Бесконтактная оплата проезда: адаптация под актуальные носители в Москве и других городах

  • Полина Лемешева
    14 марта 2022 г. — 18:05
    457
    Иллюстрация: 

    «Тамбовский репортёр» / tmbreport.ru

    На днях в России были введены ограничения в отношении авторизации платежей по картам платёжных систем Visa и Mastercard. Одно из последствий данных ограничений — проблемы с оплатой проезда в общественном транспорте. В первый же день трудности начали возникать с работой электронных кошельков Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, использующих технологии NFC. С перебоями приложения проводят оплату картами ряда банков. И в Москве, и в других регионах перевозчики оперативно смещают акценты на способах оплаты проезда. При этом неоплаченный проезд по-прежнему остаётся зоной риска и ответственности самого пассажира.

    Ограничения платёжных систем: оплата проезда с помощью смартфонов и «умных» часов стала менее доступной

    Приостановка с 10 марта деятельности платёжных систем в России означает, что российские карты Visa и Mastercard больше не будут работать за границей, а также ими нельзя будет расплачиваться в зарубежных магазинах и онлайн-сервисах (например, для оплаты подписок в приложениях на смартфоне). Карты, выпущенные за рубежом, работать в России тоже не будут. Без ограничений функционирует оплата физическими банковскими картами Visa и Mastercard всех банков-эмитентов: зарубежные платёжные системы не могут блокировать транзакции на территории России, поскольку все они осуществляются локально.

    За последние годы в общественном транспорте всё большую популярность набирает оплата проезда с использованием технологии NFC, при которой данные банковской карты вносятся в специальное приложение. Приложив смартфон к терминалу, можно оплатить проезд: это гораздо быстрее и удобнее, чем использовать физическую банковскую карту, так как телефон у жителя современного города почти всегда под рукой, а вот кошелёк, казалось, постепенно уходил в прошлое.

    После введения новых ограничений россиянам может потребоваться снова привыкнуть всегда и везде носить с собой кошелёк если не с наличными, то хотя бы с банковскими карточками — тех банков, которые тоже, в свою очередь, не попали под соответствующие ограничения. Однако при соблюдении некоторых условий возможность пользоваться функцией NFC в смартфоне ещё осталась.

    Так, сохранилась опция оплаты с помощью российского платёжного сервиса «Мир». Проще всего данную ситуацию могут разрешить для себя владельцы смартфонов на базе Android. Для них доступен платежный сервис Mir Pay, к которому подключаются карты «Мир» более 80 российских банков. Для того, чтобы воспользоваться данным сервисом, достаточно скачать приложение Mir Pay из маркетплейсов Google Play или AppGallery и добавить в него данные своей банковской карты.

     На устройствах, выпущенных Apple, сервис Mir Pay недоступен. Скорее всего, это уже не изменится: архитектура операционной системы iOS открывает доступ к NFC-чипу только компании-производителю. Разработчики приложений не могут получить к нему доступ самостоятельно. Таким образом Apple, в отличие от Android, централизованно контролирует использование данной технологии. 

    Основной способ, с помощью которого владельцы iPhone смогут продолжить расплачиваться смартфоном в условиях блокировки на территории страны платёжных систем Visa и Mastercard, — воспользоваться картой «Мир». Эта карта пока что работает с Apple Pay. Исключение составляют карты «Мир» банков, попавших под санкции: это банки ВЭБ.РФ, «Открытие», Промсвязьбанк, «Банк России», Совкомбанк и Новикомбанк.

    Тем не менее, во многих регионах оплату смартфоном и другими гаджетами отключили, хотя бы не время, полностью, чтобы снизить количество конфликтных ситуаций при совершении оплаты проезда в условиях, когда обстановка меняется практически каждый день.

    Москва: турникеты метро адаптируют к приёму банковских карт

    В столичном метрополитене отчитались об установке современных контроллеров на 34 турникетах. В течение недели специалисты установят ещё 16 таких турникетов. Новые турникеты принимают оплату «Тройкой», «Единым» и социальной картой. К лету планируется полностью обновить все турникеты московского метро: после завершения переоборудования будет подключена возможность оплачивать проезд банковской картой с любого турникета. Далее планируется обновить и все турникеты на МЦК. 

    При обновлении заменяют верхнюю часть турникета, где располагается  так называемый «контроллер зон проходов». Именно к этой части при оплате проезда прикладывается билет или карта для оплаты (банковская, социальная или транспортная).

    Турникеты уже обновили на станциях метро «Баррикадная», «Борисово», «Выхино», «Комсомольская», «Краснопресненская», «Кузьминки», «Курская», «Парк Победы», «Проспект Мира», «Серпуховская», «Спортивная», «Смоленская», «Третьяковская» и «Царицыно». 

    Внедрение новых контроллеров ведётся в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», утвержденного Президентом Российской Федерации. Как сообщает официальный портал мэра и Правительства Москвы, обратная связь от всех желающих оставить замечания или предложения по работе нового оборудования принимается через специального бота в Telegram. 

    Владивосток

    Мэрия Владивостока предупредила местных жителей о введении санкций за день до их вступления в силу: сообщение с предупреждением появилось на официальном сайте городской администрации 9 марта. Кроме наиболее популярных Apple Pay и Google Pay, по сообщению властей, ограничения введены в отношении Samsung Pay, Garmin Pay и Sber Pay (Android NFC). Таким образом оплата в транспорте Владивостока картами Visa и Mastercard, загруженными в телефон или смарт-часы, оказалась невозможна. 

    Власти призвали пассажиров, планируя поездку на общественном транспорте, позаботиться о том, чтобы иметь при себе для оплаты единую транспортную или банковскую карту, либо наличные деньги.

    С 1 февраля в электротранспорте Владивостока введена новая тарифная система, при которой стоимость проезда меняется в зависимости от формы оплаты. 

    Владимир

    Во Владимире местные власти обратили внимание пассажиров на местные правовые акты. Согласно им, оплата проезда на муниципальных общественных маршрутах города Владимира с применением смартфонов и «умных» часов с функцией NFS официально не гарантирована. Данный сервис предоставлялся как дополнительная, но не обязательная опция. 

    Как сообщает официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира, согласно постановлению администрации города Владимира от 20.08.2019 № 2233 «Об утверждении положения о транспортной карте» оплата проезда в муниципальном общественном транспорте города производится транспортной картой, банковской транспортной картой или наличными средствами. 

    Как следствие, недоступность сервисов Apple Pay и Google Pay не является основанием для бесплатного проезда. А вот приём оплаты всеми способами, перечисленными в постановлении, обязателен. Пассажиры имеют право на бесплатный проезд, если по каким-то причинам терминал не принимает российскую транспортную карту, либо у кондуктора нет сдачи.

    При этом совсем недавно, 10 февраля этого года, изменилась стоимость проезда в автобусах и троллейбусах Владимира: безналичный расчёт стал на несколько рублей выгоднее, чем оплата наличными.

    Калуга

    В Калуге местных жителей также предупредили о том, что приём оплаты проезда с помощью токенизированных банковских карт временно приостановлен. Пассажирам предложили временно перейти на использование альтернативных способов оплаты проезда. При этом, как сообщили в пресс-службе МУП ГЭТ «Управление калужского троллейбуса», в настоящее время проходит тестирование возможности оплаты через NFC-устройства с помощью платёжного приложения «Mir Pay». В случае, если возможность оплаты проезда с использованием этой технологии будет возоблена, транспортники пообещали проинформировать калужан дополнительно.

    Также в Калуге в пилотном режиме на части транспортных средств муниципальных перевозчиков работает «СберТройка»: система оплаты проезда на базе карты «Тройка» и процессинга «Сбера», который продвигается в регионы совместно с правительствами Москвы и Московской области. 

    Краснодар 

    Аналогичное предупреждение опубликовали в пресс-службе Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления. Расплатиться в краснодарском электротранспорте, как и раньше, можно будет банковскими картами платежной системы «Мир» и физическими банковскими картами всех платёжных систем.

    Также пассажирам напомнили о возможности приобретения транспортной карты, которая в Краснодаре носит название «Час пик». Оплата проезда по этой карте будет вестись в штатном режиме.

    В конце месяца в Краснодаре будет запущено пассажирское движение по новой трамвайной линии

    Мурманск

    В Мурманске оплата бесконтактными платежами была ненадолго приостановлена. Оператор автоматизированной системы учета оплаты проезда «Карта 51» полностью заблокировал приём платежей этого типа с 10 марта. Однако уже через 2 дня, с 12 марта, в общественном транспорте Мурманска пообещали начать принимать к оплате платежные системы на базе технологии NFC отечественных операторов «Мир» и «Сбер».

    Как напоминает сетевое издание «Мурманский вестник», в городском общественном транспорте по-прежнему доступна оплата проезда с помощью физических банковских карт и Карты 51 с тарифом «Электронный кошелек». Кондукторы в салонах принимают оплату за наличные деньги. 

    В конце прошлого года в Мурманске открылся самый северный в мире экспериментальный троллейбусный маршрут.

    Нижний Тагил

    В Нижнем Тагиле Свердловской области о невозможности дальнейшего использования NFC-технологий заявил основной перевозчик города — МУП «Тагильский трамвай». С 10 марта в трамвайной сети Нижнего Тагила, которой недавно исполнилось 85 лет, полностью запретили использование смартфонов и «умных» часов для оплаты проезда. Об этом 9 марта предприятие сообщило на официальном сайте, уточнив, что вводимые ограничения не касаются российской платежной системы «Мир», которая продолжит работу, в том числе на электронных устройствах (Mir Pay).

    Новосибирск

    В новосибирском метро утром 10 марта наблюдались очереди. Так как именно в этот день сервисы бесконтактной оплаты Apple Pay и Google Pay на турникетах перестали работать, очереди собирались даже у входов на не самые загруженные станции. В частности, как сообщили журналисты сетевого издания «НГС.НОВОСТИ», из-за проблем с оплатой новосибирцы были вынуждены стоять в очереди на станции метро «Золотая Нива», на которой обычно в это время проблем не возникало. Пассажиры, привыкшие оплачивать проезд с помощью смартфонов, были вынуждены тратить дополнительное время на поиск физических банковских карт. Некоторые были вынуждены вернуться к более классическому способу оплаты проезда и приобретать жетоны.

    Самара

    Оплачивать проезд смартфонами и smart-часами в общественном транспорте Самарской области запретили. За предупреждением о возможности технического сбоя при попытках оплачивать проезд токенизированными картами с использованием сервисов Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay последовал полный запрет. Также в список вошли банковские карты, выпущенные банками группы ВТБ, «Новикомбанк», «Открытие», «Промсвязьбанк» и «Совкомбанк».

    Как сообщил Единый оператор ОТК, возможность оплаты в общественном транспорте бесконтактными банковскими картами банков, попавших под санкции, блокируется уже с 28 февраля. При прикладывании таких карт к терминалу на экране появляется надпись «Карта запрещена. В чёрном списке».

    Первоначально оператор порекомендовал пассажирам пользоваться другими способами оплатами, но уже 10 марта было опубликовано сообщение о полном запрете использования при оплате проезда приложений, установленных в смартфонах и «умных» часах. Не принимаются виртуальные карты любых банков, привязанные к сервисам Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay, Garmin Pay и даже Sber Pay.

    Пассажирам порекомендовали приобретать электронные проездные: заголовок сообщения на главной странице сайта единого оператора ООО «ОТК» гласит о том, что «лучше сделать это оперативно». Проезд за наличный расчёт в Самаре дороже, чем при оплате банковской картой, в том числе — токенизированной.

    Смоленск

    Официальное заявление по поводу бесконтактной оплаты в смоленских муниципальных автобусах было сделано МУП «Автоколонна — 1308». Как и в большинстве регионов, жителей Смоленска предупредили о том, что с 10 марта оплата проезда в общественном транспорте с помощью каких-либо устройств, поддерживающих бесконтактную технологию NFC (телефон, часы, браслет и т.д.) по платежным системам Visa и Mastercard осуществляться не будет. 

    Как сообщает «Смоленская народная газета», в сообщении предприятия указано, что это решение «временное». Представители МУП пообещали, что о возобновлении возможности оплаты проезда с помощью всех NFC-устройств будет объявлено дополнительно. По-прежнему будут приниматься платежи по картам, выпущенным на территории России, а также бесконтактные платежи, выполняемые через систему «Мир».

    Сочи 

    Аналогичную информацию опубликовало информационное агентство «Блокнот Сочи» со ссылкой на департамент транспорта администрации города. Так как Apple Pay и Google Pay прекращают свою работу в общественном транспорте, оплатить проезд в общественном транспорте курорта с помощью этих популярных платежных международных систем будет невозможно.

    По-прежнему в сочинском транспорте готовы принимать оплату физическими банковскими картами Visa и Mastercard, картами платёжной системы «Мир», а также транспортной картой «Пальма». С помощью смартфона можно будет оплатить проезд при использовании виртуальных карт «Мир» c помощью сервиса Mir Pay.

    Несмотря на ограничения, тенденция перевода оплаты проезда на безналичный расчёт прослеживается по всей стране. В этом году на бесконтактную оплату перейдут петербуржские автобусы, а в Московском метро функцией Face Pay пользуются уже почти 70 тысяч человек. В Челябинске и Нижнем Новгороде уходит в прошлое профессия кондуктора: в транспорте, оборудованном валидатором, нет необходимости присутствия лишнего сотрудника, а «зайцев» могут ловить контролёры и камеры видеонаблюдения.