С нового сезона — по правилам: в ПДД внесены поправки для электросамокатов и других СИМ

  • Павел Яблоков
    11 октября 2022 г. — 21:05
    135
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание INFOX.ru / m.infox.ru

    Использование средств индивидуальной мобильности становится всё более всесезонным даже в «снежных» регионах страны. Тем не менее, в тёплую часть года количество участников дорожного движения, использующих электросамокаты, гироскутеры и другие подобные средства, возрастает. К новому сезону 2023 года они станут обязаны соблюдать ПДД. Необходимые поправки уже приняты Правительством России.

    Вопрос назревший и перезревший

    Развитие новых видов городской мобильности в России шло быстрее, чем принятие каких-либо правил, регулирующих эту деятельность. Когда все заинтересованные стороны осознали важность и серьёзность происходящего, на их пути встала «регуляторная гильотина». Новый подход к формированию нормативной базы, введённый постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467, прекратил действие многих документов, а принятые взамен них обязал пересматривать каждые несколько лет. При этом часть актов стало невозможным менять точечно «заплатками», а только полностью. В применении к такому массивному документу как Правила дорожного движения (ПДД), такой подход практически заморозил их актуализацию. Затрагивающий интересы самых разнообразных, порой противоборствующих сторон, свод правил обречён на многомесячное, если не многолетнее, обсуждение на всех слоях общества.

    Всё это время электросамокаты, численность которой в крупных и средних городах растёт практически по экспоненте, оставались вне правового регулирования. Росло и число ДТП с непризнанными официально типами транспортных средств. Так, за первое полугодие 2022 года произошло 370 ДТП с участием СИМ, в которых шесть человек погибли и получили ранения 382, По сравнению с первой половиной 2021 года число аварий выросло на 174%, а число погибших — на 100% Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Москве (94), Санкт-Петербурге (57) и Краснодарском крае (26). Также в пятерку регионов вошли Нижегородская (18) Свердловская области (16) и Кемеровская области (11), сообщили «Известия» со ссылкой на данные МВД России.

    По счастью, в сентябре Правительство приняло документ, частично выводящий ПДД из-под зоны действия регуляторной гильотины. Благодаря нему стало возможным не переписывать ПДД полностью, а отложить этот процесс на 6,5 лет. Утверждённое 23 октября 1993 года постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1090, претерпевшее более 50 изменений за почти 30-летнюю историю, будет действовать ограниченное время — до 1 марта 2029 года.

    Спустя месяц давно назревшие поправки в ПДД были приняты. 6 октября Правительством РФ принято Постановление № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    Тем самым в ПДД включены предложенные Минтрансом России изменения в Правила дорожного движения (ПДД), касающиеся, в том числе, езды на электросамокатах и гироскутерах, а также новых дорожных знаков и парковок.

    Что изменилось в ПДД?

    Статус «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) закреплён за электросамокатами, электроскейтбордами, гироскутерами, сигвеями, моноколёсами и другими аналогичными устройствами и на уровне ПДД. Это транспортные средства, имеющие одно или несколько колёс (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам разрешено передвигаться только на тех из них, чья масса не превышает 35 кг.

    При этом при совместном передвижении с СИМ пешеходы по получают приоритет, а водители СИМ — да, теперь можно их называть так, — должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. При пересечении автодорог по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сигвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться. Одновременно отдельной ремаркой в ПДД отмечено, что СИМ и велосипеды не являются мопедами.

    Движение велосипедистов и симеров в возрасте от семи до 14 лет разрешено только по тротуарам, пепешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. При этом симеры старше 14 лет могут использовать эти же территории для движения, если являются сопровождающими лицами.

    Самые юные велосипедисты и симеры, чей возраст младше семи лет, могут двигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

    Движение по краю проезжей части автодороги велосипедистам и пользователям СИМ разрешается только в один ряд, при этом симерам запрещены обгоны и объезды с левой стороны транспортного средства.

    Несанкционированное использование одноместных СИМ для перевозки пассажиров теперь тоже подпадает под запрет ПДД.

    Для регулирования движения электросамокатов и других СИМ вводятся новые специальные дорожные знаки, которые разрешают, ограничивают или запрещают передвижение на СИМ в тех или иных зонах: 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено», 5.39 «Велосипедная зона», 5.40 «Конец велосипедной зоны». Их установкой будут заниматься местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры. Также введён новый тип дорожной разметки 1.14.3, обозначающей диагональный пешеходный переход. А знак 3.10 «Движение пешеходов запрещено» отныне будет означать запрет движения и для лиц, использующих для передвижения СИМ.

    На электросамокатах любой массы дозволено ездить по правому краю проезжей части дорог, но разрешено это только людям старше 14 лет и там, где отсутствуют альтернативные пути (велодорожки, велополосы, тротуары, обочины) и максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. СИМ, выезжающие на автодорогу, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. В свою очередь пешеходы там, где пешеходные дорожки отсутствуют, могут двигаться по велополосам, но уступать дорогу велосипедистам и людям, использующим СИМ.

    Люди, использующие для передвижения обычные самокаты и роликовые коньки, по-прежнему будут приравниваться к пешеходам.

    Постановление, вносящие поправки в ПДД в части СИМ, принято в октябре, но применяться обновлённые правила будут только с 1 марта 2023 года. И участники дорожного движения, и его регулировщики, должны привыкнуть к изменениям. Кроме того, необходимо доработать нормативную базу «на местах». А Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) должно успеть внести связанные с реализацией октябрьского постановления в соответствующие документы по стандартизации.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    В прошлом году TR.ru — Транспорт в России знакомил с исследованием о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде.

    Регионы: 
    Виды транспорта: