Города меняют способы оплаты проезда в транспорте, не забывая о безбилетниках

  • Полина Лемешева
    17 марта 2022 г. — 13:35
    642
    Иллюстрация: 

    «Кови» / kovi.ru

    В связи с тем, что в России недавно ограничили авторизацию платежей по картам платёжных систем Visa и Mastercard, с оплатой проезда возникают трудности. Хотя в теории это должно было повлиять только на работу электронных кошельков, использующих технологии NFC, в ряде случаев пассажиры сталкиваются с невозможностью заплатить за билет банковскими карточками вообще. Так, частные перевозчики Екатеринбурга теперь согласны принимать оплату проезда только наличными или транспортными картами. В большинстве регионов теперь шутят: «Пластмассовый “Мир” победил», отсылая к строчке известной песни. И действительно: российские физические карты работают везде, и надёжнее всего — выпущенные платёжной системой «Мир». В некоторых городах оплачивать через «Mir Pay» такими картами ещё и выгоднее, так как действует специальная акция. Недавно к ней присоединился Челябинск.

    Но пока ситуация с оплатой проезда не стабилизировалась, большое количество пассажиров предпочитают не платить вовсе. Из-за этого в Белгороде пришлось запретить посадку пассажиров через заднюю дверь, в Ульяновске подняли штрафы за безбилетный проезд, обсуждаются подобные меры и в Перми. В пригородных электричках Санкт-Петербурга в ближайший месяц контролёры будут ловить нарушителей вместе с сотрудниками транспортной полиции.

    В Иркутске пассажиров просят оплачивать проезд наличными или картами «Мир»

    В Иркутске признают: после вступления в силу ограничений, касающихся сервисов токенизации карт Visa и MasterCard в кошельках Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Garmin Pay и Sber Pay (Android NFC), в работе платежного оборудования в общественном транспорте наблюдаются сбои. В теории должны продолжать действовать все физические карты банков, выпущенные на территории России, однако для надёжности в сообщении администрации города Иркутска пассажирам рекомендуют оплачивать билеты для проезда картами системы «Мир» или наличными средствами. Также во всех троллейбусах, автобусах и трамваях города по-прежнему принимается оплата проезда по социальной карте.

    Стоимость поездки в городском муниципальном транспорте по-прежнему составляет 15 руб. В маршрутках частных перевозчиков цена заметно выше: днём 25 руб., в вечернее время — 30 руб.

    Челябинцы получили скидку при оплате проезда через «Mir Pay»

    С 1 марта в Челябинске стартовала акция, предоставляющая скидку в 6 руб. при оплате проезда в городском транспорте с использованием приложения карты «Мир». После введения ограничений, из-за которых прекратили работу популярные приложения «Apple Pay» и «Google Pay», такие акции стали особенно актуальны. Скидка на проезд, согласно положению акции, действует во всех автобусах, трамваях и троллейбусах города. 

    Челябинцы активно устанавливают приложение платежной системы «Мир» и пользуются им при оплате проезда в общественном транспорте. Как стало известно на аппаратном совещании, состоявшемся 14 марта, в первые две недели действия акции, с 1 по 13 марта, проезд в городском общественном транспорте был оплачен со скидкой около 30 тысяч раз. Благодаря акции стоимость разовой поездки составляет всего 17 рублей, сообщает сетевое издание «74.ру». Недавно аналогичная акция стартовала в Ставропольском крае

    В частных автобусах Екатеринбурга отказываются принимать оплату проезда банковскими картами

    В автобусах столицы Свердловской области, курсирующих по маршрутам №№ 05, 012 и 019, перестали принимать пластиковые карточки. Расплатиться за проезд можно только наличными или Е-картой. Все эти маршруты обслуживает одна и та же частная транспортная компания «Уралтрейд». В салонах автобусов этого перевозчика повесили объявления об отмене оплаты картой.

    Пассажиры сталкиваются с такой проблемой при попытках оплатить проезд любыми карточками, в том числе выпущенными в России, и даже картами системы «Мир». Не имеющих при себе наличных средств или Е-карты пассажиров кондукторы просят покинуть салон. Представители компании «Уралтрейд» подтвердили журналистам  РИА «Новый День», что банковские карты действительно больше не будут приниматься в салонах автобусов под их управлением, сославшись на санкционные ограничения. При этом в случае возникновения трудностей с оплатой пассажирам посоветовали договариваться с кондукторами и переводить деньги за проезд им на карту.

    В муниципальном общественном транспорте екатеринбуржцы с такой проблемой не сталкиваются: фактически ограничения коснулись только сервисов оплаты с помощью NFC-технологий.

    В соседнем по Свердловской области Нижнем Тагиле с 10 марта основной перевозчик города, МУП «Тагильский трамвай», заявил о прекращении приёма оплаты проезда с помощью смартфонов и «умных» часов. Единственное исключение сделано для платежной системы «Мир» и приложения «Mir Pay».

    В Белгороде из-за возросшего числа «зайцев» запретили посадку пассажиров через заднюю дверь

    В Белгородской области внесли изменения в правила посадки пассажиров. С 14 марта, согласно новым нормам, вход в автобусы будет осуществляться только через переднюю дверь.

    Новые правила приняты из-за проблем, которые возникли после введения ограничения оплаты за проезд по картам Visa и MasterCard с помощью приложений, использующих технологию NFC. Как  сообщила Единая транспортная компания Белгородской области, из-за этого заметно вырос процент пассажиров, вообще не оплачивающих проезд.

    Представители компании попросили пассажиров отнестись к данной мере с пониманием. Приобретать билеты рекомендуется за наличные средства или с помощью пластиковых карт. Их просят готовить заранее. Также сообщается, что на всех маршрутах будут работать контролёры: пресекать безбилетный проезд — их основная должностная обязанность.

    В Новосибирске из пересадочного тарифа исключили автобусный маршрут

    В Новосибирске недавно отменили действие пересадочного тарифа, который назывался «Сетевая поездка», на единственном автобусном маршруте, подключённом к проекту. Данный тариф предоставлял пассажирам возможность пересесть на другой маршрут бесплатно или с частичной оплатой. Эта опция действовала только на одном  автобусном маршруте № 45 и только при оплате проезда с помощью карты «Транспортная карта — Онлайн».

    Тариф «Сетевая поездка» на автобусе № 45 c пересадкой на любой маршрут «Горэлектротранспорта» отменили с 25 февраля этого года. Причина в том, что изначально  соглашение перевозчиков, по которому введён пересадочный тариф, было временным. Скидка на проезд предоставлялась пассажирам в период до оптимизации маршрутов в Советском районе. Однако недавно новые автобусы приступили к обслуживанию дополнительного маршрута № 45к «Центральный корпус — Чемской бор». Так как благодаря этому маршруту устранена необходимость в лишних пересадках, принято решение прекратить действие проекта «Сетевая поездка», сообщает еженедельное издание «Аргументы и факты — Новосибирск». Работа «Сетевой поездки» на части трамвайных и троллейбусных маршрутов «Горэлектротранспорта» продолжается.

    В Перми обсудили повышение штрафов за безбилетный проезд

    В Перми состоялся круглый стол, на котором обсудили штрафы за безбилетный проезд с участием общественных активистов, представителей организаций, депутатов и перевозчиков. В ходе обсуждения выслушаны предложения по доработке законопроекта об изменении размера штрафов за безбилетный проезд в транспорте города Перми.

    Основной вопрос, поднятый на собрании, заключается в том, что нынешний  размер штрафа уже потерял свою актуальность. Он составляет всего 500 руб. и уже не является существенной суммой для того, чтобы остановить пассажира от неоплаты проезда. Фигурирует в списке проблем, отмеченных властями города и то, что на сегодняшний день размер санкций одинаков и для пассажиров, сознательно нарушивших правила проезда в общественном транспорте, и для тех, кто приобрёл безлимитный проездной, но по какой-либо причине не активировал его.

    Переход общественного транспорта города Перми на систему оплаты проезда, исключающую постоянное присутствие кондуктора в салоне, начался 10 января текущего года. На данный момент пассажиры самостоятельно оплачивают проезд на всех трамвайных маршрутах, а также на автобусных маршрутах №№ 1, 3, 4, 6, 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 24, 32, 36, 45, 50, 53, 55, 59, 60, 62, 63, 64, 67, 77, 78 и 80. Одновременно с этим существенно выросла стоимость разовой поездки, зато стали выгоднее тарифы по транспортным картам.

    В ходе обсуждения был представлен новый порядок действий, по которому теперь планируется взимать штрафы. В законопроекте говорится, что контролёр будет только составлять акт о нарушении правил пользования общественным транспортом и фиксировать персональные данные пассажира. После этого специалисты департамента транспорта администрации города Перми тщательно рассмотрят каждый акт о нарушении и либо составят протокол на пассажира, либо примут решение об отмене дальнейшего производства дела. Если окажется, что оплата проезда все-таки была, то пассажир привлекаться к ответственности не будет.

    В начале круглого стола от депутатов поступило предложение обсудить размер штрафа. Это связано с тем, что в других городах России санкции за безбилетный проезд не превышают 1 тыс. руб. при стоимости одной поездки в 60 рублей. В ходе обсуждения представители власти отметили, что Пермь — один из первых городов в стране, где внедряются изменения в подход к системе штрафов за нарушение правил пользования общественным транспортом. Отдельно было обращено внимание на то, что подобным путём идут и другие города. Так, в Москве пассажир, воспользовавшийся чужой социальной картой, должен заплатить 2,5 тыс. руб. Штраф аналогичного размера собираются ввести и в Петербурге. Депутаты выразили уверенность, что пермский путь является верным направлением движения и другие российские города также примут подобные решения. Добавив, что небольшую сумму пассажиры-нарушители платят в городах с устаревшей системой оплаты, когда доходы собирает перевозчик.

    Изначально предлагалось увеличить размер штрафа в 5 раз, то есть до 2500 руб. Это число рассчитывалось исходя из суммы, на которую можно совершать 2-3 поездки в день в течение одного месяца. Штраф превышает стоимость безлимитного проездного сроком в 30 дней. Это было сделано для того, чтобы человеку выгоднее и проще, чем платить штраф за безбилетный проезд, было использовать проездной. В перспективе же этот штраф грозит пассажиру только за первое нарушение. В плане законопроекта уточняется, что санкции за повторное нарушение могут достигать 5000 руб. В особых случаях на 500 руб. смогут оштрафовать и владельцев безлимитных проездных. В тексте законопроекта подчёркнуто, что решение о назначении штрафа и его размере будет приниматься специальной административной комиссией после полного рассмотрения протокола.

    Особое внимание было обращено и на то, что в список задач контролёров входит не только обязанность следить за оплатой проезда, но также и приём от пассажиров жалобы на некачественную работу перевозчика. При этом контролёры не будут привязаны к количеству штрафов. От этого зависит только часть их зарплаты. Вводимый законопроект будет предусматривать реестр нарушений и ответственности за них. Перечень правил, которыми должны будут руководствоваться при назначении штрафа контролёры, указан в их должностных инструкциях. В ходе обсуждения были даны пояснения к тексту законопроекта.

    Так, например, к пассажиру не будут применяться санкции, если он обратился к водителю, но тот отказался принять деньги. Также владелец безлимитного проездного может ограничиться предупреждением, если валидатор проездного неисправен или с карты не удалось оплатить проезд.

    В ходе обсуждения активисты напомнили, что граждане (не только Перми) оказались в новой экономической ситуации. По их мнению, пассажир, не оплативший проезд, может попросту не суметь выплатить штраф подобных размеров. Со стороны перевозчиков заявили, что безбилетников защищать не надо, а добросовестный пассажир до штрафов ситуацию доводить не будет. Перевозчики поддержали точку зрения председателя и отметили, что оплата штрафа не должна быть выгоднее покупки проездного. Вместо уменьшения размера санкций они предложили ввести дополнительные льготы, чтобы сделать общественный транспорт более доступным. В качестве меры поддержки предлагалось ввести льготный период оплаты со скидкой 50% (подобная практика применяется со штрафами ГИБДД). После этого последовало пожелание видеть более подробно описанные случаи, в которых пассажир не может быть оштрафован.

    Поступали предложения участников обсуждения с просьбой отложить решение по законопроекту. Представители власти уточнили, что до принятия закона пройдет еще какое-то время. Они добавили, что при введении на маршруте бескондукторной системы оплаты проезда должен быть назначен срок, в который граждан, не оплативших проезд, не штрафуют, а только информируют об изменениях. По настоянию активистов, в законопроекте было сделано пояснение о том, что данный режим будет действовать как минимум в первую неделю с вступления законопроекта в силу.

    Как сообщает местный интернет-портал «Business Class», внесённые в ходе круглого стола предложения обязательно будут учтены при доработке законопроекта. Согласно плану администрации Пермского края, рассмотрение данного законопроекта в первом чтении должно состояться в марте текущего года.

    В ближайший месяц в петербургских электричках будут ловить безбилетных пассажиров

    14 марта в пригородных поездах Петербурга объявлено начало месяца борьбы с безбилетниками. Мероприятие продлится до 14 апреля. В течение месяца сотрудники электричек будут выходить на специальные рейды по электричкам вместе с транспортной полицией. Также на месяц запланировано проведения ряда дополнительных мероприятий, направленных на пресечение правонарушений.

    Правом взимания штрафов с пассажиров, проезжающих без билета, уполномоченные сотрудники компании были наделены в 2016 году. Всего за шесть лет было оформлено 3459 актов. В 2021 году уполномоченные сотрудники Северо-Западной пригородной пассажирской компании оформили 232 акта о безбилетном проезде в пригородных поездах.

    Обязанность заблаговременно оплачивать проезд есть у всех пассажиров, которые начали поездку со станции, оборудованной кассовыми окнами или терминалами самообслуживания. В случае, если такой пассажир не сможет предъявить разъездным билетным кассирам свой билет, это ещё не обязательно влечёт за собой наложение штрафа. При проверке проездных документов в поезде, а также после совершения поездки в кассах на выходе пассажирам предлагают использовать возможность оплатить проезд от станции отправления до станции назначения, а также дополнительный сбор за оформление проездного документа в поезде. Этот сбор часто воспринимается как штраф: размер сбора составляет на сегодняшний день 100 руб. Сбор взимается со всех категорий пассажиров, в том числе льготников или перевозящих неоплаченную ручную кладь.

    Штраф оформляется только в тех случаях, когда пассажир отказывается от приобретения проездного документа и уплаты сбора. Сотрудники АО «СЗППК» уполномочены составлять акт о безбилетном проезде в двух экземплярах, один из которых остаётся у пассажира.

    Размер штрафа рассчитывается относительно стоимости проезда взрослого пассажира на расстояние 10 км. Согласно ст. 110.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сумма штрафа равна стоимости проезда на расстояние 10 км, умноженной на 50. Оплатить штраф нарушитель обязан в течение 30 дней с момента оформления акта о безбилетном проезде. В случае, если штраф не будет оплачен в установленные сроки, перевозчик может обратиться в суд и взыскать не только штраф, но и все судебные расходы.

    В пресс-службе АО «СЗППК» пассажирам напомнили о том, что билеты можно приобретать не только на станции или остановочном пункте отправления, но и в терминалах самообслуживания. Также в помощь пассажиру мобильные приложения «РЖД Пассажирам» и «Яндекс.Электрички»: в них тоже есть возможность оплатить проезд, что особенно удобно, если пассажир по тем или иным причинам не смог или не успел приобрести билет на станции. Таким образом можно сэкономить 100 руб., которые взимают разъездные билетные кассиры в качестве сбора за оформление проездного документа непосредственно в поезде.

    В конце прошлого года Северо-Западная ППК объявила о назначении дополнительной остановки для пригородных поездов «Ласточка» на участке Санкт-Петербург-Финляндский — Выборг.

    В Ульяновской области за безбилетный проезд придётся заплатить столько же, сколько за безлимитный проездной на месяц

    28 февраля в Ульяновской области увеличили размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. Депутаты законодательного собрания приняли поправки в соответствующие нормативно-правовые акты.

    Теперь наказание за безбилетный проезд сравнимо со стоимостью проездного билета: пойманный «заяц» будет обязан оплатить штраф в размере от 1000 до 1500 руб. Проездной, действующий 1 календарный месяц на все виды транспорта в Ульяновской области раньше стоил 1400 руб., а с 1 января 2022 года подорожал до 1540 руб. Также в городе действует тариф, по которому можно приобрести проездной сроком на месяц, действующий только в муниципальном электротранспорте: трамваях и троллейбусах. В таком случае безлимитный проезд обойдётся пассажиру в 1100 руб. (стоимость проездного этого типа также выросла с 1 января этого года на 100 руб.).

    Как сообщает онлайн-издание «Медиа 73», анализ, проведённый перед повышением размера штрафа, показал, что чаще всего отказываются оплачивать проезд в электротранспорте мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Особенно актуальна эта проблема на городских и пригородных маршрутах, где нет централизованной продажи билетов через кассы автовокзалов и автостанций.