Оплата проезда: новые возможности и преодолённые сложности на Московской железной дороге, в Перми, Новосибирске и Петербурге

  • Полина Лемешева
    15 апреля 2022 г. — 11:45
    334
    Иллюстрация: 

    ИА «Версия Инфо» / versiya.info

    Развитие цифровых технологий продолжает менять способы оплаты проезда пассажирами. В Перми оплата проезда банковской картой стала удобнее для пассажиров. В Новосибирске пассажирам, оплачивающим проезд банковскими картами, перестали выдавать бумажные чеки. В Санкт-Петербурге и Москве развивают альтернативные способы бесконтактной оплаты, минимизируя участие в процессе билетных кассиров с помощью QR-кодов и смартфонов, поддерживающих функцию NFC.

    Новый вид оплаты проезда в Санкт-Петербурге пользуется умеренным спросом 

    В Санкт-Петербурге одним из новшеств, введённых с 1 апреля с запуском транспортной реформы, стала возможность оплачивать проезд по безналичному расчёту не только банковской картой и всеми видами действующих электронных проездных, но и разовым QR-билетом. Также билеты с QR-кодами заменяют наличную оплату: их можно приобрести как за банкноты и монеты, так и по банковским картам в кассах ГУП «Петербургский метрополитен». Билет с открытой датой отправления может быть использован для оплаты проезда путём активации в устройстве электронного контроля оплаты проезда (валидаторе) в течение 72 часов с даты и времени его приобретения.

    Петербуржцы постепенно осваивают необычный формат. 11 апреля появилась информация, что за неделю было реализовано 432 подобных билета. Большинство же пассажиров предпочитают оплачивать проезд с помощью транспортных карт — «Подорожника» или «Единой карты петербуржца». Также появилась статистика, касаемая бескондукторной работы наземного транспорта. 97 бригад контролёров проверили около 29 тысяч пассажиров, безбилетников среди них обнаружилось всего 76, как сообщает «Форпост Северо-Запад».

    В первые дни внедрения новой системы работы общественного транспорта петербуржцы столкнулись с рядом сбоев: на линии вышли не все автобусы, также наблюдались проблемы с работой валидаторов и применением пересадочного тарифа.

    В Новосибирске больше не выдают чеки при оплате банковской картой

    С 11 апреля в Новосибирске пассажирам, оплатившим проезд банковской картой, прекратили выдавать бумажные чеки в целях снижения расходов. Для проверки наличия оплаты с карты у контролёров имеются специальные терминалы. Сами же пассажиры могут получить чек и ознакомиться с информацией об оплаченных поездках в личном кабинете на сайте T-karta.ru. При оплате наличными чек печатается без изменений, пишут «НГС.НОВОСТИ».

    В связи с многократно возросшей стоимостью чековых лент после введения новых санкций во многих регионах отказываются от печати билетов при оплате проезда безналичным расчётом: данные доступны в электронном виде, поэтому у перевозчиков появляется возможность сэкономить.

    Новый личный кабинет пассажира появился в Перми

    В Перми с 11 апреля заработал новый личный кабинет пассажира. С его помощью горожане могут ознакомиться с информацией обо всех поездках, оплаченных банковскими картами, прямо на сайте.

    Важным результатом обновления стало то, что теперь жители города могут с гораздо меньшим трудом выводить свои карты из стоп-листа. С подобной ситуацией пермяки сталкиваются довольно часто, ведь оплата проезда бесконтактными банковскими картами — самый популярный формат в городе на сегодняшний день. Уже в январе сообщалось о том, что пермские пассажиры часто вынуждены обращаться за помощью из-за того, что карты автоматически попадают в «чёрный список», если оплата совершённой поездки по какой-то причине не прошла. Причиной может быть не только недостаток средств на счету, но и работа системы безопасности банка: иногда платёж отклоняется в одностороннем порядке, если списание распознаётся как подозрительное.

    До появления кабинета процесс восстановления карты был усложнён тем, что для оплаты задолженности по виртуальной карте должны быть известны её полные реквизиты, а банк эту информацию не предоставлял. Теперь же все карты, и пластиковые, и привязанные к ним виртуальные, объединены в одном личном кабинете, и их владелец может без проблем погасить долги самостоятельно.

    В базе данных валидаторов информацию о картах также обновят в ближайшее время, поэтому всем пассажирам рекомендуется проверить наличие задолженностей и погасить их, если они имеются. Ведь в случае нахождения какой-то из карт в стоп-листе, оплатить проезд не получится ни одной из них.

    Новый кабинет создан банком-эквайером совместно с разработчиком программного обеспечения для Единой системы оплаты проезда, информирует МУП «ПермГорЭлектроТранс».

    Железнодорожные станции Москвы, Московской и Тульской областей обзавелись новыми терминалами и сервисом NFC

    Система оплаты по технологии NFC уже действовала в Москве на трёх железнодорожных направлениях: с декабря 2021 года на Казанском и с февраля 2022 года — на Ярославском и Горьковском. С 5 апреля она доступна и на 12 станциях Павелецкого направления: Ступино, Михнево, Барыбино, Расторгуево, Бирюлево-Пассажирская, Бирюлево-Товарная, Варшавская, Аэропорт Домодедово, Москва-Павелецкая, Нагатинская, Верхние Котлы и Домодедово. Чтобы произвести оплату проезда, необходимо лишь поднести телефон с приобретённым в приложении билетом к любому турникету. На данный момент функция доступна только для владельцев смартфонов на системе Android с функцией NFC.

    Новая возможность оплаты проезда пассажирам пришлась по душе. Они отзываются о сервисе как о стабильном и удобном, и уже около 14 тыс. человек пользуются им регулярно. В марте этого года 80% приобретённых через смартфон билетов по направлениям, где активна данная функция, были валидированы через NFC. Всего же с декабря 2021 года системой воспользовались 140 тыс. раз, большая часть пришлась на Казанское направление, где функцию запустили в первую очередь. В будущем планируется введение подобной системы на всех железнодорожных направлениях Москвы.

    К началу апреля обзавелись новым оборудованием по 24 станции Белорусского и Курского направлений, на которых билетные кассы либо отсутствуют, либо работают ограниченное количество времени. На них установили 131 новый терминал предварительных проездных документов (ТППД). На Белорусском направлении полностью укомплектована Усовская линия с остановками Ромашково, Раздоры, Барвиха, Ильинское, Усово, Также оснащены 19 платформ на главном ходу и Звенигородской линии: Дачное, Захарово, Хлюпино, Скоротово, Сушкинская, Петелино, Часцовская, Портновская, Чапаевка, Полушкино, Садовая, Санаторная, Театральная, Кукаринская, 109 км, Партизанская, Шаликово, Бородино, Уваровка. На Курском направлении в первую очередь аппараты установлены на остановках в Тульской области на платформах и станциях Тула-1, 191 км, Хомяково, Байдики, Ревякино, Бараново, Шеметово, Ясногорск, 153 км, Шульгино, Пахомово, 132 км, Тарусская, Романовские дачи, Приокская. В Подмосковье укомплектованы платформы 107 км, Ока, Авангард, 92 км, Шарапова охота, Луч, Чепелево, 66 км, Молоди. 

    Для получения предварительного билета нужно просто нажать на кнопку терминала. Затем, при покупке билета у контролёра в вагоне поезда или в кассах на станции прибытия, необходимо будет показать полученный талон для подтверждения станции отправления. 

    При отсутствии такого талона на стоимость проезда со станций с подобными терминалами накладывается дополнительный сбор.

    На данный момент 519 ТППД установлено на 164 станциях различных подмосковных направлений. В 2021 году с помощью них было получено почти 1,5 млн предварительных билетов, а с начала этого года — уже почти 200 тыс., как сообщает Центральная ППК.

    С 27 марта ЦППК перешла на летний график работы: в связи с сезонным ростом пассажиропотока назначены дополнительные поезда или продлены маршруты следования поездов на Горьковском, Казанском, Киевском, Павелецком, Рязанском и других направлениях.