Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
NastyaSensei / Pexels.com
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) продолжают распространяться на территории России. В 2023 году они уже действуют в 51 регионе страны. К 2030 году ИТС должны полностью создать во всех городах-миллионниках России. В этом году дальнейшее развитие ИТС в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», среди прочих регионов, ведётся в Калужской области, Дагестане и Новосибирской области. Однако бесконтрольный переход на цифровые технологии управления движением может порою давать курьёзные результаты. Так, недавно в Ростовской области выявили нарушения в работе городского транспорта: пассажиры не смогли воспользоваться автобусами, движение которых красиво отображалось в мобильном приложении.
Цель любой интеллектуальной транспортной системы (ИТС) — управлять мобильностью людей, движением во всех смыслах этого слова в масштабах населенных пунктов, городов и целых регионов.
Её фундамент составляют данные, производимые всеми участниками и компонентами транспортной системы о дорогах и дорожной инфраструктуре, обработка которых помогает контролировать движение автомобилей и обеспечивать безопасность. На уровне периферии в ИТС включаются дорожные видеокамеры, «умные» светофоры, детекторы транспортного потока, электронные средства оплаты проезда, информационные табло и средства автоматической фиксации нарушений. Подробнее о пути развития ИТС, ведущему к комфорту на дорогах, рассказывалось в статье TR.ru — Транспорт в России.
Как сообщило Министерство транспорта Калужской области, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» внедрение ИТС в регионе разделено на три этапа.
В 2022 году созданы Центр управления дорожным движением и центр обработки данных. Интеграционная платформа ИТС объединила подсистемы светофорного управления и мониторинга параметров транспортных потоков. На правобережье Калуги заменили оборудование на пяти светофорах и установили 26 транспортных детекторов.
В 2023 году создаются подсистемы метеомониторинга, центра мониторинга и управления общественным транспортом. Заменят оборудование на 17 светофорах и установят детекторы транспорта. Комплекс интегрируют с информационно-аналитической системой ситуационного центра губернатора, региональной платформой «Безопасный город» и региональной навигационно-информационной системой.
В 2024 году создадут систему обеспечения информационной безопасности. В Калуге заменят оборудование на 28 светофорах и установят детекторы транспорта. В Обнинске модернизируют 11 светофоров и также смонтируют детекторы транспорта.
В Махачкале планируют завершить создание ИТС в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» уже в этом году. Предыдущие два этапа ИТС реализовали в 2022 году, что повысило пропускную способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренний и вечерний часы пик на 14% и 12%. А установка умного светофора с адаптивным управлением на перекрестке улиц Ярагского и Гагарина увеличила пропускную способность на 15%.
Пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан сообщила, что в рамках третьего этапа уже модернизировали светофоры на проспектах Акушинского и Гамидова в Махачкале. Каждый проспект дооснастили шестью новыми светофорными объектами. Помимо этого, в 2023 году на региональных дорогах установят 18 «умных пешеходных переходов». Также идёт приёмка двух комплексов весогабаритного контроля на территории Хасавюртовского и Кизлярского районов. До 2024 года планируется возведение ещё семи таких комплексов.
В Новосибирской области внедрение ИТС началось с построения общей IТ-инфраструктуры. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области сообщило, что в 2023 году планируется установка модулей конфигурации сценариев управления движением, координированного управления движением общественного транспорта, подсистемы метеомониторинга и мониторинга транспортных потоков с транслированием видеоизображения.
В ближайшее время благодаря построению ИТС в регионе появится актуальная информация о состоянии дорожного покрытия и интенсивности транспортных потоков. А внедрение подсистемы светофорного управления на основе полученных данных оптимизирует работу светофорного оборудования, что увеличит пропускную способность улично-дорожной сети.
Одной из сфер деятельности ИТС является мониторинг и координированное управление движением общественного транспорта. Однако «человеческий фактор» иногда пытается обмануть электронику.
Курьёзным с одной стороны, а с другой — вопиющим стал случай, о котором сообщил портал «Ростовский Городской Транспорт», когда перевозчик выпускал на линии легковые автомобили вместо автобусов.
Проверки на соблюдение условий муниципальных контрактов выявляют разные нарушения: недовыпуск на линию, работа без кондиционера, использование транспортных средств, не соответствующих классу, указанному в заявке, нарушение установленного расписания работы и т. д. Нечистый на руку перевозчик выпускал на 15-20 минут с конечной «ГПЗ-10» несколько легковых автомобилей с маячками ГЛОНАСС. Для большей убедительности они ездили с остановками. При этом роль двух автобусов на маршрутах №№ 94, 96 исполняла одна легковушка. Водитель просто включал и выключал датчики.
Пассажиры пользовались сервисом геонавигации и ждали автобусы, которые, разумеется, не приезжали. Диспетчер перевозчика отвечал по телефону, что автобусов на линии уже нет, и указывал на сбой в приложении. При этом на горячей линии ГЦУПП подтверждали, что автобусы есть — цель перевозчика была попасть в отчёты о выпуске транспорта.
Руководство департамента транспорта донской столицы обратило внимание на жалобы в соцсетях. Окончательно разобраться в ситуации помогли выездные проверки. В итоге Департамент транспорта города Ростова-на-Дону досрочно в одностороннем порядке расторг муниципальные контракты с компанией ООО «РТК». Инициировано внесение перевозчика в список недобросовестных поставщиков. С 16 мая до 31 июля на маршрутах №№ 56, 82, 93, 94, 96 будет временно работать ООО «ТРАК». С 1 августа на маршруты №№ 94, 96 выйдет муниципальный перевозчик МУП МТК «Ростовпассажиртранс», а на маршруты №№ 56, 93 — ООО «Дон-Авто».
Формирование ИТС продожается и в других регионах страны. Так, трамваи в Красноярске подают сигнал светофору, чтобы зелёный свет включался заранее. Светофоры в Курской области автоматически включают зелёный свет, если общественный транспорт отстаёт от графика. В Кирове действуют детекторы транспортных потоков. Они определяют, как ускорить проезд транспорта, и подают сигналы светофорам. Транспорт в Тюмени оборудован камерами, которые сообщают о препятствиях на дороге или плохой разметке.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
В городах по-разному подходят к развитию троллейбусного сообщения
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.