В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
Создание и развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) за счёт средств собственного бюджета могут себе позволить далеко не все регионы. Однако модернизация шагает по стране — во многом благодаря действию национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), обеспечивающему регионам существенную поддержку из средств федерального бюджета. Качественным дорогам нужно и «умное» управление движением на них. Развитием проектов уже не первый год занимаются в Белгородской и Нижегородской областях, Ставропольском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
В Белгородской области в этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» на создание и внедрение новых подсистем и модулей ИТС, а также модернизацию и масштабирование существующих решений планируется направить 90 млн руб. За два последних года регион тоже получал помощь в виде федерального финансирования на эти цели: на развитие интеллектуальных транспортных систем в регионе уже было направлено 160 млн руб.
Первым шагом в Белгородской области было создание транспортной стратегии по внедрению и модернизации интеллектуальных транспортных систем в 2020 году. Документ, описывающий автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, создан в рамках регионального проекта «Развитие цифровой инфраструктуры дорожной сети агломераций».
Но одним планированием не ограничились: за два года реализации стратегии на участках дорог, отмечающихся наиболее интенсивным движением, разместили специальное оборудование. Всего установлено 106 детекторов транспорта и 122 дорожных контроллера. Наблюдение за трафиком и транспортными потоками также обеспечивают 42 обзорные видеокамеры, размещённые на наиболее загруженных участках улично-дорожной сети. Благодаря работе камер специалисты получают доступ к информации о ситуации на дорогах в режиме реального времени. Все эти данные в совокупности обеспечивают работу умных светофоров.
Без единого центра обработки собранная информация не приносила бы так много пользы: данные собираются и аккумулируются в региональном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Благодаря этому появляется возможность учитывать загруженность на перекрёстках и автоматически перераспределять фазы светофоров, фиксировать трафик и нагрузку как в центре города, так и на всех въездных магистралях в Белгород.
Как сообщает сайт нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», благодаря этому в городе на 11% выросла скорость движения транспортного потока. Кроме того в целом в агломерации увеличилась пропускная способность дорог: по данным проекта, прирост составил 10%.
В 2022 году в Нижегородской области на создание интеллектуальной транспортной системы выделено более 300 млн руб. Большая часть средств поступит в область из федерального бюджета. 259,4 млн руб. область получит в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Без участия в проекте региону пришлось бы ограничиться гораздо более скромным объёмом финансирования: из областного бюджета на эти цели выделено 45,9 млн руб.
Объём финансирования на цели развития ИТС в этом году более, чем в два раза превышает прошлогодний. В 2021 году регион получил 135,7 млн руб. Из них софинансирование со стороны области составляло немногим больше показателя этого года — 46,3 млн руб.
На выделенные средства в Нижегородской области в рамках развития ИТС приобрели необходимое серверное оборудование для создания центра обработки данных и управления транспортом. Кроме того, начата работа над оборудованием сети «умных» светофоров: уже установлены шесть светофорных объектов, на модернизацию ещё 37 светофорных объектов подготовлены проекты.
В этом году часть средств потратят на приобретение программного обеспечения для единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС). Также закупят оборудование для создания профильного ситуационного центра: он примет на себя координацию отдельных служб транспортного комплекса города и регулирование дорожно-транспортной обстановки. Отдельное направление работы — обеспечение приоритета для движения общественного транспорта. Помимо организации выделенных полос для этих целей в этом году продолжится работа со светофорами: часть светофорных объектов будет оснащена современным «умным» оборудованием. Ситуационный центр будет вносить коррективы в работу светофоров.
Основными целями внедрения ИТС специалисты называют безопасность и комфорт на дорогах. Снижение количества случаев нарушений ПДД, аварийности (по прогнозам — до 25%), в особенности — числа аварий с пострадавшими само по себе очень приоритетное направление развития. При этом в Нижнем Новгороде видят и другие положительные перспективы: ИТС также призвана увеличить пропускную способность дорог на 15% и обеспечить более оперативное прибытие служб быстрого реагирования на место вызова, сообщает информационное агентство «В городе N».
Ставрополь приступает ко второму этапу внедрения ИТС. Планы на этот год будут включать в себя три направления: информационное, наблюдательное и регулирующее.
К первому относится установка «умных» светофоров, динамических информационных табло и знаков переменной информации. Так, в городе запланировано модернизировать и дооснастить 17 существующих светофоров. В частности, это объекты на пересечениях улиц 50 лет ВЛКСМ и Шпаковской, Ленина и проспекта Кулакова, Западного обхода и Приозерной, Пригородной и Чапаева. Всего до 2024 года в Ставрополе установят ещё 59 современных светофоров.
По второму направлению в этом году в Ставрополе средства будут направлены на создание систем, видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. Сейчас администрацией Ставрополя ведутся работы по закупке необходимого оборудования.
С третьей стороны, объединять отдельные элементы ИТС будет призвана подсистема директивного управления транспортными потоками. Её развитие тоже входит в планы на этот год, сообщает сайт проекта «Безопасные и качественные дороги».
Сургут, крупнейший город Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры, в этом году получит из федерального бюджета на развитие ИТС почти 90 млн руб. За прошлый год в Сургуте был завершён уже второй этап работ, в рамках которых специалисты работали над автоматизацией процессов управления движением. Полностью завершить все работы по созданию ИТС планируется в ноябре 2024 года.
Специальное программное обеспечение занимается сбором информации и аналитики, собираемой в том числе с помощью 26 интеллектуальных камер, установленных на загруженных перекрёстках. Полученные данные используются для выявления дорожно-транспортных происшествий, автомобильных заторов и чрезвычайных ситуаций. Также в городе действуют 42 модернизированных светофора.
Оперирует дорожным движением центральный управляющий пункт с автоматизированной системой. Комплекс пока работает в тестовом режиме — он выполняет автоматический сбор данных для анализа трафика и дальнейшей корректировки работы адаптивных светофорных объектов.
В этом году в дополнение к центральному управляющему пункту в Сургуте появится диспетчерский центр управления и мониторинга общественного транспорта, который будет объединять всех перевозчиков. Координацией дорожных работ и содержанием автодорог также займётся специализированный центр контроля и управления. Отдельная статья расходов, намеченная на этот год, — реконструкция ранее установленных светофорных объектов.
По оценкам специалистов, внедрение новых технологий позволит снизить нагрузки транспортной сети и значительно сократить пробки в Сургуте: так как этот город часто попадает в список лидеров по уровню автомобилизации в России, здесь эта проблема требует решения. Завершить создание ИТС в Сургуте планируют в 2024 году. Предполагается что реализация программы позволит разгрузить дороги на 30%, сообщает сайт проекта «Безопасные и качественные дороги».
В этом году на развитие ИТС в 42 регионах из федерального бюджета выделено 7,35 млн руб. В частности, продолжают внедрять ИТС в Екатеринбурге, Татарстане и Вологде.
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Индексация тарифов вызвана ростом затрат перевозчиком и необходимостью повысить зарплаты сотрудникам в условиях кадрового дефицита
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.