ООО «Дорнадзор» / dornadzor-sz.ru
Крупные города России всё чаще управляют мобильностью через формирование платных парковочных пространств. Уже более четверти городов с населением более 200 тыс. жителей создали сеть платных парковок, и эта доля продолжает расти. Но при этом городов, которым платные парковки нужны уже сейчас, ещё больше. Благодаря расширению зон парковки и совершенствованию тарифной политики заметно улучшились показатели Санкт-Петербурга и Казани. Неплохие результаты показали и города, где платные парковки появились за минувший год. Таковы лишь некоторые результаты исследования, ставшего основой второго выпуска Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства. Его представила 14 ноября в Москве в первый день работы Международной выставки Parking Russia технический директор компании «Дорнадзор» Ирина Рыкова.
В октябре прошлого года первый релиз вышел в составе аналитического обзора «Развитие платного парковочного пространства в городах России» под названием «Рейтинг платного парковочного пространства в городах России».
За год платных парковок стало заметно больше. Если в прошлом году среди городов с населением свыше 200 тысяч жителей платные парковки являлись заметным механизмом модерации городской территории в 20 городах, то спустя год в новом рейтинге оценивались уже 24 города: к прошлогодним городам прибавились Владивосток, Ижевск, Курск и Ставрополь.
Чтобы все города-участники были в равных условиях, исследовали данные по городам по состоянию на 1 августа 2023 года. Но даже за три прошедшие месяцы платные парковки получили дальнейшее развитие. С 1 октября платные парковки появились в Петербурге на Крестовском острове, а спустя месяц — на Васильевском. Новые платные парковочные зоны заработали с 1 октября в Краснодаре и Перми. Ещё одна платная парковка добавилась с 1 ноября в Казани. С 16 октября заработало платные парковочное пространство в Сочи, из технического в рабочий (с взиманием платы) готовятся в ближайшие дни перейти парковки Липецка.
При этом самих городов «200+» по данным Росстата на 1 января 2023 года по сравнению с предыдущим годом стало на три меньше 94 вместо 97. Но оценка 2022 года, как отмечает статистическое ведомство, была сформирована ещё без учётов обработки данных Всероссийской переписи населения 2021 года. Таким образом, если в 2022 году платные парковочные пространства действовали в 20,6% крупных городов, то к началу осени 2023 года более четверти городов (25,5%) стали использовать платные парковки.
Как и в прошлом году, успехи городов оценивались по пяти группам критериев: «Физическая доступность», «Финансовая доступность», «Удобство», «Эффективность» и «Устойчивое развитие», в каждом из которых город мог набрать определённое количество баллов.
Лидер рейтинга не изменился — им, как и год назад, стала Москва (82,4 балла). Прежним остался и обладатель третьего места — Белгород (70,0 баллов). А «серебро» в этом году вместо Краснодара, отодвинувшегося на пятую позицию, занял Санкт-Петербург (73,2 балла), бывший год назад седьмым: сыграл роль заметно увеличившийся охват территории центральной части города. Совершила рывок из второй десятки на четвёртое место Казань (69,0 баллов). Лучшим дебютом среди новичков рейтинга стало 9-е место Владивостока. Также в десятку сильнейших вошли Тюмень, Калуга, Новороссийск и Рязань.
Источник: ООО «Дорнадзор»
Ещё три дебютанта рейтинга опередили многих старожилов. Во вторую десятку вошли (в порядке убывания мест) Воронеж, Курск (дебютант), Нижний Новгород, Чебоксары, Ижевск (дебютант), Пермь, Ставрополь (дебютант), Тверь, Екатеринбург и Новосибирск.
В третьем десятке места заняли Севастополь и Ростов-на-Дону. Предпоследнее, 23-е место, заняла Тула, замыкавшая в прошлом году таблицу. Новый аутсайдер рейтинга, Красноярск, сильно отстаёт от предпоследнего места: если участников на 18-23-м местах друг от друга отделяет не более 1,2 баллов по 100-балльной шкале, то пропасть между Тулой и Красноярском — 16,9 балла (43,6 против 26,7).
В этом году количество оцениваемых показателей по группе «Эффективность» увеличилось с двух до шести. При этом многие города «срезались» на том, что не публиковали информацию о том, что достигли прогресса снижения трафика (в этой дисциплине преуспели лишь Москва, Санкт-Петербург, Казань, Калуга и Новороссийск). Также заметно повлияли на итоговые места городов факторы устойчивого развития: отсутствие программ развития парковочных пространств в Воронеже, Нижнем Новгороде, Твери, Севастополе, Ростове-на-Дону, Туле и Красноярске, а также отсутствие льгот для электрокаров в Чебоксарах, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Севастополе, Ростове-на-Дону, Туле и Красноярске.
Хотя столица и удержала первое место, но другие города продолжают догонять её, сокращая разрыв. Если в прошлом году Москва заняла безоговорочное первое место по двум из пяти критериев рейтинга, то в этом за ней осталось лишь преимущество в физической доступности. По критерию «Устойчивое развитие» показатели Москвы равны настрою половины городов.
В категории «Финансовая доступность» столицу России опередили Ростов-на-Дону (лидер), Калуга, Севастополь и Белгород, а Тюмень показала результат одинаковый с Москвой.
Нулевой уровень устойчивого развития (показатели, связанные с экологией и общими планами развития платного парковочного пространства в городе) авторами рейтинга второй год подряд присуждён Ростову-на-Дону, Севастополю и Туле. Компанию им в этом году в этом году составил также Красноярск.
По удобству парковочного пространства на одном уровне с Москвой оказался Севастополь, а опередили их 14 городов, из которых на первом месте Нижний Новгород (16,3), а вслед за ним расположилась группа из четырёх городов (Белгород, Воронеж, Чебоксары и Тула). Антигероем по удобству парковок с большим отрывом второй год подряд оказался Красноярск.
Численность населения городов не всегда определяет их места в рейтинге. Хотя первое место и занимает Москва, но из 24 наиболее заметных в развитии парковочного пространства городов самым малонаселённым в верхней части таблицы является 334-тысячный Белгород, занявший в общем зачёте третье место. А город-миллионник Красноярск занял последнее место.
По уровню физической доступности Москва лидирует с большим отрывом от занявшего второе место Санкт-Петербурга и обладателя третьего места — Краснодара. В прошлом году Петербург входил в тройку отстающих, в этом же наихудшие показатели у Красноярска и Ставрополя.
По эффективности парковочного пространства бывшего лидера — Москву, обогнала Казань. В тройке отстающих — Ставрополь, Ростов-на-Дону и Красноярск.
Общий уровень городов с парковочным пространством в этом году вырос: даже не уступившая первенство Москва набрала почти на девять баллов больше прошлогоднего результата.
Основными факторами роста результатов городов стали расширение зон платных парковок (они увеличились в девяти городах) и применение динамического ценообразования (его практикуют восемь городов).
Помимо изучения результатов городов-участников рейтинга, в новом аналитическом обзоре «Дорнадзора» даются практические рекомендации по организации парковочного пространства и рассказывается о последних изменениях в нормативной базе. Так, в 2023 году вышли Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками. В них, в частности, был установлен критерий введение платы за пользование парковкой при её заполнении выше 85%. Наиболее подходящими местами для организации платных парковок являются центральные деловые районы, исторические центры и транспортно-пересадочные узлы. В частности, для таких мест рекомендовано организовать платные парковки в Омске, Новокузнецке и Архангельске.
Авторы исследования отмечают, что в ряде городов страны платные парковки применяются пока лишь точечно или в рамках пилотного проекта (Волгоград, Калининград, Махачкала, Симферополь, Челябинск). 17 городов имеют планы по запуску платных парковочных пространств в ближайшие пять лет: Астрахань, Барнаул, Благовещенск, Владикавказ, Волгоград, Иркутск, Калининград, Кемерово, Махачкала, Оренбург, Орёл, Пенза, Самара, Саратов, Симферополь, Сургут, Якутск.
Сергей Кечуткин, эксперт в области организации парковочного пространства, генеральный директор «PROF-IT Городские решения»:
— Число автомобилей в городах неуклонно растёт. Соответственно, требования к мобильности внутри городов меняются. Один из вариантов решения проблемы дефицита парковочных мест является цифровизация городской транспортной системы и введение платных парковок.
Платная парковка — это один из инструментов, чтобы пересадить людей из машин на общественный транспорт, уменьшить число пробок, улучшить экологию, сберечь здоровье жителей и улучшить доступность городской инфраструктуры.
В более узком смысле задача платной парковки — урегулировать спрос и предложение. Если мест мало, а желающих много — то вводят плату и отсекают часть желающих. Это позволяет сократить спрос в часы пик или на постоянной основе.
Соревновательный дух помогает городам оценивать проводимые в них изменения, и определять направления дальнейшего развития. Поэтому анализ данных, характеризующей работу транспортной отрасли, стал уже хорошей традицией. Так, в конце октября ГК SIMETRA анонсировала выпуск в ближайшие недели уже четвёртого выпуска ежегодного Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)