Развитие ИТС в стране: новости из Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Махачкалы и Крыма

  • Полина Лемешева
    9 июня 2022 г. — 18:10
    170
    Иллюстрация: 

    Администрация Махачкалы / mkala.ru

    Дороги должны стать «умнее»: регионы продолжают обсуждать развитие интеллектуальных транспортных систем и отчитываются об успехах в этой сфере, достигнутых за последние годы.

    В Воронеже и Иркутске планируют внедрить ИТС до 2024 года, в Махачкале — развить существующую систему, «дорастив» её до второго уровня зрелости. В Екатеринбурге продолжают устанавливать камеры — но на этот раз не выписывающие штрафы водителям, а только анализирующие интенсивность автомобильного движения. В Крыму открылся центр организации безопасности дорожного движения — это лишь первый шаг на пути к созданию ИТС в будущем.

    ИТС: от нулевого уровня — к верхним

    На основании методики, утверждённой Минтрансом России, специалистами установлено пять уровней зрелости ИТС:

    • 0 (Нулевой): отсутствие подсистем ИТС в агломерации или наличие отдельных типов периферийного оборудования, функционально, информационно и технически не связанного между собой;
    • 1 (Начальный): наличие программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), центра управления дорожным движением (ЦУДД/ЦОДД), центра управления общественным транспортом, подсистемы светофорного управления, подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков, подсистемы метеомониторинга, а также интеграционной платформы;
    • 2 (Базовый): дополнительно к первому уровню, обеспечивается наличие подсистем диспетчеризации и управления служб содержания дорог, а также видеонаблюдения и детектирования ДТП и ЧС.

    До уровней 3 (Зрелый) и 4 (Продвинутый) развитие ИТС пока не дошло, поэтому и требования к ним не установлены.

    В Екатеринбурге установили более 100 камер ИТС, считывающих автомобили

    В Екатеринбурге установили более 100 камер, фиксирующих транспортные потоки. Системы видеонаблюдения подключили к общей интеллектуальной транспортной системе, которая в столице Свердловской области будет объединена на базе цифровой интеграционной платформы RITM³, разработанной компанией SIMETRA.

    Оборудование разместила компания УГМК-Телеком. Новые камеры мониторят загруженность дорог для того, чтобы использовать эти данные для корректировки работы «умных» светофоров и минимизирования пробок. Детекторы, установленные на магистральных городских улицах, в том числе на дублёре Сибирского тракта, измеряют сразу несколько параметров транспортного потока: скорость, состав, интенсивность. Также они умеют распознавать госномера, однако штрафы за нарушение ПДД на основе данных, получаемых с новых камер, выдаваться не будут, сообщает сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн».

    В Крыму открылся центр организации обеспечения безопасности дорожного движения

    Крым пока отстаёт по степени цифровизации транспортной отрасли от многих регионов России. Лишь в конце мая в регионе открылся «Центр организации обеспечения безопасности дорожного движения Республики Крым». Он будет заниматься развитием транспортной системы в регионе. В первую очередь необходимо организовать эффективное регулирование движения автотранспорта. Для этого могут быть установлены адаптивные светофоры с датчиками, работа которых будет регулироваться в зависимости от загруженности дорог. Также в Республике Крым уже ввели в эксплуатацию 400 датчиков фотовидеофиксации нарушений ПДД.

    На открытии центра также обсудили возможность создания в Симферополе технопарка. На территории комплекса будет запущена единая автоматизированная система «Безопасный город», которая использует данные дорожных камер о состоянии трафика для координации времени работы светофоров.

    Далее Министерством транспорта Республики Крым будет подготовлена заявка на внедрение в Симферополе интеллектуальной транспортной системы.

    В Махачкале ИТС достигнет 2-го уровня зрелости

    30 мая в Махачкале на заседании Межведомственной рабочей группы по внедрению ИТС на повестке дня стояли меры, принимаемые в регионе для достижения 2-го уровня зрелости системы, а также текущее техническое содержание инфраструктуры.

    За 2021 год в агломерации уже создали два модуля ИТС: модуль координированного управления движением и модуль управления движением общественного транспорта. Кроме того, были обустроены Центры обработки данных и управления дорожным движением, а также модернизированы 23 интеллектуальных светофорных объекта. 

    В 2022 году планируется организовать работу ещё двух самостоятельных модулей: администрирования транспортных правонарушений и сценариев управления дорожным движением. Внешние и смежные информсистемы необходимо будет интегрировать в ещё одну подсистему. Продолжится и работа по установке «умных» светофоров: в текущем году в Махачкале модернизируют ещё 13 светофоров.

    Однако для достижения поставленной цели — 2-го уровня зрелости ИТС — этого недостаточно. Махачкалинской агломерации потребуется в течение года также внедрить единую интеграционную платформу и подсистему метеомониторинга. Более, чем вполовину необходимо увеличить количество модернизированных светофорных объектов: по текущему контакту их предусмотрено 48, а для достижения 2-го уровня зрелости ИТС должна включать в себя более 100 единиц. При этом на уже запущенных светофорах рекомендовано установить источники бесперебойного питания с возможностью работы до 6-8 часов, чтобы обеспечить круглосуточный мониторинг и обработку заявок в случае отключения электроснабжения. Также на магистралях районного значения должны появиться детекторы транспорта.

    На собрании прозвучали предложения установить ещё 100 комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения для решения проблем с аварийностью на федеральных трассах. Также местные власти обратили внимание на зарекомендовавший себя в Московской области модуль по прогнозированию очагов аварийности: он также может оказаться полезен в Махачкалинской агломерации. 

    По итогам собрания Министерству цифрового развития было поручено рассмотреть вопрос заключения концессионного соглашения между Правительством РД и ООО «Урбантех- М» по поводу дальнейшего развития ИТС в регионе, а также обеспечить перенос Центра обработки данных на платформу Минцифры республики, сообщает портал местного Правительства.

    В Воронеже внедрят ИТС до конца сентября 2024 года

     В Воронежской городской агломерации (то есть на территории Воронежского городского округа и муниципальных образований-спутников, в т. ч. в Семилукском и Новоусманском районах) приступили к поиску подрядчика для создания и внедрения интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Заявки на участие в аукционе  принимаются до 16 июня, а итоги торгов будут подведены 20 июня. Будущий подрядчик должен будет установить на 119 воронежских перекрёстках камеры для наблюдения и детектирования ДТП и чрезвычайных ситуаций на 43 пересечениях дорог, а также подсистемы мониторинга параметров транспортных потоков и управления светофорами на 19 магистралях

    Также в планы входит запуск системы метеомониторинга: узнать о влиянии погоды на состояние дорожного полотна можно будет на трёх основных мостах через Воронежское водохранилище: Северном, Чернавском и ВОГРЭСовском. На улицах Антонова-Овсеенко, Бурденко, Димитрова, Остужева, Лебедева, Степана Разина и на проспекте Патриотов оборудуют динамические информационные табло и инфознаки. Отдельная подсистема будет управлять 8-ю «умными» остановками: «Аптека», «Гостиница», «Графская кухня», «Новгородская улица», «Станкостроительный завод», «Улица Красных Зорь», «Улица Торпедо» и «Улица Машиностроителей».

    До конца этого года будут закончены работы по обустройству Центра управления ИТС: в настоящий момент региональный центр безопасности завершает подготовку документации для ремонта помещения будущего центра. В нём будет размещаться оборудование и будут вести работу специалисты, занятые работой с ИТС в Воронежской агломерации. Все работы по созданию ИТС оцениваются в 774,5 млн руб. 

    В ноябре прошлого года был заключён контракт стоимостью 49,9 млн рублей с ООО «Строй Инвест Проект» по поводу проведения научных исследований, необходимых для создания ИТС в регионе. Подрядчик провел необходимые замеры и мониторинги, собрал и изучил исходную информацию о транспортной инфраструктуре. Разработка и внедрение ИТС в Воронеже проходит в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), сообщает сетевое издание «РИА Воронеж».

    В Иркутской области интеллектуальную систему управления транспортом внедрят благодаря финансированию из федерального бюджета

    В Иркутской области в рамках круглого стола в Законодательном Собрании обсудили меры по внедрению интеллектуальной системы управления транспортом. Проект осуществляется при финансировании, полученном благодаря участию региона в нацпроекте «Безопасные качественные дороги». С 2022 по 2024 год почти 600 млн руб. поступит в регион из федерального бюджета. Субсидия будет направлена на приобретение систем мониторинга интенсивности транспортных потоков, плотности движения, погодных условий и видеонаблюдения за соблюдением водителями ПДД. Все данные будут поступать в единый оперативный центр, сотрудники которого смогут решать возникающие проблемы в режиме онлайн. Также собираемые благодаря использованию ИТС данные позволяют проводить анализ загруженности дорог, путепроводов и использовать информацию при планировании дальнейшего развития инфраструктуры города.

    В Иркутске элементы ИТС появятся на 24 участках наиболее загруженных и аварийноопасных дорог. Больше всего «умных» дорожных объектов появится на ул. Байкальская, также уже известно о планах устанавливать оборудование на бульв. Рябикова, ул. Олега Кошевого, в центре города на перекрёстках ул. Улан-Баторская  — ул. Лермонтова, ул. Ленина — ул. Карла Маркса, ул. Маяковского — 2-я Железнодорожная ул. и других. К 2030 году планируется подключить к ИТС все крупные населенные пункты Приангарья, сообщает информационное агентство «НИА-Байкал».

    Москва остаётся одним из лидеров по внедрению инноваций: в столице готовят эксперимент, благодаря которому камеры видеонаблюдения на трассах могут спасти жизни многих автомобилистов.

    Виды транспорта: