир Жолы» находится станция Илецк 1 в Соль-Илецке Оренбургской области России и прилегающий к ней участок железной дороги до российско-казахской границы. Соответственно, такие поезда с точки зрения организации маршрутного движения не являются международными и в международный свод поездов не входят. В то же время в нём учтены внутригосударственные поезда №№ 15 / 16 Алматы — Петропавловск, №№ 75 / 76 Кызылорда — Петропавловск, №№ 105 / 106 Алматы — Петропавловск, №№ 623 / 624 Нур-Султан — Петропавловск (с вагонами Нур-Султан — Кзыл-Ту) Казахстанских железных дорог, заходящие на инфраструктуру РЖД.
Согласно представленным данным железнодорожниками всех стран, парк пассажирских вагонов в целом по сети составил 20682 единиц, в том числе со сроком службы до 10 лет — 4999 вагонов, от 11 до 20 лет — 6887 вагонов, от 21 до 28 лет — 2180 вагонов, свыше 28 лет — 6616 вагонов. За 2022 год Белорусской железной дорогой приобретено четыре пятивагонных электропоезда бизнес-класса компании ЗАО «Штадлер Минск» для работы на маршрутах межрегионального сообщения.
ОАО «РЖД» приобретено 1016 пассажирских вагонов, в том числе 140 вагонов электропоездов «Ласточка», 40 вагонов электропоездов «Сапсан», 220 вагонов электропоездов других серий, 26 вагонов рельсовых автобусов и 157 вагонов локомотивной тяги.
Сначала коронавирусные ограничения, а затем и внешнеполитические изменения менее чем за пять лет сократили количество международных поездов почти вдвое. Семидесятым заседанием Совета для разработки графика движения на 2019 / 2020 годы предусматривалось 119 пар международных поездов, 25 пар пригородных поездов и 105 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Из-за пандемии коронавируса на 2020 / 2021 годы было решено новый график не разрабатывать, а продлить действие предыдущего. Свод пассажирских поездов на 2021 / 2022 год «похудел» не столь значительно — до 108 пар поездов дальнего следования, 24 пар пригородных поездов и 70 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Однако на момент его подписания лишь по считанным направлениям реально выполнялись перевозки: большинство маршрутов возобновили работу лишь в 2022 году. Перечень маршрутов 2022 / 2023 годов:был уже заметно скромнее: 68 пар поездов дальнего следования, 12 пар пригородных поездов и 38 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Письмом от 03.05.2022 № Ц/88/853-22 железнодорожная администрация Украины официально уведомила о приостановке своего членства в Совете, поэтому в отсутствие голоса УЖД списки маршрутов технически сохранили в неизменном виде, что называется, «для сведения», хотя вероятность выполнения перевозок по этим направлениям в ближайшее время близка к нулю. Маршруты, проходящие через границу с Украиной (таковых 22 дальнего следования, 10 беспересадочных и восемь пригородных), учли отдельным списком.
В новый свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения вошли 65 пар пассажирских поездов дальнего следования. Пригородные приграничные маршруты представлены 14 парами. Прицепные (беспересадочные) вагоны предусмотрены в 21 направлении, а по 20 маршрутам предусмотрено курсирование почтовых и багажных вагонов. Железнодорожным администрациям предписано привести нумерацию международных пассажирских поездов в соответствие с фактическими маршрутными скоростями.
Список маршрутов для нового графика оказался меньше прежнего: ещё от некоторых направлений отказались даже на перспективу с учётом международной обстановки, изменения пассажиропотоков, возраста и численности вагонного парка государств. В то же время в течение года «внепланово» запустили поезда по маршрутам №№ 275 / 276 Самара — Минск и №№ 365 / 366 Минск — Архангельск.
Перспектива восстановления движения ряда поездов из Средней Азии до Москвы по-прежнему остаётся, но не в будущем графике. Как и годом раньше, в решении заседания Совета указано, что восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского (Центрального) транспортного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.
В перечни маршрутов поездов дальнего следования, пригородных поездов и беспересадочных вагонов вошли как уже возобновлённые направления, так и некоторые «замороженные». Для них указана максимальная периодичность движения, которую следует предусматривать в сетевом расписании, оставляя «нитки» для международных поездов: в реальности поезда могут курсировать реже или не назначаться вовсе. В то же время несколько неежедневных маршрутов могут следовать на общем участке одинаковым расписанием по разным дням.
Границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными государствами продолжат пересекать поезда:
В процессе действия нового графика сменили номера поезда №№ 490 / 489 (вместо №№ 390 / 489), №№ 124 / 123 (вместо №№ 324 / 323) и №№ 405 / 406 (вместо №№ 305 / 306).
Поезда 115 / 116 Ташкент — Саратов вводятся (восстанавливаются) вместо курсирующих в нынешнем графике поездов №№ 305 / 306 Ташкент — Самара.
За пределами России предусмотрено движение железнодорожных поездов участников Содружества:
Как и год назад, в Свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения включён раздел «Туристические поезда»: как и ранее, в него вошли поезда сообщением между Беларусью и Россией.
Уже после утверждения Свода пассажирских поездов, в графике произошли изменения в маршрутах, связывающих Россию и Беларусь. Поезда №№ 229 / 230 Смоленск — Санкт-Петербург (через Витебск) переведены в круглогодичный режим с присвоением №№ 67 / 68. Они будут курсировать через день: из Смоленска — с 10 декабря из Санкт-Петербурга — с 15 декабря. Отправление из Смоленска в 16:58, прибытие в Санкт-Петербург (Витебский вокзал) на следующие сутки в 6:46. Отправление из Санкт-Петербурга в 19:07 с прибытием в Смоленск в 7:09. Остановки: Голынки, Рудня, Лиозно, Витебск, Городок, Невель 2, Новосокольники, Локня, Сущёво, Дедовичи, Дно, Сольцы, Уторгош, Батецкая. Продажа билетов уже открыта.
Поезда №№ 275 / 276 Самара — Минск, изначально назначавшиеся только на летний сезон, перевели в круглогодичный режим с присвоением в новом графике №№ 149 / 150.
Вместо поездов №№ 365 / 366 Минск — Архангельск будут курсировать еженедельные поезда №№ 139 / 140 Минск — Смоленск. Далее в Смоленске вагоны Белорусской железной дороги будут перецепляться к поездам №№ 141 / 142 Смоленск — Архангельск. Прямым сообщением с Беларусью будут связаны Ярославль и Вологда.
В последние годы в согласованных Советом перечнях поездов было немало маршрутов, приостановивших работу. Однако их сохранение в списках оставляло надежду на их возобновление. В течение года отклонение от списков в реальном расписании в основном проявлялось в смене нумерации. Лишь изредка назначаются маршруты, не предусмотренные общим сводом, но впоследствии в течение года согласованные железнодорожными администрациями государств.
Исходя из поездов, включённых в своды 2023 / 2024 гг., основной потенциал роста международного железнодорожного сообщения между Россией и сопредельными странами сместился в сторону пригородных маршрутов — их вдвое больше, при этом вероятность восстановления железнодорожного сообщения с Латвией и Азербайджаном представляется не очень высокой: скорее их графики могут быть использованы для назначения внутрироссийских маршрутов.
Предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов:
Окончательно списаны со счетов прекратившие работу весной 2022 года, либо весной 2020 года маршруты:
Сетевой график железных дорог 2022 / 2023 годов действует с 11 декабря 2022 года.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)