Новая техника — пассажирам водных путей: суда строятся для Енисея, Байкала и Оби

  • Полина Лемешева
    8 июля 2022 г. — 11:30
    306

    Летний сезон богат на новости о развитии речных пассажирских перевозок: в Татарстане в ближайшее время начнёт проходить ходовые испытания инновационное речное скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор-2020». В Екатеринбурге на выставке представили первое в России серийное судно катамаранного типа на подводных крыльях. А катамаран «ЭкоходЪ» с гидродинамическим принципом поддержания должен начать курсировать по Енисею уже в сентябре.

    Однако усложнившаяся в этом году экономическая ситуация вносит свои коррективы в развитие речных пассажирских перевозок: строительство двух теплоходов, ожидавшихся в Красноярске к августу 2023 года, задерживается.

    Первый «Метеор-2020» спустили на воду для ходовых испытаний в Татарстане

    В акватории Зеленодольского завода имени А. М. Горького, входящего в состав АО «Судостроительная Корпорация "Ак Барс"», на воду спущено речное скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) «Метеор-2020» проекта 03830. Торжественная церемония спуска на воду судна, специально построенного для того, чтобы ходить по рекам Иртыш и Обь, состоялась 29 июня. Ходовые испытания нового судна будут производиться в ближайшее время в Камском Устье реки Камы.

    Стартовое производство «Метеора-2020» было запущено в начале 2021 года. Стоимость контракта, заключённого с одним из крупнейших перевозчиков водным транспортом страны АО «Северречфлот» из Ханты-Мансийска, на строительство двух СПК составила 1,25 млрд руб. 

    Являясь наследником советских теплоходов «Метеор», которые также ранее выпускались в Зеленодольске, «Метеор-2020» имеет более современную конструкцию. В отличие от кораблей старых проектов, которые предполагали постепенный подъём на крыло, новое судно сразу становится на передние и задние крылья во время разгона. Осадка на плаву уменьшена до 205 см. При этом оно способно преодолеть без дозаправки расстояние до 800 км. Предельное значение шума корабля — не более 45 дБ. Вместимость нового «Метеора» — 122 пассажира при экипаже в шесть человек, включая одного кассира.

    В проектировании судна использовались принципы авиастроения: к примеру, это заметно по зонированию. Экипаж и ходовая рубка располагаются в носовой части, в кормовой части установлены два двигателя мощностью 1,2 тыс. киловатт каждый, здесь же размещается отделение для мусора, помещение для крупногабаритного багажа и туалеты. Пассажирский салон располагается в центральной части корабля. Ручная кладь помещается тоже, как в самолёте, в шкафчики с закрывающимися дверцами, чтобы ничего не упало на головы пассажиров во время качки на воде.

    Ещё одна очевидная черта современного транспорта — доступ к интернету и медиаконтенту. Так как «Метеор-2020» рассчитан на транспортировку на большие расстояния, конструкторы позаботились о том, чтобы пассажиры не заскучали в пути: на судне установлен медиасервер, подключившись к которому через Wi-Fi пассажиры могут получить доступ к загруженному аудио- и видеоконтенту, а также камерам, установленным по периметру корабля, чтобы наслаждаться пейзажами, сообщает электронное периодическое издание «Татар-информ».

    О заинтересованности в проекте «Метеор-2020» заявили также и в самом Татарстане. В перспективе он может стать флагманом обновления пассажирского туристического флота республики. В Татарстане сезон пассажирской навигации по Волге и Каме открылся в этом году в конце апреля.

    В конце мая «Северречфлот» выпустил по маршруту «Ханты-Мансийск — Урманный» первое судно родственного проекта «Метеор 120Р» производства судоверфи ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. В том же месяце на воду спущено второе судно, а до конца года планируется построить ещё два «Метеора 120Р».

    В отличие от «Метеора 120Р», «Метеор-2020» имеет более угловатый дизайн, большую длину (36 м против 34,4) и ширину (11 м вместо 9,2), а также большую заявленную максимальную скорость (75 км/ч вместо 65) и дальность хода (700 км против 600). В то же время экипаж татарстанского варианта СПК, даже за вычетом кассира, больше: пять человек против четырёх в «Алексеевском».

    Тем временем ЦКБ им. Алексеева готовится выпустить новый «Метеор» на подводных крыльях для маршрута по реке Лене раньше запланированного срока.

    Прибытие двух теплоходов в Красноярский край задерживается на год

    Теплоходы «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев», которые строятся сейчас в Санкт-Петербурге на Средне-Невском судостроительном заводе, прибудут в Красноярск не ранее 2024 года. Ранее планировалось, что лайнер «Андрей Дубенский» сможет оказаться в регионе уже к августу 2023 года. Современные лайнеры должны будут заменить устаревшие суда «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» 1954 и 1953 годов постройки, курсирующие сейчас по самой протяжённой регулярной пассажирской линии страны Красноярск — Дудинка (длина 1992 км).

    Несмотря на то, что ещё в апреле Правительству Красноярского края для соблюдения сроков было поручено взять работу по строительству теплоходов под особый контроль, в связи с международной обстановкой и санкциями сроки исполнения заказа переносятся. Лично посетив судостроительный завод в середине июня губернатор Красноярского края пообещал, что к 2024 году в регион будут доставлены сразу два судна. Также глава региона внёс предложение переименовать проект строительства типовых судов в «Енисей». Предложение было принято, ранее проект назывался А4590.2, сообщило информационное агентство «Запад24».

    Катамаран на подводных крыльях дебютировал на выставке в Екатеринбурге

    В Екатеринбурге на выставке «Иннопром», прошедшей с 4 по 7 июля, ССЗ «Вымпел» представило быстроходное пассажирское судно катамаранного типа на подводных крыльях проекта HSC 150В (Hydrofoils Supported Catamaran). Это первое серийное судно с гидродинамическим принципом поддержания, произведённое в России. Договор о создании двух таких судов был подписан в декабре прошлого года «ССЗ «Вымпел», АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» и АО «Машпромлизинг». Проектантом выступило нижегородское конструкторское бюро «Си Тех». 

    Торжественная закладка HSC 150В состоялась 13 мая на ССЗ «Вымпел». Строительство обоих катамаранов планируется осуществить в кооперации с судостроительными предприятиями Иркутска. Запустить новинку в эксплуатацию планируется в навигационный сезон следующего года на озере Байкал. Суда проекта HSC150B предназначены для выполнения скоростных пассажирских перевозок в бассейнах разряда «М» РРР (Российского Речного Регистра), то есть на магистральных речных линиях, озёрах и водохранилищах, на которых волны 3% обеспеченности высотой 3 м суммарно повторяются на протяжении не более, чем 4% навигационного времени.

    Посетителям выставки было представлено судно с остроскулым типом корпуса и обводами катамаранного типа полным водоизмещением 93,5 т, габаритной длиной 38 метров и шириной 10 метров. Высота борта составляет три с половиной метра, осадка — 1 м 25 см. Оно имеет возможность посадки и высадки пассажиров в том числе на необорудованный берег. Подводные крылья устроены в носовой и кормовой частях корпуса.

    При эксплуатационной скорости в 50 км/ч новый катамаран имеет мягкий ход и пониженное волнообразование, допустимая дальность плавания достигает 700 км. При мощности главного двигателя в 2х1200 кВт судно отличает экономичность и экологичность. Максимальная пассажировместимость проекта HSC150B — 148 человек при экипаже в составе четырёх человек. Подробные характеристики опубликованы ССЗ «Вымпел» на официальном сайте предприятия.

    Иллюстрация: SeaTech

    Осенью — на Енисей: на воду спущен электрокатамаран «ЭкоходЪ»

    В Санкт-Петербурге 28 июня на воду успешно спустили новый пассажирский электрический катамаран класса «река-море» торговой марки Ecocruiser, построенный по заказу АО «ВодоходЪ». Спуск был произведён на верфи судостроительной компании «Эмпериум». Завершить ходовые испытания планируется до конца этого месяца. К сентябрю электросудно нового поколения прибудет в Красноярск, где будет ходить по Енисею под названием «ЭкоходЪ».

    Судно управляется с помощью современной электроники, что позволяет агрегировать маршрутную информацию, сведения о загруженности и прочие данные судовых систем в единую базу данных и использовать эту информацию для оптимизации оперирования перевозок в режиме онлайн.

    Основным преимуществом судна, как и следует из названия, является экологичность. Его двигатели — электрические, а это значит, что исключается риск разлива горюче-смазочных материалов в акваторию водоёма, кроме того, уровень тепловых выбросов в атмосферу снижен до минимума. При этом тепло от двигателей используется с пользой для обогрева салона. Благодаря этому и утеплению корпуса при температуре за бортом до -5℃ в пассажирском салоне обеспечена комфортная температура около +20℃.

    Аккумуляторная система также отличается энергоёмкостью. В экономичном режиме работы судно может продолжать движение без подзарядки батарей в течение суток, а при максимальной скорости движения — до 2,5 часов. Экономии энергии также способствуют оптимизированные обводы корпуса и форма поплавков, которая дополнительно делает судно более устойчивым к качке. Логичным продолжением заботы об экологии стало решение установить на борту контейнеры для раздельного сбора отходов, которые будут сдаваться на переработку.

    Электрические двигатели оказываются более удобными для пассажирских перевозок также за счёт того, что создают при движении гораздо меньше шума и вибраций, к тому же все помещения главной палубы имеют хорошую звукоизоляцию. Отдельным плюсом является отсутствие запаха переработанного топлива. Так как Ecocruiser не является скоростным судном и развивает скорость лишь до 30 км/ч, упор делается на плавность и безопасность перевозок: пассажиры могут комфортно расположиться за столиками и наслаждаться поездкой.

    Катамаран «ЭкоходЪ» — двухпалубный, его длина составляет 31 метр, ширина — чуть больше 10 метров. Он рассчитан на перевозку 130 пассажиров: основной салон на главной палубе имеет 114 посадочных мест, оснащённых разъёмами для зарядки личных гаджетов пассажиров, там же располагается бар и предусмотрены туалеты. В носовой части размещён салон повышенной комфортности на 16 мест, оборудованный мягкими креслами с просторной рассадкой за столиками по два и четыре человека и панорамными фронтальными окнами.

    Судно может использоваться не только для прогулочных рейсов и регулярных пассажирских перевозок, но и для проведения мероприятий, к примеру, корпоративов: для этих целей салон может быть трансформирован в зависимости от нужд заказчика, так как мебель на обеих палубах может быть передвинута под любой тип рассадки или убрана совсем, сообщает компания «Водоходъ».

    Верхняя палуба частично открыта для прогулок на свежем речном воздухе и защищена от осадков съёмным тентом, выход на неё осуществляется через водонепроницаемые двери в кормовой части судна.

    Иллюстрация: компания "ВодоходЪ"

    Компания «Водоходъ» осуществляет круизы по пяти главным рекам России, включая Волгу, Каму и Неву. В этом году структурное подразделение компании ОАО «Пассажирский порт» планирует подготовить к работе на двух маршрутах по Москва-реке электроаквабусы. В столице комфорт пассажиров водного транспорта повышают с помощью онлайн-сервисов: недавно в тестовом режиме запустился сайт «Суда сюда!», позволяющий приобретать билеты на разные виды прогулочных теплоходов и речных трамвайчиков «в два клика».

    Виды транспорта: