Новый выпуск Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства

  • Павел Яблоков
    15 ноября 2024 г. — 13:00
    170
    Иллюстрация: 

    ООО «Дорнадзор»

    Интерес городов к организации платных парковок продолжает расти. Об этом свидетельствуют данные нового исследования компании «Дорнадзор», представленного 12 ноября в Москве на международной специализированной выставке Parking Russia 2024, организованной MVK (Международной выставочной компанией). В третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства специалисты оценили парковочные пространства 38 населённых пунктов с численностью от нескольких тысяч до нескольких миллионов жителей из 33 регионов страны.

    Выпуск нового релиза рейтинга стал хорошим поводом обсудить лучшие практики российских городов, эффективность использования платных парковок, развитие инфраструктуры, финансовые и законодательные аспектах организации парковочных пространств. Дискуссия состоялась на сессии «Муниципальное платное парковочное пространство: проблемы, эффективность, развитие» в первый день работы Parking Russia 2024.

    Подробно о городах-участниках Рейтинга и их достижениях, а также о перспективах платных парковочных пространств в городах России — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Городов с платными парковочными пространствами становится всё больше

    В октябре 2022 года первый релиз рейтинга вышел в составе аналитического обзора «Развитие платного парковочного пространства в городах России» под названием «Рейтинг платного парковочного пространства в городах России». В него вошло 20 городов с населением свыше 200 тысяч жителей.

    Второй выпуск Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства был представлен на выставке Parking Russia 14 ноября 2023 года и охватил уже 24 города, так как ещё несколько населённых пунктов за прошедшее время встали на путь организации платных парковок.

    К 2024 году состав включённых в Рейтинг городов, расширился ещё более чем в полтора раза до 38 участников, представляющих 33 региона — Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, Дагестан, Крым, Татарстан, Удмуртию, Чувашию, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский и Ставропольский края, Белгородскую, Владимирскую, Волгоградскую, Воронежскую, Калининградскую, Калужскую, Курскую, Липецкую, Нижегородскую, Новосибирскую, Пензенскую, Ростовскую, Рязанскую, Свердловскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Тюменскую и Ярославскую области.

    Краснодарский край представлен в Рейтинге сразу тремя городами, Дагестан, Крым и Тверская область — двумя. Пополнение состава участников произошло сразу по трём направлениям. Во-первых, впервые в периметр исследования вошли города, точечно использующие плоскостные парковки, а не уличные, расположенные вдоль дороги. Таковыми являются Барнаул, Пенза, Симферополь и Ярославль.

    Во-вторых, в Рейтинг в этом релизе включили города с населением менее 200 тысяч человек. Благодаря этому в число участников влилась Ялта (72 тыс. жителей), но основной эффект снятие барьера дало для учёта городов, внедривших платные парковки за последний год — Дербент (127 тыс. жителей), Ржев (53 тыс. жителей) и Суздаль (9 тыс. жителей).

    И в-третьих, основной рост участников произошёл за счет городов, внедривших платные парковочные пространства в последние месяцы. Помимо уже упомянутых малых и средних городов, после сентября 2023 года платные парковки организовали Волгоград, Калининград, Липецк, Махачкала, Смоленск и Сочи.

    Как отмечают авторы исследования, оно проводилось на основе результатов письменных запросов в ведомства, отвечающие за парковку, открытых данных, размещённых на официальных сайтах администраций регионов, сайтах компаний-операторов платных парковок, официальных региональных новостных каналов по состоянию на 1 сентября 2024 года. В исследовании рассматривались все города России, где организованы муниципальные платные парковки как вдоль улично-дорожной сети, так и на специализированных стоянках.

    Как распределились места?

    Как и в прошлом году, успехи городов оценивались по пяти группам критериев, в каждой из которых город мог набрать определённое количество баллов. Максимальное количество баллов, которое мог бы получить город — 100. Сами категории в этом году были несколько переосмыслены. Группы «Физическая доступность» и «Удобство» остались с прежними названиями. «Финансовая доступность» преобразовалась в «Финансовую эффективность», «Эффективность» — в «Транспортные эффекты», а «Устойчивое развитие» — в «Развитие системы платных парковок». Так как в этом году группы показателей, связанные с транспортными эффектами и финансовой эффективностью в Рейтинге сделали приоритетными, положение некоторых городов в итоговой таблице поменялось.

    Лидер Рейтинга остался прежним — им, как и два предыдущих года, стала Москва (83,7 балла). Не изменился и состав первой пятёрки, при этом все города, кроме столицы, поменялись местами:

    1. Краснодар (82,6 балла; в 2023 году — пятое место), вернулся на позицию, ранее занимаемую в 2022 году;
    2. Казань (78,9; в 2023 году — четвёртое место);
    3. Белгород (78,6; в 2023 году — третье место);
    4. Санкт-Петербург (77,2; в 2023 году — второе место).

    Вторая пятёрка городов в этом году обновилась полностью:

    1. Пермь (76,4 балла; в 2023 году — 16-е место);
    2. Сочи (74,4; дебютант);
    3. Чебоксары (73,0; в 2023 году — 14-е место);
    4. Ялта (66,6; дебютант);
    5. Нижний Новгород (66,3; в 2023 году — 13-е место).

    При этом в Сочи платные парковки появились только осенью прошлого года, и они стали самыми эффективными среди недавно организованных. А достижения Ялты доказывают, что и в небольшом городе можно создать качественное платное парковочное пространство. В то же время балловый разрыв между восьмым и девятым местом столь велик, что можно говорить о наличии в этом году в России лидирующей группы, состоящей из восьми городов, внедривших платные парковочные пространства.

    Остальные места в Рейтинге распределились следующим образом:

    1. Владивосток (66,1 балла);
    2. Волгоград (65,1; дебютант);
    3. Севастополь (64,9);
    4. Курск (64,8);
    5. Тула (64,5);
    6. Ростов-на-Дону (64,3);
    7. Екатеринбург (63,9);
    8. Тверь (63,8);
    9. Тюмень (63,3);
    10. Рязань (62,6);
    11. Воронеж (62,3);
    12. Суздаль (62,3; дебютант);
    13. Липецк (60,5; дебютант);
    14. Ижевск (60,0);
    15. Новороссийск (59,4);
    16. Калуга (59,2);
    17. Новосибирск (58,1);
    18. Смоленск (57,6; дебютант);
    19. Ржев (57,5; дебютант);
    20. Дербент (55,4; дебютант);
    21. Ставрополь (53,4);
    22. Калининград (51,8; дебютант);
    23. Барнаул (51,5; дебютант);
    24. Симферополь (51,2; дебютант);
    25. Махачкала (51,2; дебютант);
    26. Ярославль (48,9; дебютант);
    27. Пенза (48,5; дебютант);
    28. Красноярск (46,4).

    Источник: ООО «Дорнадзор»

    С учётом существенного расширения состава городов-участников сопоставлять результаты этой части «турнирной таблицы» с прошлогодними местами особого смысла не имеет. Можно только отметить, что многие новые участники совсем не затерялись на фоне «старожилов». Обращает на себя внимание и то, что последнее место, как и в прошлом году, занял Красноярск. В то же время его отрыв от ближайшего соседа по таблице сократился до 2,1 балла вместо 16,9 в прошлом году. Достойна упоминания и Тула — аутсайдер 2022 года и вице-аутсайдер 2023 года в нынешнем году поднялся на 15-е место, оказавшись в верхней половине Рейтинга.

    «Размер не имеет значения» — помимо Ялты, это доказал и Суздаль. Самый маленький город с муниципальными платными парковками в стране (9 тыс. жителей) запустил парковочное пространство в декабре 2023 года. В городе созданы отдельные парковочные места для резидентов, туристических автобусов и такси. Как итог — достойное 22-е из 38 возможных мест.

    Достижения городов

    В этом году авторы Рейтинга учредили несколько номинаций для отмечания достижений городов в работе с платными парковочными пространствами.

    Сочи отмечен как «Прорыв года» — самая эффективная парковочная система среди вновь организованных. Помимо всего прочего, она окупилась всего за несколько месяцев.

    Номинацию «Сознательные горожане» получила Пермь: в городе самое маленькое число штрафов относительно количества транзакций. Стоит отметить, что из прошлогодних участников Рейтинга в Перми за год совершили наибольший рывок —город поднялся с 16-го места на шестое за счет роста оборачиваемости парковочных мести расширения зоны платной парковки.

    Номинации «Цифровой город» удостоены Чебоксары — здесь выявлен самый высокий процент оплат с помощью интернет-ресурсов.

    По финансовой эффективности все города с большим отрывом обошёл относительно недавно внедривший платные парковки город-курорт Сочи (31,2 балла). А лидера Рейтинга — Москву (23,3), в этой группе показателей обошли Краснодар (27,3), Казань (25,9), Новороссийск (24,7), Дербент (24,3), Екатеринбург (24,2) и Новосибирск и даже Ялта (по 23,6). Максимум возможного эффекта столица «выжимает» только из доступности месячной парковки, Доли электронных оплат и доходности парковок, в то время как Сочи не получил максимума баллов всего по двум из восьми категорий этой группы, включая доходность и экономическую обоснованность часового тарифа. Что касается последнего, то максимально высоко (3,6 балла) в этой части были отмечены достижения Ялты. Наименьшее количество баллов (13,9) по финансовой эффективности заработал занявший последнее, 38-е место в общем зачёте, — Красноярск, однако самые низкие баллы он набрал лишь по трём из восьми показателей этой группы, что ещё раз подтверждает —абсолютных лидеров и абсолютных аутсайдеров в Рейтинге нет, есть города с более или менее развитыми системами платных парковочных пространств. Лидирующие позиции по уровню доходов от платных парковок заняли города из топ-5 Рейтинга — Москва, Казань и Санкт-Петербург, а также Новороссийск.

    По группе «Транспортные эффекты», оценивающей оборачиваемость парковочных мест и среднесуточную загруженность парковок наилучшие оценки (по 10.1 балла) получили занимающий 4-е место в общем зачёте Белгород и… находящаяся на предпоследнем месте Пенза. Москва получила оценку чуть скромнее (10,0). Хорошая оборачиваемость парковочных мест на уровне Пензы и Белгорода зафиксирована в Ставрополе и Ярославле. Наименьшие совокупные транспортные эффекты (3,0) балла диагностированы у парковок Барнаула. Наихудшая оборачиваемость парковочных мест выявлена у Рязани.

    В группе «Физическая доступность» лишь немного Москве (15,9 балла) уступил Санкт-Петербург (15,7), в то время как худший результат зафиксирован у Новосибирска (1,9). Максимально высокий уровень парковочных мест относительно протяжённости улично-дорожной сети помимо входящих в пятёрку лидеров Рейтинга Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга, отмечен в крошечном Суздале, который фактически сразу ввёл максимально возможное для своего масштаба количество платных мест. Никак пока не задействуют платными парковками свои улицы Смоленск, Калининград, Барнаул, Ярославль и Пенза: в этих городах все муниципальные платные парковки — плоскостные. Легче всего найти себе парковку в 15-минутной пешей доступности в Москве, Краснодаре, Ялте и Суздале. Наивысшая плотность размещения парковочных мест на территории города отмечена в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и всё том же Суздале, совсем немного отстаёт по этому показателю Краснодар. В минимальных для своих размеров дозах платные парковки присутствуют в Новосибирске, Смоленске, Барнауле и Ярославле.

    Признаки развития системы платных парковок наиболее сильно присутствуют в шести городах, у которых были изменения за последние два года, в действующем КСОДД запланированы мероприятия по развитию платности, а также в нынешнем 2024 году проводился мониторинг дорожного движения, — Москве, Краснодаре, Казани, Белгороде, Перми, Чебоксарах и Барнауле (по 12,4 балла). Ни одного из этих признаков будущего развития не выявлено в Новороссийске, Дербенте, Ставрополе, Симферополе, Махачкале, Ярославле и Пензе (0 баллов).

    В категории «Удобство» лидером стали Чебоксары (24,5 балла). Москву (22,0) опередили также Белгород (24,2), Тула (23,8), Тверь (23,5), Пермь (23,4), Ялта (23,3), Рязань (23,0), Севастополь (22,7), Санкт-Петербург и Курск (по 22,4) и Краснодар (22,1), Столичный уровень удобства парковок в баллах (22,0) отмечен также в Суздале. Минимальный уровень удобства парковок — в Пензе (12,5 балла), ненамного лучше ситуация в Симферополе (13,1).

    Вернувшийся на второе место Краснодар в 2024 году город уделил особое внимание применению стационарных комплексов фотофиксации. Также город увеличил количество парковочных мест, обновил оборудование и программное обеспечение на ряде плоскостных парковках, установил камеры распознавания государственных регистрационных знаков в автоматическом режиме.

    Екатеринбург улучшил свои результаты в 1,4 раза за счёт проведенной доработки тарифов и обновления оборудования. Баллы Владивостока значительно выросли по сравнению с 2023 годом за счёт таких транспортных эффектов, как оборачиваемость и средняя загруженность парковочных мест в течение дня. Лишь один город набрал баллов меньше прошлогоднего уровня: в Нижнем Новгороде снижение произошло за счёт низких штрафов и невыгодных абонементов.

    Актуальные тренды и дальнейшее развитие платных парковок

    Исследователи «Дорнадзора» отметили актуальные тренды развития платных парковочных пространств. Технический директор компании Ирина Рыкова озвучила их в ходе представления Рейтинга на панельной дискуссии Parking Russia 2024. Первый из них — динамические тарифы, при которых стоимость парковки меняется в зависимости от загруженности конкретной парковочной зоны. Пока эта технология тестируется в Москве, но специалисты выражают уверенность, что в будущем это направление будет востребовано многими городами.

    Другой тренд — распространение функции постоплаты платных парковок: горожане, которые забыли оплатить парковку, могут оплатить ее в течение текущих суток, не опасаясь получить штраф. С ноября 2023 по сентябрь 2024 года она появилась еще в девяти городах России: Волгограде, Дербенте, Краснодаре, Липецке, Махачкале, Ржеве, Ростове-на-Дону, Сочи и Суздале. До этого постоплата начала действовать в Белгороде, Воронеже, Калуге, Перми, Рязани, Твери, Туле, Тюмени и Чебоксарах.

    Еще одним полезным инструментом при организации платных парковок стали выгодные короткие абонементы, предполагающие возможность припарковаться на платной парковке в течение дня или недели за фиксированную стоимость. Подобные тарифы реализованы в Перми, Рязани, Твери, Чебоксарах, Ялте и позволяют повысить общую доходность системы в 1,5–2 раза относительно средних по стране значений.

    Новой тенденцией стало внедрение платных парковок в небольших городах численностью до 200 тыс. жителей — за последний год по этому пути пошли три туристических города в Европейской части России: Дербент, Ржев и Суздаль. И этот тренд тоже продолжается. Пока верстался Рейтинг, в начале ноября платные парковки заработали в трёх удалённых друг от друга городах Подмосковья — Видном, Красногорске и Реутове. Таким образом, количество городов с платными муниципальными парковками в стране уже превысило четыре десятка, а регионов с платными парковками стало 34.

    Рассказывая о новом выпуске Рейтинга Ирина Рыкова отметила, что исследование «Дорнадзора» по праву становится настольной книгой для администраций городов, ведь оно содержит не только Рейтинг, но и практические рекомендации и ответы на сложные вопросы, возникающие в ходе проекта. В свою очередь, транспортные инженеры видят, что города не стоят на месте — внедряют новые технологии и меняют подходы к организации системы платности. Поэтому Рейтинг тоже стремительно меняется — в этом году существенно переработаны показатели системы оценки городов, а также сняты ограничительные барьеры по численности населения городов и количеству платных парковок. В этом году «Дорнадзор» запускает геоинформационную систему, которая позволяет проектировать парковочные пространства. Расчёты физических показателей, вошедших в Рейтинг, выполнены с помощью ГИС.

    Ирина Рыкова отметила, что при вводе платных парковок изменяется организация дорожного движения и повышается безопасность — исчезают «второрядники», становится проще найти парковочное место. Сами парковки с магистральных улиц рекомендуется убирать на второстепенные.

    Как организованы парковки в городах: примеры

    Представители некоторых из городов-участников Рейтинга — Перми, Рязани и Санкт-Петербурга — приняли участие в панельной дискуссии на Parking Russia 2024.

    Михаил Курдяев, директор СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» сообщил, что зона платной парковки в Петербурге развивалась достаточно своеобразно. Четыре центральных планировочных района охвачены платными парковками. Эксперимент по внедрению платных парковок проходил с 2015 года. В 2021 году после подписания соглашения с МВД началось активное развитие платных парковок. В прошлом году закончили развитие зоны платной парковки в центре. 2024 год был направлен на улучшение работы парковок, совершенствование перехватывающих парковок. Добавлены новые возможности в системе оплаты и абонементов.

    Степень загрузки парковок центра доходит до 95%. Количество штрафов по часовой оплате — менее 50%. Лидерами по количеству парковочных разрешений являются многодетные семьи, всего оформлено около 80 тыс. парковочных разрешений. В следующем году планируется приступить к следующему этапу развития платного парковочного пространства. Есть потребность внедрения новых зон в прилегающих к центру участкам, и новых тарифных планов. Среди факторов, влиявших на ввод платных парковок в городе на Неве Михаил Курдяев отметил низкую оборачиваемость парковочных мест, парковку вторым рядом, скорость движения общественного транспорта и всего транспорта, наличие пробок, скорость прибытия спецслужб. При внедрении платных парковок были перепроектированы ПОДДы для улиц. Несколько улиц поменяли свои направления, на некоторых улицах парковки сделали только с одной стороны улицы. На третий год работы над платными парковками эффект ощутили даже рядовые водители пожарной службы МЧС — на инциденты они стали добираться гораздо быстрее.

    Платный режим парковок действует в Петербурге с 8 до 20 часов и в течение дня оборачиваемость одного места составляет 6-8 автомобилей. С течением времени сокращается «паразитирующий» трафик. На улично-дорожной сети практически перестали надолго парковаться машины. Абонемент резидента в Санкт-Петербурге — 1800 рублей в год, за эти деньги автомобилист может найти свободное место неподалёку.

    На первом этапе люди, не разобравшись в работе платных парковок, не рисковали ездить и парковаться. Первоначально загрузка парковок была на уровне 65%. Затем парковки открывались в Адмиралтейском и Василеостровском районах. Зона платной парковки внедрена в центральной зоне, хорошо обеспеченной общественным транспортом. Вкупе с транспортной реформой платные парковки дали хороший эффект в плане того, что город «поехал». Сейчас загрузка платных парковок составляет 85%. Эта цифра рекомендована Минтрансом РФ как оптимальная. ГЦУП занимается не только парковками на улично-дорожной сети. Организация отвечает за работу 35 плоскостных перехватывающих стоянок со шлагбаумами.

    Дмитрий Артёменко, начальник муниципального казенного учреждения «Пермская дирекция дорожного движения», сообщил что система платных парковок в Перми действует с 2018 года, ещё два года длился подготовительный период — решались вопросы с земельными участками, шла работа с населением. Были проведены встречи с управляющими компаниями и ТСЖ, им было предложено огородить территорию или поставить шлагбаумы.

    Последние два года Пермская ДДД расширила зону платных парковок на 2000 парковочных мест. На 2025 год в планах — две перехватывающие парковки и около 1000 новых платных парковочных мест. Основной упор — на качество платного парковочного пространства. Для этого периодически проводятся опросы населения, собираются предложения. В автоматизированном режиме налажена отправка материалов в суды. С этого года автолюбитель может в течении суток внести изменения в оплату парковки, чтобы не получить штраф. Средняя оборачиваемость парковочного места в Перми снизилась при вводе платных парковок с двух часов до 21-24 минут. В городе выявлены участки с высокой загруженностью (около 95%): для них со 2 декабря этого года делается ещё одна «подзона», в которой тариф будет повышен на 10 рублей.

    Юрий Яковлев, начальник отдела организации парковочного пространства и внедрения транспортных карт управления дорожного хозяйства и транспорта города Рязани, рассказал, что до прошлого года в течение пяти лет оператором платных парковок был концессионер — «Ростелеком», и лишь в этом году парковки приняты в собственность города. Вектор развития — на цифровизацию и автоматизацию. В городе отказались от части парковок, где они себя не оправдали, и от резидентных разрешений. Статистики за этот год по Рязани пока мало. На данный момент видно, что индивидуальные сессии длятся до двух часов, но постепенно они будут снижаться до одного часа и менее.

    Вопросы и их решения

    Участники дискуссии обсудили, какие есть критерии для ввода платных парковок.

    Елена Лекомцева, генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (Росатом) отметила, что города, которым нужны платные парковки, видны сразу: хаос на дороге, машины на тротуарах, бордюрах, есть узкие улочки и «горлышки», через которые сложно проехать. Даже оплата за символическую стоимость помогает наводить порядок. Дмитрий Артёменко отметил, что в Перми основной показатель внедрения платных парковок — оборачиваемость и загруженность парковочных мест.

    Помимо самого Рейтинга в новый выпуск издания включена дополнительная полезная информация: парковочные профили городов-лидеров и их достижения, основные принципы организации парковочного пространства и некоторая аналитика. В частности, структура доходов с платных парковок говорит о том, что более 80% пользователей используют платные парковки в рамках бесплатного периода. Михаил Курдяев сообщил, что для Санкт-Петербурга оптимальное время — 15 минут (этого достаточно для того, чтобы успеть решить, нужно ли пользоваться платным режимом), но для каждого города оно может быть своим. Елена Лекомцева выразила мнение, что и 10 минут достаточно, чтобы человек успел сориентироваться и оплатить парковку.

    На примере Рязани участники дискуссии обсудили поведение автомобилистов при невысокой стоимости абонементов. Юрий Яковлев сообщил, что пользователи предпочитают как дневные, так и месячные абонементы. Для повышения баланса спроса нужно поднимать стоимость абонементов. Сергей Ерохин, начальник сектора платных парковок отдела организации парковочного пространства и внедрения транспортных карт управления дорожного хозяйства и транспорта города Рязани, дополнил слова коллеги тем, что при низкой стоимости абонементов оборачиваемость мест стремится к нулю. Дмитрий Артёменко отметил в Перми всплеск спроса на абонементы — в будущем этот вопрос придётся регулировать ценой. А Елена Лекомцева выразила мнение, что с точки зрения освобождения дорожной сети от трафика абонементы должны быть дорогими.

    Затронули в ходе дискуссии и резидентные разрешения. Чаще всего города их делают, но через несколько лет их отменяют. Михаил Курдяев сообщил, что изначально резидентные разрешения нужно выдавать с ограничениями — не более определённого количества мест.  В частности, резидентное разрешение выдаётся только на тот район, в котором он проживает, и не более двух разрешений на квартиру. Также требуется согласование с собственниками квартиры. Дмитрий Артёменко сообщил, что в Перми льготные разрешения предоставляются инвалидам и многодетным семьям, а с сентября — и владельцам электромобилей. Очень большие территории не принадлежат муниципалитету. Юрий Яковлев сообщил, что на конец прошлого года в Рязани было 3,5 льготных разрешения на одно парковочное место. Количество разрешений решили сокращать. Он отметил, что от стимулирования использования электромобилей решили отказаться. Отказались и от разрешения инвалидам парковаться на всех местах. Можно сделать лишь небольшие послабления.

    Повышать ли тарифы за парковку? Ирина Рыкова провела аналогию с общественным транспортом, периодически проводящим индексацию цен. Во многих городах с 2022 года тарифы на парковку не повышались. Тем временем затраты растут, и экономика «не сходится». Михаил Курдяев сообщил, что когда в этом году в городе подняли вопрос о повышении тарифов, отталкивались исключительно от загрузки дорожной сети и загрузки парковочных мест, ведь не все зоны загружаются одинаково. Если загрузка зоны выше 85% — нужно повышать тарифы. Дмитрий Артёменко поддержал коллегу.

    На очередной вопрос участникам — о том, есть ли разница в статистике ДТП в зонах платной парковки и других районах, Дмитрий Артёменко ответил, что взаимосвязи нет. Возражений от коллег не последовало.

    В дискуссию включился представитель Департамента транспорта Краснодара. Он сообщил, что в соответствии с федеральным законодательством с 1 марта 2025 года все методики расчёта стоимости платы за парковку признаются утратившими силу. У муниципалитетов остаются только полномочия по установлению тарифов. Методику расчёта будут устанавливать регионы, всё должно быть унифицировано. Между тем в Краснодарском крае несколько городов с платными парковками и тарифы в них дифференцированы, и действуют разные виды абонементов. Дмитрий Артёменко отметил, что в Пермском крае этим вопросом занимаются, свою методику должны утвердить до конца года.

    Ещё один вопрос, привлекший внимание аудитории, касался соотношения штрафов и сборов от платных парковок. В денежном эквиваленте они практически одинаковы — 50/50. Слушатель из Уфы предположил, что 50% не хотят платить, население против — закрывают номера и идут на другие ухищрения. Однако Ирина Рыкова объяснила, что высокая доля стоимости штрафа в системе доходов от платных парковок — из-за того, что стоимость штрафа заметно выше стоимости одного часа. Из опыта Петербурга, за первый день ввода платной парковки на Петроградской стороне обнаружили всего два закрытых номера. Зону платной парковки постоянно патрулируют десятки сотрудников, которые очищают номера и так далее. В то же время автомобиль без государственного регистрационного знака достаточно трудно увезти на штрафстоянку. Но ситуация исправляется. Дмитрий Артёменко по примеру города Перми отметил, что за 2023 год сборы от оплаты парковок 170 миллионов, от штрафов — 127 миллионов рублей. В прошлом году наблюдался рост автолюбителей, закрывавших номерные знаки. В этом году вели пеший мониторинг и количество транспортных средств с инородными предметами на регистрационных знаках стало заметно меньше, инспекторы удалили свыше 4000 предметов с номеров. Изучив опыт Петербурга и Москвы, в Перми подготовили регламент эвакуации транспортных средств, которые стоят без государственных регистрационных знаков. Елена Лекомцева отметила, что кейсы с закрытием номеров влияют на темпы развития парковочного пространства только если власти не реагируют на них. Сергей Ерохин сообщил, что в Рязани собираемость — 50% с оплаты, 50% со штрафов. 80% оплачивают добровольно. В первые три дня оплачивают 30%. По закрытым номерам в городе вводят свою практику.

    Ещё один заинтересовавший участников дискуссии вопрос — как использовать деньги от парковок и штрафов и кому они поступают? Дмитрий Артёменко сообщил, что средства поступают в бюджет города Перми. Департамент финансов может распорядиться ими на любую статью расходов, деньги не «окрашены». При этом деньги на развитие дорожной инфраструктуры выделяются городом в гораздо большем объёме, чем идёт сбор от парковок. Михаил Курдяев сообщил, что в Петербурге, как в городе федерального значения, администрируют по статье 12.16 КоАП РФ. Средства поступают в бюджет Санкт-Петербурга. Количество правонарушений постоянно снижается. По Рязани штрафы идут в бюджет города. Неоплата парковки рассматривается как нарушение правил благоустройства, что является полномочиями города — в каждом субъекте есть региональный КоАП и свои статьи в разделе «благоустройство».

    Внедрение электромобилей в городах породило новую проблему, связанную с необходимостью использования зарядной инфраструктуры. Касается она и парковок —на местах для электромобилей зачастую паркуется транспорт с двигателями внутреннего сгорания. Представители городов поделились своей практикой. В Перми в зоне платной парковки находятся всего три электрозарядных станции. Статистика использования электромобилей анализировалась. 150 из 2800 водителей электромобилей воспользовались льготами. Сейчас идёт обучение комплекса мониторинга, который будет отслеживать эти ситуации для последующего привлечения водителей, занимающих парковочное место, не производя зарядку. В Санкт-Петербурге для электромобилей выдано 3700разрешений, они могут парковаться бесплатно во всех районах. На перехватывающих стоянках под шлагбаумами электромобили также паркуются бесплатно и менять это не собираются. В следующем году планируется ставить медленные зарядки (24кВт, на 4-8 часов). Будет информирование, что эти места другим пользователям занимать не надо.

    Продолжается и цифровизация парковочного пространства. Елена Лекомцева считает правильным создание цифровой экосистемы, охватывающей в том числе и платные парковки, так как множество различных приложений для разных задач — это неудобно. Платными парковками пользуются легковые автомобили не только индивидуальных владельцев. В городах есть множество юридических лиц, имеющих свой транспорт. Личный кабинет в приложении для юридических лиц позволяет дать автоматизированные решения, которые избавляют от выдачи подотчётных средств водителям. Тем временем в Санкт-Петербурге идёт переход на отечественное программное обеспечение, в приложении появляются новые возможности, в том числе автоматической пролонгации парковочной сессии, и другие функции, повышающие удобство оплаты. Занимается ГЦУП и вопросами индивидуальной мобильности, в своё время в Санкт-Петербурге первыми подписали соглашение с операторами кикшеринга. В приложении ГЦУП появляется личный кабинет велосипедиста, также хотят внедрить оплату плоскостных стоянок через приложение. У города добавляются новые полномочия по электрозарядкам, многоуровневым паркингам. В Перми программно дорабатывается блок административной практики, чтобы разгрузить сотрудников, так с каждым годом объём вынесенных постановлений растёт, в отличии от штатной численности сотрудников. Представители Рязани отметили, что модернизация и интеграция разных задач в одну систему городам федерального значения даётся проще, так как у других за одни направления отвечает муниципалитет, за другие — регионы.

    Платные парковки позволяют управлять мобильностью в городах. А что, если сделать платным въезд в город? Михаил Курдяев считает, что при стечении некоторых условий это возможно. Но для Санкт-Петербурга ввод платных парковок — решение гораздо более мобильнее и применительнее. В Перми запретили въезд транзитного грузового транспорта в дневное время. Ограничивать въезд легковых автомобилей нет смысла, это влечёт за собой и другие вопросы — как и где въезд администрировать.

    Одним из последних прозвучал вопрос из зала о ведении реестра парковочных мест. Он предусмотрен федеральным законодательством. Мнения участников дискуссии насчёт того, помогает ли ведение этого реестра в администрировании парковочных пространств или это более статистический вопрос, разделились. Ирина Рыкова заметила, что реестр парковок — первый шаг к пониманию того, сколько парковок в городе и для чего они нужны. В Рязани полномочия от региона к городу перешли в конце прошлого года. Фактически этот реестр никогда не вёлся, практически он не используется и эти данные. Ответ более опытной Перми — это больше статистика: решение о вводе платных парковок принимается на основании мониторинга и анализа дорожной обстановки. Функция ведения реестра возложена на департамент дорог и транспорта Перми. Елена Лекомцева отметила цифровой аспект вопроса — если данные не анализировать и не принимать решения, то тогда для чего они нужны? Все поступающие сведения обязательно надо анализировать.

    Обсуждение итогов Рейтинга и лучших практик других городов решили продолжить в онлайн-формате 15 ноября на специализированном вебинаре, организованном Ассоциацией транспортных инженеров.

    Подробнее о рейтинге, исследуемых показателях, способах организации парковок и работе с населением — в полной версии отчета.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: