В Выборге открыли памятник трамваю, а в Ногинске стирают память о нём

  • Павел Яблоков
    7 августа 2018 г. — 23:53
    590

    У подмосковного Ногинска остался шанс опередить Выборг. Правда, в весьма сомнительной номинации – по количеству лет между закрытием трамвайного движения и открытием памятника трамваю. Выборг свой ход сделал 3 августа. В Ногинске, тем временем, продолжают стирать пока ещё многочисленные следы из недалёкого трамвайного прошлого.

    Трамвайное движение в Выборге, отмечающем в этом году 725-летие, открылось в 1912 году, когда город входил в состав Российской империи. За своё 45-летнее существование выборгский трамвай успел побывать и финским, и советским. Четырежды из-за войн его движение прекращалась. Окончательно трамвай, признанный неперспективным, закрыли 1 апреля 1957 года. Сочетание нестандартной колеи (1000 мм), для которой в СССР тогда не выпускали новые вагоны, сильного износа путей и требующей замены тяговой подстанции вкупе с компактностью сети (протяжённость линий составила всего 12 км) привели к решению властей о полной ликвидации трамвайного хозяйства. Летом того же 1957 года почти все пути демонтировали.

    Памятник выборгскому трамваю открыли 3 августа 2018 года в сквере на пересечении улиц Крепостной, Пионерской и Банковского проезда – рядом с одной из бывших трамвайных линий. Он отныне получил имя Трамвайного.

    Идея возобновить трамвайное движение или хотя бы как-то увековечить первый городской общественный транспорт витала в умах жителей Выборга многие годы. Но лишь в 2017 году районная администрация решила поддержать эту инициативу. Макет трамвая, собранный по чертежам вагонов, родственно наиболее близким к первым выборгским вагонам образца 1912 года, изготовили на Выборгском судостроительном заводе (ПАО «ВСЗ»).

    Рядом с вагоном установили бронзовые скульптуры вагоновожатого и мальчика-безбилетника на сцепном устройстве. Работа по строительству нового сквера начались в июне 2018 года. За это время здесь установлены уличные фонари, лавки, урны, оборудован газон, выполнено мощение территории из булыжного камня с гранитным поребриком, сообщает сайт администрации Выборгского района Ленинградской области.

    Новый памятник распахнул свои двери для горожан и гостей Выборга. Внутри вагона размещена кофейня. Такое решение позволит сделать новый туристический объект более посещаемым и обеспечить постоянный уход за памятником.

    Нормальная жизнь более молодого, открытого в 1924 году ногинского трамвая, прекратилась тоже 1 апреля, как и в Выборге, но уже 2011 года – на 54 года позже. После этого последовало несколько лет агонии формально не ликвидированного, но де-факто не работающего «трамвая Шрёдингера». Первые два года трамваи иногда даже выходили работать на единственный маршрут.

    Самая последняя поездка ногинского вагона по городским улицам состоялась в сентябре 2016 года. На разовую акцию, посвящённую грядущему голосованию о судьбе трамвая, трамвай по рельсам, над которыми уже сняли контактную сеть, потащил армейский тягач. Референдум признали недействительным из-за недостаточной явки голосовавших, а повторный проводить не стали.

    В 2017 году начался поэтапный демонтаж трамвайных путей и утилизация вагонов ногинского трамвая. Летом 2018 работы сначала велись на улице III Интернационала, а в августе дошли и до соседней Трудовой улицы. В июне городская администрация озвучила планы по установке памятника Ногинскому трамваю на городском автовокзале, сообщил «Телеканал Ногинск». Если это событие свершится раньше 2074 года, то Ногинск опередит Выборг по скорости увековечивания некогда важного для города вида транспорта.

    В 2015 году трамвайное движение закрылось и в Дзержинске Нижегородской области. Большинство инфраструктуры трамвая уже демонтировано. Памятника Дзержинскому трамваю до сих пор нет.

    Виды транспорта: