Наличным — нет! Цифровые сервисы для пассажира: маркетплейс, безналичная оплата и транспортные карты

  • Полина Лемешева
    14 июня 2022 г. — 11:25
    208
    Иллюстрация: 

    Московский транспорт / transport.mos.ru

    Оплата проезда наличными постепенно уходит в прошлое: вместо бумажных билетов пассажиры сегодня предпочитают цифровые карты и приложения в смартфонах. В общественном транспорте Подмосковья — радикальный переход с 18 июня исключительно на безналичный расчёт, в Московском метро на месте билетных касс открываются сервис-центры, предоставляющие консультации: купить билет проще в автомате или онлайн. Даже речной транспорт переводят на оплату проезда «в два клика». Транспортные карты тоже борются за популярность: в Санкт-Петербурге и Сыктывкаре пассажирам предлагают приобретать лимитированные носители с ярким дизайном.

    В Подмосковье оплата проезда в общественном транспорте теперь только по картам

    На состоявшемся 2 июня 25-м заседании Мособлдума приняла дополнения в закон Московской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области», устанавливающий в качестве единственного способа оплаты проезда в общественном транспорте безналичный расчёт. Отныне в салонах общественного транспорта Подмосковья нельзя будет приобрести билет за наличные в салоне: только в автоматах и кассах остановочных пунктов. Оплачивать проезд пассажиры будут через терминалы безналичной оплаты, которыми оборудованы все транспортные средства. Терминалы работают с картами «Стрелка» и «Тройка», а также банковскими и социальными. Исключением станут только маршруты из московской части реестра смежных межрегиональных маршрутов между Москвой и Московской областью, организация перевозок по которым находится в ведении Департамента транспорта Московской области.

    Сами карты можно приобрести в 1,4 тыс. пунктах, а пополнить удалённо — через мобильные приложения и сервисы, банковские терминалы или в кассах и автоматах Московского метрополитена.

    Отказ от расчёта наличными в салоне освобождает водителей от необходимости совмещать должность кондуктора, а значит позволяет сосредоточиться на безопасном вождении. За приём платы в процессе движения водители раньше получали штрафы: за 2021 год было наложено 7 тыс. таких штрафов.

    Кроме того, использование только безналичных способов оплаты позволит оптимизировать движение транспорта: оплата наличными увеличивает время простоя транспорта на остановке. Экономия времени во время посадки пассажиров будет способствовать соблюдению строгих интервалов движения транспорта.

    Ещё один плюс в обеспечении полной финансовой прозрачности перевозок общественным транспортом и упрощении подсчёта пассажиропотока на основе этих данных: статистика об оплате проезда будет фиксироваться системой и детально анализироваться, что затруднительно при оплате наличными.

    Как сообщает пресс-центр Мособлдумы, нововведение не должно оказать значительного влияния на привычный для жителей Подмосковья порядок оплаты проезда: ежедневно в Московской области общественным транспортом пользуются около 2 млн пассажиров, при этом за наличный расчёт приобреталось не более 2% билетов. Кроме того, в Подмосковье давно действует нормативный акт, предоставляющий пассажиру право бесплатного проезда в том случае, если по техническим причинам нет возможности оплатить поездку картой. Теперь его исполнение станет более строгим, так как наличными принимать оплату проезда водители не вправе.

    7 июня одобренный Мособлдумой законопроект был подписан Губернатором Московской области. 8 июня Закон Московской области № 85/2022-ОЗ был официально опубликован. С 18 июня оплата наличными в салонах подмосковных автобусов, троллейбусов и трамваев  должна полностью прекратиться. 

    В Москве продолжают отказываться от билетных касс в пользу сервис-центров

    В тестовом режиме запущены три окна обслуживания пассажиров на станции «Проспект Вернадского» Большой Кольцевой линии метро. Новый сервис-центр начал работу в вестибюле с выходами № 8 и № 9. За несколько дней в окно обслуживания уже обратились около 400 москвичей и гостей столицы.

    В мае такие окна сервисного обслуживания появились в одном из вестибюлей станции метро «Савёловская» БКЛ. За это время он показал свою эффективность: порядка 30% от всех обратившихся в сервисные центры по вопросам метро пассажиров воспользовались именно окном обслуживания на этой станции. Такой формат достаточно удобен, так как пассажирам подземки не приходится куда-то специально ездить в случае возникновения вопросов.

    Окна сервисного обслуживания — это не кассы, приобрести разовый билет на поездку или пополнить транспортную карту в них нельзя. Однако, это, как правило, и не требуется: гораздо удобнее сделать это с помощью автоматов по продаже билетов или прямо на турникете. Такая схема работы быстрее, так как в одной очереди в кассы больше не стоят те, которым нужна не консультация, а оплата проезда.

    Традиционные кассы тоже есть — в другом вестибюле станции. Сервис-центр на «Проспект Вернадского», как и открытый ранее на «Савёловской» — это экспериментальный проект, с помощью которого администрация подземки проверяет эффективность новации. Окна сервисного обслуживания с живыми сотрудниками предназначены для того, чтобы оказывать поддержку в более сложных вопросах, с которыми не помогут автоматы по продажи билетов: предоставить консультацию о работе транспорта и тарифах, заменить неработающий билет и так далее, сообщает сайт Московского метрополитена

    Недавно сданы в эксплуатацию оборотные тупики за станцией «Деловой центр» Большой Кольцевой линии. В будущем участок «Шелепиха — Деловой центр» отойдёт к новой Рублёво-Архангельской линии, открыть которую планируют в 2025 году.

    В Санкт-Петербурге к 350-летию со дня рождения Петра I выпущены лимитированные «Подорожники»

    В Санкт-Петербурге в честь 350-летия со дня рождения императора Петра I выпущены карты «Подорожник» в новом дизайне. С 9 июня в кассах метрополитена продаются БЭПК ограниченного тиража. Карты доступны в двух видах: монохромная и полноцветная, сообщает официальный портал Петербургского метрополитена.

    При разработке дизайна карт использовались достижения российского правителя, знаковые для истории страны: основание Петербурга в 1703 году и создание морского флота России. На лицевой стороне праздничного «Подорожника» изображён император, с гордостью глядящий на Петропавловскую крепость. На заднем плане изображены проплывающие мимо парусные корабли. На оборотной стороне изображение продолжает обыгрывать тематику водной стихии.

    Лимитированные карты отпускаются в кассах на следующих станциях:

    • «Адмиралтейская»,
    • «Владимирская»,
    • «Гостиный двор»,
    • «Девяткино» (вестибюль 2),
    • «Комендантский проспект»,
    • «Купчино»,
    • «Ладожская»,
    • «Ломоносовская»,
    • «Ленинский проспект» (вестибюль 1),
    • «Маяковская»,
    • «Невский проспект» (вестибюли 1, 2),
    • «Петроградская»,
    • «Площадь Александра Невского-1»,
    • «Площадь Восстания» (вестибюли 1, 2),
    • «Приморская»,
    • «Проспект Ветеранов» (вестибюль 2),
    • «Проспект Просвещения»,
    • «Технологический институт»,
    • «Улица Дыбенко»,
    • «Чернышевская».

    С 1 июня в Санкт-Петербурге стартовал второй этап маршрутной реформы: на госконтракты переведены ещё 94 маршрута автобуса, а в кассах метро по-прежнему можно приобрести разовые QR-билеты для проезда в наземном транспорте.

    В Сыктывкаре появились транспортные карты с логотипом СГУ

    «Комиавтотранс» выпустил специальный тираж транспортных карт с логотипом СГУ им. Питирима Сорокина. Дизайн нового фирменного знака для университета разработала известная студия Артемия Лебедева.

    Транспортные карты с символикой вуза появились в продаже 3 июня. Приобрести такую карту можно на авто- и железнодорожном вокзалах, а также в головном офисе предприятия по адресу Сысольское шоссе, д. 29. Стоимость карты составляет 100 рублей. Все новые карты имеют на счету предустановленный баланс 30 рублей.

    Как сообщает пресс-центр «Комиавтотранс», на маршрутах №№ 3, 9, 18, 19, 30, 36, 38, 46, 54 и 55 при оплате проезда транспортной картой действует скидка 2 рубля, на маршрутах №№ 12, 23, 23д, 26, 26а, 29, 29а, 101, 107, 108, 112, 114, 124, 125, 127, 128 и 174 — 1 рубль. 

    С 17 мая оплату новым транспортными картами начали принимать на маршрутах № 11 и № 13, обслуживающих пассажиров Эжвинского района.

    «Суда сюда!»: онлайн-маркетплейс для продажи билетов на прогулочные теплоходы и речные трамвайчики

    К запуску водных маршрутов в столице в этом году появился сервис, позволяющий купить билеты на разные виды прогулочных теплоходов и речных трамвайчиков на одном сайте. Проект называется «Суда сюда!». Сейчас сайт запущен в тестовом режиме, но на нём уже есть возможность приобретать билеты на разные категории маршрутов. Также пользователям доступна карта причалов. Единый сервис позволяет пассажирам приобретать билет в несколько кликов.

    Продвижение билетной системы на базе транспортной карты «Тройка» на речном транспорте происходит и в офлайне. Уже сейчас в некоторых кассах и на ряде речных теплоходов можно оплатить поездку той же «Тройкой», которой москвичи и гости столицы привыкли пользоваться в метро.

    Далее разработчики обещают добавить на сайт подборки рекомендаций о том, как провести время на Москве-реке. Обновляться функционал сервиса будет в течение всего сезона до сентября. Однако в перспективе специалисты пророчат речному транспорту города не только туристическое будущее. Удобство оплаты — очередной шаг к тому, чтобы популяризовать использование водных маршрутов для повседневных нужд: чтобы совершать поездки на работу и обратно, а также сильно экономить время, перебираясь с одного берега Москвы-реки на другой, сообщает портал «Московский транспорт».

    В этом году пассажирская навигация в столице торжественно открылась 24 апреля на Северном речном вокзале. Планируется, что Москва-река станет использоваться для регулярных перевозок: электроаквабусы будут курсировать в столице круглый год.

    С приходом лета также открылась речная навигация в Чувашии и ХМАО, Башкортостане, Марий Эл, Татарстане, Ненецком автономном округе, Иркутской, Нижегородской и Ярославской областях и других регионах страны.