Международные поезда в сезоне 2023/2024: по каким маршрутам они поедут?

  • Павел Яблоков
    6 октября 2023 г. — 17:20
    1934
    Иллюстрация: 

    Белорусская железная дорога / rw.by

    Известное выражение «готовь сани летом» относится и к железнодорожному расписанию международных поездов. Введут график, как обычно, со второго воскресенья декабря, но основные параметры маршрутной сети утвердили минувшим летом. Два раза в год железнодорожники «колеи 1520» из России и соседних стран собираются, чтобы обсудить итоги совместной работы и наметить планы на будущее.

    На 2023 / 2024 годы железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных маршрутов. Большинство маршрутов либо было восстановлено в 2021-2023 годах после коронавирусного «локаута», а многие из прежних маршрутов исчезли даже из списков для разработки графиков. Восстановление движения до Москвы поездов из Средней Азии отложено как минимум до конца 2024 года.

    О планируемых в новом сезоне 2023 / 2024 гг. международных железнодорожных маршрутах — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Совет по железнодорожному транспорту утвердил международные маршруты

    Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза нуждалось в координации действий и сохранения бесперебойного процесса грузовых и пассажирских перевозок между странами. Для этого решением глав правительств государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. В первые годы он собирался по нескольку раз, а в последнее время стабильно два раза в год. Ранее членами Совета являлись также руководители железнодорожных администраций Молдовы и Украины, а ассоциированными членами — руководители железнодорожных администраций Болгарии, Финляндии и Ирана. В июне 2023 года состоялось 78-е заседание Совета: на этот раз, в заочном режиме. Его решения приняты путём письменного согласования членами Совета — руководителями железнодорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, ассоциированных членов Совета — руководителей железнодорожных администраций Грузии и Латвии, а также руководителями железнодорожных администраций Литвы и Эстонии. Заседанием Совета принято решение об участии в Совете в качестве ассоциированного члена Совета железнодорожной администрации Афганистана по её ходатайству.

    Как обычно, на первом в году заседании в повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на следующий сезон. Сетевой график железных дорог 2023 / 2024 гг. вступает в действие с 00:00 часов 10 декабря 2023 года. Протокол заседания подписан 23 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.

    Следует отметить, что сопредельные с Россией железные дороги Монголии и Китая не являются членами-участниками Совета по железнодорожному транспорту, поэтому вопросы организации пассажирских перевозок с ними обсуждаются отдельно. Однако пока возобновление пассажирских перевозок между Россией и Китаем не является приоритетным направлением переговоров.

    Кроме того, границы государств не всегда совпадают с границами обслуживания государственных железных дорог. Так, участок длиной 180 км, проходящий по территории Северо-Казахстанской области Казахстана, включая станцию в областном центре Петропавловске, находится под управлением российских железнодорожников. Но более двух лет остановка поездов была только технической из-за пандемийных ограничений. В свою очередь, с начала 1990-х годов под управлением «Казахстан Темир Жолы» находится станция Илецк 1 в Соль-Илецке Оренбургской области России и прилегающий к ней участок железной дороги до российско-казахской границы. Соответственно, такие поезда с точки зрения организации маршрутного движения не являются международными и в международный свод поездов не входят. В то же время в нём учтены внутригосударственные поезда №№ 15 / 16 Алматы — Петропавловск, №№ 75 / 76 Кызылорда — Петропавловск, №№ 105 / 106 Алматы — Петропавловск, №№ 623 / 624 Нур-Султан — Петропавловск (с вагонами Нур-Султан — Кзыл-Ту) Казахстанских железных дорог, заходящие на инфраструктуру РЖД.

    Подвижной состав

    Согласно представленным данным железнодорожниками всех стран, парк пассажирских вагонов в целом по сети составил 20682 единиц, в том числе со сроком службы до 10 лет — 4999 вагонов, от 11 до 20 лет — 6887 вагонов, от 21 до 28 лет — 2180 вагонов, свыше 28 лет — 6616 вагонов. За 2022 год Белорусской железной дорогой приобретено четыре пятивагонных электропоезда бизнес-класса компании ЗАО «Штадлер Минск» для работы на маршрутах межрегионального сообщения.

    ОАО «РЖД» приобретено 1016 пассажирских вагонов, в том числе 140 вагонов электропоездов «Ласточка», 40 вагонов электропоездов «Сапсан», 220 вагонов электропоездов других серий, 26 вагонов рельсовых автобусов и 157 вагонов локомотивной тяги.

    Международных маршрутов становится всё меньше

    Сначала коронавирусные ограничения, а затем и внешнеполитические изменения менее чем за пять лет сократили количество международных поездов почти вдвое. Семидесятым заседанием Совета для разработки графика движения на 2019 / 2020 годы предусматривалось 119 пар международных поездов, 25 пар пригородных поездов и 105 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Из-за пандемии коронавируса на 2020 / 2021 годы было решено новый график не разрабатывать, а продлить действие предыдущего. Свод пассажирских поездов на 2021 / 2022 год «похудел» не столь значительно — до 108 пар поездов дальнего следования, 24 пар пригородных поездов и 70 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Однако на момент его подписания лишь по считанным направлениям реально выполнялись перевозки: большинство маршрутов возобновили работу лишь в 2022 году. Перечень маршрутов 2022 / 2023 годов:был уже заметно скромнее: 68 пар поездов дальнего следования, 12 пар пригородных поездов и 38 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Письмом от 03.05.2022 № Ц/88/853-22 железнодорожная администрация Украины официально уведомила о приостановке своего членства в Совете, поэтому в отсутствие голоса УЖД списки маршрутов технически сохранили в неизменном виде, что называется, «для сведения», хотя вероятность выполнения перевозок по этим направлениям в ближайшее время близка к нулю. Маршруты, проходящие через границу с Украиной (таковых 22 дальнего следования, 10 беспересадочных и восемь пригородных), учли отдельным списком.

    В новый свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения вошли 65 пар пассажирских поездов дальнего следования. Пригородные приграничные маршруты представлены 14 парами. Прицепные (беспересадочные) вагоны предусмотрены в 21 направлении, а по 20 маршрутам предусмотрено курсирование почтовых и багажных вагонов. Железнодорожным администрациям предписано привести нумерацию международных пассажирских поездов в соответствие с фактическими маршрутными скоростями.

    Список маршрутов для нового графика оказался меньше прежнего: ещё от некоторых направлений отказались даже на перспективу с учётом международной обстановки, изменения пассажиропотоков, возраста и численности вагонного парка государств. В то же время в течение года «внепланово» запустили поезда по маршрутам №№ 275 / 276 Самара — Минск и №№ 365 / 366 Минск — Архангельск.

    Перспектива восстановления движения ряда поездов из Средней Азии до Москвы по-прежнему остаётся, но не в будущем графике. Как и годом раньше, в решении заседания Совета указано, что восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского (Центрального) транспортного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.

    Какие поезда войдут в график 2023 / 2024?

    В перечни маршрутов поездов дальнего следования, пригородных поездов и беспересадочных вагонов вошли как уже возобновлённые направления, так и некоторые «замороженные». Для них указана максимальная периодичность движения, которую следует предусматривать в сетевом расписании, оставляя «нитки» для международных поездов: в реальности поезда могут курсировать реже или не назначаться вовсе. В то же время несколько неежедневных маршрутов могут следовать на общем участке одинаковым расписанием по разным дням.

    Границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными государствами продолжат пересекать поезда:

    • №№ 2 / 1 «Беларусь» Минск — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 4 / 3 Брест — Москва (круглогодично через день) с вагонами Гродно — Москва;
    • №№ 7 / 8 Москва — Брест (круглогодично через день) с вагонами Гродно — Москва;
    • №№ 7 / 8 Алматы — Саратов (круглогодично через день, при снижении пассажиропотока — один раз в четыре дня) с вагонами Алматы — Уральск;
    • №№ 28 / 27 Брест — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 30 / 29 «Янтарь» Калининград — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 52 / 51 Брест — Санкт-Петербург (круглогодично ежедневно) с вагонами Минск — Санкт-Петербург;
    • №№ 56 / 55 Гомель / Полоцк — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 66 / 65 Минск — Мурманск (круглогодично, один раз в неделю) с вагонами Псков — Мурманск;
    • №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург (круглогодично, четыре раза в неделю);
    • №№ 83 / 84 Гомель / Гродно — Санкт-Петербург (круглогодично ежедневно);
    • №№ 83 / 84 Караганды — Самара (круглогодично через день);
    • №№ 113 / 114 Алматы — Казань (круглогодично один раз в неделю; на участке Шу — Казань — с вагонами сообщением Бишкек — Казань (поезда №№ 405 / 406 Бишкек — Шу));
    •  №№ 115 / 116 Ташкент — Саратов (круглогодично один раз в неделю) с вагонами Нукус — Саратов;
    • №№ 124 / 123 Ташкент — Волгоград (круглогодично; в январе и летом один раз в неделю, в остальные месяцы — два раза) с вагонами Нукус — Волгоград;
    • №№ 145 / 146 Караганды — Омск (круглогодично, три раза в неделю, при снижении пассажиропотока в осенне-зимний период — два раза в неделю);
    • №№ 148 / 147 Калининград — Москва (летом три раза в неделю, в остальное время по датам);
    • №№ 229 / 230 Санкт-Петербург — Смоленск (по отдельным датам);
    • №№ 236 / 235 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 240 / 239 Полоцк — Москва (по отдельным датам);
    • №№ 250 / 249 Минск — Санкт-Петербург с вагонами Псков — Минск (по отдельным датам);
    • №№ 275 / 276 Самара — Минск (по отдельным датам);
    • №№ 295 / 296 Москва — Брест (по указанию);
    • №№ 301 / 302 Алматы — Новосибирск (круглогодично через день; при снижении пассажиропотока в осенне-зимний период —один раз в четыре дня);
    • №№ 302 / 301 Минск — Адлер с вагонами Гомель — Адлер (круглогодично через день);
    • №№ 317 / 318 Бишкек — Самара (круглогодично два раза в неделю);
    • №№ 319 / 320 Куляб — Волгоград (круглогодично, один раз в неделю);
    • №№ 329 / 330 Душанбе — Волгоград (круглогодично один-три раза в неделю);
    • №№ 359 / 360 Худжанд — Волгоград (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 360 / 359 Калининград — Адлер (летом ежедневно, зимой черед день) с вагонами Брянск — Адлер, Смоленск — Адлер и Калининград — Анапа;
    • №№ 366 / 365 Минск — Архангельск с вагонами Псков — Архангельск (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 369 / 370 Ташкент — Новосибирск (круглогодично; зимой и летом один раз в восемь дней, весной и осенью один раз в четыре дня);
    • №№ 385 / 386 Бишкек — Новосибирск (круглогодично один раз в восемь дней);
    • №№ 426 / 425 Калининград — Челябинск (летний, один раз в неделю) с вагонами Самара — Калининград;
    • №№ 490 / 489 Минск — Анапа с вагонами Гомель — Анапа и Брянск — Анапа (летний через день);
    • №№ 625 / 626 Атырау — Астрахань (круглогодично через день) с вагонами Мангистау — Астрахань;
    • №№ 717 / 718 Москва — Минск («Ласточка»; круглогодично ежедневно);
    • №№ 721 / 722 Москва — Минск («Ласточка»; круглогодично ежедневно);
    • №№ 6117 / 6120 Рубцовск — Локоть (ежедневно);
    • №№ 6119 / 6118 Алейская — Локоть (ежедневно);
    • №№ 6754 / 6753 Оренбург — Илецк (ежедневно);
    • №№ 6973 / 6974 Петропавловск — Исилькуль (ежедневно);
    • №№ 6975 / 6976 Петропавловск — Петухово (ежедневно);
    • №№ 6979 / 6980 Петропавловск — Исилькуль (ежедневно).

    В процессе действия нового графика сменили номера поезда №№ 490 / 489 (вместо №№ 390 / 489), №№ 124 / 123 (вместо №№ 324 / 323) и №№ 405 / 406 (вместо №№ 305 / 306).

    Поезда 115 / 116 Ташкент — Саратов вводятся (восстанавливаются) вместо курсирующих в нынешнем графике поездов №№ 305 / 306 Ташкент — Самара.

    За пределами России предусмотрено движение железнодорожных поездов участников Содружества:

    • №№ 1 / 2 Алматы — Ташкент;
    • №№ 38 / 37 Баку — Тбилиси;
    • №№ 202 / 201 «Армения» Ереван — Батуми (летний);
    • №№ 251 / 252 Самарканд — Нур-Султан;
    • №№ 301 / 302 Душанбе — Ташкент;
    • №№ 355 / 356 Караганды — Самарканд (по указанию);
    • №№ 367 / 368 Душанбе — Худжанд (по указанию);
    • №№ 389 / 390 Хатлон — Канибадам (по указанию);
    • №№ 372 / 371 Ереван — Тбилиси;
    • №№ 455 / 456 Ташкент — Рыбачье;
    • №№ 647 / 648 Нукус — Бейнеу;
    • №№ 801 / 802 Минск — Вильнюс (по указанию);
    • №№ 805 / 806 Минск — Вильнюс (по указанию);
    • №№ 809 / 810 Минск — Вильнюс (по указанию).

    Как и год назад, в Свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения включён раздел «Туристические поезда»: как и ранее, в него вошли поезда сообщением между Беларусью и Россией.

    Уже после утверждения Свода пассажирских поездов, в графике произошли изменения в маршрутах, связывающих Россию и Беларусь. Поезда №№ 229 / 230 Смоленск — Санкт-Петербург (через Витебск) переведены в круглогодичный режим с присвоением №№ 67 / 68. Они будут курсировать через день: из Смоленска — с 10 декабря из Санкт-Петербурга — с 15 декабря. Отправление из Смоленска в 16:58, прибытие в Санкт-Петербург (Витебский вокзал) на следующие сутки в 6:46. Отправление из Санкт-Петербурга в 19:07 с прибытием в Смоленск в 7:09. Остановки: Голынки, Рудня, Лиозно, Витебск, Городок, Невель 2, Новосокольники, Локня, Сущёво, Дедовичи, Дно, Сольцы, Уторгош, Батецкая. Продажа билетов уже открыта.

    Поезда №№ 275 / 276 Самара — Минск, изначально назначавшиеся только на летний сезон, перевели в круглогодичный режим с присвоением в новом графике №№ 149 / 150.

    Вместо поездов №№ 365 / 366 Минск — Архангельск будут курсировать еженедельные поезда №№ 139 / 140 Минск — Смоленск. Далее в Смоленске вагоны Белорусской железной дороги будут перецепляться к поездам №№ 141 / 142 Смоленск — Архангельск. Прямым сообщением с Беларусью будут связаны Ярославль и Вологда.

    Перспективные и окончательно отменённые маршруты

    В последние годы в согласованных Советом перечнях поездов было немало маршрутов, приостановивших работу. Однако их сохранение в списках оставляло надежду на их возобновление. В течение года отклонение от списков в реальном расписании в основном проявлялось в смене нумерации. Лишь изредка назначаются маршруты, не предусмотренные общим сводом, но впоследствии в течение года согласованные железнодорожными администрациями государств.

    Исходя из поездов, включённых в своды 2023 / 2024 гг., основной потенциал роста международного железнодорожного сообщения между Россией и сопредельными странами сместился в сторону пригородных маршрутов — их вдвое больше, при этом вероятность восстановления железнодорожного сообщения с Латвией и Азербайджаном представляется не очень высокой: скорее их графики могут быть использованы для назначения внутрироссийских маршрутов.

    Предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов:

    • №№ 149 / 150 Ташкент — Астрахань (с октября по март один раз в неделю) с вагонами Термез — Астрахань;
    • №№ 182 / 181 Рига — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 238 / 237 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 355 / 356 Баку — Астрахань (круглогодично через день);
    • №№ 6184 / 6183 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6186 / 6185 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6545 / 6546 Кричев — Сураж (по отдельным дням недели);
    • №№ 6641 / 6644 Витебск — Рудня (ежедневно);
    • №№ 6643 / 6646 Витебск — Рудня (по отдельным дням недели);
    • №№ 6814 / 6813 Костанай — Троицк (три раза в неделю);
    • №№ 6871 / 6872 Уральск — Озинки (пять раз в неделю);
    • №№ 6997 / 6998 Тобол — Карталы (пять раз в неделю).

    Окончательно списаны со счетов прекратившие работу весной 2022 года, либо весной 2020 года маршруты:

    • №№ 32 / 31 Москва — Хельсинки;
    • №№ 34 / 33 Москва — Санкт-Петербург — Таллинн;
    • №№ 149 / 150 Андижан — Самара;
    • №№ 315 / 316 Ташкент — Казань;
    • №№ 381 / 382 Ташкент — Уфа (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 781 / 782, 783 / 784, 785 / 786, 787 / 788 «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки (круглогодично ежедневно).

    Сетевой график железных дорог 2022 / 2023 годов действует с 11 декабря 2022 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)