Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
Администрация городского округа Самара / samadm.ru
В крупных городах и особенно в столице пассажиры давно привыкли к отсутствию кондуктора в салоне: проезд оплачивается через валидаторы, установленные в салоне, так как все знают, что в любой момент могут зайти контролёры с проверкой и выписать ощутимый штраф, если не предъявить подтверждение совершённой покупки билета. Однако и в регионы приходит общий тренд на самостоятельную оплату проезда. Несмотря на частичное снижение выручки, «электронные кондукторы» обходятся предприятием дешевле штатных сотрудников.
В Казани подвели первые итоги эксперимента по бескондукторной работе, а транспортники Зеленодольска вводят абонементный билет для студентов на маршруте до столицы Татарстана. В Самаре на новый режим работы готовятся перевести ещё три маршрута. В Новосибирске в автобусе маршрута №5 тестируют стационарные терминалы для оплаты проезда «Тройкой», а в автобусах Белгорода, оснащённых валидаторами, теперь принимают только бесконтактную оплату картами.
В Самаре, несмотря на рост цен на импортные валидаторы, уже запланировали установить валидаторы еще на двух трамвайных маршрутах и одном троллейбусном.
Пассажиры, пользующиеся трамваями маршрутов №№ 20к и 24 и троллейбусами, следующими по маршруту № 13, вскоре смогут оплачивать проезд самостоятельно через стационарные валидаторы. Это не первый такой опыт для города: несколько лет назад кондукторы перестали работать на маршруте № 5. Вместо этого покупку билетов на проезд полностью доверили самим пассажирам, установив в салоне валидаторы для безналичной оплаты. После этого представители транспортного предприятия, несмотря на опасения относительно того, что увеличится количество «зайцев» и снизится сбор средств за проезд, заметили обратную тенденцию: увеличился и пассажиропоток, и общее количество совершаемых транзакций.
Видя положительную динамику, представители «Объединенной транспортной карты» приняли решение расширять практику. Вместо того, чтобы оплачивать труд кондукторов, выгоднее будет вложиться в подходящее оборудование. Однако с этим возникают трудности, особенно в текущей экономической ситуации: современные валидаторы производятся за рубежом, а значит, заметно подорожали в связи с введением западных санкций. Отдельную трудность составляет разработка программного обеспечения, которая сейчас ведётся. Необходимо доработать ПО таким образом, чтобы валидаторы исправно выдавали оплачивающему проезд пассажиру чек, подтверждающий оплату, как того требует законодательство, сообщает сетевое издание «63.ру».
С 11 мая общественный транспорт Белгородской агломерации полностью перешёл на бесконтактную работу терминалов для приёма безналичной оплаты проезда. Вместо того, чтобы вставлять карту в терминал, теперь нужно её просто приложить к валидатору.
Если карта не работает бесконтактным способом, остаётся запасной вариант покупки билета — за наличные у водителя. Правда, при оплате наличными проезд обойдётся чуть дороже (в 25 рублей).
Причиной изменений в порядке оплаты проезда стали новые требования платёжных систем, сообщает пресс-служба Единой транспортной компании. С 14 марта в Белгородской области из-за возросшего числа «зайцев» внесли изменения в правила посадки пассажиров. Теперь вход в автобусы будет осуществляться только через переднюю дверь, чтобы исключить риск безбилетного проезда.
С августа 2021 года в Казани тестируется система оплаты проезда без кондукторов. Для проведения эксперимента был выбран троллейбусный маршрут №2. Пассажиры могут оплатить проезд с помощью карты через валидаторы или приобрести билет за наличные у водителя. Однако, по результатам, предоставленным МУП «Метроэлектротранс», 15% пассажиров оплату проезда не производят вовсе.
Подсчёт безбилетников производится от общего числа пассажиров. До введения бескондукторной системы на маршруте №2 оплачивали проезд 45 тысяч пассажиров каждый месяц. Когда начался эксперимент, это число уменьшилось до 28 тысяч, на 40%. Горожане массово не платили за проезд, видимо, решив, что маршрут стал бесплатным, хотя информация о новой системе оплаты была размещена в салонах на плакатах и объявлялась через динамики.
Со временем, благодаря контрольной службе, штат инспекторов которой увеличили с 16 до 18 человек, и повышению сознательности граждан, был достигнут нынешний результат. Если сперва контролёрам в каждом салоне попадалось по пять-шесть не оплативших проезд пассажиров, на данный момент их число заметно снизилось: не более одного-двух.
С финансовой точки зрения бескондукторная система оказалась предприятию более выгодной. В семи троллейбусах установили электронные валидаторы, а 10 кондукторов, получавших в среднем 38 тыс. руб., перешли на иные маршруты. Таким образом, на данный маршрут из зарплатного фонда предприятия уходит на 500 тыс. руб. в месяц меньше. И даже с учётом оплаты труда контролёров компании удалось сократить свои расходы.
Что касается будущего, полный переход на подобную систему пока не планируется, более того, предприятие хочет нанять еще 250 кондукторов — нынешних 355 не хватает. Но бескондукторную оплату, возможно, протестируют также на троллейбусном и трамвайном маршрутах №6, имеющих невысокий пассажиропоток.
По словам гендиректора предприятия, в этом деле всё упирается в закупку оборудования. Чтобы оснастить валидаторами семь троллейбусов, партнёру проекта АО «Социальная карта» пришлось потратить 2 млн руб., как сообщает деловая электронная газета «Бизнес Online». Если допустить, что таких машин будет 100, затраты составят более 28 млн рублей, причём без учета роста цен с августа прошлого года. Ещё один вопрос, требующий внимания — это увеличение штата контролёров и их права: на данный момент инспекторы не имеют прав на наложение штрафа. Они могут только потребовать произвести оплату или покинуть салон на следующей остановке. В целом, как заявил исполком Казани, вопрос этот еще требует тщательного изучения и финансирования.
По решению Зеленодольского ПАТП, одного из пострадавших от «куардауна», с 1 июня этого года на маршруте №552 «Зеленодольск — Кульбаши — Мемдель — Казань» появится студенческий проездной билет ГРИНБУС на 44 поездки стоимостью 2200 рублей. Отмечается, что все издержки перевозчик покроет самостоятельно, без финансирования от Правительства РТ.
Не каждый студент может израсходовать все 44 поездки на данном маршруте, поэтому абонементом можно оплатить проезд также на местных маршрутах №№ 1, 2, 6, 1В, 2В, 104, 104А и 110. Единственное условие использования льготы — предъявление студенческого билета, информирует официальный сайт «ЗПАТП».
Зеленодольское ПАТП переживает непростые времена: в связи с трудной экономической ситуацией предприятие вынуждено закрывать нерентабельные маршруты с низким пассажиропотоком, так как при росте себестоимости пассажирских перевозок и невозможности поднять стоимость проезда для пассажиров обслуживание некоторых маршрутов приносит только убытки.
В начале мая на поручнях около входных дверей одного из автобусов, работающих на маршруте №5 в Новосибирске, появились стационарные терминалы для оплаты проезда. Данные терминалы принимают оплату с помощью «Сбертройки», современной билетной системы на базе московской карты «Тройка».
Как сообщает портал «Московский транспорт», новые терминалы имеют целый ряд преимуществ по сравнению с использованием терминала для оплаты у водителя. Во-первых, это повышенная безопасность и более качественная работа водителей, так как им больше не потребуется тратить время на приём оплаты и выдачу билетов пассажирам. Другой плюс — в экономии времени при посадке. Вместо того, чтобы стоять в очереди на входе, пассажиры могут сразу проходить в салон и оплачивать проезд уже самостоятельно.
Наконец, отдельная выгода в сокращении потребления чековой ленты, цены на которую существенно выросли с начала года. Новые валидаторы не выдают бумажные чеки, только электронные. Проверить историю покупок или скачать чек можно в личном кабинете.
Менее ресурсоёмкие способы оплаты проезда начинают применять в разных регионах страны в связи с ростом цен на чековую ленту. Это становится поводом для поиска более эффективных процессов, которые в итоге позволяют экономить не только предприятиям, но и пассажирам.
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Дополнительные рейсы запустили в Черноземье, Красноярье, Дагестане и на Сахалине
В городах по-разному подходят к развитию троллейбусного сообщения
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.