Новые требования и возможности: как автобусы Подмосковья адаптируются к новым условиям?

  • Павел Яблоков
    20 мая 2022 г. — 20:15
    292
    Иллюстрация: 

    Одинцовский городской округ Московской области / odin.ru

    Ряд антикризисных мер предприняли в Подмосковье, чтобы поддержать работу общественного транспорта, и без того вызывающую нарекания пассажиров. Для перевозчиков временно смягчили требования к обновлению подвижного состава и снизили ответственность за некоторые нарушения. Одновременно начали тестировать сервис, позволяющий транспортникам не гонять автобусы вхолостую по расписанию, а подстраиваясь под пассажиропоток.

    19 мая Мособлдума на 24-м заседании приняла закон, который приостанавливает до 1 января 2023 года требования к возрасту транспортных средств, регулярно перевозящих пассажиров и багаж. По действовавшим ранее требованиям, автобусы старше семи лет и микроавтобусы старше пяти лет не должны были выходить на маршруты и подлежали замене. Закон принят по инициативе губернатора Московской области в целях поддержки транспортных организаций в условиях санкций. Приостановление требований значительно снизит финансовую нагрузку на данные организации, отмечает пресс-центр Мособлдумы. В то же время, и до принятия поправок в областное законодательство перевозчики это требование выполняли не в полном объёме. Ведь полезный срок автобусов многих моделей и их техническое состояние позволяют эксплуатировать их гораздо дольше. Не соблюдало законодательство даже руководство региона, согласовав в начале этого года для «тушения пожара» в сфере транспортного обслуживания городского округа Домодедово и других «проблемных» районов области передачу 200 автобусов из ГУП «Мосгортранс» со средним возрастом 7,5 лет (123 машины большого класса, 51 — особо большого и 26 — среднего класса).

    Автобусы, переданные из Москвы как безвозмездно, так и отставленные от работы по московским городским контрактам, скоро смогут стать дополнительной обузой для областных перевозчиков. Наиболее старые из них имеют бело-зелёный окрас, а остальные окрашены в синюю ливрею «Московского транспорта». На этом же 24-м заседании Мособлдума внесла изменения в «Кодекс Московской области об административных правонарушениях». Ими устанавливается ответственность за несоблюдение требований к единому стилю общественного транспорта, которые были обязательными с начала 2021 года, но за нарушение перевозчиков не штрафовали. Согласно этим требованиям, транспортные средства должны соответствовать цветовой гамме кузова, состоящей из основного белого цвета и полос желтого и темно-серого цвета, размещенных по всей длине боковых поверхностей кузова. Также на транспортных средствах должны размещаться фирменное наименование перевозчика, логотип перевозчика (при наличии) и логотип общественного транспорта Московской области.

    За нарушение этих требований с 1 января 2023 года установлены штрафы: для должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб., для юридических лиц — от 70 до 100 тыс. руб. Выписывать протоколы будет Управление регионального административно-транспортного контроля Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, сообщает пресс-центр Мособлдумы. В настоящий момент к единому стилю приведено 93% транспорта региона — более 9,7 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев. В этом году штрафы не начнут действовать, чтобы не подвергать бизнес дополнительной нагрузке, уточнило Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

    Чтобы поддержать перевозчиков в условиях изменившейся внешнеполитической и экономической ситуации, в Подмосковье до 50% увеличили аванс по контрактам за закупку запчастей и топлива. Фактически «закрыли глаза» проверающих органов на мелкие поломки транспорта, позволяющие ему, хоть и в неприглядном виде, но продолжать обслуживать маршруты. Штрафы за мелкие поломки снижены в 100 раз: со 100 тыс. руб. до 1 тыс. руб. Два крупнейших перевозчика Подмосковья — АО «Мострансавто» и Группа компаний «Ранд-Транс» — включены в перечень системообразующих предприятий РФ. Ключевым условием для включения в перечень являлось число перевезённых пассажиров в год — более 100 млн. Для «Мострансавто» этот показатель выше 400 млн, а для «Ранд-Транса» — свыше 110 млн пассажиров. Включение в перечень системообразующих предприятий позволит получить федеральные меры поддержки, льготные кредиты на пополнение оборотных средств, а также дает госгарантии на рефинансирование займов. Перевозчик Мострансавто уже обратился за льготным кредитом. 

    Один из основных традиционных поставщиков техники для перевозчиков Подмосковья — местный завод «ЛиАЗ» — работает над импортозамещением своего модельного ряда. Уже в начале июня с конвейера завода должен сойти первый автобус, который будет полностью собран только из отечественных и китайских комплектующих, сообщило Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

    Ещё одним перспективным путём снижения издержек транспортных предприятия является гарантированное наличие пассажиров на рейсах с нестабильным пассажиропотоком. На окраине городского округа Красногорска начали тестировать новый сервис «НамПоПути». На первом этапе эксперимента жители двух микрорайонов-новостроек «Изумрудные холмы» и «Земледелец» смогут совершать поездки до ближайшей станции МЦД Опалиха и обратно. Для пробных поездок АО «Мострансавто» выделило три микроавтобуса ГАЗель Next.

    Сервис «НамПоПути» разработан компанией «Датапакс» совместно с АО «Мострансавто». Чтобы воспользоваться сервисом, пассажиру нужно будет выбрать в мобильном приложении «Транспорт Подмосковья» кнопку «НамПоПути», разместить заказ, указав время и ближайшую остановку, к которой нужно подать автобус, в границах зоны действия сервиса. Оплатить проезд можно будет банковской картой в приложении. При этом один пользователь сервиса может сразу заказать транспорт для нескольких пассажиров. Набор фокус-группы вёлся до 15 мая, а пробные поездки отобранных участников организовали с 17 мая. На время этой акции стоимость поездок составляет 1 руб. Тестирование продлится в течение одного месяца, после чего будет принято решение о целесообразности расширения действия сервиса. Для перевозчика поездки «вне расписания» позволят избежать ситуаций, когда автобусы совершают рейсы вхолостую, без пассажиров: это один из способов уменьшить расходы.

    Для обновления подвижного состава в Подмосковье изучают новую технику. На базе Одинцовского ПАТП АО «Мострансавто» продолжаются испытания автобуса МАЗ-303065.

    В конце апреля проблемные вопросы транспортной отрасли обсуждались в Общественной палате РФ на Круглом столе «Текущее состояние автотранспортных предприятий в санкционных условиях».

    Виды транспорта: