С новым 2023 / 2024 железнодорожным годом! Обзор сетевого графика. Часть 1: дальние поезда

  • Павел Яблоков
    9 декабря 2023 г. — 11:00
    1271
    Иллюстрация: 

    Харитон Круглов. «I am the passenger and I ride and I ride»

    Последний месяц 2023 года для железнодорожников традиционно означает переход на новый сетевой график движения пассажирских поездов. Как и несколько предыдущих лет, расписание на 2023 / 2024 годы вступает в силу с 0:00 по московскому времени второго воскресенья первого месяца зимы, в этом году выпавшего на 10 декабря.

    В нынешнем сезоне железнодорожникам пришлось менее оперативно, по сравнению с прошлыми тремя годами подстраиваться под изменения пассажиропотоков. В новом графике увеличено количество международных связей, а также маршрутов в сообщении с южными курортами и Крымским полуостровом и в других популярных направлениях. Параллельно маршрутную сеть продолжали оптимизировать: некоторые маршруты закрыты или объединены. Многие поезда по привычным маршрутам будут работать под новыми номерами: иногда это связано с их новым статусом, но порой при перенумерации решались задачи скорее эстетического характера.

    О новых, изменённых и закрытых маршрутах российских поездов дальнего следования, развитии железнодорожного пассажирского сообщения России с Беларусью и странами Средней Азии — в первой части обзора TR.ru — Транспорт в России.

    Поездов стало немного больше

    Всего в новом сезоне 2023 / 2024 гг. в нормативном графике по сети российских железных дорог предусмотрено курсирование 614 пар пассажирских поездов, что на 16 пар больше, чем в графике 2022 / 2023 гг., когда их было 598. В то же время во многих случаях назначение дополнительных поездов может не означать увеличение предоставляемые пассажирам возможностей: изменения нужны железнодорожникам для «внутренней кухни».

    Количество поездов категорий «скорый», «скоростной» и «высокоскоростной» увеличено до 412 пар (67,1% от общего числа пассажирских поездов). В предыдущем графике их было 394 (65,8%). В графике 2021 / 2022 гг. — 425 (69,7%), а в графике 2020 / 2021 гг. — 420. Количество двуэтажных поездов на сети РЖД расширяется до 31 пары на 23 маршрутах (в базовом графике 2022 / 2023 гг. — 29 пар на 21 маршруте). В прошлом году железнодорожники статистику по двуэтажным составам не приводили, поскольку динамика оказалась отрицательной: в графике 2021 / 2022 гг. предусматривалось 30 пар на 21 маршруте.

    Крупнейшим пассажирским оператором на сети железных дорог России осталась Федеральная пассажирская компания (АО «ФПК»). В графике 2023/2024 гг. она будет отвечать за курсирование 490 пар поездов.

    Особенностью нового графика стала перенумерация части местных поездов, включая организованные для подвоза беспересадочных групп вагонов к составам основных маршрутов и обратно. По-прежнему многие маршруты большую часть железнодорожного года могут не курсировать, находясь в расписаниях в статусе «по особому назначению».

    Как и в прошлом году, ОАО «РЖД» отдельно утверждён план организации туристических перевозок. Вся информация о них будет обновляться на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Путешествуй с РЖД», уведомил железнодорожный холдинг.

    Для многих направлений фактический режим работы поездов в новом графике 2023 / 2024 гг. не отличается от сложившегося в завершившемся сезоне, а часть поездов и в новом железнодорожном году может работать в сокращённом режиме с оперативной отменой продаж на предстоящие даты, или иметь своё зарезервированное место в графике, но за целый год не совершить ни одного рейса.

    Изменение периодичности и времени в пути

    Некоторые филиалы РЖД делятся подробной статистикой.

    В частности, на Северной железной дороге в новом графике предусмотрено курсирование 79 пар поездов дальнего следования вместо 70 пар. Скорые и скоростные поезда составят 67% от общего числа поездов, их количество увеличено с 46 до 53 пар. У 40 поездов сокращено время в пути в диапазоне от 3 минут до 4 часов 56 минут. Быстрее будут прибывать поезда из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Лабытнанги в Воркуту, из Рыбинска в Москву, из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга — в Лабытнанги. Также сократится время в пути у 14 поездов, курсирующих между Архангельском, Костромой, Сосногорском, Череповцом и южными курортами Адлером, Анапой, Новороссийском.

    В границах Северо-Кавказской железной дороги предусмотрено курсирование 190 пар поездов дальнего следования, из них семь пар будут формироваться из двухэтажных вагонов.

    На Московской железной дороге в дальнем следовании будет курсировать 251 пара пассажирских поездов, из которых 23 новых — под ними подразумеваются и перенумерованные из-за перевода в другую категорию.

    На Горьковской железной дороге предусмотрено курсирование 115 пар пассажирских поездов дальнего следования, что на 6 больше, чем в действующем графике движения. Количество поездов категорий «скорый» и «скоростной» составит 77 пар. Некоторые поезда ускорены:

    • №№ 59 / 60 Нижний Новгород – Санкт-Петербург на 54 мин. в сторону Санкт-Петербурга и на 5 мин. в сторону Нижнего Новгорода.
    • №№ 133 / 134 Казань — Санкт-Петербург на 2,5 часа в сторону Казани и 55 минут в сторону Санкт-Петербурга;
    • №№ 378 / 377 Казань — Новый Уренгой почти на 4 часа в сторону Нового Уренгоя (обратно замедлен на 51 мин.).

    Поезд № 725 «Ласточка» Санкт-Петербург-Московский — Москва-Октябрьская (отпр. 15:16, приб. 22:20) также существенно ускорен в новом графике (отпр. 17:20, приб. 22:57).

    К концу действия нового графика ежедневными стали поезда №№ 38 / 37 Москва — Выборг, назначенные с конца 2022 года один раз в неделю.

    Поезда №№ 63 / 64 Самара — Санкт-Петербург-Московский (через Саранск, Нижний Новгород, Владимир и Москву (Восточный вокзал)) вместо курсирования через день переведены в ежедневный режим.

    В новом графике ежедневными станут беспересадочные вагоны Нижний Бестях — Иркутск (начиная с 18 декабря из Нижнего Бестяха и с 22 декабря из Иркутска): в зависимости от дней курсирования они будут включаться на участке Нижний Бестях — Сковородино в составы поездов №№ 327 / 328 Нижний Бестях — Тында или №№ 317 / 318 Нижний Бестях — Благовещенск, а на участке Сковородино — Иркутск ежедневно следовать в составах новых поездов №№ 9 / 10 Владивосток — Москва.

    Периодичность курсирования поездов №№ 339 / 340 Нижний Новгород — Новороссийск увеличена с одного раза в четыре дня до одного раза в два дня.

    Ежедневными становятся беспересадочные вагоны Чебоксары — Санкт-Петербург, курсирующие в составе поездов №№ 133 / 134 Казань — Санкт-Петербург на участке Канаш — Санкт-Петербург. «Подвозящие» поезда №№ 683 / 684 Чебоксары — Канаш переведены в ежедневный режим. Сами поезда №№ 133 / 134 из режима курсирования через день переводятся в ежедневную работу.

    Международное сообщение

    Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза координируется созданным в феврале 1992 года Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, в который входят железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Железнодорожные администраций Грузии, Латвии и (с 2023 года) Афганистана являются ассоциированными членами Совета, а Литва и Эстония участвуют в работе Совета по договорам. В июне этого года состоялось 78-е заседание Совета. В повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на 2023 / 2024 гг. Протокол заседания подписан 23 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.

    Перечень международных маршрутов 2023 / 2024 гг. сократился по сравнению с предыдущим годом с 68 до 65 пар поездов дальнего следования, также в нём представлены 14 пар пригородных поездов, 21 маршрут прицепных и беспересадочных вагонов. Однако некоторые из утверждённых маршрутов могут курсировать лишь по особому назначению.

    Как сообщил официальный Telegram-канал РЖД, с вводом нового графика в международном сообщении будут курсировать 56 пар пассажирских поездов. Прежде всего это поезда в сообщении с Республикой Беларусь и странами Средней Азии.

    С нового графика назначены беспересадочные вагоны в сообщении Челябинск — Ташкент. Поскольку резервы среднеазиатских железнодорожников по выпуску вагонного парка практически исчерпаны, прицепными вагонами к поездам №№ 305 / 306 Ташкент — Самара коллег обеспечат российские железнодорожники. Для беспересадочных вагонов Челябинск — Ташкент назначены скорые поезда №№ 55 / 56 Челябинск — Оренбург, включаемые по ст. Оренбург в составы поездов №№ 305 / 306 Ташкент — Самара Узбекистанских железных дорог. Отправление из Челябинска с 17декабря по воскресеньям в 11:30, прибытие в Ташкент по вторникам в 16:35. Отправление от вокзала Ташкент-Центральный с 20 декабря по средам в 6:22, прибытие в Челябинск по пятницам в 14:10. В пути вагоны проследуют с остановками на станциях: в России — Троицк, Карталы-1, Бреды, Айдырля, Новоорск, Орск, Никель, Медногорск, Кувандык, Саракташ, Оренбург, Илецк-1; в Казахстане — Жайсан, Актобе, Кандыагаш, Жем, Шалкар, Сексеул, Арал Тенизи, Казалы, Торетам, Жосалы, Кызылорда, Шиели, Яны-Курган; в Узбекистане — Туркестан, Тимур, Арыс-1, Сарыагаш.

    Усилено и международное сообщение России с Беларусью. Поезда №№ 229 / 230 Смоленск — Санкт-Петербург-Витебский (через Витебск) из режима курсирования по отдельным датам в новом графике перешли на круглогодичный режим с курсированием через день (летом — два раза в неделю) и сменой нумерации на №№ 67 / 68. Начало курсирования из Смоленска — с 10 декабря, из Санкт-Петербурга — с 15 декабря. Отправление из Смоленска в 16:58, прибытие в Санкт-Петербург (Витебский вокзал) на следующие сутки в 6:46. Отправление из Санкт-Петербурга в 19:07 с прибытием в Смоленск в 7:09. Остановки: Голынки, Рудня, Лиозно, Витебск, Городок, Невель 2, Новосокольники, Локня, Сущёво, Дедовичи, Дно, Сольцы, Уторгош, Батецкая.

    Вместо поездов №№ 365 / 366 Минск — Архангельск (через Витебск, Новосокольники, Великий Новгород, Волховстрой, Петрозаводск и Беломорск с заходом в Кемь) в новом графике назначены еженедельные поезда №№ 139 / 140 Минск — Смоленск. Далее в Смоленске вагоны Белорусской железной дороги будут перецепляться к поездам РЖД №№ 141 / 142 Смоленск — Архангельск, следующим через Москву (Белорусский вокзал), Ярославль и Вологду.

    Беспересадочные вагоны №№ 302 (490) / 34 / 33 (61) / 301 (490) Минск — Минеральные Воды начнут отправляться по чётным числам из Минска с 12 декабря и из Минеральных Вод с 14 декабря. Они будут следовать через Бобруйск, Гомель, Новозыбков, Брянск, Елец, Липецк, Придачу (Воронеж-Южный), Лиски, Россошь, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Армавир, Невинномысск. С мая вместо поездов №№ 302 / 301 Минск — Адлер они будут курсировать в составе летних поездов №№ 490 / 489 Минск — Анапа. На участке Елец — Минеральные Воды в зависимости от дней курсирования, вагоны будут следовать в составе поездов №№ 34 / 33 Владикавказ — Москва или №№ 62 / 61 Нальчик — Москва.

    Также беспересадочное сообщение установлено между Нижним Новгородом и Минском. Отправление из Нижнего Новгорода с 13 декабря по средам, из Минска — с 15 декабря по пятницам. Путь следования предусматривает остановки на станциях Суроватиха, Арзамас-1, Шатки, Лукоянов, Ужовка, Красный Узел, Саранск, Пенза-1, Белинская, Пачелма, Башмаково, Соседка, Вернадовка, Моршанск, Ракша, Ремизово, Верда, Ряжск-1, Скопин, Кимовск, Бобрик-Донской, Узловая-1, Тула (Ряжский вокзал), Черепеть, Козельск, Сухиничи-Узловые, Спас-Деменск, Ельня, Смоленск, Орша-Центральная, Борисов. На участке Пенза — Минск беспересадочные вагоны будут курсировать в составе поездов №№ 149 / 150 Самара — Минск, а на участке Нижний Новгород — Пенза. в зависимости от дат, будут следовать либо в составе поездов №№ 339 / 340 Нижний Новгород — Новороссийск, либо по тому же расписанию под «собственными» №№ 689 / 690.

    В новом графике изменены дни курсирования поездов №№ 113 / 114 Алматы — Казань (с беспересадочными вагонами Бишкек — Казань, следующими под №№ 405 / 406 на участке Бишкек — Шу) с сохранением прежней частоты (один раз в неделю). Из Казани отправление вместо пятницы (0:01) перенесено на среду (14:20), из Бишкека и Алматы — с понедельника на воскресенье.

    Ранее предусмотренная решением Совета замена поездов №№ 305 / 306 Ташкент — Самара на маршрут №№ 115 / 116 Ташкент — Саратов (с беспересадочными вагонами Нукус — Саратов) с нового графика не реализована. Не объявлены на 2023 / 2024 гг. даты курсирования поездов №№ 426 / 425 Калининград — Челябинск (летний, один раз в неделю).

    С нового графика отменены поезда №№ 105 / 106 Алма-Ата — Петропавловск, хотя и проходящие полностью в границах Казахстана, но имевшие конечным пунктом станцию Петропавловск, находящуюся в ведении РЖД.

    Остальные действовавшие в 2022 / 2023 гг. международные маршруты продолжат работу в 2023 / 2024 гг. в прежнем режиме.

    Также в новом графике предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов, преимущественно пригородного межграничного сообщения:

    • №№ 238 / 237 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 349 / 350 Ташкент — Астрахань (ранее №№ 149 / 150; с октября по март один раз в неделю) с вагонами Термез — Астрахань;
    • №№ 355 / 356 Баку — Астрахань (круглогодично через день);
    • №№ 6184 / 6183 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6186 / 6185 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6545 / 6546 Кричев — Сураж (по отдельным дням недели);
    • №№ 6641 / 6644 Витебск — Рудня (ежедневно);
    • №№ 6643 / 6646 Витебск — Рудня (по отдельным дням недели);
    • №№ 6814 / 6813 Костанай — Троицк (три раза в неделю);
    • №№ 6871 / 6872 Уральск — Озинки (пять раз в неделю);
    • №№ 6997 / 6998 Тобол — Карталы (пять раз в неделю).

    Помимо этого, новым графиком предусмотрена возможность назначения международных поездов №№ 20 / 19 Москва — Пекин (круглогодично один раз в неделю). Китай не является страной-участником Совета, и согласование трансграничных маршрутов с этим государством ведётся в ином формате. Ранее для связи с Китаем резервировали более короткий маршрут №№ 320 / 319 Чита — Пекин. Впрочем, договорённостей о возобновлении пассажирского сообщения между странами пока не достигнуто.

    Восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана планируют рассмотреть после окончания проведения реконструкции Центрального (Московского) железнодорожного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.

    Новые поезда

    Начиная с 10 декабря несколько новых поездов начнёт курсировать по железным дорогам России. Новинки графика затронули даже самый длинный маршрут страны от Москвы до Владивостока.

    • №№ 10 / 9 Москва — Владивосток (круглогодично ежедневно; с прицепными вагонами Новосибирск — Владивосток и беспересадочными Москва — Томск, Томск — Владивосток, Новокузнецк — Владивосток, Нижний Бестях — Иркутск);
    • №№ 27 / 28 Владивосток — Благовещенск (круглогодично; в летний период — ежедневно, в осенне-зимний период — через день; с беспересадочными вагонами Нижний Бестях — Владивосток);
    • № 112 Новосибирск — Тында (с 15 декабря через день в дни отсутствия поезда № 98 Кисловодск — Тында, следующего этим же расписанием);
    • №№ 142 / 141 Смоленск — Архангельск (круглогодично через день; с беспересадочными вагонами Минск — Архангельск);
    • №№ 147 / 148 Казань — Москва (круглогодично ежедневно; из Казани с 10 декабря, из Москвы — с 11 декабря);
    • №№ 157 / 158 Санкт-Петербург-Витебский — Москва-Черкизово (Восточный вокзал) (круглогодично по датам; в общем расписании с летними поездами №№ 479 / 480 Санкт-Петербург-Витебский — Сухум);
    • №№ 203 / 204 С.-Петербург-Витебский — Белгород (через день в осенне-зимний период до середины апреля, через Москву, Тулу, Орёл, Михайловский Рудник, Льгов, Курск; в общем расписании с летними поездами №№ 245 / 246 Санкт-Петербург-Московский — Ейск и №№ 247 / 248 Санкт-Петербург-Московский — Анапа на участке Малая Вишера — Тула-1-Курская);
    • №№ 207 / 208 Ярославль — Москва-Ярославская (ночные, в периоды повышенного спроса, в том числе в новогодние и майские праздничные недели);
    • №№ 211 / 212 Тюмень — Москва-Ярославская (в период повышенного спроса; в общем расписании с поездами №№ 11 / 12 Новый Уренгой — Москва-Ярославская на участке Тюмень — Москва);
    • №№ 213 / 214 Петрозаводск — Псков (сезонные; в периоды повышенного спроса, в том числе в новогодние каникулы; через Свирь, Подпорожье, Лодейное Поле, Волховстрой-1, Санкт-Петербург-Ладожский, Лугу-1, Плюссу, Струги-Красные; на участке Петрозаводск — Санкт-Петербург в общем расписании с курсирующими по пятницам и воскресеньям поездам №№ 211 / 212 Петрозаводск — Санкт-Петербург-Ладожский);
    • №№ 221 / 222 Петрозаводск — Санкт-Петербург-Ладожский — Петрозаводск (кольцевой; в периоды повышенного спроса, в том числе в новогодние каникулы; состав из двухэтажных вагонов);
    • №№ 229 / 230 Пермь — Москва-Казанская (в периоды увеличенного пассажиропотока; в дни отсутствия дополнительных поездов №№ 291 Красноярск — Москва-Казанская и № 240 Москва-Казанская — Екатеринбург, следующих этим же расписанием);
    • №№ 233 / 234 Саранск — Москва-Казанская (в периоды увеличенного пассажиропотока);
    • №№ 233 / 234 Новороссийск — Москва-Павелецкая (летние ежедневные; с 25 апреля из Новороссийска, с 25 апреля из Москвы; через Протоку, Тимашевскую, Первомайскую (Ростов-на-Дону), Россошь, Лиски, Придачу (Ростов-Южный), Грязи-Воронежские, Мичуринск-Уральский, Богоявленск, Милославское);
    • №№ 255 / 556 Екатеринбург — Кисловодск (летний, один раз в четыре дня; отпр. из Екатеринбурга с 22 апреля, из Кисловодска — с 27 апреля; через Дружинино; в общем расписании с поездами №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск на участке Казань — Кисловодск);
    • №№ 259 / 260 Нижневартовск — Екатеринбург (в периоды увеличения пассажиропотока; в общем расписании с поездами № 379 Новый Уренгой — Оренбург и № 60 Москва — Сургут на участке Сургут — Екатеринбург);
    • №№ 265 / 566 Тюмень — Кисловодск (летние, один раз в четыре дня; отпр. с 28 апреля из Тюмени, с 25 апреля из Кисловодска; через Дружинино; в общем расписании с поездами №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск на участке Казань — Кисловодск);
    • №№ 273 / 274 Казань — Москва (в периоды увеличения пассажиропотока, из Казани — в дни отсутствия поезда № 81 Улан-Удэ — Москва, из Москвы — в дни отсутствия поезда № 112 Москва — Круглое Поле, следующих этим же расписанием);
    • №№ 275 / 276 Москва-Киевская — Анапа (в периоды повышенного спроса через день, в дни отсутствия курсирования поездов №№ 177 / 178 Москва-Киевская — Симферополь в общем расписании с ними на участке Москва — Тимашевская);
    • №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск (круглогодичные; летом через день; в осенне-зимний период — один раз в четыре дня, с беспересадочными вагонами Пермь — Кисловодск круглогодично и Екатеринбург/Тюмень — Кисловодск в осенне-зимний период);
    • №№ 517 / 518 Саратов — Мурманск (в летний период один раз в неделю; с 27 мая по понедельникам из Мурманска, с 25 мая по субботам из Саратова; на участке Ртищево-1 —Мурманск общим расписанием с летними поездами №№ 183 / 184 Севастополь — Мурманск);
    • №№ 551 / 552 Симферополь — Нижний Новгород (ООО «Гранд Сервис Экспресс»; летние через день; отпр. из Симферополя с 23 мая, из Нижнего Новгорода — с 26 мая; через Ростов-на-Дону (ст. Первомайская), Россошь, Лиски, Ртищево, Пензу, Саранск, Арзамас; на участке Симферополь — Лиски следует общим расписанием с поездами №№ 177 / 178 Симферополь — Москва-Киевская);
    • №№ 557 / 558 Москва-Павелецкая — Имеретинский курорт (летние; курсирование через день; остановки: Узловая-1, Ефремов, Елец, Липецк, Грязи-Воронежские, Добринка, Токаревка, Жердевка, Терновка, Борисоглебск, Поворино, Новохопёрск, Таловая, Лиски, Россошь, Кутейниково, Миллерово, Каменская, Лихая, Зверево, Ростов-Главный, Кущёвка, Тихорецкая, Кавказская Армавир-2-Туапсинский, Курганная, Белореченская, Хадыженская, Туапсе-Пасс., Лазаревская, Лоо, Сочи, Хоста, Адлер; на участке Лиски — Имеретинский курорт в общем графике с поездами №№ 547 / 548 Белгород — Имеретинский курорт);
    • №№ 559 / 560 Волгоград — Ростов-на-Дону (в осенне-зимний период, через день, в общем расписании с поездами №№ 339 / 340 Нижний Новгород — Новороссийск и летними поездами №№ 469 / 470 Саратов — Новороссийск);
    • №№ 845 / 846 «Лыжная стрела» Ростов-Главный — Черкесск (в новодние каникулы).

    Для обеспечения курсирования беспересадочных вагонов назначены поезда

    • №№ 55 / 56 Челябинск — Оренбург (круглогодично один раз в неделю; для беспересадочных вагонов Челябинск — Ташкент к поездам №№ 305 / 306 Ташкент — Самара);
    • № 135 Благовещенск — Белогорск (через день; в дни отсутствия курсирования поездов №№ 35 / 36 Благовещенск — Хабаровск; подвоз беспересадочных вагонов Блеговещенск — Москва к поезду № 1 Владивосток — Москва);
    • №№ 140 / 139 Минск — Смоленск (для курсирования беспересадочных вагонов Минск — Архангельск, формирование Белорусской железной дороги; периодичность курсирования круглогодично один раз неделю);
    • №№ 233 / 234 Микунь — Сыктывкар (летние через день; для курсирования беспересадочных вагонов Сыктывкар — Москва);
    • №№ 235 / 236 Екатеринбург — Ижевск (в осенне-зимний период один раз в четыре дня; через Дружинино и Агрыз; подвоз группы беспересадочных вагонов Тюмень/Екатеринбург — Кисловодск к поездам №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск; в дни отсутствия поездов №№ 225 / 226 Екатеринбург — Ижевск, следующих этим же расписанием);
    • №№ 290 / 289 Нижний Новгород — Котлас-Южный (в осенне-зимний период для подвоза беспересадочных вагонов Нижний Новгород — Усинск, Нижний Новгород — Лабытнанги, Нижний Новгород — Воркута);
    • №№ 293 / 294 Волгоград — Астрахань (летние, через день; для подвоза беспересадочных вагонов Анапа — Астрахань к поездам №№ 223 / 224 Анапа — Саратов);
    • №№ 365 / 366 Пермь — Ижевск (круглогодичные: летом через день, в осенне-зимний период — один раз в четыре дня; подвоз группы вагонов Пермь — Кисловодск к поездам №№ 367 / 368 Киров — Кисловодск (круглогодичные через день; в дни отсутствия поездов №№ 325 / 326 Пермь — Новороссийск, следующих на участке Пермь-2 — Ижевск этим же графиком);
    • №№ 685 / 686 Благовещенск — Белогорск (круглогодично ежедневно; для подвоза беспересадочных вагонов Благовещенск — Хабаровск к поездам №№ 325 / 326 Хабаровск — Нерюнгри; с 10 декабря из Хабаровска, с 12 декабря из Благовещенска);
    • №№ 689 / 690 Нижний Новгород — Пенза (круглогодичные, один раз в две недели; для подвоза беспересадочных вагонов Нижний Новгород — Минск к поездам №№ 149 / 150 Самара — Минск в дни отсутствия поездов №№ 339 / 340 Нижний Новгород — Новороссийск);
    • №№ 691 / 692 Архангельск — Обозерская (сезонный осенне-зимний; подвоз беспересадочных вагонов Архангельск — Мурманск к поездам №№ 143 / 144 Смоленск — Мурманск в дни отсутствия курсирования поездов №№ 371 / 372 Архангельск — Котлас и №№ 571 / 572 Архангельск — Микунь).

    Следует отменить, что часть поездов нового графика дебютировала ещё по ходу сезона 2022 / 2023, поэтому изменения, вводимые с 10 декабря, будут не так заметны. В частности, пассажиры уже смогли воспользоваться поездами:

    Маршрутов больше, а связи те же

    Некоторые примеры запуска «новых» поездов показывают, что с увеличением количества поездов дополнительных пассажирских связей не образуется. Поезда №№ 291 / 292 Санкт-Петербург — Таганрог, курсировавшие в графике 2022 / 2023 гг. через день, в новом графике по полному маршруту будут следовать под №№ 279 / 280 в осенне-зимний период в дни отсутствия поездов №№ 135 / 136 Санкт-Петербург — Махачкала (круглогодичные; через день) и №№ 251 / 252 (через день; в летний период и в новогодние даты) в общем расписании на участке Ростов-Главный — Санкт-Петербург. А в дни курсирования поездов №№ 251 / 252 поезда №№ 291 / 292 будут следовать по расписанию поездов №№ 279 / 280 на маршруте Таганрог — Ростов для подвоза беспересадочной группы вагонов.

    С группами беспересадочных вагонов Нижний Новгород — Воркута, Нижний Новгород — Лабытнанги, Нижний Новгород — Усинск, Киров-Подосиновец в осенне-зимний период (за исключением новогодних каникул) вместо поездов №№ 90 / 89 Нижний Новгород — Воркута и №№ 100 / 99 Нижний Новгород — Лабытнанги будут следовать поезда №№ 290 / 289 Нижний Новгород — Котлас-Южный: раз в четыре дня вагоны до Воркуты и Усинска будут включаться в составы поездов №№ 78 / 77 Санкт-Петербург — Воркута, а в очередь с ними раз в четыре дня вагоны в Лабытнанги — в составы поездов №№ 118 / 117 Санкт-Петербург — Лабытнанги. В летний период и на зимние каникулы движение поездов №№ 90 / 89 и 100 / 99 сохранится.

    Ещё одна «точка роста» количества маршрутов также относится к северному направлению. Курсирующие через день поезда №№ 33 / 34 Микунь — Сыктывкар, состоящие из беспересадочных вагонов Москва — Сыктывкар, в летний период останутся следовать через день, но сами беспересадочные вагоны продолжат назначаться ежедневно: в дни отсутствия поездов №№ 33 / 34 по этому же расписанию будут следовать поезда №№ 233 / 234 Микунь — Сыктывкар, с вагонами, прицепляемыми к поездам №№ 209 / 210 Лабытнанги — Москва, курсирующим летом в очередь с через день с поездами №№ 21 / 22.

    По одинаковому расписанию, чередуясь через день, как и в прошлом графике, курсируют ежедневные поезда №№ 100 / 99 Екатеринбург — Сургут и фирменные поезда №№ 50 / 49 «Малахит» Екатеринбург — Сургут, со стоимостью проезда, различающейся в полтора раза.

    Круглогодичные поезда №№ 129 / 130 Красноярск — Анапа в новом графике заменяются в зимнее время замедленными на два-четыре часа поездами №№ 211 / 212 Красноярск — Анапа с курсированием два раза в неделю (отпр. из Анапы по понедельникам и пятницам, из Красноярска — по понедельникам и четвергам; в общем расписании с поездами №№ 127 / 128 Красноярск — Адлер на участке Красноярск — Краснодар), а в летнее время — поездами № 201 / 202 Красноярск — Анапа с курсированием три раза в неделю (отпр. из Анапы с 1 мая по понедельникам, средам и пятницам, из Красноярска — с 27 апреля по понедельникам, четвергам и субботам);

    В качестве обратного примера можно привести объединение в новом сезоне поездов Красноярск — Карабула, весь прошлый график в направлении из краевого центра следовавших разными расписаниями два дня в неделю (по понедельникам и четвергам) и в остальные дни недели. Также ежедневно под одной парой номеров (№№ 164 / 163) будут курсировать летние поезда Феодосия — Москва, ранее из-за использования вагонов разного типа формально являвшиеся двумя разными маршрутами (№№ 162 / 161 и 164 / 163) с одинаковыми остановками и временами отправления и прибытия по всем пунктам.

    Железнодорожники нередко практикуют назначение сразу нескольких поездов по одной «нитке» расписания: в разные дни по одному и тому же графику на общем участке курсируют поезда различных сообщений. При этом схемы составов могут быть комбинированными и де-факто разница может оказаться ещё меньше: в чередующихся по дням поездам различных сообщений могут быть вцеплены беспересадочные вагоны по маршруту, являющимся титульным для другого смежного маршрута.

    Наиболее крупные клубки поездов, следующих по одной «нитке»:

    • на участке Санкт-Петербург — Микунь — поезда №№ 78 / 77 Санкт-Петербург-Ладожский — Воркута, №№ 98 / 97 Санкт-Петербург-Ладожский — Сыктывкар и №№ 118 / 117 Санкт-Петербург-Ладожский — Лабытнанги;
    • на участке Красноярск — Краснодар-1 в зимнее время — поезда №№ 127 / 128 Красноярск — Адлер и №№ 211 / 212 Красноярск — Анапа;
    • на участке Красноярск — Адлер в летнее время — поезда №№ 127 / 128 Красноярск — Адлер, №№ 269 / 270 Чита — Адлер, №№ 273 / 274 Северобайкальск — Адлер;
    • на участке Санкт-Петербург — Ростов-Главный — поезда №№ 135 / 136 Санкт-Петербург — Махачкала, №№ 251 / 252 Санкт-Петербург — Владикавказ и №№ 279 / 280 Санкт-Петербург — Таганрог;
    • на участке Краснодар — Анапа в летнее время — поезда №№ 201 / 202 Красноярск — Анапа, №№ 205 / 206 Иркутск — Анапа, №№ 229 / 230 Северобайкальск — Анапа, 
      №№ 235 / 236 Тында — Северобайкальск — Анапа;
    • на участке Малая Вишера — Тула-1 — поезда №№ 203 / 204 Санкт-Петербург-Витебский — Белгород , №№ 245 / 246 Санкт-Петербург-Московский — Ейск и №№ 247 / 248 Санкт-Петербург-Московский — Анапа.

    Изменения трасс

    Часть маршрутов поездов с переходом на новый сетевой график поменяла свои трассы.

    Как и в прежнем сезоне, изменены конечные пункты некоторых поездов на Черноморском побережье Краснодарского края.

    • №№ 43 / 44 Москва-Казанская — Адлер будут круглогодично следовать продлённым сообщением Москва-Казанская — Имеретинский курорт, как в графике 2022/2023 гг. делали только в летние месяцы;
    • №№ 269 / 270 Чита — Имеретинский курорт (летние) будут следовать укороченным маршрутом Чита — Адлер;
    • №№ 273 / 274 Северобайкальск — Имеретинский курорт (летние) будут следовать укороченным маршрутом Северобайкальск — Адлер;
    • №№ 353 / 354 Пермь — Адлер (круглогодичные) будут следовать продлённым маршрутом Пермь — Имеретинский курорт;
    • №№ 463 / 464 Челябинск — Адлер (летние) будут следовать продлённым маршрутом Челябинск — Имеретинский курорт.

    Несколько маршрутов изменены в срединной части:

    • №№ 9 / 10 Архангельск — Санкт-Петербург будут следовать с заходом на ст. Вологда-1 со сменой движения (ранее следовали по прямой соединительной ветви), время в пути увеличено на 1 час;
    • №№ 47 / 48 Самара — Санкт-Петербург на участке Сызрань-1 — Рузаевка вместо станций Кузнецк и Пенза-1 следуют через Кузоватово, Барыш, Инзу и Ночку;
    • № 60 Москва-Казанская — Сургут вместо станции Казань-Пасс. будет следовать через Казань-2 (Восстание), обратный поезд № 59 Сургут — Москва-Казанская продолжит следовать через станцию Казань-Пасс.;
    • №№ 102 / 101 Пенза — Нижневартовск на участке Сызрань-1 — Самара вместо станций Безенчук, Чапаевск, Новокуйбышевская следуют через Жигулёвск и Жигулёвское Море (г. Тольятти);
    • №№ 105 / 106 Оренбург — Санкт-Петербург-Ладожский на участке Сызрань-1 — Рузаевка вместо станций Кузоватово, Барыш, Базарная, Инза, Ночка и Сура следуют через Кузнецк и Пензу-1, а на участке Сызрань-1 — Самара вместо станций Безенчук, Чапаевск, Новокуйбышевская следуют через Жигулёвск и Жигулёвское Море (г. Тольятти);
    • №№ 147 / 148 Астрахань — Нижневартовск на участке Сенная — Чапаевск вместо станций Возрождение и Сызрань-Город следуют через Вольск-2, Балаково и Пугачёвск;
    • №№ 163 / 164 Феодосия — Москва-Павелецкая будут следовать через ст. Протока, на участке Ростов-Главный — Москва в общем расписании с поездами №№ 481 / 482 Новороссийск — Москва;
    • №№ 174 / 173 Евпатория — Москва-Павелецкая будут следовать через ст. Первомайская (Ростов-на-Дону), Протока в общем расписании с поездами №№ 579 / 580 Адлер — Москва;
    • №№ 243 / 244 Новокузнецк — Анапа, №№ 457 / 458 Челябинск — Анапа, №№ 503 / 504 Уфа — Анапа, №№ 519 / 520 Орск — Анапа на участке Волгоград — Анапа следуют вместо станций Котельниково, Тихорецкая, Краснодар-1 через станции Суровикино, Обливская, Чернышков,  Морозовская, Белая Калитва, Лихая, Ростов-Главный, Староминская-Тимашевская, Тимашевская-1, Протока, Варениковская;
    • №№ 316 / 315 Симферополь — Адлер будут следовать без захода на ст. Краснодар-1 и переводятся в ежедневный круглогодичный режим (одновременно курсировавшие в дни отсутствия поездов №№ 316 / 315 поезда №№ 573 / 574 Симферополь — Адлер отменены);
    • №№ 463 / 464 Челябинск — Имеретинский курорт будут следовать вместо ст. Кинель через ст. Новоперелюбская;
    • №№ 519 / 520 Орск — Анапа будут следовать через станции Морозовская, Первомайская (Ростов-на-Дону) и Протока вместо станций Котельниково и Краснодар-1;
    • №№ 527 / 528 Белгород — Москва-Павелецкая (круглогодичные, в праздничные недели по датам) вместо Ефремова и Узловой будет следовать через Лебедянь, Лев Толстой и Раненбург.

    Некоторые поезда изменили вокзалы отправления/прибытия в Москве или Санкт-Петербурге:

    • №№ 151 / 152 Москва-Киевская —Санкт-Петербург-Ладожский изменили вокзал прибытия и отправления в Северной столице на Московский и из летнего переводятся в круглогодичный ежедневный режим под №№ 57 / 58;
    • №№ 177 / 178 Москва — Симферополь (летние и в период роста пассажиропотока, в том числе в новогодние праздники) вместо Павелецкого вокзала в столице будет принимать Киевский вокзал: на участке Воронеж-Южный (ст. Придача) — Симферополь сохранён прежней трассой, а вместо станций Узуново, Михайлов, Павелец-1-Тульский, Милославское, Раненбург, Богоявленск, Мичуринск-Воронежский, Грязи-Воронежские будут следовать через Липецк, Елец, Ефремов, Узловую-1, Тулу (Ряжский вокзал) и Калугу-1. На участке Симферополь — Лиски летом следуют общим расписанием с поездами №№ 551 / 552 Симферополь — Нижний Новгород.

    Продлены маршруты поездов:

    • №№ 57 / 58 Белгород — Елец (подвоз беспересадочных вагонов Белгород — Москва к поездам №№ 25 / 26 Воронеж — Москва) устанавливаются отдельным продлённым маршрутом Белгород — Москва-Павелецкая (курсирование поездов №№ 25 / 26 сохраняется другим расписанием);
    • №№ 143 / 144 Мурманск — Ярославль (курсирование через день; с беспересадочными вагонами Мурманск — Архангельск) продлены до Смоленска через Ростов-Ярославский, Александров-1, Москву-Белорусскую, Гагарин, Вязьму, Сафоново и Ярцево;
    • №№ 233 / 234 Москва-Киевская — Льгов (дополнительные в период увеличенного пассажиропотока) будут следовать в продлённом сообщении Москва-Киевская — Курск через Курчатов и Рышково;
    • №№ 298 / 297 Москва-Казанская — Димитровград (летние) будут следовать продлённым маршрутом Москва — Бугульма через Погрузную, Нурлат, Челну и Шенталу;
    • №№ 373 / 374 Тюмень — Махачкала (круглогодичные; один раз в четыре дня, летом через день) будут следовать продлённым сообщением Тюмень — Дербент;
    • № 375 Нерюнгри — Красноярск в дополнение к назначению встречного поезда № 112 Новосибирск — Тында (курсирование через день в очередь с поездом № 97 Тында — Кисловодск) продлён до Новосибирска (обратный поезд № 376 Красноярск — Нерюнгри сохранён без изменений).

    Сокращена трасса маршрута №№ 167 / 168 Красноярск — Имеретинский курорт (разового назначения) до сообщения Омск — Имеретинский курорт со сменой нумерации на №№ 597 / 598.

    Отмены маршрутов

    С вводом 10 декабря нового сетевого графика окончательно отменены поезда, чья работа была приостановлена ещё в течение сезона 2022 / 2023. Среди них немало «замороженных» международных поездов или ранее конверсированных во внутрироссийские «обрубков» прежних международных маршрутов:

    • №№ 12 / 11 Самара — Владивосток;
    • №№ 34 / 33 Москва — Санкт-Петербург — Таллинн;
    • №№ 157 / 158 Красноярск — Анапа;
    • №№ 167 / 168 Красноярск – Адлер;
    • №№ 169 / 170 Санкт-Петербург — Симферополь;
    • №№ 181 / 182 Рига — Москва-Белорусская;
    • №№ 205 / 206 Москва — Брянск
    • №№ 217 / 218 Москва — Белгород;
    • №№ 223 / 224 Москва — Брянск
    • №№ 247 / 248 Казань — Москва;
    • №№ 261 / 262 Москва — Брянск;
    • №№ 247 / 248 Москва — Брянск;
    • №№ 253 / 254 Санкт-Петербург — Невель;
    • №№ 261 / 262 Санкт-Петербург — Невель;
    • №№ 279 / 280 Челябинск — Москва (через Курган);
    • №№ 295 / 296 Москва — Белгород;
    • №№ 319 / 320 Чита — Пекин;
    • №№ 481 / 482 Москва — Новороссийск
    • №№ 485 / 486 Самара — Казань;
    • №№ 533 / 534 Москва — Адлер;
    • №№ 542 / 541 Екатеринбург — Нижневартовск;
    • №№ 579 / 580 Адлер — Москва-Павелецкая.
    • №№ 585 / 586 Лабытнанги — Адлер;
    • №№ 591 / 592 Пермь — Анапа;
    • №№ 595 / 596 Тюмень — Анапа.

    Также с 10 декабря отменены поезда, активно назначавшиеся в течение всего сезона 2022 / 2023 годов, или хотя бы в летний сезон:

    • №№ 7 / 8 Владивосток — Новосибирск (заменены прицепными вагонами в составе поездов №№ 9 / 10 Владивосток — Москва);
    • №№ 62 / 61 Москва — Владивосток (заменены поездами №№ 9 / 10 Владивосток — Москва);
    • №№ 128 / 127 Благовещенск — Белогорск (для подвоза беспересадочных вагонов Благовещенск — Владивосток; заменены прямыми поездами №№ 28 / 27);
    • №№ 162 / 161 Москва — Феодосия (вместо разных групп составов по одному и тому же графику ежедневно летом будут курсировать поезда №№ 164 / 163);
    • №№ 192 / 191 Уфа — Симферополь (летний);
    • №№ 205 / 206 Санкт-Петербург-Витебский — Ростов-на-Дону (по отдельным датам);
    • №№ 253 / 254 Смоленск — Кисловодск;
    • № 255 Санкт-Петербург — Москва;
    • №№ 259 / 260 Пенза — Саратов для подвоза беспересадочной группы вагонов Пенза — Кисловодск к поездам №№ 59 / 60 Новокузнецк — Кисловодск (отныне через Пензу проходят поезда №№ 111 / 112 Орск — Кисловодск);
    • №№ 289 / 290 Архангельск — Москва/Санкт-Петербург;
    • №№ 289 / 290 Казань — Москва;
    • №№ 366 / 365 Минск — Архангельск (отныне связь Минска и Архангельска возложена на беспересадочные вагоны, следующие через Смоленск, Москву, Ярославль и Вологду);
    • №№ 397 / 398 Киров — Казань;
    • №№ 487 / 488 Самара — Сухум;
    • №№ 737 / 738 Санкт-Петербург — Москва;
    • №№ 457 / 458 Челябинск — Анапа;
    • №№ 468 / 467 Смоленск — Брянск — Имеретинский курорт;
    • №№ 550 / 549 Адлер — Тольятти;
    • №№ 573 / 574 Симферополь — Адлер (одновременно №№ 316 / 315 Симферополь — Адлер переведены в ежедневный круглогодичный режим);
    • № 616 Красноярск — Карабула (по понедельникам и четвергам, одновременно № 406 Красноярск — Карабула переводится в ежедневный режим).

    Новые номера поездов: ребрендинг «600-х»

    Нумерация поездов дальнего следования отражает не только их категорию, но и периодичность (сезонность) курсирования. Поэтому даже при сохранении трассы маршрута он из-за изменения расписания может изменить свой номер, если ускорится или замедлится, а также если вместо сезонного станет круглогодичным, или наоборот. Для поездов дальнего следования на железных дорогах России принята следующая нумерация:

    • №№ 1-150 — скорые круглогодичные;
    • №№ 151-298 — скорые сезонного и разового обращения;
    • №№ 301-450 — пассажирские круглогодичные;
    • №№ 451-598 — пассажирские сезонные, разового назначения и детские;
    • №№ 601-698 — пассажирские круглогодичные;
    • №№ 701-750 — скоростные;
    • №№ 751-788 — высокоскоростные;
    • №№ 801-898 — скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных);
    • №№ 921-940 — туристические (коммерческие).

    В новом графике нумерация 600-х поездов дополнительно разграничена с учётом определения сезонности:

    • №№ 601-650 круглогодичные;
    • №№ 651-680 сезонные;
    • №№ 681-690 беспересадочные вагоны, круглогодичные;
    • №№ 691-698 беспересадочные вагоны, сезонные.

    Несмотря на то, что новая классификация формально позволяет сохранение в большей части 600-й нумерации «самостоятельных» пассажирских поездов, многие круглогодичные пассажирские поезда мигрировали из 600-й в 400-ю или даже 300-ю нумерацию:

    • №№ 601 / 602 Томск-1 — Бийск получили №№ 401 / 402;
    • №№ 602 / 601 Чита-2 — Приаргунск — №№ 401 / 402;
    • №№ 603 / 604 Екатеринбург — Соликамск — №№ 403 / 404;
    • №№ 606 / 605 Красноярск — Карабула — №№ 405 / 406 (одновременно отменяется поезд № 616 Красноярск — Карабула, курсировавший по понедельникам и четвергам, а поезд № 406 переводится в ежедневный режим);
    • №№ 609 / 610 Томск — Новокузнецк (с беспересадочными вагонами Томск — Владивосток) — №№ 409 / 410;
    • №№ 610 / 609 Екатеринбург — Устье-Аха — №№ 409 / 410;
    • №№ 617 / 618 «Белые ночи» Вологда — Санкт-Петербург-Ладожский — №№ 317 / 318;
    • №№ 623 / 624 Барнаул — Татарская — №№ 423 / 424;
    • №№ 627 / 628 Новосибирск — Кулунда — №№ 427 / 428;
    • №№ 662 / 661 Москва — Кинешма — №№ 411 / 412;
    • №№ 663 / 664 Хабаровск — Чегдомын — №№ 403 / 404;
    • №№ 679 / 680 Новокузнецк-Славгород (летние) — №№ 479 / 480.

    Другая группа «600-х» изменила нумерацию с учётом сезонности, сохранив неизменной первую цифру:

    • №№ 602 / 601 Ставрополь — Адлер (летние) сменили нумерацию на №№ 651 / 652;
    • №№ 603 / 604 Ставрополь — Адлер (осенне-зимние) — №№ 653 / 654;
    • №№ 607 / 608 Анапа — Владикавказ (летние) — №№ 657 / 658;
    • №№ 612 / 611 Ростов — Новороссийск (осенне-зимние) — №№ 671 / 672 (в летнее время по их графику чередуясь следуют поезда №№ 288 / 287 Москва — Новороссийск и №№ 512 / 511 Воркута — Новороссийск);
    • №№ 637 / 638 Ростов — Адлер (летние и в новогодние каникулы) — №№ 667 / 668;
    • №№ 654 / 653 Воркута — Лабытнанги (круглогодичные) — №№ 644 / 643;
    • №№ 667 / 668 Комсомольск на Амуре — Хабаровск (круглогодичные) — №№ 627 / 628;
    • №№ 667 / 668 Архангельск — Карпогоры (круглогодичные) — №№ 637 / 638;
    • №№ 675 / 676 Уфа — Сибай (круглогодичные) на №№ 613 / 614;
    • №№ 677 / 678 Санкт-Петербург-Ладожский — Великие Луки (круглогодичные) — №№ 607 / 608;
    • №№ 677 / 678 Новороссийск — Владикавказ (круглогодичные) — №№ 617 / 618;
    • №№ 678 / 677 Сыктывкар — Кослан (круглогодичные) — №№ 627 / 628;
    • №№ 679 / 680 Адлер — Владикавказ (с беспересадочными вагонами Адлер — Кисловодск) — №№ 629 / 630;

    В нумерацию для беспересадочных групп вагонов перешли поезда:

    • №№ 129 / 130 Нижний Новгород — Арзамас (подвоз беспересадочных вагонов Нижний Новгород — Москва-Казанская к поездам №№ 380 / 379 Первомайск — Москва-Казанская) получили №№687 / 688;
    • №№ 344 / 343 Уссурийск — Тихоокеанская (для группы беспересадочных вагонов Хабаровск — Тихоокеанская) — №№ 683 / 684;
    • №№ 489 / 490 Псков-Чудово (летние; подвоз беспересадочных вагонов Псков — Евпатория к поездам №№ 179 / 180 Санкт-Петербург — Евпатория) — №№ 691 / 692;
    • №№ 529 / 530 Томск — Тайга (осенне-зимние; подвоз беспересадочной группы Томск — Анапа к поездам №№ 211 / 212 Красноярск — Анапа) — №№ 693 / 694;
    • №№ 615 / 616 Северодвинск — Исакогорка (круглогодичные; подвоз беспересадочных вагонов Северодвинск — Москва к поездам №№ 115 / 116 Архангельск — Москва) — №№ 685 / 686;
    • №№ 621 / 622 Прохладная — Владикавказ (круглогодично, через день, для беспересадочных вагонов Санкт-Петербург — Владикавказ; в дни курсирования поездов №№ 135 / 136 Санкт-Петербург — Махачкала) — №№ 695 / 696;
    • №№ 638 / 637 Йошкар-Ола — Арзамас (подвоз беспересадочных вагонов Йошкар-Ола — Владимир и Йошкар-Ола — Санкт-Петербург) — №№ 686 / 685;
    • № 639 Зелёный Дол — Йошкар-Ола (летний; подвоз беспересадочных вагонов Владимир — Йошкар-Ола) — № 695;
    • №№ 653 / 654 Минеральные Воды — Кисловодск (осенне-зимние, подвоз вагонов Кисловодск — Адлер к поездам №№ 629 / 630 Владикавказ — Адлер) — №№ 693 / 694;
    • №№ 658 / 657 Бийск — Барнаул (круглогодичные; через день; подвоз вагонов Бийск — Москва к поездам №№ 95 / 96 Барнаул — Москва) — №№ 686 / 685;
    • № 661 Нальчик — Прохладная (летний, подвоз вагонов Нальчик — Новороссийск к поезду № 617 / 618 Владикавказ — Новороссийск) — № 691;
    • №№ 671 / 672 Ростов — Новороссийск (в осенне-зимний период, через день; подвоз беспересадочных вагонов Новороссийск — Воркута к поездам №№ 309 / 310 Воркута — Адлер) — №№ 691 / 692 (в летнее время следуют отдельными составами под №№ 511 / 512);
    • №№ 675 / 676 Курск — Белгород (летние, подвоз беспересадочных вагонов Белгород — Симферополь к поездам №№ 473 / 474 Смоленск — Симферополь) — №№ 695 / 696;
    • №№ 681 / 682 Сонково — Углич (летний и в праздничные недели; подвоз вагонов Углич — Санкт-Петербург к поездам №№ 45 / 46 Иваново — Санкт-Петербург) — №№ 691 / 692;
    • №№ 681 / 682 Барнаул — Новосибирск (подвоз вагонов Барнаул — Адлер к поездам №№ 115 / 116 Томск — Адлер) — №№ 691 / 692;
    • №№ 691 / 692 Усинск — Печора (подвоз беспересадочных вагонов Усинск — Нижний Новгород к поездам №№ 89 / 90 Воркута — Нижний Новгород) — №№ 681 / 682;
    • № 697 Ижевск — Агрыз и № 137 Красноуфимск — Ижевск (подвоз беспересадочных вагонов Ижевск — Новый Уренгой к поездам №№ 377 / 378 Казань — Новый Уренгой) устанавливаются в обоих направлениях в сообщении Ижевск — Агрыз под №№ 687 / 688;

    В то же время не все «подвозящие» поезда перенумерованы в 600-е. Так, сохранены без перенумерации назначенные в прошлом году ежедневные поезда №№ 319 / 320 Курск — Старый Оскол, предназначенные для подвоза беспересадочных вагонов Санкт-Петербург — Старый Оскол к поездам №№ 119 / 120 Санкт-Петербург — Белгород. Более часто аналогичная ситуация наблюдается в случаях, когда «подвозящие» поезда объявляются «100-ми» скорыми поездами, отчасти из-за тарифных соображений, а основные маршруты ввиду их тихоходности являются пассажирскими.Так,. группа беспересадочных вагонов Владимир — Йошкар-Ола на участке Владимир — Ковров продолжает курсировать под №№ 127 / 128 (в сезоне 2021/2022 гг. дебютировала под №№ 667 / 668). Без перенумерации остались и поезда №№ 147 / 148 Белгород — Курск для подвоза группы вагонов беспересадочного сообщения Белгород — Кисловодск к поездам №№ 143 / 144 Москва — Кисловодск.

    Не отмечены «беспересадочными» номерами и поезда №№ 551 / 552 Обозерская — Архангельск (летние; подвоз беспересадочных вагонов Симферополь — Архангельск к поездам №№ 183 / 184 Севастополь — Мурманск) получившие почему-то «самостоятельные» №№ 651 / 652.

    В то же время «подвозящие» поезда Челябинск — Екатеринбург с беспересадочными вагонами Челябинск — Москва к поездам №№ 117 / 118 Новокузнецк — Москва ещё во время действия графика 2022 / 2023 гг. успели сменить нумерацию с №№ 137 / 138 на №№ 689 / 690.

    Новые номера поездов: из пассажирских в скорые, из сезонных в круглогодичные, и наоборот

    Новые номера получили скорые поезда, де-факто уже ставшие круглогодичными:

    • №№ 160 / 159 «Таврия» Москва-Казанская — Симферополь (ООО «Гранд Сервис Экспресс») получили №№ 18 / 17);
    • №№ 166 / 165 «Таврия» Москва-Казанская — Симферополь (ООО «Гранд Сервис Экспресс») — №№ 68 / 67;
    • №№ 211 / 212 Кисловодск — Орск в связи с фактическим переводом в круглогодичный режим (один рейс в неделю) вместо летнего курсирования — № 111 / 112 (год назад была произведена обратная перенумерация);
    • №№ 233 / 234 Москва-Архангельск (круглогодично, ежедневно) — №№ 129 / 130;
    • №№ 273 / 274 Казань — Москва-Казанская (круглогодичные ежедневные) — №№ 149 / 150;
    • №№ 275 / 276 Самара — Минск (круглогодичные, 1 раз в неделю) — №№ 149 / 150.

    Из категории пассажирских поездов в скорые переведены поезда:

    • №№ 353 / 354 Иркутск — Тайшет (круглогодичные, через день, в дни отсутствия курсирования прямых поездов №№ 381 / 382 Иркутск — Северобайкальск) для подвоза группы беспересадочных вагонов Иркутск — Северобайкальск к поездам №№ 347 / 348 Барнаул — Северобайкальск, с присвоением №№ 147 / 148;
    • №№ 377 / 378 Санкт-Петербург-Ладожский — Лабытнанги получили №№ 118 / 117.
    • №№ 398 / 397 Сыктывкар — Санкт-Петербург-Ладожский — №№ 98 / 97;
    • №№ 501 / 502 Киров — Анапа (летние, через день; с 24 мая из Кирова, с 27 мая из Анапы) — №№ 241 / 242;
    • №№ 593 / 594 Воркута — Анапа (летние, по особому назначению, даты курсирования не объявлены) — №№ 295 / 296.

    Из сезонных в круглогодичные скорые непосредственно с нового графика переведены поезда:

    • №№ 151 / 152 Москва-Киевская —Санкт-Петербург с присвоением №№ 57 / 58 (из летнего «по дням» переведены в ежедневный режим, одновременно вокзал прибытия и отправления в Северной столице изменён с Ладожского на Московский);
    • №№ 227 / 228 Санкт-Петербург-Московский — Новороссийск получили №№ 121 / 122 (ежедневные круглогодичные);
    • №№ 229 / 230 Смоленск — Санкт-Петербург-Витебский (через Витебск, Невель-2, Новосокольники, Дно, Батецкую) из режима курсирования по отдельным датам перешли на круглогодичный режим с курсированием через день (летом — два раза в неделю) и сменой нумерации на №№ 67 / 68.

    Другие поезда, напротив, утратили прежнюю периодичность и стали сезонными:

    • №№ 121 / 122 Москва-Павелецкая — Пенза назначены на новогодние каникулы и далее будут назначаться только в периоды роста пассажиропотока, нумерация изменена на №№ 213 / 214;
    • круглогодичные поезда №№ 129 / 130 Красноярск — Анапа в новом графике разделены на осенне-зимние №№ 211 / 212 (два раза в неделю) и летние №№ 201 / 202 (три раза в неделю).

    Де-факто бывшие сезонными пассажирские поезда также закрепили свои статус-кво:

    • №№ 373 / 374 Смоленск — Симферополь (летние) получили №№ 473 / 474;
    • №№ 396 / 395 Симферополь — Волгоград с круглогодичного режима переводятся в летний под №№ 585 / 586 (отпр. через день с 28 апреля из Симферополя, с 30 апреля из Волгограда).

    Круглогодичные пассажирские поезда привели нумерацию к фактическому состоянию:

    • №№ 475 / 476 Казань — Пенза (круглогодичные, через день) получили №№ 375 / 376.

    В течение года уже были перенумерованы поезда, изначально в графике 2022 / 2023 гг. значившиеся под другими номерами:

    • №№ 321 / 322 Иркутск — Забайкальск на №№ 327 / 328;
    • №№ 391 / 392 Махачкала — Ростов на №№ 261 / 262.

    Некоторые номера изменены в пределах нумерации одной и той же категории, как для исключения дублирования на одной железной дороге, так и из соображений большей статусности меньшего номера:

    • №№ 22 / 21 Санкт-Петербург — Мурманск сменили нумерацию на №№ 12 / 11;
    • №№ 122 / 121 «Ночной экспресс» Москва — Санкт-Петербург (круглогодичные ежедневные поезда формирования ООО «Тверской экспресс») — №№ 22 / 21;
    • №№ 175 / 176 Санкт-Петербург-Московский — Москва-Октябрьская (двухэтажные, в период увеличенного пассажиропотока) — №№ 151 / 152;
    • №№ 209 / 210 Санкт-Петербург-Московский — Москва-Октябрьская (круглогодичные, в дни увеличенного пассажиропотока) — №№ 155 / 156;
    • №№ 287 / 288 Санкт-Петербург-Московский — Москва-Октябрьская (круглогодичные, в период увеличенного пассажиропотока) — №№ 153 / 154;
    • №№ 811 / 812 «Ласточка» Санкт-Петербург — Псков — №№ 813 / 814;
    • №№ 813 / 814 «Ласточка» Санкт-Петербург — Псков/Печоры — №№ 811 / 812;
    • №№ 821 / 822 Санкт-Петербург-Московский — Валдай / Старая Русса — №№801 / 802;
    • № 822 Хелюля — Санкт-Петербург-Финляндский — № 824;
    • № 824 Хелюля — Санкт-Петербург-Финляндский — № 822;
    • №№ 827 / 828 «Ласточка» Санкт-Петербург-Финляндский — Сортавала (круглогодичные, в праздничные недели и при росте пассажиропотока; через Приозерск) — №№ 825 / 826.

    Дополнительные остановки

    С вводом в действие нового графика некоторым поездам, не менявшим трассы, добавлены дополнительные остановки по ходу следования в малых городах.

    С 10 декабря:

    • электропоездам «Ласточка» №№ 809 / 810 и 811 / 812 Санкт-Петербург — Псков — Печоры и №№ 813 / 814 и №№ 815 / 816 Санкт-Петербург — Псков добавлены остановки на платформа Аэропорт, расположенной вблизи аэропорта Пулково;
    • поездам №№ 391 / 392 Челябинск — Москва введена стоянка на ст. Мурсалимкино.

    График движения на 2023 / 2024 гг. будет действовать до 8 декабря 2024 года. В зависимости от экономической ситуации и других факторов железнодорожники будут достаточно оперативно реагировать на изменение пассажиропотоков, отменять и назначать поезда, а также объединять и разъединять железнодорожные маршруты. Предыдущий сетевой график движения поездов 2022 / 2023 гг. действовал с 11 декабря 2022 г.

    Редакция TR.ru — Транспорт в России благодарит Харитона Круглова за художественное полотно «I am the passenger and I ride and I ride» (2017 г.), традиционно вдохновлявшее при подготовке этого материала.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)