В Пензе троллейбусы сумели вернуться на улицы с новогодних каникул

  • Павел Яблоков
    6 января 2019 г. — 23:52
    352
    Иллюстрация: 

    В новогоднюю ночь во многих крупных городах страны работа маршрутов общественного транспорта была продлена. Активно участвовали в обслуживании пассажиров трамваи и троллейбусы. Но только не в Пензе, где в первые дни января движение «рогатых» прекратилось полностью.

    Каникулы без отдыха

    31 декабря прошлого года пензенские троллейбусы отработали свои смены в обычном режиме, после чего ушли на каникулы. Из-за проведения работ по обслуживанию и ремонту контактной сети работа троллейбусов будет обеспечена с 5 января 2019 г. в объеме 80 % от графика выходного дня, сообщил жителям сайт администрации Пензы.

    Но первые известия о выходе троллейбусов после кратковременного отпуска датированы лишь 6 января, при том что городская новостная лента работала и накануне. Также официальный ресурс администрации уведомил, что начиная с 9 января троллейбусы продолжат ходить по городским маршрутам в полном объёме.

    Однако остановка троллейбусного движения вызвана не только профилактикой контактной сети. 31 декабря 2018 года у ООО «Городской электрический транспорт» («Горэлектротранс») истекал срок действия контракта на обслуживание троллейбусных маршрутов.

    Открытый аукцион на обслуживание троллейбусных маршрутов в первом полугодии 2019 г. был объявлен относительно заранее – 16 ноября 2018 года. Однако перед самым окончанием срока подачи заявок на аукцион заказчик (городская администрация в лице Управления транспорта и связи Пензы) изменил срок окончания приема заявок с 3 на 17 декабря. В результате сдвинулись и возможные сроки заключения муниципального контракта.

    В информационную карту аукциона даже внесли изменения – срок выполнения работ устанавливался не с 1 января по 30 июня 2019 года, а в течение шести месяцев с момента заключения контракта – то есть, «как получится». За обслуживание шести троллейбусных маршрутов перевозчику из бюджета Пензы предназначалось около 52,1 млн руб.

    На этом приключения действующего троллейбусного перевозчика не закончились. По окончании приёма заявок выяснилось, что его заявка не является единственной. Поэтому предприятие ожидает участие в аукционе, в ходе которого претенденты могут изменять стоимость работ в меньшую сторону. При этом «Горэлектротранс» не мог себе позволить играть на понижение начальной максимальной цены контракта, чтобы не работать весь срок его действия себе в убыток, констатирует «Пенза-Взгляд».

    Второй претендент – ИП Мещенков И.В., подавший заявку в последний день (17 декабря), за время проведения электронного аукциона не обозначил свою позицию по цене контракта. В результате 24 декабря аукцион признали несостоявшимся, а контракт аукционная комиссия постановила заключить с претендентом, подавшим заявку раньше прочих. Им оказалось ООО «Горэлектротранс», чья заявка была отправлена ещё 28 ноября.

    Поскольку по законодательству контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола о подведении итогов аукциона, первые дни января пензенцам пришлось провести без троллейбусов. Только на следующий день после подписания контракта (оно состоялось 5 января) у «Горэлектротранса» появились основания возобновить работу на маршрутах.

    Шесть троллейбусных маршрутов Пензы

    Техническим заданием по муниципальным перевозкам электротранспортом в Пензе по регулируемым тарифам предусмотрен выпуск 56 троллейбусов на шесть маршрутов в рабочие дни и 32 троллейбусов на пять маршрутов в выходные дни:

    • № 1 «пл. М. Жукова—ул. Северная» (работа только в будни, четыре троллейбуса, 49 рейсов; отправление от пл. М. Жукова с 6:04 до 11:33 и с 15:04 до 18:47, от Северной ул. – с 6:03 до 11:07 и с 15:25 до 18:24);
    • № 2 «Кривозерье—Центр искусств» (по рабочим дням – семь троллейбусов, 88 рейсов, по выходным дням – четыре троллейбуса, 52 рейса; отправление от Кривозерья по рабочим дням с 5:50 до 11:42 и с 14:21 до 20:00, по выходным – с 5:55 до 11:33 и с 14:23 до 18:48; отправление от Центра искусств по рабочим дням с 6:07 до 10:48 и с 13:27 до 19:44, по выходным – с 6:15 до 10:40 и с 13:29 до 19:09);
    • № 6 «Запрудный—Пенза III» (по рабочим дням – семь троллейбусов, 56 рейсов, по выходным дням – четыре троллейбуса, 35 рейса; отправление от Запрудного по рабочим дням с 5:55 до 10:25 и с 13:02 до 18:54, по выходным – с 6:11 до 10:19 и с 14:40 до 18:16; отправление от Пензы-III по рабочим дням с 6:10 до 10:36 и с 14:18 до 18:50, по выходным – с 6:14 до 11:34 и с 14:08 до 18:53);
    • основной троллейбусный маршрут Пензы № 7 «Запрудный—Аэропорт» (по рабочим дням – 23 троллейбуса, 205 рейсов, по выходным дням – 15 троллейбусов, 134 рейса; отправление от Запрудного по рабочим дням – с 5:59 до 20:03, по выходным – с 6:06 до 19:40; отправление от Аэропорта по рабочим дням с 6:05 до 11:27 и с 13:57 до 19:51, по выходным – с 6:03 до 11:10 и с 14:18 до 19:27);
    • № 8 «ул. Мира—стадион "Пенза"» (по рабочим дням – восемь троллейбусов, 171 рейс, по выходным дням – пять троллейбусов, 113 рейсов; отправление от ул. Мира по рабочим дням с 6:03 до 19:58, по выходным – с 6:03 до 19:21; отправление от стадиона «Пенза» по рабочим дням с 5:39 до 20:32, по выходным – с 5:40 до 18:58);
    • № 9 «ул. Клары Цеткин—ул. Стасова» (по рабочим дням – семь троллейбусов, 66 рейсов, по выходным дням – четыре троллейбуса, 43 рейса; отправление от ул. Клары Цеткин по рабочим дням с 6:15 до 11:57 и с 14:30 до 19:17, по выходным – с 6:13 до 11:26 и с 14:24 до 19:03; отправление от ул. Стасова по рабочим дням с 6:08 до 10:56 и с 13:30 до 20:21, по выходным – с 6:15 до 10:56 и с 13:24 до 19:36).

    Автобусники в первые праздничные дни тоже не радовали горожан изобилием рейсов. 1 и 2 января выпуск автобусов большого и малого класса составлял 30% от обычного плана. С 3 января автобусы стали работать по графикам выходного дня.

    Тем временем работники «Горэлектротранса», у которого не имелось действующего контракта, 3 января были замечены в городе ремонтирующими небольшие участки сети. В частности, заменены криводержатели контактной сети троллейбусов на ул. Стасова и в районе монумента «Глобус» на пл. Дружбы. На просп. Победы, ул. М. Горького и Володарского отрегулировано натяжение контактного провода, ещё на некоторых участках провода и изоляторы заменены, информирует ИА «PenzaNews».

    Оптимизация сети: маршрутной или контактной?

    Не исключено, что в ближайшее время потребность в контактной сети у пензенских троллейбусов сократится. 25 декабря 2018 г. приказом Управления транспорта и связи города Пензы № 173 на основании обращений перевозчиков (ООО «Городской электрический транспорт» и ООО «Компания Дилижанс») изменены троллейбусный маршрут № 2 и автобусный № 59.

    Маршрут № 2 «Кривозерье—Центр искусств» от остановки «Кинотеатр "Октябрь"» направится по ул. Кирова и ул. Суворова вместо ул. Максима Горького, ул. Володарского, Октябрьской ул. и ул. Плеханова. Вместо остановок «Дом Мейерхольда», «Театральный пр.» и «Октябрьская ул.» будут действовать остановки «Пл. Ленина», «Центральный Рынок» и «Сбербанк». По такой трассе маршрут уже ходил этим летом, когда шёл ремонт контактной сети в районе перекрёстка ул. Максима Горького и ул. Кирова. Изменения подразумевают полное прекращение движения троллейбусов по ул. Максима Горького, а по ул. Володарского и Октябрьской ул. контактная сеть будет задействована только в одну сторону — для разворота троллейбусного маршрута № 1.

    Автобусный маршрут № 59 «ГПЗ-24—пос. ЗИФ» будет следовать в сообщении «ГПЗ-24—Пензхиммаш». От остановки «Стадион "Пенза"» автобусы направятся по ул. Леонова, Циолковского, Беляева и Кирпичной вместо пр. Байдукова, ул. Байдукова, ул. Литвинова, ул. Аустрина и автодороги М-5 «Урал».

    По снимаемому участку трассы маршрута № 59 с 27 декабря уже продлена до Заводского района трасса автобусного маршрута № 40 «пос. ЗИФ—пос. Нефтяник». От посёлка ЗИФ он следует далее по автодороге М-5 «Урал», ул. Аустрина, ул, Литвинова, ул. Байдукова, пр. Байдукова, и затем с разворотом вокруг стадиона «Пенза» по ул. Леонова, ул. Циолковского, ул. Крупской и ул. Гагарина.

    Перевозки со многими неизвестными

    Несмотря на заключение контракта, до конца неизвестно, каким числом машин сможет располагать «Горэлектротранс» в ближайшем будущем. У Пензы есть шансы лишиться 15 самых новых троллейбусов, которые были взяты в лизинг и оформлены на СМУП «Пензалифт». С февраля 2015 года, после начала процедуры банкротства профильного транспортного МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы» («ППП»), это предприятие отвечало за городские троллейбусные перевозки. Нынче оно и само находится в сложном финансовом положении. Определение дальнейшей судьбы «зависших» «рогатых» может произойти уже в конце января.

    Ещё одним из факторов неизвестности станут взаимоотношения отобранного троллейбусного перевозчика с новым владельцем инфраструктуры. Под конец года «с молотка» была распродана и последняя партия имущества МУП «ППП». Банкротство предприятия началось в мае 2014 г. В итоге за автобусные перевозки стали полностью отвечать частные компании.

    А троллейбусное хозяйство стало ютиться в единственном оставшемся депо в районе Арбеково. На время проведения процедуры банкротства МУП «ППП» его имущество стали сдавать в аренду другим компаниям, которые занимались тем временем обслуживанием троллейбусных маршрутов. Сначала этим занималось СМУП «Пензалифт», а с мая 2017 года, после перехода на работу по муниципальным контрактам – новый перевозчик ООО «Горэлектротранс». Как писало издание Пенза-Взгляд, указанная компания имеет несколько другой состав учредителей и инвесторов, но является дружественной ООО «Дилижанс» – одному из основных автобусных перевозчиков города.

    В октябре прошлого года бывшее троллейбусное депо № 2 (с февраля 2015 года – просто Троллейбусное депо), практически со всей городской контактной сетью, а также 48 троллейбусами, выставили на продажу. Торги стартовали 15 октября с 444,7 млн руб., но по такой цене покупателей на троллейбусное имущество не нашлось. Далее по существующей процедуре цена лота уменьшалась на 10% каждые семь календарных дней. В последнюю неделю торгов — с 17 по 24 декабря — последнее троллейбусное депо в Пензе со всеми городскими коммуникациями стоило уже всего 44,4 млн руб.

    Лишь в последний день торгов на аукцион заявилось две компании. ООО «Партнер-Логистик 58» предложило 44,5 млн руб., но за несколько минут до окончания торгов его ставку перебило ООО «Меркурий-авто-9», предложившее 45,05 млн руб. и ставшее победителем торгов.

    Нормально, Меркурий? Отлично, Дилижанс!

    Группы компаний «Дилижанс» и «Меркурий» являются основными игроками на пассажирском рынке Пензы. Теперь друг без друга они не смогут обеспечить пассажиров троллейбусными перевозками.

    ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» обслуживают автобусные маршруты №№ 4, 5, 13, 18, 30, 31, 33, 34, 54, 81, 89. В свою очередь, ООО «Компания Дилижанс», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО Транспортная компания «Дилижанс» действуют на маршрутах №№ 1, 1т, 2а, 2т, 5к, 8, 9, 9к, 9м, 10, 10а, 16, 20, 21, 27, 29, 41, 43, 49, 55, 59, 63. 66, 68, 70, 73, 77, 82с, 85, 93.

    В 2017 году ООО «Меркурий» полностью обновило автобусы на маршруте № 54, существенно дублирующем троллейбусный маршрут № 7 «Горэлектротранса» (дружественного к группе компаний «Дилижанс»), из-за чего пассажиропоток в троллейбусах уменьшился.

    У приобретённого на торгах троллейбусного имущества есть существенное обременение как у социально значимого объекта. Покупатель обязан обеспечивать его надлежащее содержание и использование в соответствии с их целевым назначением для перевозок населения на маршрутах городского наземного электрического транспорта в границах города Пензы, подчёркивает Пенза-пресс.

    Летом 2018 года в Чувашии прекратило перевозочную деятельность ГУП «Чувашавтотранс».

    Виды транспорта: