Маршрутные реформы: в Петербурге и Орле — первые итоги, в Воронеже — небольшие изменения, в Вологде и Рязани готовят новую сеть

  • Полина Лемешева
    13 апреля 2022 г. — 17:50
    322
    Иллюстрация: 

    Лента новостей Воронежа / voronezh-news.net

    Актуализировать схемы движения общественного транспорта по мере развития городов приходится везде. И начинать это всё-таки лучше раньше, чем позже, хотя и может возникать желание отсрочить неизбежное, чтобы избежать лишнего стресса. В первые дни и пассажирам, и водителям сложно адаптироваться к изменённым маршрутам, как показывает пример Санкт-Петербурга. Однако в перспективе грамотная организация транспортной сети может быть выгодна всем.

    Так, в Орле перевозчики сообщают о растущей выручке троллейбусов после реорганизации маршрутов. В Воронеже оптимизированные маршруты улучшают транспортную доступность микрорайонов, обрастающих новостройками, и разгружают центральные улицы города. Подходить к реформам нужно ответственно: в Вологде и Рязани, прежде чем вносить какие-то изменения, собираются провести серьёзные исследования.

    13 автобусных маршрутов в Воронеже изменили схему движения

    Решением городской комиссии по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов в Воронеже с 11 апреля скорректировано движение маршрутов №№ 3, 5, 41, 47, 63, 78А, 80, 86, 104, 113, 113КШ и 115. Ещё один маршрут (№ 37) изменил схему движения 12 апреля.

    Для части маршрутов проложен новый путь следования в центре города: так, автобусы № 63 «Филиал стоматологической поликлиники № 6 — мкр. Озерки» теперь будут двигаться по улицам Фридриха Энгельса и Никитинской.

    Маршрут № 115 «ул. Перхоровича — мкр. Дубрава» по новой схеме следует по улице Кольцовской вместо улицы Пушкинской.

    Для маршрутов №№ 3, 5, 80, 104, 113 и 113КШ внесли правки в районе цирка: автобусы будут перенаправлены по улицам Моисеева и Челюскинцев.

    В левобережной части города изменения затронули маршруты четырёх автобусов. Это сделано с целью увеличения транспортной доступности микрорайона Озерки. Обновлённый маршрут № 86 «к-т "Спартак" — мкр. Озерки» пролегает по улицам Ростовской и Новосибирской. Маршрут № 41, ранее следовавший из мкрн. Озерки только до универсама «Молодёжный» по ул. Владимира Невского, продлён до остановки «ул. Антонова-Овсеенко» по улице Генерала Лизюкова. Маршрут № 78А «ул. Димитрова — п. Подклетный» продлён от ул. Димитрова до микрорайона «Озерки». Маршрут № 47 «Химоптторг — ул. Антонова-Овсеенко» продлён и вместо Химоптторга начинает движение от остановки возле дома № 43 по улице Землячки.

    Также в связи с обращениями горожан решено перенести движение маршрута № 37 в Коминтерновском районе. Ещё в феврале ООО «АТП-1» провело публичный опрос в социальной сети «ВКонтакте»: за то, чтобы автобусы двигались не по ул. Антонова-Овсеенко, а по ул. 45-й Стрелковой Дивизии, проголосовало больше 1000 пользователей. Это связано с введением в эксплуатацию сразу нескольких новостроек: новым жильцам неудобно добираться до остановок «Гормолзавод» и «Геологоразведка». По мере продолжения строительства на улице пассажиров будет всё больше, поэтому разумно продлить маршрут, чтобы обеспечить повышающийся спрос.

    Ранее эту проблему планировалось решить с помощью создания нового маршрута № 45. Однако на конкурсные процедуры, проведённые управлением транспорта, не откликнулся ни один перевозчик, сообщает РИА «Воронеж».

    Подробная информация о внесении изменений в маршруты опубликована на официальном сайте администрации Воронежа. Дальнейшее изменение маршрутов во многом зависит от того, как на практике покажут себя введённые изменения. Транспортные компании планируют следить за пассажиропотоком и техническими особенностями новых маршрутов. Помощь в получении обратной связи от пассажиров может оказать чат-бот, которого разрабатывают IT-специалисты ВГУ.

    С 28 марта в Воронеже возобновлена работа троллейбусного маршрута № 11, а с 1 февраля открыты троллейбусный маршрут № 99 и автобусный № 32. В перспективе в городе может появиться метробус, но этот проект требует больших капиталовложений и привлечения дополнительных инвестиций.

    В Вологде готовят реформы маршрутов общественного транспорта

    Во время прямого эфира 11 апреля мэр Вологды объявил о планах по изменению маршрутной сети города. По его словам, потребность в переменах связана с расширением улично-дорожной сети города, появлением новых микрорайонов и социальных объектов, а также с нерентабельностью некоторых маршрутов.

    Запросы по пересмотру маршрутов общественного транспорта поступают в администрацию и от жителей города: какие-то из них горожане просят удлинить, какие-то — изменить, а также добавить новые. Исследованием потребностей вологжан и обстановки на дорожной сети будет заниматься ВоГУ, к которому власти не первый раз обращаются по подобному вопросу.

    Первый этап исследований предполагает опрос горожан на автобусных остановках учащимися университета. Второй этап ставит целью установить число пассажиров, перевозимых из одного района в другой.

    Обновлённую сеть маршрутов покажут жителям города уже в июне-июле, а затем планируется её активное обсуждение с общественностью, сообщает «NewsVo».

    Для Рязани разработают документы транспортного планирования

    Как будет развиваться сеть маршрутов общественного транспорта Рязани? Ответить на этот вопрос должны будут в рамках научно-исследовательской работы, которую профинансирует правительство города. Соответствующий тендер уже размещён на портале госзакупок: начальная максимальная цена контракта — 25 млн руб. За эту сумму местная администрация ожидает от исполнителя разработку для Рязани основополагающих документов транспортного планирования: комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ), актуализированной версии комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и актуализированной версии программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Рязани (ПКРТИ).

    Также в ходе работы подрядчик должен разработать муниципальную маршрутную сеть пассажирских перевозок города Рязани и предложения по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, в том числе городского электрического транспорта.

    Кроме того, работа должна детализировать организацию выделенных полос для общественного транспорта на семи рязанских улицах. Предположительно, это будут Первомайский проспект, Московское и Ряжское шоссе, улицы Интернациональная, Ленина, Новосёлова и Соборная. Заявки на участие в аукционе принимаются до 25 апреля, сообщает сетевое издание «МК в Рязани».

    Результаты мини реформы: в Орле выросла выручка новых маршрутов электротранспорта

    Пресс-служба городской администрации Орла поделилась результатами мини-реформы троллейбусной сети, проведённой в феврале этого года. С 3 февраля вместо отменённых маршрутов №№ 1 и начали работу новые маршруты №№ 2 и 7, у которых один из конечных пунктов будет такой же, как у маршрута № 1, а другой — как у маршрута № 8.  Для получения результата сравнили выручку в январе и в марте этого года. По заявлению чиновников, среднедневная выручка с новых троллейбусов №№ 2 и 7 увеличилась на 9,1%. Всего за месяц удалось собрать на 152 348 рублей больше, чем до реформы.

    Конкретные показатели таковы: дневная выручка мартовского маршрута № 7 стала на 30,9% больше, чем у январского маршрута № 8, а у маршрута № 2 в марте она оказалась на 7,8% меньше, чем у маршрута № 1 в январе.

    В целом результаты реформы оцениваются как благоприятные. Улучшения коснулись не только финансовой сферы МУП «ТТП», но и транспортной ситуации в городе. Например, почти перестали поступать жалобы от жителей на отсутствие прямого маршрута между Северным и Советским районами через ул. Герцена и Московское шоссе, утверждает «Первый Областной Портал Новостей».

    Первые дни транспортной реформы в Санкт-Петербурге

    С 1 апреля в Санкт-Петербурге стартовал первый этап реформы, в рамках которой общественный транспорт перешёл на брутто-контракты, а маршрутная сеть претерпела значительные изменения. Разобраться в новых маршрутах оказалось непросто. Пассажиры жаловались на задержки транспорта, сбои в оплате проезда и сложность маршрутов. 

    Проблема была замечена, решение предложено: на остановки общественного транспорта вышли специальные волонтёры. Они будут помогать гражданам, которые не могут понять, какими маршрутами им теперь пользоваться и как оплачивать проезд без кондуктора. Роль консультантов приняли на себя студенты СПб ГБПОУ «Академия транспортных технологий», информирует «МК в Питере».

    Помимо этого появится новый сервис, помогающий жителям города освоиться в новой транспортной среде. О нём 11 апреля рассказал представитель ГКУ «Организатор перевозок». Ожидается, что с его помощью горожане смогут составить маршрут до их места назначения с учётом актуальной информации о маршрутах. На данный момент ресурс разрабатывается, и дата его появления пока неизвестна, пишет «Деловой Петербруг».

    Также сообщается о первых сбоях в работе транспорта и системы оплаты проезда. От пассажиров поступали жалобы на несоответствие реальной ситуации заявленному расписанию и на проблемы при использовании валидаторов и пересадочного тарифа.

    Первая проблема связана со срывами самих автобусных рейсов: на маршрутах подмосковного перевозчика «Домтрансавто» в начале дня не хватало около 40 машин. Это вызвало большое возмущение среди горожан, ведь на каждый отсутствующий автобус приходится до 80 недовольных пассажиров.

    Причиной, как оказалось, были неполадки с заправкой газомоторных машин. Дело в том, что в Санкт-Петербурге заправка машин на СПГ целиком лежит на компании-перевозчике, так как в городе пока не имеется розничных сетей для подобного транспорта. В «Домтрансавто» подтвердили, что утром 1 апреля произошёл сбой в работе программного обеспечения двух топливных станций. К обеду ситуацию удалось исправить. 

    В дальнейшем у «Домтрансавто» также наблюдались отклонения в количестве составов на линии, но уже менее существенные. Автоматизированная система управления транспортом (АСУ ГППТ) выявила нехватку 10 автобусов в субботу, 8 в воскресенье и 10 в утро понедельника.

    Помимо «Домтрансавто», по новым контрактам начали работу «Вест Сервис» и «Третий парк». Первый день они проработали одинаково без срывов, а в последующие дни показатели разнятся. У компании «Вест Сервис» всё прошло непросто, но лучше, чем у остальных: 3 автобусов не хватало в субботу, 13 в понедельник, а в воскресенье обошлось без отклонений. За перевозчиком «Вест Сервис» зафиксировано более серьёзное несоответствие плана и факта. 45 автобусов не обнаружено в субботу, 26 в воскресенье и 20 в понедельник. 

    Однако, такие данные могут быть вызваны не только отсутствием автобусов на линиях, но и сбоями в системах АСУ ГППТ или головной системе ГЛОНАСС. Поэтому в конце месяца у компаний будет возможность избежать штрафов за нарушение условий контрактов, если им удастся доказать, что на линии присутствовало больше подвижного состава, чем отображала система. Сделать они это смогут, например, с помощью системы СЭКОП, используемой для оплаты проезда. Она отобразит, что с автобусов приходила оплата, несмотря на их отсутствие на карте.

    Что касается проблем с валидаторами и бесплатными пересадками, представитель городского комитета по транспорту заявил, что их также решили во второй и третий день реформы, и назвал их причины. В первую очередь он признал, что в первый день не весь транспорт на новых маршрутах сумел обновиться в соответствии с новыми тарифами. Это связано с тем, что обновления могут установиться через сеть Wi-Fi только в день вступления тарифов в силу, и из-за сбоев в передаче сигнала некоторое оборудование не успело этого сделать.

    Второй возможной причиной жалоб названо то, что не все пассажиры правильно поняли смысл пересадочного тарифа, который работает только на городском общественном транспорте, и пытались пересесть на автобус, троллейбус, трамвай или метро с маршрутки. 

    Несмотря на трудности и неполадки, комтранс заявляет, что получено множество позитивных отзывов о работе новой транспортной системы, сообщает «Фонтанка.Ру».

    Изменения происходят и в других регионах: с 1 апреля на контракты и регулируемые тарифы перешли в Ставропольском крае. К транспортной реформе готовятся в Краснодаре и продолжают — в Челябинске. Оптимизации подлежат не только маршруты, но и, казалось бы, мелочи: в Вологде, Златоусте, Ижевске, Тюмени, Тобольске и Чите перевозчики снижают затраты на продажу билетов, отказываясь от использования кассовой бумаги и переводя по возможности продажу билетов в цифровой и абонементный формат.

    Виды транспорта: