Автобусы, троллейбусы, электробусы и трамваи: планы российских и белорусских заводов

  • Дарья Гербер
    3 декабря 2023 г. — 11:00
    661
    Иллюстрация: 

    BKM Holding / holdingbkm.com

    С приближением нового года производители подводят итоги и обозначают планы на ближайшие годы. Так, в Нижнем Новгороде состоялась презентация совместного российско-белорусского электробуса «МиНиН» выпускаемого на СП «Нижэкотранс». В свою очередь, белорусский партнёр нижегородского проекта BKM Holding рассказал о своих наиболее популярных моделях, зарубежных и внутренних контрактах, а также сотрудничестве с российской стороной, которая не исчерпывается только нижегородским производством. Ещё одному электробусному производителю — «Транс-Альфа» — одобрили инвестпроект по строительству электробусного завода в Псковской области. Выпуск транспорта планируют наладить в основном на российском сырье и комплектующих.

    Тем временем интересы бренда Volgabus только электробусами не исчерпываются: предприятие сконцентрируется на автобусах, троллейбусах с автономным ходом и водоробусах. Ещё два российских производителя — «ПК Транспортные системы» и Усть-Катавский вагоностроительный завод — поделились «трамвайными» планами.

    BKM Holding и российские партнёры: презентация в Нижнем Новгороде и планы на ближайшие годы

    Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области сообщило о презентации электробуса «МиНиН» нижегородско-белорусского производства. Название символично для обоих регионов. «МиНиН» — отсылка к предводителю нижегородского ополчения Кузьме Минину и названию столицы Беларуси — Минску.

    Производство электробусов организовано в Ворсме Нижегородской области на предприятии ООО СП «Нижэкотранс», где год назад стартовала сборка трамваев «МиНиН». Полностью готовы три электробуса, а BKM Holding поставил ещё пять кузовов. Всего соберут 62 электробуса, что составляет почти половину от общего заказа региона в рамках программы модернизации городского электротранспорта. Параллельно готово и депо: уже установлено 30 зарядных станций.

    Как отметила пресс-служба BKM Holding, электробус Е450 «МиНиН» способен развивать скорость до 75 км/ч и вмещать до 75 пассажиров при наличии 36 мест для сидения. Транспорт проезжает на одном заряде до 250 км, а полная зарядка занимает около пяти часов. Тип накопителя энергии — Li-NMC (kитий-никель-марганец-кобальт). Электробус приспособлен к работе в верхней части города, где имеются большие перепады высот и требуется повышенный ресурс батареи.

    Также электробус полностью низкополен, оборудован розетками USB, GPS, кондиционером салона и кабины водителя, системами видеонаблюдения, пассажироподсчёта, оплаты проезда, медиакомплексом, информационной системой и счётчиком электроэнергии. Двери предохраняют от зажатия, также для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены откидная аппарель, место для коляски с креплением, кнопка для связи с водителем и система наклона кузова.

    Экстерьер и интерьер электробуса разработаны эксклюзивно для Нижегородской области. У жителей города транспорт успел получить название «апельсин» из-за характерного цвета.

    ООО СП «Нижэкотранс» — белорусско-нижегородское предприятие под управлением Корпорации развития Нижегородской области. С нижегородской стороны в состав учредителей входят ООО «Экологические проекты» и АО «Корпорация развития Нижегородской области», а со стороны Республики Беларусь — ООО «АМБ — холдинг» и ОАО «УКХ „Белкоммунмаш“».

    Последнее, по сведениям «Минской правды», стало первым в СНГ предприятием, которое наладило серийное производство электробусов. BKM Holding располагает собственной конструкторской базой, разработками в сфере силовой электроники и электрооборудования, выпускает базовые машинокомплекты, а также гарантирует сервис и сопровождение.

    В Беларуси из 114 произведённых электробусов курсируют 96. 89 из них принадлежат Минску. В соответствии с государственной программой по развитию электротранспорта до 2025 года доля электробусов на городских улицах увеличится до 30%. Для реализации создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт», в который, помимо «Белкоммунмаша», вошли БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ и Объединённый институт машиностроения НАН Беларуси.

    География поставок составляет 87 городов в 15 странах. В 2020-2023 годах холдинг передал продукцию в Болгарию, Боснию и Герцеговину, Украину, Молдову, Казахстан и Аргентину. В вопросах закупки комплектующих произошла переориентация на Россию и Китай.

    Из продукции популярен троллейбус с увеличенным автономным ходом — гибрид троллейбуса и электробуса. Он оснащён электрической батареей, может проехать без проводов 20-50 км и заряжается от контактной сети во время движения. Также востребованы электробусы и трамваи: спрос создают российские федеральные и муниципальные программы по обновлению общественного транспорта с выделением бюджетных средств.

    В 2023 году выполнены обязательства на поставку 97 троллейбусов в Санкт-Петербург. Завершена поставка 60 троллейбусов в Краснодар. 10 новых низкопольных трамваев приобрёл Барнаул. В Мурманск отправились 15 троллейбусов. Завершается контракт на поставку 49 троллейбусов в Екатеринбург. До конца года 11 электробусов получит Красноярск, 12 трамваев — Самара. В 2024 году основной объём поставок придётся на Россию: продолжится производство и поставка трамваев в Краснодар, Новосибирск и Нижний Новгород, электробусов — в Сочи, троллейбусов — в Санкт-Петербург.

    Для Беларуси запланированы поставка 15 электробусов в Шклов, 10 трамвайных вагонов в Мозырь и двух электробусов в Микашевичи. На очереди — обновление трамвайного парка Витебска. Также идут переговоры по сотрудничеству с африканскими государствами и Монако.

    Сейчас конструкторы работают над опытным образцом трёхсекционного низкопольного трамвая, который приспособлен под нужды малоподвижных граждан. Среди последних разработок — низкопольный троллейбус с автономным ходом до 20 км и автоматически убирающимися штангами, который подзаряжается в процессе движения, а также сочленённые электробусы с запасом хода до 250 км и ночной зарядкой.

    В 2022 году предприятие презентовало первый электрогрузовик Vitovt Truck Electro Prime грузоподъёмностью 7800 кг, максимальной скоростью 90 км/ч и временем зарядки около 90 минут при использовании двух зарядных розеток CCS Combo 2. Вскоре он отправится на опытную эксплуатацию в Россию.

    Кроме этого, менее года назад в Минске начал работу первый в странах СНГ супербыстрый зарядный комплекс. Его составляющие — место для зарядки электромобилей со станциями нового типа, пост для зарядки электробусов, система накопления, модуль динамического распределения мощности и магазин автономной торговли.

    Всего BKM Holding открыл три белорусско-российских производства. Помимо ООО «СП «Нижэкотранс» в Ворсме, это «БКМ Сибирь» в Новосибирске, занимающееся модернизацией трамвайных вагонов, и ООО «Белрус» в Красноярске, производящее троллейбусы (корпусы поставляет BKM Holding, а специалисты «Белрус» отвечают за сборку и запуск).

    Электробусы «Транс-Альфа»

    Инвестпроект АО «Транс-Альфа» по строительству электробусного завода получил одобрение Наблюдательного совета особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино» Псковской области. Об этом сообщила пресс-служба компании.

    Выпуск транспорта будет налажен в основном на российском сырье и комплектующих. В частности, речь об электродвигателях завода ПЭМЗ. После выхода на полную мощность объём производства планируется довести до 360 электробусов в год. На реализацию проекта направят около 1,6 млрд рублей.

    Также на производстве планируется открыть около 400 рабочих мест. Отдельное внимание уделено подготовке кадров. Для этого подключат Псковский государственный университет и службу занятости.

    Volgabus на выставке «Промэнерговолга-2023»

    Делится планами и руководство «Бакулин Моторс Групп» (бренд Volgabus). На выставке «Промэнерговолга-2023» обозначено, что предприятие намерено развивать междугородную линейку машин, а инженерный центр группы сосредоточится на развитии электробусов, троллейбусов с автономным ходом и водоробусов.

    Параллельно завод является одним из крупнейших производителей автобусов большого и особо большого класса в России. Предприятие обновляет модельный ряд, внедряет инновационные технологии и поставляет большие партии техники в российские регионы. Volgabus участвует в федеральных программах модернизации общественного транспорта «Безопасные качественные дороги» и «Чистый Воздух». На выставке «Промэнерговолга-2023» предприятие представило спектр продукции:

    • новейший 12-метровый газомоторный городской низкопольный автобус «Ситиритм-12»;
    • городской автобус среднего класса «4298»;
    • троллейбус с автономным ходом «Пересвет»;
    • 15-метровый автобус с кузовом из алюминиевого сплава с пробегом более 1 млн км;
    • междугородный автобус «Дельта», созданный для волгоградского «ТЮЗа».

    В сфере перспективных технологий Volgabus создал кузов на основе болтовых соединений, самоходное шасси собственной сборки и композиционные коррозионностойкие материалы внешней обшивки. При этом отмечено, что местные малые и средние предприятия занимают в структуре поставок компании почти 30%, и эта доля постоянно растёт.

    Трамвайные планы ПК ТС и УКВЗ

    По информации телеграм-канала ROLLINGSTOCK, производственная  программа «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) законтрактована на 187 трамваев на 2024 год. Ожидаемая загрузка с учётом разной секционности и особенностей заказов будет близка к текущей полной мощности.

    Контракты, предполагающие поставки в 2024 году, заключены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Туле и Новотроицке. Также ПК ТС стала единственным участником конкурса на шесть трамваев (одного односекционного и пяти двухсекционных) для Саратова. Дополнительно возобновление закупок трамваев на 2024 год анонсировала Москва: в последние годы ПК ТС является основным поставщиком столицы по этому типу транспорта.

    По итогам 2023 года ПК ТС ожидает выпуск 171 трамвая разной секционности. Ранее с учётом плана увеличения мощностей завод анонсировал выпуск около 200 трамваев, однако процессы импортозамещения элементов тележки ограничивали производственные возможности.

    Другой производитель — Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) — указывал, что планирует выпустить в 2024 году 137 низкопольных трамваев. Кроме этого, на фоне высокого спроса предприятие введёт в эксплуатацию новый цех, что позволит увеличить производительность завода.

    Ранее российские автобусные заводы рассказали об участии в федеральных программах и планах на 2023-2024 годы.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)