Весеннее обновление ПДД: больше ответственности для СИМеров и другие новшества

  • Павел Яблоков
    1 марта 2023 г. — 18:40
    467
    Иллюстрация: 

    Mos.ru (Ю. Иванко) / mos.ru

    С 1 марта не только столица России окончательно получила новую Большую Кольцевую линию метро, но и вся страна начала ездить по-новому. Вступили в действия изменения в Правилах дорожного движения (ПДД), которые, на этот раз, коснулись не только автомобилистов, но и пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).

    Изменения в Правила Дорожного движения были утверждены минувшей осенью, Постановлением Правительства РФ № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Времени, прошедшего с момента утверждения изменений до вступления их в силу, должно было хватить, чтобы подготовиться всем участникам и регулировщикам дорожного движения «на местах».

    Вело и СИМ: что нового в ПДД?

    Вопрос регулирования движения средств индивидуальной мобильности в последние несколько лет стал актуальным для всех крупных городов страны. Однако пробелы в нормативной базе не позволяли решать многие назревшие проблемы.

    Отныне на уровне ПДД статус «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) закреплён за электросамокатами, электроскейтбордами, гироскутерами, сигвеями, моноколёсами и другими аналогичными устройствами. Это транспортные средства, имеющие одно или несколько колёс (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам разрешено передвигаться только на тех из них, чья масса не превышает 35 кг.

    При этом при совместном передвижении с СИМ пешеходы получают приоритет, а водители СИМ должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. При пересечении автодорог по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сигвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться. Одновременно отдельной ремаркой в ПДД отмечено, что СИМ и велосипеды не являются мопедами.

    Движение велосипедистов и симеров в возрасте от семи до 14 лет разрешено только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. При этом симеры старше 14 лет могут использовать эти же территории для движения, если являются сопровождающими лицами.

    Самые юные велосипедисты и симеры, чей возраст младше семи лет, могут двигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

    Движение по краю проезжей части автодороги велосипедистам и пользователям СИМ разрешается только в один ряд, при этом симерам запрещены обгоны и объезды с левой стороны транспортного средства.

    Несанкционированное использование одноместных СИМ для перевозки пассажиров теперь тоже подпадает под запрет ПДД.

    Для регулирования движения электросамокатов и других СИМ вводятся новые специальные дорожные знаки, которые разрешают, ограничивают или запрещают передвижение на СИМ в тех или иных зонах: 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», 5.39 «Велосипедная зона», 5.40 «Конец велосипедной зоны». Их установкой будут заниматься местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры. Также введён новый тип дорожной разметки 1.14.3, обозначающей диагональный пешеходный переход. А знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено» отныне будет означать запрет движения и для лиц, использующих для передвижения СИМ.

    На электросамокатах любой массы дозволено ездить по правому краю проезжей части дорог, но разрешено это только людям старше 14 лет и там, где отсутствуют альтернативные пути (велодорожки, велополосы, тротуары, обочины) и максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. СИМ, выезжающие на автодорогу, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. В свою очередь пешеходы там, где пешеходные дорожки отсутствуют, могут двигаться по велополосам, но уступать дорогу велосипедистам и людям, использующим СИМ.

    Люди, использующие для передвижения обычные самокаты и роликовые коньки, по-прежнему будут приравниваться к пешеходам.

    Некоторые требования к велосипедам смягчены: их исключили из числа тех, на которых днём должны гореть фары или дневные ходовые огни. Однако за городом в тёмное время суток и при недостаточной видимости велосипедистам нужно использовать световозвращающие элементы.

    Вело и СИМ: что уже делается?

    Одним из наиболее насыщенных средствами индивидуальной мобильности городов является Москва. Она же, традиционно являясь законодателем моды, уже поделилась первыми планами по улучшению регулирования движения СИМ.

    На базе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) в Москве запускается ситуационный центр для СИМ. Вместе с операторами шеринговых сервисов столичные транспортники будут анализировать загруженность городских велопарковок, оперативно перемещать оставленные в неположенных местах самокаты, координировать работу сервисов при проведении массовых мероприятий.

    Кроме того, совместная работа города и операторов проката позволит развивать инфраструктуру: выявлять точки, где нужны новые велопарковки и медленные зоны движения электрических средств индивидуальной мобильности. Следить за соблюдением ПДД будут сотрудники патрульных служб Госавтоинспекции, получившие получили право останавливать водителей СИМ: в случае выявления нарушений, пользователям будет выписан штраф, сообщает сайт Московского транспорта. При этом привлечь к ответственности за нарушение может не только сотрудник ГИБДД, но и участковый полиции на введенного ему участке. Ответственность пользователей СИМ наступает по ч. 2 и 3 ст. 12.29, 12.30 КоАП уже не как пешеходов, а иных участников дорожного движения.

    В 2022 году операторы аренды электросамокатов получили 65 млн руб. от Правительства Москвы в качестве мер поддержки — на эти деньги они обновили больше 9,5 тыс. электросамокатов.

    Количество активных пользователей сервисов стало в два раза больше: их количество увеличилось до двух млн. человек. При этом возросла и доля транспортных, а не прогулочных поездок: в 80% случаев самокаты арендовали, чтобы доехать до офисов, торговых центром, мест учёбы или парков. Внутри МКАД шеринговый парк электросамокатов увеличился в 2022 году с 25 до 40 тыс. единиц СИМ.

    В Москве уже готовятся новая разметка и дорожные знаки для электросамокатов, сообщил телеканал «Москва 24».

    Ограничение скорости движения до 25 км/ч уэлектросамокатов будет делаться на программном, или даже аппаратном уровне, чтобы у пользователя не осталось никакой возможности повлиять на настройки, сообщает «Парламентская газета» со ссылкой на компании, предоставляющие услуги по аренде электросамокатов.

    Ранее в некоторых городах на уровне местных администраций уже запретили парковку средств индивидуальной мобильности на островках безопасности и запретят бросать их вблизи остановок и станций метро. А в Петербурге должны появиться «мертвые зоны», где поездки на самокатах и вовсе запретят.

    Дорожные знаки: новые и переосмысленные

    С 1 марта в дополнение к ранее существовавшим дорожным знакам введены ещё восемь новых. Помимо тех, которые регулируют движение средств индивидуальной мобильности, появились и относящиеся к «классическим» транспортным средствам.

    Новый знак 3.34 «Движение автобусов запрещено», предназначен для ограничения движения туристических и заказных автобусов: не запрещает движение автобусов, следующих по маршрутам общественного транспорта, а также школьных автобусов. Кроме того, автобусам запретили стоянку в жилой зоне вне площадок, специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой.

    Знак дополнительной информации 8.26 «Зарядка автомобилей» указывает места зарядки автомобилей.

    У знака 6.4 «Парковка» отныне появились две модификации. Для платной парковки помимо стандартной буквы Р на синем щите добавлено изображение монетки (раньше «монетизация» парковки обозначалась дополнительным информационным знаком), раньше два этих значка использовались по отдельности). А для указания на места для инвалидов к букве Р добавлено стилизованное изображение инвалида-колясочника.

    Также появились вариации у знака «Въезд запрещён»: его будут использовать вместе со знаком грузовика (въезд запрещён грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны), красной звёздочкой (въезд запрещён в субботние, воскресные и праздничные дни) или обозначениями конкретных дат и времени суток.

    Время действия знаков 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» и 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» изменено: если раньше парковаться под ними можно было с 19:00 до 21:00 завершающихся «запретных» суток, то теперь — с 21 до 24 часов.

    Красить по-новому

    Парковочная разметка теперь будет двухцветной. Зоны бесплатной парковки будет обозначать, как и ранее, белой разметкой, а платные парковочные места будут выделяться синей разметкой.

    Кроме того, в ПДД появилось несколько новых видов разметки, которые в экспериментальном режиме уже опробовались на некоторых улицах. Разметка 1.14.3 «диагональный пешеходный переход» применяется для обозначения возможности перехода дороги по диагонали на регулируемом пешеходном переходе.

    Разметкой 1.16.1 обозначаются островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, а также отделяющие места парковок от велосипедных полос. Разметка 1.17.1 жёлтого цвета разметка обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и легковых такси, а зигзагообразная жёлтая разметка 1.17.2, наносимая поперёк направления движения автомобилей, указывает на места остановок трамваев (начало и окончание зоны посадки/высадки), если посадка и высадка осуществляется с проезжей части или с расположенной на ней посадочной площадки.

    Островки — вне движения

    В ПДД введено новое понятие направляющего островка: это элемент обустройства дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью или приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков. Штрафовать за остановку на таких островках, как и на ранее включённых в ПДД островках безопасности, будут по ч. 1 ст. 12.19 КоАП. Заезд на островки допустим лишь в случае вынужденной остановки, если в другом месте она больше угрожает безопасности движения.

    Больше возможностей для светофоров

    Из разряда экспериментов в официально включённые в ПДД перешли новые информационные секции светофоров в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Располагающийся под «трёхглазым» сигнал информирует водителя, что на пешеходном переходе, в сторону которого он поворачивает. пешеходам включён разрешающий сигнал. Направление стрелки на бело-лунном указателе указывает расположение полосатой дорожной разметки-«зебры», через которую в этот момент разрешён переход пешеходам.

    Сигналы светофоров, выполненные в виде силуэта пешехода, распространяются на пешеходов. Сигнал в виде велосипеда предназначен для велосипедистов и водителей мопедов, едущих по велополосе. В то же время пользователи СИМ должны руководствоваться сигналами светофора в виде пешехода либо велосипеда в зависимости от того, где они движутся.

    По кругу — по-другому

    Перекликаясь с открытием на высшем уровне всей Большой Кольцевой линии Московского метро, автомобилистам с того же дня, 1 марта, ввели новые (вернее хорошо забытые старые) правила проезда круговых перекрёстков.

    При движении на круговом перекрёстке приоритет теперь участникам дорожного движения, движущимся по главной дороге. В случая пересечения равнозначных дорог или улиц теперь следует уступать дорогу тем, кто уже оказался на кругу. Такая мера позволит избежать многих заторов на круговых перекрёстках. В то же время, при отсутствии чётко выраженных знаков, определяющих статус дорог (главная или второстепенная) это может привести к конфликтным ситуациям на дорогах.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: