В Твери не оправдались надежды на быстрое восстановление трамвайного движения

  • Павел Яблоков
    7 декабря 2018 г. — 23:57
    749

    Критический износ трамвайных путей не позволяет продолжать трамвайные перевозки в Твери. Движение пришлось остановить с 14 ноября. А подведённые на днях итоги обследования состояния рельсового полотна таковы, что возобновление работы единственного маршрута в обозримом будущем — как минимум до лета — под большим вопросом.

    Проблема назревала

    Изношенные участки были выявлены ещё после предыдущего обследования путей, которое в соответствии с требованиями законодательства проводится дважды в год специализированной аккредитованной организацией. Тогда состояние путей позволило сохранять движение трамвая, но вынудило ограничить скорость движения вагонов, а также провести срочный точечный ремонт наиболее уязвимых участков пути.

    Однако при движении на скорости ниже 10 км/ч пассажиры отказываются от медленного пассажирского сервиса, а вагоны подвергаются повышенному износу, в частности от перегрева тяговых двигателей.

    Летом неотложные ремонтные мероприятия на участках обособленного пути от остановки «Застава» до «ДСК» и от улицы Ерофеева до Автовокзала были проведены силами перевозчика – МУП «ПАТП-1». Но локальные работы только продлили срок службы путей, но не привели к снятию скоростных ограничений.

    Осенью администрацией города Твери и МУП «ПАТП-1» прорабатывалась возможность организации ремонта трамвайных путей по маршруту № 5 и улице Благоева. С 2016 года после закрытия линии трамвая № 14, маршрут № 5 «Автовокзал – ДСК» оставался работать в Твери единственным, а по улице Благоева проходит линия, связывающая трассу маршрута с депо. Одним из вариантов был ремонт путей в ходе дорожной ремонтной кампании 2019 г., в том числе по целевой федеральной программе ремонта дорожной инфраструктуры, так как участки на совмещённом полотне являются частью автодорог.

    «Вскрытие» показало

    14 ноября этого года была выявлена техническая неисправность участка трамвайных путей на просп. Чайковского в районе ул. Ерофеева. Тогда же руководством МУП «ПАТП-1» было принято решение временно приостановить трамвайное движение по маршруту № 5 на несколько дней. Накануне было завершено очередное плановое обследование трамвайных путей, что прояснило планы по ремонтам, а также сроки и объёмы необходимого финансирования на эти цели.

    Эксперты предлагают два основных варианта работ: подъёмочный либо капитальный ремонт отдельных участков на всём протяжении маршрута. Окончательное решение планируется принять на заседании городской комиссии по безопасности дорожного движения, которое состоится до конца года. Но уже ясно, что путь к возвращению трамваев на маршрут неблизкий. Необходимо разработать проектно-сметную документацию и провести конкурс по определению подрядчика.

    Если успеть подготовиться к ремонту за зимнее время, то восстановление путей можно будет начать с наступлением благоприятных погодных условий. На масштабный ремонт требуются значительные средства, источник которых пока не определён. Администрация Твери будет принимать участие в различных программах по софинансированию.

    Жизнь без трамвая

    На время подготовительных и ремонтных работ МУП «ПАТП-1» собирается усилить частично дублирующие трамвай автобусные маршруты №№ 30, 31, 36 и 41, пишет сайт администрации города.

    Возможно, что у тверского трамвая всё-таки нет серьёзного будущего. На фоне остановки работы последнего трамвайного маршрута, 29 ноября было принято постановление № 1516 об утверждении муниципальной программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери» на 2021—2026 гг.

    Большинство мероприятий программы относится к строительству и реконструкции автодорог. Трамваи в ней упоминаются лишь дважды — и оба раза как существующие проблемы (предельный износ трамвайных путей, а также неудовлетворительное состояние парков подвижного состава, контактной сети, трамвайных путей, тяговых подстанций).

    Основными направлениями решения проблем в сфере общественного транспорта в документе названы:

    • совершенствование тарифной политики;
    • внедрение персонифицированного учета оплаты проезда и мониторинга предоставления услуг по перевозке граждан льготных категорий;
    • обновление и пополнение парка подвижного состава муниципального транспорта;
    • ремонт и восстановление производственно-технической базы муниципальных перевозчиков;
    • совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства и транспорта.

    Таким образом, трамвайные пути оказались за рамками основных задач, поставленных программой. Впрочем, она вступает в силу лишь в 2021 г., и есть ещё время внести в неё изменения, сохранив трамвайное сообщение в Твери.

    С 1 октября этого года полностью остановлено движение трамваев в Комсомольске-на-Амуре, где до последнего времени работало три маршрута. А в ноябре подписано постановление о ликвидации тамошнего «Трамвайного управления». Тверскому МУП «ПАТП-1» даже в случае невосстановления трамвайных перевозок ликвидация не грозит, так как с 2015 года этот единый муниципальный оператор с «автобусным» названием занимается автобусными, троллейбусными и трамвайными перевозками.

    Организации: 
    Виды транспорта: