Электросамокаты: как в регионах снижают аварийность при росте популярности сервисов

  • Дарья Гербер
    10 июля 2023 г. — 11:30
    200
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области / mtdi.mosreg.ru

    Рост популярности средств индивидуальной мобильности (СИМ) и сервисов шеринга масштабирует и присущие этому виду передвижения проблемы с безопасностью движения. В конце весны один из лидеров российского сервиса кикшеринга успел открыть второй сезон «Школы вождения электросамокатов», а летом объявил о планах по расширению и представил статистические данные по пользованию СИМ. Свою статистику представил и Минтранс Московской области. В Москве в рамках эксперимента СИМ подключили к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы устройства снижали скорость автоматически в зависимости от локации. Не только в городах-миллионниках регулируют движение СИМ. Во Владикавказе ввели ограничения по локациям и скорости движения электросамокатов, а в других регионах Северного Кавказа такие меры активно обсуждаются. 

    Первые на Северном Кавказе: в столице Северной Осетии ограничили скорость электросамокатов

    Во Владикавказе ввели ограничения по локациям и скорости движения электросамокатов и аналогичных устройств. Об этом 27 июня проинформировал интернет-портал «Российской газеты».

    Теперь на них нельзя въезжать в детский парк, а в историческом центре скорость ограничили до 15 км/ч. В Осетии считают, что культуру использования скутеров, моноколёс и других самоходных гаджетов жителям ещё предстоит привить.

    Если доверять статистике, спрос на самокаты в российских регионах только растёт. В 2021 году их продажи увеличились на 350%. Вместе с популярностью растёт и количество ДТП. В частности, в 2020 году зафиксировали шесть смертельных случаев. Изменениями в ПДД РФ, введёнными с 1 марта этого года, скорость сегвеев, гироскутеров, моноколёс и электросамокатов ограничили до 25 км/ч по всей России.

    Но Владикавказ пошёл дальше. Как и в крупнейших городах Центральной России, власти добились соглашения с владельцами кикшеринга об ужесточении правил использования двухколёсников в городе. По итогам рабочей встречи администрации и ГИБДД было принято решение снизить максимальную скорость до 15 км/ч в исторической части города. Также решили ограничить скорость передвижения электрического транспорта по проспекту Мира до 10 км/ч и запретили катание в парке им. К. Л. Хетагурова.

    Теперь составляют тепловую карту города, которая покажет, в каких точках какой скоростной режим будет оптимальным, а где самокаты запретят совсем. Городские власти считают, что важно привить культуру вождения и интегрировать электросамокаты в транспортную инфраструктуру. Пока же транспорт являются элементом развлечения.

    Тем не менее соглашение касается только точек аренды электросамокатов и не накладывает обязательств на частных владельцев. Во Владикавказе действуют две компании кикшеринга — Whoosh и «Юрент». Обе представлены в нескольких городах России, поэтому соблюдают федеральное законодательство и следят за имиджем. Аренда самокатов для детей и подростков запрещена. Помимо этого, при регистрации в приложении в договоре прописан возраст 18+. Также значок с возрастным ограничением наклеен на каждый электросамокат. По договору оферты на прокатчиках не лежит ответственность за жизнь и здоровье пользователей.

    В других регионах Северного Кавказа власти тоже планируют ввести ограничения. В Грозном провели опрос местных жителей. Последние высказались за запрет электросамокатов в пешеходных зонах и на тротуарах, а также предложили установить возрастной ценз 18+. В Нальчике 60% горожан выступили за ужесточение правил пользования электрическим транспортом и за ограничение скорости до 15 км/ч, а также за запрет вождения для несовершеннолетних. Полностью против поправок выступили 25% опрошенных.

    А вот Ставрополь немного опередил соседние республики и уже ввёл ограничения на движение электросамокатов. Городские власти запретили въезд на сегвеях и подобных устройствах на центральную аллею Парка Победы, а на остальных дорожках установили скорость не выше 7 км/ч.

    По сведениям источника, в Госдуме считают, что проблема заключалась в отсутствии чёткого правового статуса. Теперь для регулирования движения на электротранспорте установят дорожные знаки, разрешающие, ограничивающие или запрещающие движение в тех или иных зонах. Определено, что пешеходы будут иметь приоритет.

    На этом фоне примечательна инициатива конституционного комитета Совета Федерации. Как сообщил всё тот же интернет-портал «Российской газеты», использование электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) предложили ограничить с применением трёх видов правил:

    • прописать предельную скорость в разных зонах населённых пунктов;
    • определить вес, мощность и размеры агрегата;
    • возраст, с которого можно ездить на СИМ.

    При этом для разных частей города эти требования должны быть разными. А в некоторых частях населённых пунктов необходимо вовсе запретить эксплуатацию. По мнению инициаторов, самое сложное здесь — это контроль соблюдения правил. Поэтому необходимо создать реестр, в котором будет отражена привязка конкретного СИМ к владельцу.

    Московский эксперимент

    3 июля сетевое издание IZ.RU со ссылкой на пресс-службу Минпромторга сообщило о старте эксперимента в Москве: СИМ, в том числе электросамокаты, подключили к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». В тесте приняли участие московский Дептранс, ЦОДД Москвы, АО «ГЛОНАСС», АО «НИИМА «Прогресс» и «ИТ-Резерв».

    Столичные власти видят в новации залог будущей безопасности передвижения личных СИМ. С 1 марта в ПДД была установлена максимальная скорость СИМ до 25 км/ч. За счёт интеграции информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в электросамокаты при въезде на определённые участки Москвы самокаты будут автоматически снижать скорость, обеспечивая соблюдение правил и безопасность пешеходов. Для этого их оснастили трекерами российского производства, подключёнными к «ЭРА-ГЛОНАСС».

    Эксперимент будет длиться до конца прокатного сезона. В рамках инициативы в Москве в парках, на тротуарах и пешеходных переходах появятся зоны ограничения максимальной скорости СИМ ― до 10 км/ч, 15 км/ч и 20 км/ч.

    Как указывает источник, только в период с января по апрель 2023 года (то есть до начала «высокого сезона») в Москве 63 человека стали жертвами ДТП с участием электрических самокатов. Всего на дорогах за четыре месяца произошло 60 столкновений с участием самокатов мощностью до 250 Вт. Чаще всего аварии происходили из-за нарушения правил передвижения по пешеходному переходу, а также из-за наезда на пешеходов.

    Подмосковная статистика СИМ

    По сведениям Минтранса Московской области, с начала апреля жители и гости региона совершили около 2 млн поездок через сервис кикшеринга. Количество электросамокатов, доступных к аренде, увеличилось в два раза — до 23 тыс.

    За три месяца работы кикшеринга было отмечено, что чаще всего электросамокатами пользовались для поездок на небольшие расстояния, чтобы добраться от станции или остановки в сторону дома или работы. Больше всего ездят в Красногорске — порядка 80 тыс, в Мытищах — почти 78 тыс, в Люберцах — более 40 тыс. Здесь электросамокаты превратились в полноценный микротранспорт. Среднее время аренды составило 18 мин., а среднее расстояние — 3 км. Наиболее протяжённые поездки в 2023 году были зафиксированы в Одинцове и Химках — 35 км за одну поездку.

    Виртуальные парковки, где можно начать или завершить аренду, чаще всего располагаются возле станций метро и МЦД, а также на территориях с повышенной транспортной и пешеходной доступностью. В отличие от Владикавказа, в Подмосковье можно перемещаться по паркам, скверам и другим разрешённым зонам, тем самым сокращая пешие маршруты.

    Минтранс не преминул напомнить о безопасности: важно убедиться в исправности тормозов, не кататься вдвоём на одном транспортном средстве и не ездить в состоянии опьянения. После завершения поездки следует правильно парковаться, не мешая и не загораживая путь пешеходам.

    Whoosh: работа с пользователями

    Тем временем Whoosh, лидирующий российский сервис кикшеринга, старается привить азы поведения на дорогах своей растущей аудитории пользователей. Как сообщил пресс-центр компании, ещё в мае открыт второй сезон «Школы вождения электросамокатов в городах России».

    Проект стартовал 19-20 мая в Москве на территории Парка Горького. Каждый желающий мог пройти бесплатное обучение. С учётом поправок в ПДД от 1 марта, инициатива Whoosh направлена на обучение горожан: напоминать о существующих правилах, отвечать на вопросы и обучать вождению СИМ на практике.

    Проект Whoosh появился в 2021 году. В 2022 году «Школу вождения» в офлайн- и онлайн-форматах посетило более 1 млн человек. Суммарно обучение в офлайн-школе в городах России прошли 4,5 тыс человек. Новичков учат правильному старту и завершению аренды, проезду между конусами, через лежачего полицейского, а также объезду людей и переходу пешеходной дороги. Для опытных пользователей представлена сложная трасса, включающая съезд-заезд на пандус. В целом «Школа вождения» Whoosh предлагает освоить:

    • нововведения в ПДД для СИМ;
    • устройство самоката;
    • как начать поездку;
    • где можно и нельзя двигаться на электросамокате;
    • принципы ответственного вождения;
    • на что необходимо обращать внимание во время движения;
    • как действовать в экстренных ситуациях;
    • как завершить поездку и припарковать самокат.

    Whoosh планирует дальше оставаться одним из лидеров кикшеринга и заботится о технической готовности своих транспортных средств. 19 июня компания объявила о новом проекте по локализации производства деталей для электросамокатов. Комплектующие производятся в России и уже задействованы в сезоне-2023. Вместе с местными подрядчиками Whoosh организовала производство резиновых ковриков, грипс и заглушек грипс и декоративных накладок. Эти комплектующие подлежат замене чаще всего. Они производятся в адаптированном дизайне и имеют улучшенные показатели износостойкости.

    Проект по локализации производства стартовал осенью 2022 года. Зимой комплектующие были заменены в самокатах для работы в сезоне-2023. Сейчас от 30% до 90% флота в зависимости от региона России уже эксплуатируются с новыми деталями. В перспективе комплектующие будут использоваться в парках по СНГ. На следующий сезон запланировано обновление российскими запчастями до 100%.

    В компании подчеркнули, что локализация позволяет изготавливать детали быстрее, не тратить время и ресурсы на логистику, а также самостоятельно повышать износостойкость материалов. Высвобожденные ресурсы будут направлены на стратегически важные инициативы по развитию технологий. В приоритете — безопасность, масштабирование образовательных проектов, повышение знаний ПДД среди пользователей кикшеринга и популяризация самоката как средства микромобильности.

    Согласно данным Whoosh от 28 июня, проникновение сервиса в российские города выросло до 24%. Почти каждый четвёртый горожанин арендовал электросамокат или электровелосипед компании. В 2022 году этот показатель составлял 19%. Проникновение увеличивается вместе с ростом пользователей и флота. Кикшеринг стал массовым сервисом не только в Москве и Санкт-Петербурге. Среди городов-лидеров — Екатеринбург, Краснодар, Тюмень, Нижний Новгород:

    • проникновение в рынок Екатеринбурга — 39% в 2023 году против 32% в 2022 году;
    • проникновение в рынок Краснодара — 29% в 2023 году против 23% в 2022 году;
    • проникновение в рынок Тюмени — 35% в 2023 году против 28% в 2022 году;
    • проникновение в рынок Нижнего Новгорода — 28% в 2023 против 24% в 2022 году.

    Также Whoosh представила развёрнутую статистику по Москве. Пиковое время популярности электросамокатов у жителей столицы в первой половине дня приходится на 8:00 и 9:00. В это время в среднем пробки составляют пять баллов. Вечерний пик популярности электросамокатов — 18:00 и 19:00. В это время загруженность дорог в среднем достигает семи баллов. Аналитики считают, что утренние и вечерние маршруты — это поездки на работу и с работы. Согласно данным Whoosh, около 80% поездок происходит, когда люди едут по делам, выбирая кратчайший путь из точки А в точку Б.

    При этом в Москве самокаты популярны как транспорт первой и последней мили в мультимодальных маршрутах. Из 100 наиболее популярных парковок Москвы 86 точек находятся у станций метро. На эти 86 станций весной 2023 года пришлось 78% поездок, начинающихся и завершающихся у сотни самых востребованных точек.

    Напомним, с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД для пользователей электросамокатов и моноколёс. Отношение к «легализованным» средствам передвижения сохранилось весьма неоднозначным у экспертов и у жителей городов. Однако законодатели пока не спешат менять нормативную базу, продолжая изучать практику.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)