«Тройка» и не только: новые способы оплаты распространяются в Москве, Петербурге, Ижевске и других регионах

  • Полина Лемешева
    4 мая 2022 г. — 13:45
    444
    Иллюстрация: 

    «Одинцово-ИНФО» / odintsovo.info

    Крупные города радуют жителей проникновением современных технологий в повседневную жизнь. В особенности это касается таких мелочей, как способ оплаты проезда. В московском метро протестируют особый режим работы касс, а новые терминалы, позволяющие оплатить поездку с помощью функции NFC, появились на 16 станциях электричек Киевского направления. Московская «Тройка» продолжает свой путь в регионы: оплачивать проезд этой картой теперь можно и в Нальчике, и в Томской области.

    А вот с локальными инициативами в регионах ситуация обстоит сложнее. В Ижевске оснащение валидаторами автобусов на очередном маршруте затянулось на целый месяц. В Екатеринбурге пришлось отказаться от планов по закупке новых терминалов для метро: платить за проезд придётся, как и раньше, жетонами.

    Москва, Подмосковье и Калужская область: на Киевском направлении МЖД заработала NFC-оплата

    С 22 апреля на станциях крупнейшего пригородного железнодорожного перевозчика страны — ЦППК — заработали терминалы с поддержкой функции NFC. Использовать смартфоны для оплаты проезда теперь можно на 16 станциях Киевского направления: Аминьевская, Апрелевка, Внуково, Кокошкино, Крёкшино, Малоярославец, Матвеевская, Мичуринец, Москва-Киевская (Киевский вокзал), Нара, Обнинское, Очаково, Переделкино, Победа, Санино, Солнечная. Начиная с декабря прошлого года терминалы, работающие с NFC, появились на Казанском, Ярославском, Горьковском и Павелецком направлениях.

    Купить билет можно прямо в приложении в телефоне, затем приложить его к любому турникету — и идти. Удобство и простота использования, а также существенная экономия времени ожидаемо делают использование функции NFC популярным там, где эта опция появляется.

    В апреле на всех направлениях, где уже доступен новый сервис, около 90% билетов, купленных в приложении на Android, активируются с помощью NFC. Функцией воспользовались с момента её запуска несколько сотен тысяч раз, причём 150 тыс. раз с помощью смартфона билет активировали на Казанском направлении. Именно здесь этот сервис появился первым, и теперь пассажиры активно используют новую возможность. На Ярославском направлении по NFC активировали более 130 тыс. билетов, а на Горьковском — более 30 тыс., сообщает ЦППК.

    Одна из станций, получивших новые терминалы, — Аминьевская Киевского направления — за последнее время стала новым важным транспортным узлом: в декабре прошлого года открылась не только железнодорожная станция, но и одноимённая станция Большой Кольцевой линии метро. С 28 декабря на Аминьевской начали делать остановку «Аэроэкспрессы» во Внуково.

    В мае в московском метро протестируют работу сервис-касс

    Зачем стоять в долгой очереди для покупки билета на проезд, если можно быстро получить его в автомате? А вот с более сложными вопросами, к примеру, по поводу пополнения транспортной карты, всё равно придётся обращаться к живому сотруднику. В Москве решили опробовать новую модель работы касс: открывать отдельные сервис-кассы.

    Их отличие в том, что основное назначение сервис-кассы — не отпуск билетов, а консультирование пассажиров и замена неработающих билетов. Когда сотрудники полностью концентрируются на этих задачах, у них есть возможность оперативно и качественно помогать пользователям с возникающими проблемами. А приобрести билеты можно в автомате.

    Окна сервисного обслуживания откроются в одном из вестибюлей станции метро «Савёловская». В другом будут работать обычные кассы: эффективен ли новый подход, нужно будет проверить на практике. Если опыт пройдёт успешно, на всех станциях Московского метрополитена, имеющих сразу два вестибюля, появятся сервис-кассы. Когда эксперимент будет считаться завершённым, пока не сообщается.

    В сервис-кассы можно будет обращаться не только по вопросам, связанным с работой подземки, но и по поводу наземного транспорта. Пассажиры смогут получить консультацию о работе общественного транспорта и тарифах на проезд, а также решить практически любую из часто возникающих проблем с проездными билетами. В сервис-кассах заменят неисправные билеты, перенесут на новую «Тройку» все подключённые услуги, а также помогут учащимся и студентам получить социальную карту или перенести ошибочно оплаченный срок, сообщает портал «Московский транспорт».

    В Санкт-Петербурге появилась возможность оплатить проезд на общественном транспорте через приложение для платных парковок

    В Петербургском приложении для оплаты автомобильной парковки BSTR появилась новая опция, позволяющая, не выходя из приложения, приобрести разовый билет на проезд в наземном городском общественном транспорте по «гостевому» тарифу. Такой билет пассажир может активировать, приложив к терминалу оплаты проезда для считывания полученный QR-код.

    Возможность покупки билета на общественный транспорт добавлена в меню приложения в разделе «Проездные билеты». Если пользователь, заходя в меню, нажимает кнопку «Купить билет», дальше остаётся только выбрать подходящий тип билета и оплатить билет. QR‑код билета будет доступен в списке «Мои билеты». Также он автоматически отправляется на электронную почту, указанную при покупке.

    Однако приложение берёт за использование комиссию, так что покупка билета через него обойдётся пользователю на три рубля дороже, чем если бы он оплатил проезд в кассах метрополитена или официальных точках продаж СПб ГКУ «Организатор перевозок», сообщает комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга. Напомним, цена билета на социальный маршрут наземного транспорта в Санкт-Петербурге составляет 60 руб. (на маршрутах в муниципальном обслуживании). В целом оплата проезда по QR-коду пока в городе пользуется умеренным спросом из-за неудобства его использования.

    Другие функции приложения — оплата городской парковки и пополнение Единого электронного билета. В будущем разработчики могут добавить в приложение продажу билетов на пригородные электрички и расширенный функционал для автовладельцев: к примеру, оплату автостоянок и моек самообслуживания.

    Для оплаты парковок в Санкт-Петербурге всё больше опций: недавно в город пришла обновлённая версия приложения «Парковки Москвы» под названием «Парковки России»: столичный сервис теперь позволяет автомобилистам оплачивать место, занимаемое автомобилем, в обоих городах.

    Ижевск: оснащение валидаторами автобусов идёт с опозданием

    Переход на бесконтактную оплату проезда продвигается в Ижевске чуть медленнее, чем ожидалось. В конце марта новую для столицы Удмуртии систему оплаты начали тестировать в автобусах, курсирующих по маршруту № 8. Ещё 10 автобусов, работающих на городском маршруте № 79, планировали подключить к системе 28 марта. Однако пассажирам пришлось ждать претворения этих планов в жизнь почти месяц: новость о начале работы валидаторов в автобусах этого маршрута появилась на официальном сайте перевозчика — АО «ИПОПАТ» — только 25 апреля.

    За прошедший месяц специалисты налаживали работу оборудования, стараясь сделать её удобнее и понятнее для пассажиров. Дополнительно сориентироваться с непривычным способом оплаты помогут консультанты, которые, как обещают представители предприятия, в первое время будут работать на маршруте.

    Одновременно с этим с 25 апреля немного изменился и маршрут движения автобуса № 79. При движении в сторону парка им. Кирова конечной остановкой стала «Сельхозакадемия». При этом начинать движение в сторону разворотного кольца автобусы будут по-прежнему от парка им. Кирова. Ознакомиться с обновлённым графиком движения можно на официальном сайте предприятия.

    30 апреля в Ижевске начали работу сезонные пригородные автобусы, также обслуживаемые ИПОПАТ. Стоимость проезда в них по сравнению с прошлым годом уже выросла.

    «Тройка» мчится дальше в регионы

    Карта «Тройка», ставшая привычным для москвичей способом оплаты проезда в общественном транспорте, продолжает распространять своё влияние в регионах. Совместный проект Сбербанка и Правительства Москвы реализует задачу по развитию и цифровизации транспорта, поставленную Президентом РФ.

    За прошедший месяц сервис опробовали ещё четыре региона: в марте их было 15, теперь же сообщается о том, что девятнадцатым регионом, присоединившимся к билетной системе, стала Томская область.

    Сейчас в Томске и области ведётся тестирование «Тройки» на двух автобусных маршрутах: №№ 5 и 150. После завершение испытаний будет приниматься решение о распространении работы транспортной карты на другие маршруты.

    В Нальчике тем временем картой «Тройка» уже можно расплатиться в салоне любого муниципального автобуса или троллейбуса. Подвижной состав городского транспорта насчитывает больше 40 единиц транспортных средств. Пассажиры уже совершили около 40 тыс. поездок, расплатившись по ним новой билетной системой. Это выгодно для пассажиров: при оплате проезда по карте поездки обходятся на 2 руб. дешевле, чем наличными — не 15, а 13 руб.

    Кроме того, было уделено внимание и местному колориту. Как отмечает портал «Московский транспорт», специально для столицы Кабардино-Балкарии были выпущены «Тройки» с уникальным дизайном, которые приобрести можно только в Нальчике.

    Кроме скидок привлекательность карт обеспечивает их универсальность: при темпах распространения «Тройки» в регионах её пользователи получают всё больше выгод, оплачивая проезд одной и той же транспортной картой. Также для самих регионов использование единой билетной системы приносит преимущества благодаря агрегации массивов данных о проданных билетах: появляется возможность более точно определять востребованность маршрута исходя из показателей платёжной системы. На основе анализа этих данных можно редактировать расписание и запускать новые маршруты в случае необходимости.

    Екатеринбург: в метро придётся и дальше платить жетонами — на новые терминалы нет денег

    От планов по закупке новых терминалов, в которых екатеринбуржцы смогли бы оплачивать поездки на метро бесконтактными картами, пришлось отказаться. Как сообщил в интервью журналистам сетевого издания «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» директор метрополитена, из-за кризиса, вызванного западными санкциями, цены на оборудование и связанные с его установкой услуги выросли до 70%.

    При этом большинство жителей города уже отказались от использования жетонов: около 70% поездок оплачиваются с помощью бесконтактной оплаты. Однако турникетов с современными терминалами не хватает, из-за чего возле более современных образуются очереди.

    Новые терминалы планировалось установить на станции «Площадь 1905 года». Теперь с возобновлением программы по замене устаревшего оборудования придётся повременить. При этом из-за нехватки сотрудников в метрополитене Екатеринбурга закрываются кассы: в этом году уже закрылись кассы на станции метро «Ботаническая» и «Динамо».