Нацпроект БКД помогает создавать ИТС: в Нижний Новгород, Белгород, Ставрополь, Сургут приходит прогресс

  • Полина Лемешева
    22 марта 2022 г. — 16:25
    295

    Создание и развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) за счёт средств собственного бюджета могут себе позволить далеко не все регионы. Однако модернизация шагает по стране — во многом благодаря действию национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), обеспечивающему регионам существенную поддержку из средств федерального бюджета. Качественным дорогам нужно и «умное» управление движением на них. Развитием проектов уже не первый год занимаются в Белгородской и Нижегородской областях, Ставропольском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

    Белгородская область

    В Белгородской области в этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» на создание и внедрение новых подсистем и модулей ИТС, а также модернизацию и масштабирование существующих решений планируется направить 90 млн руб. За два последних года регион тоже получал помощь в виде федерального финансирования на эти цели: на развитие интеллектуальных транспортных систем в регионе уже было направлено 160 млн руб.

    Первым шагом в Белгородской области было создание транспортной стратегии по внедрению и модернизации интеллектуальных транспортных систем в 2020 году. Документ, описывающий автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, создан в рамках регионального проекта «Развитие цифровой инфраструктуры дорожной сети агломераций». 

    Но одним планированием не ограничились: за два года реализации стратегии на участках дорог, отмечающихся наиболее интенсивным движением, разместили специальное оборудование. Всего установлено 106 детекторов транспорта и 122 дорожных контроллера. Наблюдение за трафиком и транспортными потоками также обеспечивают 42 обзорные видеокамеры, размещённые на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети. Благодаря работе камер специалисты получают доступ к информации о ситуации на дорогах в режиме реального времени. Все эти данные в совокупности обеспечивают работу умных светофоров.

    Без единого центра обработки собранная информация не приносила бы так много пользы: данные собираются и аккумулируются в региональном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Благодаря этому появляется возможность учитывать загруженность на перекрёстках и автоматически перераспределять фазы светофоров, фиксировать трафик и нагрузку как в центре города, так и на всех въездных магистралях в Белгород.

    Как сообщает сайт нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», благодаря этому в городе на 11% выросла скорость движения транспортного потока. Кроме того в целом в агломерации увеличилась пропускная способность дорог: по данным проекта, прирост составил 10%.

    Нижегородская область 

    В 2022 году в Нижегородской области на создание интеллектуальной транспортной системы выделено более 300 млн руб. Большая часть средств поступит в область из федерального бюджета. 259,4 млн руб. область получит в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Без участия в проекте региону пришлось бы ограничиться гораздо более скромным объёмом финансирования: из областного бюджета на эти цели выделено 45,9 млн руб.

    Объём финансирования на цели развития ИТС в этом году более, чем в два раза превышает прошлогодний. В 2021 году регион получил 135,7 млн руб. Из них софинансирование со стороны области составляло немногим больше показателя этого года — 46,3 млн руб.

    На выделенные средства в Нижегородской области в рамках развития ИТС приобрели необходимое серверное оборудование для создания центра обработки данных и управления транспортом. Кроме того, начата работа над оборудованием сети «умных» светофоров: уже установлены шесть светофорных объектов, на модернизацию ещё 37 светофорных объектов подготовлены проекты.

    В этом году часть средств потратят на приобретение программного обеспечения для единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). Также закупят оборудование для создания профильного ситуационного центра: он примет на себя координацию отдельных служб транспортного комплекса города и регулирование дорожно-транспортной обстановки. Отдельное направление работы — обеспечение приоритета для движения общественного транспорта. Помимо организации выделенных полос для этих целей в этом году продолжится работа со светофорами: часть светофорных объектов будет оснащена современным «умным» оборудованием. Ситуационный центр будет вносить коррективы в работу светофоров.

    Основными целями внедрения ИТС специалисты называют безопасность и комфорт на дорогах. Снижение количества случаев нарушений ПДД, аварийности (по прогнозам — до 25%), в особенности —  числа аварий с пострадавшими само по себе очень приоритетное направление развития. При этом в Нижнем Новгороде видят и другие положительные перспективы: ИТС также призвана увеличить пропускную способность дорог на 15% и обеспечить более оперативное прибытие служб быстрого реагирования на место вызова, сообщает информационное агентство «В городе N».

    Ставропольский край

    Ставрополь приступает ко второму этапу внедрения ИТС. Планы на этот год будут включать в себя три направления: информационное, наблюдательное и регулирующее.

    К первому относится установка «умных» светофоров, динамических информационных табло и знаков переменной информации. Так, в городе запланировано модернизировать и дооснастить 17 существующих светофоров. В частности, это объекты на пересечениях улиц 50 лет ВЛКСМ и Шпаковской, Ленина и проспекта Кулакова, Западного обхода и Приозерной, Пригородной и Чапаева. Всего до 2024 года в Ставрополе установят ещё 59 современных светофоров.

    По второму направлению в этом году в Ставрополе средства будут направлены на создание систем, видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. Сейчас администрацией Ставрополя ведутся работы по закупке необходимого оборудования.

    С третьей стороны, объединять отдельные элементы ИТС будет призвана подсистема директивного управления транспортными потоками. Её развитие тоже входит в планы на этот год, сообщает сайт проекта «Безопасные и качественные дороги».

    Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Сургут, крупнейший город Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры, в этом году получит из федерального бюджета на развитие ИТС почти 90 млн руб. За прошлый год в Сургуте был завершён уже второй этап работ, в рамках которых специалисты работали над автоматизацией процессов управления движением. Полностью завершить все работы по созданию ИТС планируется в ноябре 2024 года.

    Специальное программное обеспечение занимается сбором информации и аналитики, собираемой в том числе с помощью 26 интеллектуальных камер, установленных на загруженных перекрёстках. Полученные данные используются для выявления дорожно-транспортных происшествий, автомобильных заторов и чрезвычайных ситуаций. Также в городе действуют 42 модернизированных светофора.

    Оперирует дорожным движением центральный управляющий пункт с автоматизированной системой. Комплекс пока работает в тестовом режиме — он выполняет автоматический сбор данных для анализа трафика и дальнейшей корректировки работы адаптивных светофорных объектов.

    В этом году в дополнение к центральному управляющему пункту в Сургуте появится диспетчерский центр управления и мониторинга общественного транспорта, который будет объединять всех перевозчиков. Координацией дорожных работ и содержанием автодорог также займётся специализированный центр контроля и управления. Отдельная статья расходов, намеченная на этот год, — реконструкция ранее установленных светофорных объектов.

    По оценкам специалистов, внедрение новых технологий позволит снизить нагрузки транспортной сети и значительно сократить пробки в Сургуте: так как этот город часто попадает в список лидеров по уровню автомобилизации в России, здесь эта проблема требует решения. Завершить создание ИТС в Сургуте планируют в 2024 году. Предполагается что реализация программы позволит разгрузить дороги на 30%, сообщает сайт проекта «Безопасные и качественные дороги».

    В этом году на развитие ИТС в 42 регионах из федерального бюджета выделено 7,35 млн руб. В частности, продолжают внедрять ИТС в Екатеринбурге, Татарстане и Вологде.