ГЭТ Казани отказывается от кондукторов, в Омске и Перми — усилен контроль за безбилетниками

  • Дарья Гербер
    22 сентября 2023 г. — 09:50
    197
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал АО «ИПОПАТ»

    Конец сентября отметился рядом новостей о расширении бескондукторной оплаты проезда в регионах, однако не везде это связано с желанием распространить новые технологии. Даже после завершения сезона летних отпусков транспортные предприятия испытывают дефицит сотрудников. В Казани после проведённого эксперимента начат массовый поэтапный перевод трамвайных и троллейбусных маршрутов на работу без присутствия кондуктора. В Перми подвели итоги работы мобильных агентов — контролёров и кондукторов в одном лице — и решили прекратить эксперимент, признав его несостоявшимся. Вместо этого предлагается расширить полномочия обычных контролёров, предоставив им право задерживать безбилетников без участия Росгвардии. В Омске для улучшения финансовой дисциплины пассажиров возвращают контролёров на автобусные и трамвайные маршруты, а в Ижевске основной автобусный перевозчик в очередной раз за этот год расширил зону распространения валидаторов.

    В Казани начат массовый переход на бескондукторное обслуживание

    Как сообщает портал «Татарстан-24» со ссылкой на МУП «Метроэлектротранс», с 17 сентября в Казани пассажиры восьми троллейбусов маршрута № 6 оплачивают проезд самостоятельно без присутствия кондуктора. Специалисты завершили монтаж оборудования для бескондукторной системы оплаты проезда, после чего подвижной состав ввели на маршруты.

    С 19 сентября пассажиры 16 трамваев маршрута № 4 также оплачивают проезд самостоятельно. А 20 сентября на бескондукторную систему оплаты проезда на линию перешли 12 троллейбусов маршрута № 13 и шесть трамваев маршрутов №№ 2, 3. До конца месяца запланирован отказ от работы кондукторов на маршрутах троллейбуса №№ 7 и 9 и трамвая №№ 1, 6, 8.

    В МУП «Метроэлектротранс» отметили, что на линиях усилена работа контрольного отдела. Проверка оплаты производится посредством переносного валидатора. Для подтверждения оплаты пассажиру достаточно приложить карту.

    Всего МУП «Метроэлектротранс» решил реализовывать бескондукторную оплату на 93 единицах подвижного состава. Такое решение позволить частично ликвидировать кадровый голод и уравновесить дефицит кондукторов и водителей. Ранее «Метроэлектротранс» сообщал о нехватке 350 кондукторов, 196 водителей трамваев и троллейбусов. Причина — в низкой заработной плате и переработках персонала. По сведениям газеты «Бизнес Online», МУП «Метроэлектротранс» работает как планово убыточное предприятие. При экономически обоснованной цене проезда в 62 рубля установлен тариф 36 рублей. Соответственно средств на обновление подвижного состава, фонд заработной платы и ремонт инфраструктуры не хватает.

    Система оплаты проезда без кондукторов тестировалась в Казани с августа 2021 года. Для проведения эксперимента был выбран троллейбусный маршрут № 2. Как показали результаты МУП «Метроэлектротранс» 15% пассажиров перестали оплачивать проезд. В то же время увеличение штата контролёров позволило переломить негативную тенденцию. А расходы на их содержание оказались меньше сэкономленного фонда оплаты труда кондукторов.

    В Перми хотят расширить полномочия контролёров

    По сведениям сетевого издания «59.ру», Департамент транспорта Перми инициирует изменение федерального законодательства касательно полномочий контролёров. Депутаты обсудили работу бескондукторной системы оплаты проезда и долю безбилетных пассажиров в городском транспорте.

    За первое полугодие 2023 года перевезено 114,9 млн человек: количество пассажиров увеличилось на 21 млн в сравнении с прошлым годом. Также на 9% увеличилась доля безналичной оплаты проезда. Параллельно выросла доля потенциальных зайцев — до 23,3% (в первой половине 2022 года их было 15%). В отчётах фигурирует потенциальное количество безбилетных пассажиров, однако учитывается погрешность датчиков контроля пассажиропотока. Например, проезд детей до семи лет, которые освобождены от оплаты проезда, и вход-выход пассажиров для пропуска других в пиковое время.

    Наиболее прибыльными стали маршруты №№ 1, 8, 27, 68, а убыточными — №№20, 32, 64, 77, 80. Контрольно-ревизорская служба МКУ провела около 86 тыс проверок, составлено 11 тыс протоколов. Объём доходов отрасли за первое полугодие составил 2,3 млрд рублей, расходов — 3,1 млн рублей. Дотация из регионального бюджета снизилась с 837 млн до 688 млн рублей.

    В городской Думе обозначили, что улучшить работу контрольно-ревизорской службы невозможно без индексации зарплат. При этом не планируется пересмотр тарифного меню. Сделать транспортную отрасль абсолютно безубыточной нереально, поэтому решено сконцентрироваться на повышении качества услуг и борьбе с безбилетниками. За этим последовало обсуждение работы контролёров.

    Телеграм-канал «Пермский транспорт» представили итоги работы мобильных агентов в общественном транспорте депутатам Пермской городской Думы на круглом столе. Решено закончить тестирование работы мобильных агентов и сосредоточиться на повышении эффективности работы контролёров, а также продолжить планомерную работу по повышению платёжной дисциплины пассажиров.

    Сейчас для привлечения безбилетников к ответственности необходимо устанавливать личность, а в случае несогласия — вызывать Росгвардию, однако не всегда сотрудники успевают задержать зайцев. С 2021 года контролёры вправе требовать документ, удостоверяющий личность. Однако задерживать безбилетников самостоятельно они не имеют права. Поэтому депутаты подготовили соответствующую инициативу, расширяющую полномочия контролёров.

    Сейчас штраф за безбилетный проезд в Пермском крае составляет 2500 рублей при первом нарушении и вдвое больше — при повторном.

    В Омске возобновляют работу контролёров

    Официальный портал Администрации города Омска проинформировал о том, что с 18 сентября в городском пассажирском транспорте начали работать контрольно-ревизионные группы. Контролёры проверяют правильность оплаты проезда в транспорте муниципальных предприятий «Электрический транспорт» и «Пассажирское предприятие № 8». Процесс занимает не более двух-трёх минут, поэтому не влияет на график движения даже в часы пик.

    Отмечается, что проверки станут регулярными как в подвижном составе, оснащённом валидаторами, так и в том, где работают кондукторы. Первый раз безбилетник получит предупреждение, при повторном нарушении — штраф до 700 рублей.

    По информации сетевого издания «Омск здесь», работа по формированию контрольно-ревизионных групп началась заранее. В феврале 2022 года увеличили штраф для безбилетников. Параллельно начали набор сотрудников в службу контроля. Предполагалось, что в неё войдут около 70 человек, и если в начале 2022 года там работали два человека, то весной 2023-го — уже 18.

    Необходимость в контролёрах выросла после внедрения бескондукторной системы оплаты проезда. Валидаторы устанавливают в автобусах малого класса и трамваях, и эта практика будет расширяться. Так, на прошлой неделе завершилась поставка в Омск автобусов НефАЗ, уже оборудованных валидаторами.

    В Ижевске — плюс один маршрут с валидаторами

    Распространяется бескондукторная система оплаты и в Ижевске. С 30 августа пассажиры автобусного маршрута № 25 оплачивают проезд через валидаторы. Оплату наличными принимает водитель. Об этом проинформировала пресс-служба АО «ИПОПАТ».

    Всего в 2023 году перевозчик запустил систему бесконтактной оплаты проезда через стационарные валидаторы на 15 автобусных маршрутах: №№ 2, 6, 7, 9, 11, 15, 21, 25, 26, 28, 34, 36, 41, 56, 73. На маршрутах №№ 8 и 79 система успешно работает с 2022 года. Реализация проекта снизила нагрузку на водителей, работающих без кондуктора, и сократила время посадки и высадки пассажиров.

    Валидаторы расположены при каждом входе в салон автобуса. Для оплаты через них необходимо:

    • приложить карту (бесконтактную банковскую или транспортную);
    • дождаться звукового сигнала и печати билета;
    • сохранить билет до конца поездки и предъявить его по требованию контролёра.

    Для приобретения второго билета по одной карте необходимо выдержать интервал в одну минуту и снова приложить карту к валидатору. Оплата всеми видами электронных билетов длительного пользования (карта пенсионера г. Ижевска, Ежемесячная, Студенческая, Школьная, Автобус 90*30) может быть произведена только за одного человека.

    Если при оплате проезда билет не напечатался и при повторном прикладывании карты на экране терминала появляется информация: «интервал предъявления карты — 1 мин.», значит поездка оплачена и ещё раз прикладывать карту к валидатору не нужно. Информация об оплате сохранится в системе и может быть проверена контролёром.

    Оплатить проезд наличными нужно у водителя сразу после посадки, пока автобус не начал движение.

    Кроме этого, на бескондукторных автобусных маршрутах усилен контроль. Штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей, за повторное нарушение в течение года — 1000 рублей.

    Ранее в августе  в Ижевске установили валидаторы установили в автобусах маршрута № 36.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)