Триллионы рублей планируется потратить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в ближайшие шесть лет. Этих денег должно хватить на 1,9 тыс. км федеральных и 1,7 тыс. км региональных дорог. 31 марта Правительство России распоряжением № 768-р утвердило план дорожной деятельности на 2025-2030 годы, который станет одним из основных инструментов нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Цель плана — повышение доли федеральных дорог и дорог опорной сети до 85%, а дорог регионального или межмуниципального значения — до 60%. В документе указаны адреса всех строек, объёмы их финансирования по годам и сроки завершения строительства или реконструкции объектов.
Среди основных объектов дорожных работ для автомобилистов и пешеходов значимое место занимают обходы населённых пунктов на федеральных и региональных дорогах и ликвидация одноуровневых пересечений с железными дорогами. Помимо строительства нового дорожного полотна планом дорожной деятельности предусмотрены разные мероприятия по повышению уровня обустройства автодорог федерального значения, в том числе:
- установка электрического освещения на отдельных участках трассы;
- строительство разноуровневых пешеходных переходов;
- строительство тротуаров и пешеходных дорожек в населённых пунктах, через которые проходят автомобильные дороги;
- устройство шумозащитных (акустических) экранов;
- возведение укрепительных (противооползневых) сооружений;
- строительство дополнительных мест отдыха;
- строительство автобусных остановок.
Уделят внимание и замене неремонтопригодных мостов и путепроводов.
В шестилетний план дорожной деятельности включены адресные мероприятия в 78 регионах. Они охватывают не только объекты дорожной инфраструктуры, которые хотят достроить до конца 2030 года, но и другие, если хотя бы их проектирование заложено в ближайшие шесть лет.
Федеральные и региональные автодороги: общие планы
В плане дорожной деятельности для некоторых инвестиционных проектов отдельно отмечена необходимость проведения их проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.03.2023 № 399.
Ещё для одной группы проектов финансирование будет выделяться после рассмотрения рабочей группой Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации по рассмотрению инвестиционных проектов, реализуемых в рамках комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство».
План дорожной деятельности объединил мероприятия, входящие в разные федеральные, и даже национальные проекты.
В рамках федерального проекта «Развитие федеральной сети» национального проекта «Инфраструктура для жизни» предусмотрен укрупнённый инвестиционный проект «Строительство дорог федерального значения», включающий 972,2 км трасс, а также проекты по реконструкции ремонтонепригодных мостов (строительство и реконструкция мостов и путепроводов) и мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения.
В составе федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни» предусмотрены укрупнённые инвестиционные проекты «Строительство автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения» объёмом 623,5 км дорог и «Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, а также строительство/реконструкция искусственных дорожных сооружений, стоимость которых не превышает 3 млрд. рублей».
Всего до 2030 года в России планируется построить и реконструировать более 3,7 тыс. автомобильных дорог, включая 1,9 тыс. км федеральных трасс и 1,7 тыс. км региональных дорог. Среди них — завершение строительства 50 обходов населённых пунктов на автодорогах федерального и регионального значения.
Всего на автодорожную деятельность в 2025-2030 годах по данным сайта Правительства России планируется потратить 9,2 трлн руб.
На государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» предусмотрено 6,7031 трлн руб.
- 1,3072 трлн руб. на осуществление деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
- 3,3377 трлн руб. на федеральный проект «Развитие федеральной сети»;
- 71,6 млрд руб. на реализацию федерального проект «Обеспечение исполнения обязательств концедента в рамках заключённых концессионных соглашений»;
- 6,38 млрд руб. на реализацию ведомственного проекта «Научные исследования и цифровизация в сфере дорожного хозяйства»;
- 1,812 трлн руб. на федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» (расходы, не связанные с капитальными вложениями)
- 109,2 млрд руб. на обеспечение деятельности центрального аппарата Федерального дорожного агентства (Росавтодор), а также подведомственных федеральных государственных учреждений
- 46,76 млрд руб. на реализацию федерального проекта «Общесистемные меры дорожного хозяйства»
- 12 млрд руб. резерва на ликвидацию последствий чрезвычайны ситуаций.
Отдельными проектами запланировано восстановить автомобильные дороги общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км. на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей и развитие (строительство и реконструкция) порядка 900 км дорог на сельских территориях. Финансирование дорожных проектов предусмотрено из источников:
- 295,5 млрд руб. в рамках государственной программы «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»;
- 111 млрд руб. в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя»;
- 52,15 млрд руб. в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В адресный перечень плана дорожной деятельности попали объекты дорожной инфраструктуры в 78 регионах страны.
В 2027 году в Адыгее намечено:
- завершить строительство транспортной развязки на 19-м километре дороги А-146 Краснодар — Верхнебаканский;
- оборудовать искусственное освещение и тротуары на 16 участках дороги А-146 с 22-го по 126-й км.
- смонтировать укрепительные сооружения общей длиной 1,17 км на 43-81 км автодороги А-159 (подъездная дорога от города Майкопа к Кавказскому Государственному биосферному заповеднику).
В 2025 году планом дорожной деятельности предусмотрено завершение финансирования строительства 5-15 км автодороги Урлу-Аспак — Каракол.
В 2026 году намечено:
- достроить 15-26 км автодороги Урлу-Аспак — Каракол;
- построить тротуары в с. Майма (441 км), с. Камлак (503-507 км), с. Чибит (781-785 км) на автодороге Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией;
- устроить стационарное электрическое освещение на 633-634, 639-640, 672, 675, 735, 737, 740-741, 788, 791, 888-890 и 894 км трассы Р-256 «Чуйский тракт», в том числе в населённых пунктах Онгудай, Купчегень, Йодро, Белый Бо, Акташ и Кош-Агач.
- реконструировать 0-5 км автодороги Иогач — кордон Самыш, а также построить мост через реку Катунь у села Платово на подъезде к с. Платово.
В 2027 году предусмотрены:
- завершение реконструкции на участке 454-475 км автодороги Р-256 «Чуйский тракт»;
- устройство стационарного электрического освещения на подъезде к озеру Телецкому в с. Сухой Карасук (31-32 км дороги), с. Паспаул (42-47 км), с. Левинка (53-54 км), с. Ускуч (92-95 км), мосту через реку Бия в с. Верх-Бийск (112 км), мосту через реку Тулой (119 км) и с. Кебезень (133-138 км).
В 2028 году предстоит открытие автодороги Балыктуюль — Балыкча (участок 30-36 км) через перевал Кату-Ярык.
В 2029 году намечено:
- обустроить тротуары в районах с. Мьюта (534-535 км), с. Шебалино (547-554 км), с. Малый Яломан (695-696 км) и с. Акташ (788-791 км) автодороги Р-256 «Чуйский тракт»;
- строительство укрепительных сооружений на 18-21 км подъезда к урочищу реки Урсул.
В 2030 году запланировано достроить 26-32 км автодороги Урлу-Аспак — Каракол.
В Алтайском крае в 2029 году запланировано строительство надземного пешеходного перехода на 190-м км автодороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией.
А к 2036 году намечено строительство моста через реку Катунь в Особой экономической зоне «Бирюзовая Катунь» (длина 0,45 км).
В Приамурье планом дорожной деятельности предусмотрены:
- в 2026 году — завершение реконструкции 66-68 км автодороги Благовещенск — Свободный (2 км);
- в 2027 году — реконструкция 0-6 км автодороги Благовещенск — Бибиково;
- в 2030 году — реконструкция 16-17 км автодороги Благовещенск — Бибиково;
- в 2036 году — завершение реконструкции 96-109 км автодороги Благовещенск — Свободный (13 км) и строительство путепровода через Транссибирскую магистраль в селе Возжаевка (длина участка 1,5 км).
В Поморье на 2026 год запланировано устройство стационарного электрическое освещения и тротуары на 31-34 км автодороги «Подъезд к г. Северодвинску» в Северодвинске.
Наибольшее количество «дедлайнов» в регионе связано с 2027 годом:
- завершение реконструкции 0-13 км подъезда к Северодвинску в составе автодороги М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск;
- устройство стационарного электрического освещения и тротуаров на автодороге А-215 Лодейное Поле —Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин-Наволок в населённых пунктах Трофимовская (441-442 км), Олешевская (452 км), Емца (616-617 км), Самодед (685-689 км), Брин-Наволок (742 км).
- создание электрического освещения и тротуаров на автодороге А-123 Чекшино — Тотьма — Котлас — Куратово в населённых пунктах Курцево (426-428 км), Куимиха и Забелинская (429-431 км), город Котлас (447-448 км), городКоряжма (473 км), Коряжемка (483-484 км), Виледь (504-506 км), Язинец (510-511 км), Никольск (519-520 км), Горбачиха (527 км), Кошкино (534-535 км), Матвеевская (537-538 км), Конгур (539-540 км), Ильинско-Подомское (542-545 км), Воронцово (545-546 км), Подомо (546-548 км), Лубягино (566-568 км), Насадкинская (567-568 км), Вилегодск (568-570 км), Дресвянка (570-571 км), а также в районе пешеходных переходов на 417-418, 440-441 км трассы, на путепроводах через железную дорогу на 432 км и 455 км трассы и на железнодорожном переезде на 451 км трассы.
- устройство электрического освещения и тротуаров на 14-18 и 22-23 км подъезда к международному аэропорту «Архангельск» (Талаги);
2030 год ожидается годом завершения строительства:
- первого и второго пускового комплекса автодороги Онега — Тамица — Кянда (участок Тамица — Кянда протяжённостью 21,4 км);
- первого и второго пускового комплексов автодороги Онега — Покровское на участке Хайнозерской дороги в Онежском районе (длина участка 8,0 км).
В Астраханской области к концу 2025 года в составе автодороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала намечено сдать в эксплуатацию искусственное электроосвещение на 15-18 км подъезда к международному морскому порту Оля в п. Лесное.
В 2027 году намечено завершить строительства Восточного обхода Астрахани на участке от автодороги Астрахань — Зеленга до автодороги Астрахань — Камызяк (длина участка 7,6 км).
В 2028 году в составе автодороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань запланировано открытие северного обхода Астрахани (протяжённость 12,6 км).
В 2025 году планом дорожной деятельности в составе автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа предусмотрено завершение реконструкции на 1169-1231 км трассы с обходом населённых пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново
В 2026 году ожидается:
- завершение реконструкции на 1231-1251 км и 1310-1321 км трассы М-7 «Волга»;
- завершение реконструкции на 1280-1312 км и 1375-1401 км автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск.
В 2028 году намечена реконструкция подъезда к Уфе от автодороги М-5 «Урал» на участке около 0,4 км.
В 2029 году планируется:
- построить автобусные остановки на 23-м км автодороги Р-240 Уфа — Оренбург;
- соорудить акустические экраны в районе пересечения автодорог М-5 «Урал» и Р-240.
В областном центре приграничного региона в 2027 году запланированы:
- строительство транспортной развязки на 1-м км автодороги от Красноармейской ул. до микрорайона Юго-Западный в городе Белгороде (длина участка 0,3 км);
- реконструкция подъездной дороги от Красноармейской ул. до микрорайона Юго-Западный-2 в Белгороде (длина участка 2,4 км).
Ещё в одном областном центре приграничного региона — Брянске — к 2036 году готовится строительство магистрали городского значения от Карачинской ул. до ул. Калинина в Советском районе города (длина участка 3,2 км).
В Бурятии основной упор сделан на избавлении зависимости автомобильных потоков от интенсивного движения на Транссибирской железнодорожной магистрали.
В 2025 году в составе автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита намечено завершить реконструкцию мост через реку Переемная на 224 км трассы;
в 2026 году запланированы:
реконструкция мостов через реку Большая Ивановка на 268 км, через реку Клюевка на 270 км, через реку Большая Осиновка на 274 км, через реку Толбазиха на 314 км и путепровод на 334 км
устройство стационарного электроосвещения и тротуаров на 355-356 км, 374 км, 386-389 км (Троицкое), 439-550 км (Сотниково) и 500-501 км (Бурнашево). автодороги Р-258 «Байкал»;
завершение реконструкции 291-306 км автодороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян в Баргузинском районе.
В 2027 году планируется построить:
- мост в Улан-Удэ через реку Уда и Транссибирскую магистраль в створе ул. Сахьяновой и 3-й Транспортной ул. (длина участка 1,4 км).
- путепровод в п. Почтовый г. Улан-Удэ на 5652 км Транссибирской железнодорожной магистрали (длина участка 0,9 км);
- путепровод в п. Стеклозавод г. Улан-Удэ на 5637 км Транссибирской железнодорожной магистрали (длина участка 0,9 км);
- путепровод в п. Комушка г. Улан-Удэ на 5657 км Транссибирской железнодорожной магистрали (длина участка 1,1 км).
В 2028 году ожидается открытие нового путепровода в п. Онохой Заиграевского района на 5678 км Транссибирской железнодорожной магистрали (длина участка 1,0 км)
В 2029 году намечено устроить стационарное электрическое освещение, тротуары и 10 автобусных остановок на 277-280 км, 362-363 км, 371-374 км (Таракановка), 405 км, 437-439 км (Сотниково), 454 км (Сужа), 492-496 км (Тарбагай) и 503-506 км (Десятниково) автодороги Р-258 «Байкал».
К 2030 году планируется:
- реконструировать автомобильный проезд под железнодорожным путём станции Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги (длина участка 0,7 км);
- построить путепровод на 5699 км Транссибирской железнодорожной магистрали у станции Заиграево (0,6 км).
К 2033 году намечено ликвидировать грунтовые разрывы на 72-83 км автодороги А-333 Култук — Монды — граница с Монголией.
Планом дорожной деятельности к концу 2025 года на автодороге А-108 «Московское большое кольцо» Дмитров — Сергиев Посад — Орехово-Зуево — Воскресенск — Михнево — Балабаново — Руза — Клин — Дмитров намечено завершение ввода стационарного электрического освещения в населённом пункте Мележи (148-150 км).
В 2029 году на автодороге М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа в 2029 году запланировано открытие трёх пешеходных разноуровневых переходов на 101-м и 102-м километрах трассы.
В составе автодороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань в 2025 году планом дорожной деятельности предусмотрено завершение работ на 1-м и 2-м участках обхода Волгограда (общая протяжённость 37 км).
В составе автодороги А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной в конце 2029 года рассчитывают завершить реконструкцию на участке 24-41 км трассы.
В составе автодороги Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград к концу 2027 года намечено обустройство стационарного электроосвещения на участках 513-515 км, 544-545 км, 663-665 км, 670-671 км, 672-673 км.
В 2025 году на Вологодчине планом дорожной деятельности предусмотрено завершение финансирования мероприятий по реконструкции участка с 14 по 35 км автодороги А-114 Вологда — Тихвин — Р-21 «Кола».
К концу 2027 года должны появиться
- стационарное электрическое освещение и тротуары на автодороге А-119 Вологда —Медвежьегорск — Р-21 «Кола» в населённых пунктах Никольский Торжок (100-103 км), Депо (295 км), Белый ручей (296км), Девятины (298-301 км), Ялосарь (301-303 к), Озерки (310 км), Белоусово (313-315км), Лесное (316-318 км) и городе Вытегра (323-325 км), а также в районе железнодорожного переезда в Вытегорском районе (294-295 км);
- электрическое освещения и тротуары на автодороге А-123 Чекшино — Тотьма — Котлас — Куратово в СНТ Черёмушки (149-151 км), на мосту через реку Стрельна (324-326 км), в населённых пунктах Горка Магагорская (358-359 км), городе Великий Устюг (376-380 км), Коробейниково (383-384 км), Васильевское (398-400 км), Красавино (400 км).
А к концу 2028 года запланировано
- завершение устройства стационарного электрического освещения на участке с 356-го по 526-й км трассы А-114 общей длиной 9,1 км;
- строительство моста в областном центре через реку Вологда и автодороги от перекрёстка ул. Некрасова с ул. Чернышевского до транспортной развязки с железной дорогой Москва — Архангельск.
В 2025 году планом дорожной деятельности намечено завершение обустройства стационарного электрического освещения и тротуаров на соединительной дороге Белгород — М-4 «Дон» в районах населённых пунктов Назаровка (219-222 км), Гвоздовка (224-225 км), Поповка (266-273 км).
В 2029 году запланировано открытие обхода Борисоглебска на участке 444-459 км подъезда к Саратову в составе автодороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань.
В 2025 году во втором городе республики — Дербенте — запланировано завершение реконструкции:
- ул. Дрожжина и ул. Гырхлар-Капы (длина участка 1,7 км);
Строительной ул. (длина участка 6,6 км).
В 2026 году намечены:
- строительство подъездной автодороги к Махачкалинскому морскому торговому порту от автодороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала (длина участка 6,2 км);
- реконструкция ул. Аваин-Булаг в Дербенте (длина участка 1,7 км);
- реконструкция ул. Пушкина в Дербенте (длина участка 1,3 км);
- реконструкция ул. Тахо-Годи, ул. Красная Заря, ул. Далгата и ул. Шеболдаева в Дербенте (длина участка 1,8 км).
В 2027 году намечено открыть северный обход Махачкалы длиной 26 км в составе автодороги Р-215.
В 2028 году запланирован запуск обходов Дербента (длина 32,9 км) и Хасавюрта (длиной 21 км) в составе автодороги Р-217 «Кавказ» М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой;
В 2029 году региону предстоит завершение строительства автодороги Морское — Андреевка (4,3 км).
В 2030 году дорожная инфраструктура региона должна прирасти новыми участками для грузоперевозок:
- подъезд к ВРТК «Каспийский прибрежный кластер» от автодороги Р-217 (длина участка 9,1 км);
- подъезд к ВДЦ «Дагестан» от автодороги Р-217 (длина участка 8,7 км).
На Донбассе в 2027 году намечено завершение реконструкции на 131-135 км автодороги Р-280 «Новороссия» Ростов-на-Дону — Мариуполь — Мелитополь — Симферополь.
В 2028 году запланировано открытие обхода Мариуполя (1-й этап — 16,9 км, 2-й этап — 14,3 км).
В Забайкалье в 2026 году намечено:
- обустроить стационарное электроосвещение и тротуары на 556 и 638-639 км автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита;
- построить автодорожный путепровод через Забайкальскую железную дорогу в пос. Антипиха по Каларской ул. (0,1 км).
В 2027 году среди пусковых объектов значатся:
- подъезд к грузовому терминалу международного автомобильного пункта пропуска Забайкальск длиной 2 км в составе автодороги А-350 Чита — Забайкальск — граница с Китайской Народной Республикой;
- автодорожный путепровод через железную дорогу в пос. Атамановка (0,1 км).
В 2030 году внимание будет уделено краевому центру — Чите: в ней должны появиться новые автодорожные путепроводы по ул. А. Булгакова (длина 0,5 км) и по ул. Ярославского (длина 0,2 км).
В 2026 году в кавказской республике намечено завершить реконструкцию на 563-589 км автодороги Р-217 «Кавказ» М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой.
В Прибайкалье планом дорожной деятельности предусмотрено:
- в 2025 году — завершение финансирования строительства участка с 26 по 47 км автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита;
- в 2026 году — завершение реконструкции транспортной развязки на 1679-1681 км автодороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск (протяжённость участка работ 11,9 км);
- в 2027 году — строительство дороги на участке 1508-1519 км трассы Р-255 «Сибирь».
- в 2028 году — монтаж шумозащитных экранов на 221-222 км и 235-236 км автодороги А-331 «Вилюй» Тулун — Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск.
- в 2030 году — реконструкция моста через реку Якурим на 588 км трассы.А-331 «Вилюй»
В самом западном регионе страны планом дорожной деятельности намечено:
- в 2025 году завершить финансирования строительства разноуровневого пешеходного перехода на 40-м км автодороги А-229 Калининград — Черняховск — Нестеров — граница с Литовской Республикой в населённом пункте Солдатово;
- в 2026 году — завершение реконструкции 4-го подэтапа 2-го этапа 2-й очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны от транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск (длина участка 1,6 км).
- в 2027 году — завершение реконструкции 3-го подэтапа 2-го этапа 2-й очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны от транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск (длина участка 4,4 км);
- в 2028 году — завершение строительства 35,44 км дороги — Кольцевого маршрута в районе рекреационной зоны в составе автодороги А-229 с устройством транспортной развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом;
- в 2029 году — завершение строительства автодорожного моста через реку Преголь и подходов к нему на участке Калининград — Советск Калининградской железной дороги (длина участка 2,2 км);
- в 2036 году — завершение строительства моста через Калининградский залив с подходами от пос. Космодемьянского до пос. Шоссейное (длина участка 8,1 км).
В Калмыкии к концу 2025 года планируется сдать в эксплуатацию искусственное электроосвещение на 0-5 км подъезда к аэропорту Элисты в составе автодороги Р-22 «Каспий» а/д М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань.
В Калужской области планируется:
- к концу 2025 года на 106-м км автодороги А-130 Москва — Малоярославец — Рославль — граница с Республикой Беларусь завершить строительство разноуровневого пешеходного перехода;
- в 2027 году построить акустические экраны на участках обхода Калуги в Петрово (18-19 км), Турынино (31-32 км) и Пучково (37-38 км) автодороги Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль — Кострома — Иваново — Владимир — Гусь-Хрустальный — Рязань — Михайлов — Тула — Калуга — Вязьма — Ржев — Тверь — Углич — Ярославль;
- в 2029 году устроить акустические экраны, стационарное электроосвещение и местных проездов на 83-87 км автодороги А-130 в районе населённых пунктов Папино, Чубарово и Бухловка;
- в 2031 году открыть путепровод через железную дорогу на 175-м км трассы А-130 в пос. Мятлево (длина участка строительства 2,6 км);
На Камчатке планируется:
- в 2025 году завершить строительство пешеходных переходов в разных уровнях на 20-м и 21-м километрах автодороги А-401 (подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово));
- в 2029 году построить акустические экранов на 16-18 км трассы А-401;
- в 2030 году открыть в Петропавловске-Камчатском первый этап объездной дороги от Петропавловского шоссе до жилого района «Северо-Восток» от Петропавловского шоссе до Солнечной ул.
В Карачаево-Черкесии в 2033 году планируется построить головной участок автодороги А-155 Черкесск — Домбай — граница с Республикой Абхазия длиной 7,2 км.
В Карелии планом дорожной деятельности запланировано:
- к концу 2025 года завершение обустройства стационарного электрического освещения и тротуаров на автодороге А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург — Сортавала — Р-21 «Кола» в населённых пунктах Вуорио (258 км) и Кирьявалахти (279-280 км);
- в 2026 году обустройство площадки отдыха на 30 км подъезда к городу Беломорску в составе автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия;
- в 2027 году строительство площадку отдыха на 289-м км автодороги А-121 «Сортавала»;
- в 2028 году строительство моста в Сортавале по Промышленной ул. через пролив Ворссунсалми на остров Риеккалансаари взамен существующего наплавного понтонного моста (длина участка 0,7 км);
- в 2031 году обустройство стационарного электрического освещения и площадки отдыха на 18-19 км подъезда к МАПП «Вяртсиля» в составе автодороги А-121 «Сортавала» и стационарного электрического освещения на 1182-1190 км автодороги Р-21 «Кола».
В Кузбассе 2025 год согласно плану дорожной деятельности должен ознаменоваться завершением строительства платной автодороги «Северо-Западный обход города Кемерова» (общая длина 47,6 км).
Для Вятского края план дорожной деятельности предусматривает:
- к концу 2025 года устройство электроосвещения и тротуаров на автодороге Р-176 «Вятка» Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар в населённых пунктах Наймушины (312-313 км, а также 8 км обхода г. Котельнич), Высоково (347-348 км), Назаровы (360-361 км), а также Новоурожайная (4-й км обхода г. Котельнич);
- в 2028 году открытие тоннеля под железной дорогой на Советской ул. в Нововятском районе города Кирова (длина участка 0,7 км);
- в 2029 году устройство тротуаров на автодороге Р-176 «Вятка» в п. Тужа (210-215 км) и городе Котельнич (303-304 км) и на автодороге Р-243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь в д. Шихово (619-620 км) и д. Столбово (620 км).
В Республике Коми к концу 2027 году электрическое освещение и тротуары запланировано оборудовать на автодороге Р-176 «Вятка» Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров —Сыктывкар в населённых пунктах Летка (518-520 км), Вухтым (621-622 км), Чукаиб (690-691 км), Лэзым (756-760 км), Пичипашня (778-779 км) и городе Сыктывкаре (785 км), а также у железнодорожного переезда на 539 км автотрассы.
В Костромской области к 2029 году электроосвещение должно появиться на автодороге Р-243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь в населённых пунктах Гуляевка (82-84 км), Островское(85-88 км), Крутец (96 км), Кадый (144-145 км), Знаменка (272-273 км) и мосту через реку Ветлугу на 313 км.
В Краснодарском крае план дорожной деятельности предусматривает ввод дорожных объектов практически ежегодно:
К концу 2025 года намечено завершить сооружение:
- площадок отдыха на 22-м и 25-м км автодороги А-149 Адлер — Красная Поляна;
- укрепительных сооружений на 168 и 169 км автодороги А-147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия;
- устройства искусственного электроосвещения на 53-м, 54-м и 68-м километрах подъезда к городу Майкоп в составе автодороги Р-217 «Кавказ» а/д М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой;
в 2026 году:
- транспортную развязку на 16-м км автодороги А-290 Новороссийск — Керчь (длина участка строительства 4,5 км);
- пешеходный переход в разных уровнях на 35-м км автодороги А-147;
В 2027 году:
- разноуровневые пешеходные переходы на 56-м и 71-м км трассы А-146 Краснодар — Верхнебаканский, а также искусственное освещение и тротуары на 0-3 км и 6-7 км трассы (южный подъезд к Краснодару);
- разноуровневые пешеходные переходы на 18-м, 120-м, 133-м и 202-м (ул. Ленина – ул. Гоголя) автодороги А-147;
- электроосвещение намечено обустроить на автодороге Р-217 «Кавказ» а/д М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой (участки на 16-17, 34, 40, 101-114, 115-215, 126-140. 141-143, 144-145, 146-148, 149-153, 153-156, 157-159, 162-163, 169-170, 170-191, 197-208 км трассы общей протяжённостью участков 62,7 км).
В 2028 году:
- реконструкция путепровода через железную дорогу на 113-м километре трассы А-146;
- шумозащитные экраны между тоннелями №№ 7, 7а и №№ 8, 8а на 14-м км автодороги А-148 «Дублёр Курортного проспекта»;
- шумозащитные экраны на 4-м км обхода города Сочи (автодорога А-147);
В 2031 году:
- разноуровневый пешеходный переход на 162-м км автодороги А-147;
- строительство второго и третьего этапов автодороги Черниговское — Дагомыс в Апшеронском районе (длина участка 21,8 км).
В Красноярье в 2025 году планом дорожной деятельности предусмотрено завершение финансирования:
- строительства обхода города Канска длиной 18 км в составе автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита в 2025 году;
- реконструкции на участке 52-100 км трассы Р-258 «Байкал».
К 2027 году на автодороге А-291 «Таврида» Керчь — Симферополь — Севастополь должно появиться стационарное электрическое освещение на участке с 8-го по 269-й километры.
В 2030 году на автодороге М-2 «Крым» Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной запланированы реконструкция путепровода через железную дорогу на 536-м км (длина 0,6 км) и моста через реку Сейм на 532-м км.
В Ленинградской области план дорожной деятельности достаточно богат на мероприятия.
В конце 2025 года:
- достройка шумозащитных экранов на направленных съездах транспортной развязки КАД и Приозерского шоссе;
- устройство электрического освещения на 11-27 км трассы (Скотное — Керро) автодороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург — Сортавала — Р-21 «Кола»;
- завершение создания акустического экрана на 95-м км трассы А-121 «Сортавала».
В 2026 году:
- завершение реконструкции на 51-68 км автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия;
- завершить реконструкцию с 100 по 134 км автодороги А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой.
В 2027 году:
- завершение реконструкции 11-километрового участка автодороги А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга» (КАД) от ст. Горская до Приозерского шоссе;
- завершение реконструкции 1-го и 2-го этапов на участке с 64 по 106 км автодороги А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» Кировск — Мга — Гатчина — Большая Ижора общей протяжённостью 6,3 км;
- реконструкция автодороги Санкт-Петербург — Колтуши на участке КАД — Колтуши во Всеволожском районе (длина участка 8.5 км);
- реконструкция 9-11 км автодороги Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе.
В 2028 году:
- завершение реконструкции на 54-80 км автодороги Р-23 Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Республикой Беларусь;
- обход города Приозерска длиной 16 км в составе автодороги А-121 «Сортавала»;
- устройство пешеходных дорожек и тротуаров на автодороге А-180 «Нарва» Санкт-Петербург — граница с Эстонской Республикой протяжённостью 3 км в Ополье;
- завершение строительства подъезда к ТПУ «Кудрово» с реконструкцией транспортной развязки на 12-м км автодороги Р-21 «Кола» (длина участка 6,5 км);
- завершение строительства автодороги от КАД до автодороги Санкт-Петербург — Матокса (длина участка 6,3 км).
В 2031 году планируется завершение строительство трассы «Магистральная» автодороги А-181 «Скандинавия» с 22-го по 56-й и с 93-го по 120-й километры.
В 2025 году на 202-203 км автодороги Р-119 Орёл — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов в городе Елец запланировано устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановочных пунктов.
А к 2031 году на этом же участке намечено построить путепровод через железную дорогу в рамках мероприятий по ликвидации пересечений с железными дорогами в одном уровне на сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (участок работ длиной 1,7 км).
В 2027 году намечено завершить реконструкцию на 442-444 км автодороги Р-150 Белгород — Старобельск — Луганск — Донецк — Мариуполь.
На Колыме для автодороги Р-504 «Колыма» Якутск — Магадан планируется:
- в 2025 году завершить реконструкцию на 1821-1831 км трассы;
- в 2026 году завершить реконструкцию на 1510-1536 км трассы и на мосту через реку Оротукан (1634-й км трассы).
Для Мордовии план дорожной деятельности включает в 2025 году завершение финансирования и выполнения работ по:
2-му этапу строительства обхода города Рузаевка (4,1 км).
установке шумозащитных экранов на 138-181-м км подъезда к городу Саранску в составе автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск;
устройству стационарного электрического освещения на подъезде к городу Саранску в населённых пунктах Никольское (13-15 км), Каменка (45-46 км), Атюрьево (48-51 км).
устройству электроосвещения на 24-25 км автодороги Р-178 Саранск — Сурское — Ульяновск в населённом пункте Пятина.
В 2027 году готовится ввод обхода посёлков Уёт, Аким-Сергеевка и Зубова Поляна в составе автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск на 411-466 км трассы (общая длина 57,2 км).
В 2031 году в Саранске планируется открытие автодороги по Строительной ул. от ул. Победы до Гожувской ул. с путепроводом через железную дорогу и реку Инсар (длина 5,9 км).
План дорожной деятельности для Подмосковья предусматривает разнообразные строительные мероприятия.
В 2025 году запланировано:
- завершение строительства автодороги регионального значения Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный (длина участка 44,8 км);
- завершение финансирования работ по строительству уже открытых обхода пос. Октябрьский, моста через Москву-реку и участка Ульянино — Непецино общей протяжённостью 33,2 км в составе автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск;
- строительство акустического экрана на 103-105 км автодороги М-5 «Урал»;
- завершение ввода стационарного электрического освещения на автодороге А-108 «Московское большое кольцо» Дмитров — Сергиев Посад — Орехово-Зуево — Воскресенск — Михнево — Балабаново — Руза — Клин — Дмитров в городе Клин (0-4 км), городе Дмитров (64-65 км), населённых пунктах Игнатовка (64-65 км), Поддубки (66-67 км), Жестылёво (72-73 км), Напольское (99 км), Решоткино (538-540 км) и Лаврово (542 км).
- устройство стационарного электроосвещения на 50-83 км автодороги М-9 «Балтия» Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой;
- строительство акустического экрана на 23-24-м км автодороги М-9 «Балтия» (со стороны Москвы) и на 35-м км в сторону Москвы.
В 2026 году на 87-м км автодороги М-9 «Балтия» запланировано открытие разноуровневого пешеходного перехода.
В 2027 году намечено строительство акустического экрана на участке 441-445 км автодороги А-108 «Московское большое кольцо».
В 2028 году:
- окончание реконструкции на 35-47 км автодороги М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск;
- строительство акустических экранов на 45-47 км трассы в районе деревни Становое и на 58-м км трассы в районе населённого пункта Меньшово на автодороге М-5 «Урал»;
- строительство акустических экранов на 453-м км автодороги А-108 «Московское большое кольцо» в районе населённого пункта Нестерово;
- устройство акустических экранов на автодороге А-104 Москва — Дмитров — Дубна в районе населённого пункта Сухарево;
- завершение строительства автодороги Москва — Егорьевск — Тума — Касимов на участке от городского округа Люберцы до деревни Кошерово (протяжённость 36,3 км).
В 2031 году:
- обустройство стационарного электрического освещения на участках 57-69 км (в обход города Бронницы), 86-98 км, 101-104 км, 105-106 км, 107-109 км, 109-115 км (на обходе города Коломны), 118-123 км, 123-128 км. 134-142 км автодороги М-5 «Урал»общей протяжённостью 51,9 км;
- открытие площадки отдыха на 78 км автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа (в сторону Москвы).
Также в составе автодороги А-106 Рублёво-Успенское шоссе в 2025-2029 года намечено реконструкция нескольких участков трассы, включая подъезд к городу Одинцово и строительство моста через реку Медвенку. А к концу 2028 года намечено установить акустические экраны на 3-м километре подъезда к селу Успенское в районе населённого пункта Лапино.
На Кольском полуострове к концу 2025 года стационарное электрическое освещение должно заработать на протяжении 17 км трассы подъезда к аэропорту Мурманска.
- В 2026 году намечено завершение реконструкции развязки на 19-м км подъезда к Мурманску в составе автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегия.
А в 2029 году запланировано устройство стационарного электрического освещения на 27-м, 29-м, 31-м, 36-м, 38-м и 46-м км подъезда к МАПП «Лотта».
В Нижегородской области в конце 2025 года планируется завершить реконструкцию участка автодороги Владимир — Муром — Арзамас со строительством путепровода на 283-м км путепровода в Арзамасском районе.
В 2026 году намечено построить автодорогу Выездное — железнодорожная станция Арзамас-1 в Арзамасском районе (дина 5,2 км).
В 2029 году планируется установить акустические экраны:
- на 497-502 км автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа;
- на 14-24 км автодороги Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов.
В 2031 году намечено открытие мостовых сооружений:
- новый путепровод на 347-м км автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа (протяжённость участка работ 1,7 км);
- новый путепровода на 105-м км автодороги Р-158 Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов (протяжённость участка работ 2 км);
- реконструированный мост через реку Вилейка на 81-м км трассы Р-158.
К 2036 году готовится строительство участка автодороги Р-152 Шопша — Иваново — Нижний Новгород: обходы городов Балахны и Заволжье (длина участка 24,6 км).
В Новгородской области к концу 2025 года на 390-м и 407-м км автодороги М-10 «Россия» Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург запланировано открытие надземных пешеходных переходов.
В 2028 году на 406-409 км автодороги М-10 «Россия» запланировано строительство акустического экрана.
В крупнейшем городе Сибири в 2025 году к концу 2025 года готовится открытие платной дороги — нового, четвёртого, моста через реку Обь в створе Ипподромной ул. с выходом на Станционную ул. в Ленинском районе (длина участка 5,1 км).
В 2026 году запланировано открытие построенной дороги на 2-м участке Новосибирск — Линёво (14-34 км трассы) в составе автодороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией.
В 2029 году планируется открыть
- дорогу на 3-м участке (34-49 км трассы) трассы Р-256 «Чуйский тракт»;
- автобусные остановки на 143-144 км автодороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск.
В Омской области масштабный региональный проект — строительство Северного обхода города Омска (протяжённость участка 65,4 км) — планируется реализовать к концу 2030 года.
В 2036 году намечено завершить первый и второй этапы реконструкции транспортной развязки «станция Входная» в Омском муниципальном районе (длина участка 7,7 км).
В Оренбуржье в 2026 году запланировано завершить реконструкцию на 215-225 км подъезда к Оренбургу в автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск.
На Орловщине к концу 2025 года намечено завершить устройство стационарного электрического освещения и тротуаров на 354-356 км, 356-361 км, 363-365 км и 366 км автодороги М-2 «Крым» Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной.
А к 2030 году запланировано открыть обхода города Орла длиной 17,3 км.
В 2025 году на 466-487 км трассы запланировано завершение работ на обходе города Спасска (23,1 км) в составе автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск.
В Прикамье к концу 2025 года должны появиться стационарное электрическое освещение и тротуары на 139-141 км (Шахарово) автодороги Р-242 Пермь — Екатеринбург.
В 2026 году предусмотрено завершение строительства участка Восточного обхода г. Перми (9,1 км) и реконструкции примыкающего участка 22-25 км автодороги Пермь — Березники.
В 2029 году на автодороге Р-243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь запланировано устройство электрического освещения и автобусных остановок в районе моста через реку Нытва.
В Приморье в 2025 году на автодороге А-370 «Уссури» Хабаровск — Владивосток намечено завершить реконструкцию на участке 687-703 км трассы.
В 2026 году намечено построить мост через реку Туманная с подходами общей длиной 4,7 км.
В 2028 году готовится завершение строительства 18-40 км автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный (25,2 км).
А в 2029 году на автодороге А-370 «Уссури» планируется открыть:
- открыть обход населённых пунктов Кипарисово-2, Сиреневка, Мирный и Вольно-Надеждинское на 703-730 км (длина участка строительства 18 км).
- завершить комплексное обустройство на 710-711 км (с. Кипарисово-2) и 717-718 км (п. Мирный).
На 2027 год намечено открытие 2-го пускового комплекса Северного обхода города Пскова — трассы, соединяющей автодорогу Псков — Гдов — Сланцы — Кингисепп — Куземкино — Краколье и автодорогу А-212 Псков — Изборск — граница с Эстонской Республикой (с мостом через реку Великая) (длина участка 8,7 км).
На Дону к концу 2025 года планируется достроить стационарное электрическое освещение на транспортных развязках на 58 км, 66 км и 76 км, а также в Таганроге на 68-72 км автодороги А-280 Ростов-на-Дону — Таганрог — граница с Украиной, а также завершить реконструкцию освещения на 7-17 км Южного подъезда к Ростову-на-Дону от автодороги М-4 «Дон».
В Рязанской области инфраструктурные объекты в ближайшие шесть лет будут открыты на нескольких федеральных трассах.
В 2026 году планируется устройство стационарного электроосвещения на 549-м и 551-м км автодороги Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль — Кострома — Иваново — Владимир — Гусь-Хрустальный — Рязань — Михайлов — Тула — Калуга — Вязьма — Ржев — Тверь — Углич — Ярославль.
В 2027 году:
- строительство акустического экрана на 180-182 км автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск;
- реконструкция электроосвещения автодороги Р-132 «Золотое кольцо» в населённых пунктах Леденевка (605-607 км), Маково (597-599 км), Стрелецкие Выселки (592-595 км), Первомайский (591 км), Поярково (574-577 км), Захарово (563-566 км) и Попадьино (556-559 км).
В 2028 году:
- открытие Южного обхода Рязани в составе автодороги М-5 «Урал» на 190-210 км трассы (протяжённость участка строительства 26,48 км);
- устройство стационарного электроосвещения в населённых пунктах Ершово (452 км), Рябиновка (463-464 км) и Малиновка (467-468 км) автодороги Р-132 «Золотое кольцо»;
- устройство стационарного электрического освещения на 190-194 км, 199-202 км, 217-221 км, 223-224 км, 226-227 км, 231-232 км, 236-237 км, 251 км, 276-277 км, 284-285 км, 286-287 км, 290-291 км, 295-296 км, 301 км, 318 км, 322 км, 330-332 км автодороги Р-22 «Каспий» а/д М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань общей протяжённостью 30,4 км.
В 2029 году в Рязанском районе намечено строительство моста через реку Оку от автодороги Шереметьево — Дядьково — Вышгород — Наумово — Гавердово до автодороги Рязань — Спасск-Рязанский — Ижевское — Лакаш (длина участка 5,8 км).
Несколько дорожных объектов в Самарской области запланированы к открытию в 2026 году в составе автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск:
- строительство путепровода через железную дорогу на 960-м км трассы (6,1 км);
- строительство транспортной развязки на 974-м км;
- реконструкция на участке 1034-1042 км;
- устройство электрического освещения на 1022-1032 км трассы.
В 2025 году планом дорожной деятельности предусмотрено завершение финансирования строительства транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским просп. (длина участка 1,5 км).
В 2030 году намечено завершение строительства платной дороги «Широтная магистраль скоростного движения» (ШМСД, 2-4 этапы) (длина участка 14,1 км).
2036 год назначено годом завершения строительства путепровода через железнодорожные пути Московского направления на продолжении ул. Салова на участке от Софийской ул. до ул. Седова во Фрунзенском и Невском районах города (длина участка 1,4 км).
В Саратовской области в 2025 году планом дорожной деятельности запланировано завершение финансирования мероприятий по реконструкции на 291-325 км автодороги Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград.
В 2027 году планируется:
- завершение реконструкции автодороги Р-229 Самара — Пугачёв — Энгельс — Волгоград со строительством трёх путепроводов через железную дорогу и строительством обхода города Пугачёва длиной 13,5 км.
- открытие южного обхода города Саратова с новым мостом через Волгу в составе автодороги А-298 а/д Р-208 — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан (длина участка строительства 63,3 км)
- открытие путепровода на 593-м км автодороги А-298;
- ввод участка автодорожного подхода к аэропортовому комплексу «Гагарин» со строительством на 13 км дороги путепровода через железную дорогу Саратов — Сенная
- открытие путепровода на первом километре автодороги Урбах — Александров Гай — граница с Республикой Казахстан;
- открытие путепровода через железнодорожные пути на 3-м км Новоастраханского шоссе (от Политехнической ул. до поворота на Кумысную поляну) в городе Саратове (длина 0,2 км).
- открытие путепровода через железнодорожные пути по Сокурскому тракту в Ленинском районе Саратова (длина 0.1 км).
В Якутии в 2025 году планом дорожной деятельности намечено завершить реконструкцию на 1121-1142 км автодороги Р-504 «Колыма» Якутск — Магадан, а также устроить стационарное освещение в п. Нижний Бестях (19-24 км), п. Чурапча (178 км), с. 2-я Харбала (197-198 км), п. Хандыга (405-410 км), п. Тёплый Ключ (479-480 км).
В 2026 году намечено провести реконструкцию моста через реку Амга на 825 км автодороги А-360 «Лена» Невер — Якутск.
Самый дорогостоящий и уникальный дорожный объект в регионе планируется открыть в 2028 году — платную автомобильную дорогу «Мостовой переход через реку лена в районе г. Якутска» (14,45 км).
А на автодороге А-331 «Вилюй» Тулун — Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск в 2028 году предусмотрено устройство электроосвещения в населённых пунктах Магарас (98-100 км), Орто-Сурт (308-311 км), Лекечен (399-401 км), Тасагар (520 км), Кюль (619-621 км), Тамалакан (628-629 км), Оросу (633-635 км), Хомустах (644-647 км), Верхневилюйск (656-659 км).
На Сахалине план дорожной деятельности предусматривает ввод объектов:
- в 2027 году — устройство стационарного электроосвещения, тротуров, автобусных остановок, площадки отдыха и акустических экранов на 169-171 км (с. Восточное) и 371-373 км (с. Победино) автодороги А-393 Южно-Сахалинск — Оха;
- в 2028 году — устройство стационарного электрического освещения, тротуаров и автобусных остановок на 7-11 км (с. Троицкое), 12 км, 14-15 км, 18-19 км (с. Успенское), 21 км, 27-30 км, 39 км, 46-47 км, 54-55 км (с. Пожарское), 60-61 км (с. Бамбучки), 66 км (с. Чапланво), 72-73 км (с. Пятиречье), 74-75 км автодороги А-392 Южно-Сахалинск — Холмск;
- в 2029 году — комплексное обустройство автодороги на 39, 67-68, 86-88 км (с. Фирсово), 133-134 и 155 км автодороги А-393 Южно-Сахалинск — Оха.
На Среднем Урале планом дорожной деятельности в 2025 году намечено завершение:
- реконструкции ул. Октябрьской революции и ул. Циолковского с путепроводом через железнодорожные пути в Нижнем Тагиле (длина участка 2,4 км).
- установки акустических экранов на участке 333-337 км на автодороге Р-242 Пермь — Екатеринбург;
- установки акустических экранов на 15-18 км автодороги Р-351 Екатеринбург — Тюмень;
В последующие годы намечено:
- в 2026 году — завершение реконструкции автодороги Р-351 на участке 35-104 км с обходами с. Малые Брусяны, с. Мезенское, пос. Белоярский и города Богданович;
- в 2027 году — открытие путепровода через железную дорогу на 54-57 км автодороги Р-354 Екатеринбург — Шадринск — Курган;
- в 2028 году — установка акустических экранов на участке 20-22 км автодороги Р-351.
В Северной Осетии план дорожной деятельности предусматривает:
- в 2025 году — завершение реконструкции моста на 3-м км объезда села Ногир;
- в 2026 году — открытие 2-й и 3-й очередей обхода города Владикавказа с 10 по 25 км трассы в составе автодороги Р-217 «Кавказ» М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой;
- в 2027 году — реконструкция автодороги Гизель — Кармадон — Даргавс — Дзуарикау на участке 22-44 км;
- в 2030 году — объезд станицы Архонская на автодороге Владикавказ — Ардон — Чикола — Лескен 2 (длина участка 7.2 км);
- в 2031 году — защитное дорожное сооружение на 87-м км автодороги А-164 «Транскам» Карджин — Алагир — Нижний Зарамаг — граница с Республикой Южная Осетия.
На Ставрополье в 2025 году намечено завершить установку стационарного электрического освещения на дороге А-167 Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды в Нефтекумске (142-147 км), Урожайном (151-153 км), Левокумском (173-177 км), Будённовске (214-217 км), Орловке (226-228 км), Тереке (243-246 км), Стародубском (246-248 км), Нины (253-260 км), Новозаведённом (292-296 км), Обильном (300-302 км), Садовом (332-334 км) общей протяжённостью 34,7 км.
В дальнейшем предусмотрено:
- в 2026 году — реконструкция 0-7 км автодороги Кисловодск — Карачаевск;
- в 2027 году — монтаж акустических экранов на участке 3-4-го км обхода п. Иноземцево автодороги Р-217 «Кавказ» а/д М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской областью;
- в 2031 году — устройство акустического экрана на 35-м км автодороги А-157 аэропорт Минеральные Воды — Кисловодск.
На Тамбовщине в 2025 году планом дорожной деятельности предусмотрено завершение финансирования работ по строительству:
- путепровода на 18-м км автодороги Р-208 Тамбов — Пенза (длина участка работ 2,3 км).
- стационарного электроосвещения на 342-344 км, 345-349 км, 355-355 км, 371-373 км, 381-382 км, 386-398 км, 448-449 км, 452-455 км, 462-463 км, 469-470 км, 485 км, и 487-488 км автодороги Р-22 «Каспий» а/д М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань общей протяжённостью 33,0 км.
В 2027 году устройство стационарного электроосвещения планируется на 111-112 км, 113-115 км, 116-118 км, 139-140 км, 142-143 км, 144-145 км, 148 км, 151-152 км, 154-156 км, 159-160 км, 167-168 км, 1701-71 км, 181-183 км, 186-187 км, 189-192 км, 204-205 км автодороги Р-193 Воронеж — Тамбов общей длиной 32 км.
В Татарстане составе в 2025 году в плане дорожной деятельности заложено окончание работ на объектах:
- строительство участка обхода Нижнекамска и Набережных Челнов автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа;
- реконструкция моста через реку Свияга на 757-м км трассы М-7 «Волга»;
- реконструкция на 1061-1068 км, 1138-1155 км и 1161-1166 км автодороги М-7 «Волга»;
- строительство пешеходных переходов в разных уровнях на 861-987 км трассы М-7 «Волга» (22 объекта);
- устройство стационарного электрического освещения на 788-794 км, 794-800 км, 802-806 км, 809-813 км и 817-826 км общей длиной 30,3 км;
- устройство акустических экранов на 778-781 км автодороги М-7 «Волга»;
- устройство электрического стационарного освещения на 256-261 км автодороги Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Республикой Казахстан в районе Альметьевска.
- монтаж акустических экранов на 122-123 км автодороги А-295 Йошкар-Ола — Зеленодольск — М-7 «Волга».
В 2026 году намечено:
- окончание реконструкции на 1070-1138 км трассы М-7 «Волга»;
- завершение реконструкции на 20-43 км автодороги Р-239 с обходом посёлка Сокуры;
В 2031 году запланировано завершение работ по:
- реконструкции транспортной развязки в разных уровнях на 87 км трассы Р-239;
- строительству участка Вознесенского тракта от просп. Победы до автодороги М-7 «Волга» в Советском районе Казани и Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан (длина 7,8 км);
- реконструкции Горьковского шоссе в Кировском районе Казани на участке от Музыкальной ул. до автодороги М-7 «Волга» (длина участка 17,0 км).
В Тверской области планом дорожной деятельности предусмотрено:
- в 2025 году — завершение реконструкции на 206-210 км автодороги М-9 «Балтия» Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой и установка акустических экранов на 117-121 км, 169-м, 174-175 км и 177-178 км автодороги М-10 «Россия» Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург;
- в 2026 году — строительство Западного моста через реку Волга в Твери (длина 3,0 км);
- в 2027 году — строительство акустических экранов на 179-181 км автодороги М-10 «Россия»;
- в 2030 году — транспортная развязка на 227-м км трассы М-10 «Россия» (протяжённость участка работ 1,8 км).
В Тульской области к концу 2025 года намечено завершить устройство:
- стационарного электрического освещения, тротуаров и двух автобусных остановочных пунктов на 738-739 км автодороги Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль — Кострома — Иваново — Владимир — Гусь-Хрустальный — Рязань — Михайлов — Тула — Калуга — Вязьма — Ржев — Тверь — Углич — Ярославль;
- стационарного электроосвещения на 156-177 км автодороги М-2 «Крым» Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной.
В 2028 году намечено строительство шумозащитного экрана на 738 км трассы Р-132 «Золотое кольцо».
В Тыве к концу 2025 года намечено завершить устройство стационарного электроосвещения и тротуаров в г. Кызыл (804-809 км), п. Усть-Элегест (826-828 км), г. Шагонар (909-913 км), с. Ак-Дуруг (965-967 км), с. Солчур и с. Хандагайты (1106-1107 км) на автодороге Р-257 «Енисей» Красноярск — Абакан — Кызыл — Чадан — Хандагайты — граница с Монголией
В Тюменской области планом дорожной деятельности намечено:
- в 2025 году — завершение реконструкции участка на 17-28 км автодороги Р-402 Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск;
- в 2026 году — завершение реконструкции участков на 10-17 км, 28-39 км и 89-103 км автодороги Р-402;
- в 2027 году — завершение реконструкции участка на 226-238 км автодороги Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск.
В Удмуртии в 2025 году намечено завершение реконструкции 1 и 3 этапов автодороги Ижевск — Сарапул на 10-62 км трассы (общая протяжённость 11,1 км).
В 2029 году намечено:
- обустроить стационарное электрическое освещение, тротуары и автобусные остановки на 170-м и 163-м км подъезда к городу Ижевску в составе автодороги Р-243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь;
- завершить 2-й этап реконструкции автодороги Ижевск — Сарапул на 10-62 км трассы (общая протяжённость 18,3 км).
В Ульяновске в 2025 году намечено завершение реконструкции моста на ул. Минаева с подходами в Ульяновске (длина 1,8 км) и завершение финансирования строительства моста через реку Свиягу в створе ул. Шевченко и ул. Смычки (длина участка 0,4 км).
В составе автодороги Р-241 Казань — Буинск — Ульяновск в 2027 году предусмотрено открытие обхода пос. Чердаклы протяжённостью 8,8 км, а к 2028 году — реконструкция на 242-244 и 253-261 км трассы подъезда к городу Самаре
В Хабаровском крае планируется:
- в 2025 году — завершение устройства стационарного электроосвещения, тротуаров и 15 автобусных остановок на 12-13 км (г. Хабаровск), 23 км (п. 24-й км), 27-29 км (п. Корфовский), 58-61 км (пгт Переяславка), 72-4 км (пгт Хор), 77-79 км (п. Новостройка), 87-89 км (с. Дормидонтовка), 118-122 км (г. Вяземский), 125-127 км (с. Отрадное), 140 км (с. Котиково), 230-231 км автодороги А-370 «Уссури» Хабаровск — Владивосток;
- в 2026 году — обновление мостового перехода через реку Бикин с путепроводом через железную дорогу на 228 км дороги А-370 «Уссури»;
- в 2027 году — строительство подъездной дороги к мосту через протоку Амурскую (длина участка 4,2 км);
- в 2033 году — завершение реконструкции на участке 36-59 км трассы А-370 «Уссури».
К 2028 году в Хакасии намечено построить стационарное электроосвещение и тротуары в п. Усть-Мана (31-33 км), г. Дивногорск (37-44 км), п. Знаменка (326-327 км), обходе Абакана (382-385 км) и 407-423 км автодороги Р-257 «Енисей» Красноярск — Абакан — Кызыл — Чадан — Хандагайты — граница с Монголией.
Крупный инфраструктурный проект на Югре планируется реализовать к концу 2030 года —строительства моста через Обь с подходами в районе города Сургута (длина участка 45,6 км).
В 2030 году намечено открытие транспортной развязки на 463-м км автодороги Р-280 «Новороссия» Ростов-на-Дону — Мариуполь — Мелитополь — Симферополь.
В 2026 году на Южном Урале планируется завершение реконструкции на 1548-1609 км автодороги М-5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск.
Федеральная поддержка в ближайшие будет оказана улучшению дорожной инфраструктуры столицы Чеченской Республики и пригородных трасс.
В 2025 году намечено завершение реконструкции ул. А. Шерипова в Грозном (длина участка 2,3 км) и моста через реку Сунжа по ул. А. Шерипова (длина 0,1 км);
В 2026 году планируется провести реконструкцию:
- 14-28 км автодороги Долинский — Зебир-Юрт — Мекен-Юрт;
- ул. Айдамирова в Грозном от ул. Назарбаева до Аэровокзальной ул. (3,2 км);
- Аэровокзальной ул. в Грозном (длина участка 2,3 км);
- ул. Узуева в Грозном (длина участка 2,4 км);
- Старопромысловского шоссе (длина участка 1,5 км);
- моста через реку Сунжа по Ленинградской ул. (0.1 км).
В 2027 году предусмотрена реконструкция 0-14 км автодороги Долинский — Зебир-Юрт — Мекен-Юрт.
В 2028 году запланировано:
- завершение сооружения восточного обхода города Грозного длиной 19 км в составе автодороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала;
- строительство моста через реку Терек у станицы Наурская (длина участка 0,3 км).
В 2031 году ожидается завершение реконструкции ул. Назарбаева со строительством разноуровневой транспортной развязки со Старопромысловским шоссе (длина участка 1,4 км).
В 2025 году в Чувашии в составе автодороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа запланировано окончание строительства 2-й очереди моста через реку Сура на 582-м км трассы (протяжённость участка работ 5,7 км) и реконструкции на 588-601 км трассы.
На Чукотке к открытию запланированы:
- в 2027 году — участки 425-440 км и 633-647 км автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь;
- в 2029 году — участки 416-425 км и 647-687 км автодороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь на участке Омолон — Анадырь.
В 2029 году на Ямале планируется завершить строительство участка Харп — Горнолыжный центр автодороги Харп — Горнолыжный центр — МАС «Снежинка» (длина 19,5 км).
В Ярославской области планом дорожной деятельности предусмотрено:
- в 2025 году — обустройство акустических экранов на автодороге «подъезд к Костроме» в составе автодороги М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск в населённых пунктах Нагорный (0-1 км) и Корюково (3-4 км);
- в 2027 году — электрическое освящение и тротуары на автодороге Р-132 «Золотое кольцо» Ярославль — Кострома — Иваново — Владимир — Гусь-Хрустальный — Рязань — Михайлов — Тула — Калуга — Вязьма — Ржев — Тверь — Углич — Ярославль в населённых пунктах Новое (1494-1496 км), Большое село (1504-1506 км), Каменское (1510-1511 км), Арефино (1516-1517 км), Ильишино (1520-1521 км). Варегово (1523 км), Глебово (1529 км).
- в 2028 году — строительство путепровода через железную дорогу на 7-м километре подъезда к Костроме (протяжённость участка работ 2,2 км).
Планы «Автодора»
Государственная компания «Автодор» продолжает формировать транзитные автодорожные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток». В доверительном управлении «Автодора» находится 5019 км дорог, из них 3101 км находится в платной эксплуатации — в том числе М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и А-113 «ЦКАД».
В Башкортостане, Пермском крае и Свердловской области ведётся строительство 275-километровой автомагистрали Дюртюли — Ачит, которая к концу 2025 года войдёт в состав продолжения скоростной трасс М-12 «Восток» до Екатеринбурга. К марту 2025 года общая готовность дороги составляет уже 85%. Для связи с существующей сетью местных дорог в Пермском крае строятся две развязки — на пересечении с дорогой Щучье Озеро — Явгильдино и на пересечении с дорогой Голдыри — Орда — Октябрьский.
Также в 2025 году планируется:
- открытие двух надземных пешеходных переходов в Краснодарском крае на трассе М-4 «Дон» в районе Горячего Ключа на 1387-м км (микрорайон Заречье) и 1390-м км (городская зона отдыха «Старый Замок»); и на Восточном обходе Краснодара (1327-й км) в районе пос. Победитель;
- открытие надземного пешеходного перехода в Адыгее на 1361-м км трассы М-4 «Дон» в посёлке Псекупс;
- завершение реконструкции путепровода на 6-м км автодороги А-149 Адлер — Красная Поляна;
- строительство транспортной развязки трассы М-1 «Беларусь» с дорогой А-108 «Московское большое кольцо» (включая реконструкцию 83-87 км на М-1);
До конца 2026 года планируется:
- построить подъезд с 681-го км скоростной трассы М-11 «Нева» к аэропорту Пулково протяжённостью 5,5 км;
- построить развязку автодороги А-113 «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД) с Дмитровским шоссе со строительством четырёх съездов общей протяжённостью 2,7 км, а также реконструкций участка федеральной трассы А-107 «ММК» протяжённостью 2,3 км;
- реконструировать участка на 66-84 км трассы М-1 «Беларусь»;
- реконструировать участок на 65-124 км трассы М-3 «Украина».
В Краснодарском крае ГК «Автодор» ведёт строительство автодороги от Джубги до Сочи: работы начались на обходе Адлера. А в Ростовской области планируется реконструкция на участке 933-1024 км автодороги М-4 «Дон».
До конца 2025 года в новых регионах силами ГК «Автодор» предусмотрено восстановление около 770 км дорог, в том числе:
- дороги Старопетровка — Новопетровка — граница области — с. Куликовское протяжённостью 26 км в Запорожской области;
- обхода Макеевки в Донецкой Народной Республике протяжённостью 10 км;
- дороги Новая Каховка — Геническ протяжённостью 35 км;
- около 100 км дороги Донецк — Новоазовск — Старобешево;
- дороги Донецк — Ноаоазовск — Седово в ДНР (протяжённость 102 км);
- дороги Райгородка — Славяносербск — Михайловка в ЛНР длиной 33 км;
- подъезда к городу Кировску в ЛНР;
- дороги Рыково — Ивановка длиной 44 км в Херсонской области;
- дороги Троицкое — Белокуракино (около 75 км) в ЛНР;
- дорог Лутугино — Краснодон, Антрацит — Ровеньки — Свердловск, Успенка — Антрацит в ЛНР.
До конца 2026 года планируется отремонтировать обход Донецка, включая более 30 км федеральной трассы Р-150, 11 км региональной дороги, ведущей к Горловке, а также часть Ясиноватского шоссе к Донецкому аэропорту протяженностью 6 км.
Повышение доли федеральных дорог и дорог опорной сети до 85%, а дорог регионального или межмуниципального значения — до 60% к 2030 году предусмотрено Указом Президента РФ о национальных целях развития Росийской Федерации..
Паспортом национального проекта «Инфраструктура для жизни» на транспортные федеральные проекты на 2025-2030 годы предусмотрено финансирование в объёме 9.2 трлн руб.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.