Дирекция железнодорожных вокзалов России / dzvr.ru
Известное выражение «готовь сани летом» относится и к железнодорожному расписанию международных поездов. С 15 декабря, второго воскресенья последнего месяца года, как обычно, введут новый график на ближайший год. Но основные параметры маршрутной сети утвердили уже в начале лета. Два раза в год железнодорожники «колеи 1520» из России и соседних стран собираются, чтобы обсудить итоги совместной работы и наметить планы на будущее.
На 2024/2025 годы железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных поездов дальнего и пригородного следования, также беспересадочные вагоны. Большинство действующих маршрутов сохранится, но есть и новинки. Среди самых значимых — впервые с 2020 года предусмотрено восстановление движения до Москвы поездов из Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Кроме этого, предусмотрено беспересадочное сообщение между Калининградом и Мурманском, а также возобновление связи Новосибирска и Барнаула с городом Риддер в Восточном Казахстане.
Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза нуждалось в координации действий и сохранения бесперебойного процесса грузовых и пассажирских перевозок между странами. Для этого решением глав правительств государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. В первые годы он собирался по нескольку раз, а в последнее время стабильно два раза в год. Ранее членами Совета являлись также руководители железнодорожных администраций Молдовы и Украины, а ассоциированными членами — руководители железнодорожных администраций Болгарии и Финляндии. В июне 2024 года состоялось юбилейное 80-е заседание Совета. По традиции, начатой в 2020 году, оно вновь произошло в заочном режиме. Его решения приняты путём письменного согласования членами Совета — руководителями железнодорожных администраций Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, ассоциированных членов Совета — руководителей железнодорожных администраций Грузии и Латвии, а также руководителями железнодорожных администраций Литвы и Эстонии. Принятая год назад в качестве ассоциированного члена Совета железнодорожная администрация Афганистана, как и имеющая аналогичный статус железнодорожная администрация Ирана, в Совете не участвовала. В заочном режиме пройдёт и следующее, 81-е заседание Совета в октябре-ноябре этого года. А вот принимать участников 82-го заседания в мае 2025 года изъявил желание Таджикистан. Ещё одним решением Совета стало возобновление с 2025 года проведения Международного железнодорожного пассажирского форума: эта традиция была прервана после 2019 года на фоне коронавирусных ограничений. До перерыва успело пройти три форума, последний в сентябре 2019 года принимала столица Таджикистана — Душанбе.
Как обычно, на первом в году заседании в повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на следующий сезон. Сетевой график железных дорог 2024/2025 гг. вступает в действие с 00:00 часов 15 декабря 2024 года. Протокол заседания подписан 10 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.
Следует отметить, что сопредельные с Россией железные дороги Монголии и Китая не являются членами-участниками Совета по железнодорожному транспорту, поэтому вопросы организации пассажирских перевозок с ними обсуждаются отдельно. Но до сих пор возобновление пассажирских перевозок между Россией и Китаем не является приоритетным направлением переговоров.
Кроме того, границы государств не всегда совпадают с границами обслуживания государственных железных дорог. Так, участок длиной 180 км, проходящий по территории Северо-Казахстанской области Казахстана, включая станцию в областном центре Петропавловске, находится под управлением российских железнодорожников. Но более двух лет остановка поездов была только технической из-за пандемийных ограничений. В свою очередь, с начала 1990-х годов под управлением «Казахстан Темир Жолы» находится станция Илецк 1 в Соль-Илецке Оренбургской области России и прилегающий к ней участок железной дороги до российско-казахской границы. Соответственно, такие поезда с точки зрения организации маршрутного движения не являются международными и в международный свод поездов не входят. В то же время в нём учтены внутригосударственные поезда Казахстанских железных дорог, заходящие на инфраструктуру РЖД: №№ 15 / 16 Алматы — Петропавловск, №№ 75 / 76 Кызылорда — Петропавловск, №№ 105 / 106 Алматы — Петропавловск, №№ 623 / 624 Астана — Петропавловск (с вагонами Астана — Кзыл-Ту).
Международные перевозки демонстрируют рост. Согласно данным, представленным железнодорожными администрациями за 2023 год, количество перевезенных пассажиров в международном сообщении увеличилось до 8,3 млн пассажиров (+6,2% к 2022 году). При этом рост отмечен на всех железнодорожных администрациях, представивших данные, кроме Республики Армения (-2,0%).
Рост продолжился и в первом квартале 2024 года. Общий пассажирооборот в международном пассажирском сообщении по инфраструктуре железнодорожных администраций увеличен на 5,0%, а средняя дальность перевозки пассажиров уменьшилась на 4,8% к первому кварталу 2023 года. Количество перевезенных пассажиров увеличилось до 2,0 млн пассажиров (+10,3% к первому кварталу 2023 года).
В то же время качество перевозок менялось не столь однозначно. В 2023 году уровень выполнения графика движения всех пассажирских поездов на сети железных дорог снизился:
Выполнение графика движения международных пассажирских поездов снизилось по сравнению с 2022 годом по приёму — на 2,6 %, по сдаче — на 1,3 %. Это повлекло штрафные санкции за срыв графиков. За задержки международных пассажирских поездов на 30 минут и более предъявлено 247600 швейцарских франков (по традиции все расчёты производятся именно в этой валюте), акцептовано — 244800 швейцарских франков, на рассмотрении — 2600 швейцарских франков, оставлено без акцепта — 200 швейцарских франков.
В последние месяцы эта тенденция, похоже, переломлена. Выполнение графика движения всех пассажирских поездов по отправлению с начальных станций за первый квартал 2024 года улучшено на 0,2 % по сравнению с первым кварталом 2023 года (99,2% вместо 99,0%), а по проследованию по инфраструктуре железных дорог — на 0,5 % (95,3% вместо 94,8%). В то же время уровень выполнения графика по прибытию на конечные станции снижен на 0,2% (93,1% вместо 93,3%). Уровень выполнения графика движения международных пассажирских поездов по приёму повышен на 5,7 % (с 90,4% до 96,1%), по сдаче — на 3,0 % (с 95,3%, до 98,3%). Как следствие, штрафные санкции снизились в 15 раз: за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения на 30 минут и более предъявлено экономической ответственности на сумму 4 000 швейцарских франков, акцептовано 1 600, на рассмотрении — 2 400 швейцарских франков.
Свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения 2024/2025 гг. расширен на несколько позиций. В него вошли 63 пары пассажирских поездов дальнего следования (без туристических). Пригородные приграничные маршруты представлены 17 парами. Прицепные (беспересадочные) вагоны предусмотрены в 27 направлении, а по 25 маршрутам предусмотрено курсирование почтовых и багажных вагонов. Впрочем, некоторые прицепные вагоны не будут покидать границ своей страны базирования
Для сравнения, в свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения 2023/2024 гг. вошли 65 пар пассажирских поездов дальнего следования, 14 пар пригородных приграничных маршрутов, 21 маршрут прицепных (беспересадочных) вагонов, а также 20 маршрутов курсирования почтовых и багажных вагонов.
В перечни маршрутов поездов дальнего следования, пригородных поездов и беспересадочных вагонов вошли как действующие направления, так и некоторые «замороженные» и перспективные. Для них указана максимальная периодичность движения, которую следует предусматривать в сетевом расписании, оставляя «нитки» для международных поездов: в реальности поезда могут курсировать реже или не назначаться вовсе. В то же время несколько неежедневных маршрутов могут следовать на общем участке одинаковым расписанием по разным дням.
В 2022 и 2023 годах решениями заседания Совета указывалось, что восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского (Центрального) транспортного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024/2025 годы. И в этом плане железнодорожники обещание сдержали — в своде пассажирских поездов пять маршрутов восстановлены или продлены до столицы России.
Маршрут поездов №№ 83 / 84 Караганды — Самара продлевается до Москвы, но одновременно частота движения снизится с «через день» до двух раз в неделю: дополнительных составов для иной реализации маршрута у Казахстанских железных дорог нет. А железнодорожники Киргизии намерены продлить до столицы России маршрут №№ 317 / 318 Бишкек — Самара (круглогодично два раза в неделю) без сокращения частоты.
Также с сохранением частоты до Москвы будут продлены поезда формирования Узбекистанской железной дороги №№ 305 / 306 Ташкент — Самара (круглогодично два раза в неделю). По станции Оренбург к поездам продолжат присоединяться беспересадочные вагоны формирования РЖД Челябинск — Ташкент.
Поезда Узбекистанской железной дороги №№ 449 / 450 Андижан — Самара (круглогодично один раз в неделю) после 2020 года не возобновляли работу, каждый год находясь в «листе ожидания»: под них продолжали разрабатываться графики. Все изменения происходили «на бумаге»: из скорых №№ 149 / 150 они стали пассажирскими, а конечным пунктом в России вместо Москвы стала Самара. В сезоне 2024/2025 гг. согласовано возобновление движение поездов с прежней номинальной частотой до Москвы.
К составам всех четырёх среднеазиатских маршрутов, продляемых до Москвы на участке Пенза — Москва, дополнительно могут прицепляться четыре вагона формирования РЖД.
Ещё один давно покинувший Москву маршрут запланирован с другой стороны Каспийского моря. Вместо так и не назначенных ни разу в этом сезоне поездов №№ 355 / 356 Баку — Астрахань (круглогодично через день) в согласованном Своде пассажирских поездов нашлось место поездам №№ 355 / 356 Баку — Москва, но с сокращённой частотой — один раз в неделю. Максимальная длина состава формирования ЗАО «Азербайджанские железные дороги» может составлять 12 вагонов. Возобновление движения поездов требует отдельного согласования между железнодорожными администрациями, участвующими в маршруте следования.
Как уже решённый вопрос, не требующий дополнительного согласования железнодорожных администраций, в свод пассажирских поездов международного сообщения на 2024/2025 гг. включены круглогодичные поезда №№ 407 / 408 Локоть — Риддер (круглогодично один раз в четыре дня) для групп беспересадочных вагонов сообщением Новосибирск — Риддер. Ранее Риддер с регионами России связывали поезда №№ 391 / 392 Томск — Риддер, проходившие через Новосибирск, но с марта 2020 года их движение было приостановлено, а последний раз «нитки» для возможности возобновления сообщения предусматривались в графике 2021 / 2022 гг. Для обслуживания маршрута будет задействован состав формирования РЖД длиной не более шести вагонов. На участке Новосибирск — Локоть вагоны будут следовать из Новосибирска в составе поездов № 301 Новосибирск — Алматы, а обратно, в зависимости от дней недели, — в составах поездов № 386 Бишкек — Новосибирск или № 370 Ташкент — Новосибирск.
Круглогодичные поезда №№ 67 / 68 Смоленск — Санкт-Петербург, де-факто курсирующие в этом сезоне вместо ранее утверждённых периодических №№ 229 / 230 того же сообщения, в графике 2024/2025 гг. станут частью двухгруппных поездов №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург с объединением и разъединением групп вагонов на станции Витебск. Частота движения поездов №№ 67 / 68 Смоленск — Витебск при этом останется прежней — круглогодично четыре раза в неделю.
Прямые поезда №№ 66 / 65 Минск — Мурманск (круглогодично, один раз в неделю) с вагонами Псков — Мурманск в новом графике заменяются беспересадочной группой Минск — Мурманск составностью не более девяти вагонов с увеличенной частотой курсирования (два раза в неделю), которые будут курсировать в составах поездов №№ 680 / 665, №№ 80 / 79 Минск — Санкт-Петербург и №№ 70 / 69 с перецепкой в Витебске и Дно. В действующем графике поезда под №№ 70 / 69 по трассе следования вагонов не значатся: наиболее вероятно, что в них преобразуется группа вагонов Псков — Мурманск. Поезда № 665 тоже нет: в порядке преемственности номеров беспересадочная группа вагонов может следовать из Витебска в Минск отдельным поездом, а обратно из Минска в Витебск беспересадочная группа будет включена в поезд № 680 Гомель — Витебск.
В составе поездов №№ 79 / 80 Калининград — Санкт-Петербург и далее №№ 70 / 69 будет также курсировать новая группа из одного-двух беспересадочных вагонов Калининград — Мурманск формирования РЖД с перецепкой по станции Дно.
В составе поездов №№ 360 / 359 Калининград — Адлер и №№ 33 / 34 Москва — Владикавказ в зимний период через день будет курсировать новая группа из двух беспересадочных вагонов Калининград — Минеральные Воды формирования РЖД с перецепкой по станции Ростов-Главный.
Границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными железными дорогами продолжат пересекать поезда:
Движение пригородных поездов №№ 6655 / 6658 Великие Луки — Алёща и №№ 6657 / 6656 Новосокольники — Алёща, изначально не предусмотренных графиком на 2023/2024 гг., возобновлено после десятилетнего перерыва с 5 июня этого года. А поезда №№ 7155 / 7156 дебютировали ещё в прошлом году.
Поезда №№ 50 / 49 Минск — Санкт-Петербург повышены в статусе: из сезонных пассажирских под №№ 250 / 249 переведены в круглогодичные (в графике 2023/2024 гг. они уже курсируют два раза в неделю летом, а в остальные времена года — в пиковые праздничные даты).
Частота движения поездов №№ 148 / 147 увеличена до ежедневной официально: год назад предполагалось, что составы будут курсировать летом три раза в неделю, в остальное время по датам, но де-факто отправления уже выполняются каждый день.
Также до ежедневной в новом сезоне увеличена частота движения поездов №№ 80 / 79, на этот год согласованных и курсирующих четыре раза в неделю. Кроме того, на участке Витебск — Санкт-Петербург максимальная длина составов увеличена с 15 до 18 вагонов.
Группа прицепных вагонов Смоленск — Адлер к поездам №№ 360 / 359 Калининград — Адлер увеличится с шести до 10 вагонов, поглотив четырёхвагонную группу Брянск — Адлер.
Сокращена максимальная частота движения поездов №№ 369 / 370: если в нынешнем графике весной и осенью они курсируют один раз в четыре дня, то в новом частота составит круглогодично один раз в восемь дней.
За пределами России предусмотрено движение железнодорожных поездов участников Содружества:
В действующем графике 2023/2024 гг. поезда №№ 202 / 201 курсируют с меньшей частотой — черед день, хотя возможность ежедневного курсирования заложена и сейчас.
Также в 2024/2025 гг. предусмотрено назначение по указанию поездов №№ 649 / 650 Нукус — Мангистау с использованием графиков поездов №№ 647 / 648 Нукус — Бейнеу.
Как и год назад, в Свод пассажирских поездов международного железнодорожного сообщения включён подраздел «Туристические поезда»: как и ранее, в него вошли поезда сообщением между Беларусью и Россией №№ 931 / 932 Москва — Брест и №№ 933 / 934 Минск — Гродно (беспересадочные вагоны сообщением Москва — Гродно к поездам №№ 931 / 932).
Решением Совета разработка графика движения международных пассажирских поездов до должна завершиться до 12 августа 2024 года. Железнодорожным администрациям поручено в процессе разработки графика обеспечить повышение скорости следования международных скорых пассажирских поездов, а также обеспечить соответствие нумерации международных пассажирских поездов в соответствие с фактическими маршрутными скоростями. При этом для пассажирских скорых и фирменных поездов постоянного обращения требуется обеспечить удобное для пассажиров время отправления и прибытия на конечные пункты.
Исходя из поездов, включённых в своды 2023/2024 гг., основной потенциал роста международного железнодорожного сообщения между Россией и сопредельными странами сместился в сторону пригородных маршрутов. Большинство законсервированных с 2020 года вопросов касаются возможного возобновления пригородного сообщения приграничных районов России с Беларусью и Казахстаном. На западной границе России некоторые подвижки в этом вопросе уже наметились.
Помимо поездов №№ 355 / 356 Баку — Москва, в новом графике предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов, пересекающих границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными железными дорогами:
Интерес к возобновлению пассажирского железнодорожного сообщения через российско-азербайджанскую границу вырос. Поезда №№ 391 / 392 Ростов — Баку действующим графиком не предусматривались ни в каком виде: последний раз «нитки» для них резервировали в графике 2021 / 2022 гг. Максимальная составность поездов формирования РЖД — 15 вагонов.
Кроме этого, предусмотрена возможность возобновления курсирования железнодорожных поездов участников Содружества за пределами России:
Не будут прокладываться в новом сезоне графики под поезда:
Вместо менявших в последние годы нумерацию и вокзал отправления и прибытия в Москве, но фактически прекративших работу весной 2020 года поездов №№ 182 / 181 связь отдалённых районов Псковской области с другими регионами России в этом году возобновлена беспересадочными вагонами Москва — Себеж и Санкт-Петербург — Себеж, а перспективы возобновления пассажирского железнодорожного сообщения между Россией и Латвией остаются весьма неопределёнными, и латвийской стороной вопрос с повестки снят.
Сетевой график железных дорог 2023/2024 гг. действует с 10 декабря 2023 года по 14 декабря 2024 года включительно.
ДОПОЛНЕНИЕ от 00:15 23.06.2024:
В материале уточнена информация по поездам №№ 80 / 79 и беспересадочным вагонам сообщением Минск — Мурманск и Смоленск / Брянск — Адлер.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)