Декабрьские шаги транспортных реформ. Часть 4: Калининград, Москва, Подмосковье и Средний Урал

  • Дарья Гербер
    14 декабря 2023 г. — 19:20
    509
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области / mtdi.mosreg.ru

    Очередные новации в транспортном сообщении богатого на события декабря затронули преимущественно автобусные маршруты. В Калининграде с 1 декабря заработала новая маршрутная сеть, при этом доля автобусов большого класса в городе увеличилась. В Костроме основной перевозчик по просьбам местных жителей изменил два бывших троллейбусных маршрута. Столичное ГУП «Мосгортранс» готовится к 2025 году и пробует новый для себя формат — обслуживание регулярных маршрутов по заключённым контрактам. Помимо этого, в Москве и Подмосковье продолжают держать курс на подвоз пассажиров прямыми маршрутами не к метро, а к станциям МЦД: междугородные маршруты обрастают короткими версиями.

    Неудачей увенчалась предпринятая в ноябре попытка пересадить пассажиров Верхней Пышмы и Среднеуральска Свердловской области на концессионную линию «Верхнепышминский трамвай». Под влиянием жалоб пассажиров и погодных условий с 11 декабря восстановили два прямых автобусных маршрута до Екатеринбурга — как минимум временно. Несмотря на неоднозначное отношение пассажиров, власти анонсировали перспективное продление трамвайной линии до Среднеуральска.

    В Калининграде — новая маршрутная сеть

    По сведениям портала «Новый Калининград», с 1 декабря в главном городе области начала действовать новая маршрутная сеть. По итогам торгов администрация заключила с перевозчиками 28 контрактов. В результате с декабря доля автобусов большого класса увеличена с 40% до 45%.

    Маршруты с автобусами большого класса в ближайшие три года будут обслуживать муниципальное предприятие «Калининград—ГорТранс», группа компаний «Вест Лайн», ООО «Тотем», ИП Лазуткина, ИП Койков и ИП Фомин.

    К «Калининград—ГорТрансу» с декабря перешёл маршрут № 18 «Микрорайон Прибрежный — 1-я Большая Окружная», который до этого обслуживал ИП Фомин, и маршрут № 31 «Микрорайон Чкаловск — 4-я Большая Окружная», где работал транспорт ИП Лагуткиной. Теперь предприниматель обслуживает маршрут № 3 «Ул. Кошевого — Брусничная ул.».

    Также продлён маршрут № 7, чтобы жители могли доезжать до Пенькового озера. Автобусы следуют по улицам Морозова, Печатной, Большой Окружной и Коммунистической. Интервал движения составил 18-21 минуту. На маршруте № 31 конечная остановка автобуса перенесена в район магазина «Пятёрочка» (ул. А. Невского, 220).

    Направления, по которым курсируют автобусы малого класса, сохраняются за ИП Скиба, ООО «Маршрутное такси 2», «Балттрансавто один», «Вест Лайн 4» и ИП Костенко.

    При этом введён новый маршрут № 70 «ул. Согласия — Тихоокеанская ул.», который обслуживают микроавтобусы. Транспорт идёт по Советскому проспекту и путепроводу на улицу Гайдара. Протяжённость маршрута составила 18,5 км. По нему курсируют 12 микроавтобусов с интервалом движения 12 минут.

    В Москве — новый перевозчик по госконтрактам

    Федеральным законом от 14.07.2015 № 220-ФЗ был предусмотрен пятилетний срок (из-за коронавирусных огранечений срок продлён до 2022 года) перехода на контрактную основу перевозок, выполняемых с частичным финансированием из бюджета. Для государственных предприятий городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) переходный период длится дольше — до июля 2025 года. Но и к этой дате уже надо готовиться. Поэтому В конце 2023 года ГУП «Мосгортранс» опробует работу в для себя новом формате — по заключённым брутто-контрактам. По ним с 21 декабря 58 автобусов большого класса выйдут на маршруты №№ с18, 446, 485, 870, 945 и 967 (сейчас они обслуживаются ООО «Таксомоторный парк № 20»). Кроме этого, на новый формат перейдёт маршрут № 147, запущенный месяц назад.

    С 2016 года частные перевозчики в Москве работают по госконтрактам. В 2023 году в конкурсе на обслуживание маршрутов впервые участвовал и ГУП «Мосгортранс». Его автобусы выйдут на семь маршрутов, на которых совершается более 400 тыс поездок в месяц. Таким образом, ГУП «Мосгортранс» решило опробовать работу по контрактам вслед за СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: петербургские коллеги первый опыт контрактной работы получили ещё в мае этого года.

    Подмосковные автобусы сокращают трассы до МЦД

    Осенью часть автобусных маршрутов, следующих из Подмосковья к столичным станциям метро, обзавелась укороченными рейсами. С вводом новых линий МЦД-3 и МЦД-4 в Москве и Подмосковье транспортники начали организовывать подвоз пассажиров прямыми маршрутами не к метро, а к станциям МЦД. С конца октября корректировки коснулись жителей Клина, а в ноябре — пассажиров Солнечногорска, Химок и Люберец. 

    В первый месяц зимы этот модный тренд был продолжен. С 16 декабря автобусы на появившихся с в октябре рейсах на маршруте № 437 из Клина до ст. МЦД Крюково будут ездить чаще, совершая не 24, а уже 42 рейса в день. Первый рейс от остановки «а/в Клин» будет отбывать в 5:00, а последний от МЦД Крюково — в 22:00.

    До ближайшей станции метро «Ховрино» пассажиры смогут доехать на поездах МЦД-3, что позволит сэкономить в пути около 30 минут в час пик, а стоимость проезда в Москву выйдет на 50 рублей дешевле. На маршруте также действуют льготы по социальной карте жителя Подмосковья, а в расписание основной схемы движения будут внесены изменения. Первый рейс от остановки «а/в Клин» до метро отправится в 5:40, а последний от метро «Водный Стадион» — в 23:00.

    С 4 декабря в Егорьевске в рамках действующего маршрута № 325к «Егорьевск — метро "Котельники"» организована дополнительная схема движения до станции МЦД «Раменское». Об этом сообщило Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

    На дополнительной схеме движения из Егорьевска до станции МЦД Раменское автобусы выполняют 30 рейсов ежедневно. Первый рейс от автовокзала Егорьевска отправляется в 5:00, а последний от МЦД — в 20:30. Продолжительность пути на маршруте составляет 1 ч. 20 мин.

    По замыслам транспортников, запуск дополнительной схемы позволил жителям Егорьевска экономить до 50 рублей в сутки за счёт бесплатной пересадки с МЦД на метро. На основной схеме движения маршрута, где осталось 34 рейса, расписание тоже изменилось. Первый рейс от автовокзала Егорьевска отходит в 3:35, а последний от метро «Котельники» — в 22:30. Продолжительность пути на маршруте составляет 2 ч. 15 мин. В каждому направлении рейсы выполняются примерно один раз в час, в то время как раньше на едином маршруте автобусы курсировали с интервалом 30 минут.

    На маршрутах предусмотрены льготы по социальным картам жителя Подмосковья, а оплатить проезд можно с помощью банковских и транспортных карт «Тройка» и «Стрелка».

    Также с 16 декабря в Шатуре в рамках маршрута № 376к «Рошаль — м. Котельники» организуют дополнительную схему движения. Автобусы будут следовать до ст. МЦД Раменское, совершая шесть рейсов в день. Первый от автостанции Рошаль будет отбывать в 3:35, а последний рейс от МЦД Раменское — в 13:00.

    При проезде на маршруте с пересадкой на поезд МЦД пассажиры могут сэкономить до 40 рублей на оплате проезда картой «Тройка» за счёт бесплатной пересадки на метро. Основная схема движения тоже претерпит изменения в расписании следования. Первый автобус будет уезжать от автостанции Рошаль в 2:45, а последний от метро «Котельники» — в 22:35.

    Новая мода распространяется даже на «старые» направления МЦД, действующие с 2019 года. Третье изменение на 16 декабря — корректировка схемы движения и расписания по маршруту № 458к «Серпухов — Москва (метро "Лесопарковая")». Об этом сообщила пресс-служба администрации Серпухова.

    Часть рейсов (10 из 28) будет осуществлять движение до ст. МЦД Подольск. Отправление из Серпухова до метро «Лесопарковая» в 5:00, 6:00, 7:00, 11:00, 12:30, 15:00, 16:30, 19:00, 21:00, до ст. МЦД Подольск — в 8:00, 9:30, 14:00, 18:00, 20:00. Отправление от метро «Лесопарковая» в 7:15, 8:15, 9:15, 13:15, 14:45, 17:15, 18:45, 21:15, 23:15, от ст. МЦД Подольск — в 10:15, 11:45, 16:15, 20:15, 22:15.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 11:00 18.12.2023:
    Также с 16 декабря «раздвоились» маршруты № 480 «Славково — Павловская слобода — Москва (метро "Щукинская")» и.№ 881к «Звенигород (квартал им. Мвяковского) — Москва (метро "Строгино")». В обоих случаях окло половины рейсов вместо станций метро перенаправили к МЦД-2 до станции МЦД Нахабино.

    Верхней Пышме и Среднеуральску вернули автобусы до Екатеринбурга

    Менее месяца проработала пересадочная модель на направлении Среднеуральск — Верхняя Пышма — Екатеринбург. С переводом пассажиропотока на концессионную линию «Верхнепышминский трамвай» и железную дорогу между Верхней Пышмой и Екатеринбургом основные прямые автобусные маршруты в Екатеринбург №№ 108 и 111 закрыли 18 ноября, усилив подвозящий к трамвайной линии маршрут № 116 и открыв новые №№ 3 и 4. Регулярность движения автобусов на оставшихся направлениях при этом улучшилась, однако не все жители восприняли эти изменения положительно.

    Для удобства пассажиров был введён пересадочный тариф «автобус + трамвай». Он работает на межмуниципальном маршруте автобуса № 116, а также городских кольцевых автобусах №№ 1, 2, 3 и 4 и № 101. Помимо этого, обозначались планы расширения на маршрут № 110. Для оплаты предлагается воспользоваться ЕКАРТАМИ и банковскими картами. Однако при оплате банковской картой пересадочным тарифом  воспользоваться нельзя.

    Всего по результатам 10 дней работы новой транспортной схемы Верхней Пышмы с 18 ноября автобусы перевезли 107 792 пассажира, в том числе на муниципальных маршрутах — 31 114 пассажиров. Выполнено 3760 рейсов. Регулярность составила 97,4%. Для сравнения, регулярность движения рейсов по маршрутам №№ 108 и 111 составляла 65%. Также водители автобусов по-прежнему испытывают трудности с заездом на остановки из-за большого количества нелегальных перевозчиков, при этом автобусу приходится высаживать пассажиров на проезжей части. В свою очередь, в предприятии «Автотранспорт» отметили низкую наполняемость автобусов. На маршрутах №№ 3 и 4 в среднем за один рейс перевозили 20 и 11 человек соответственно.

    Между тем, в администрации городского округа обозначали, что маршруты автобусов №№ 3 и 4 охватывают достаточное количество остановочных пунктов с пересадкой на трамвай — это Развилки, Рудничная и Храм Успения. Но если при изучении пассажиропотока будет выявлен спрос на остановку у трамвайного кольца, изменения в маршрутах будут рассмотрены. Уже 18 ноября отмечалась востребованность новых маршрутов, так как стали охватываться районы, где ранее перевозки не выполнялись.

    Через несколько дней после ввода пересадочной модели, в связи с жалобами жителей на позднее начало движения на кольцевых маршрутах, было решено подписать дополнительное соглашение между АО «Автотранспорт» и комитетом ЖКХ: автобус № 2 начал ходить не с 6:20, а с 5:50. Изменился и график движения, по которому кольцевые маршруты №№ 1 и 2 заканчивали работу после 23:00.

    В ходе прямой линии 5 декабря губернатор Свердловской области сообщил, что за последний месяц поступало достаточно много обращений касательно новой транспортной схемы Верхняя Пышма — Екатеринбург. По его словам, существование пассажирского транспорта должно подкрепляться экономической целесообразностью. Вёлся мониторинг. Обозначались варианты увеличения количества транспорта на трамвайном направлении, а также увеличения количества подвозных маршрутов, однако выбор оказался сделан в пользу возврата маршрутов №№ 108 и 111. Также губернатор сообщил о планах продлить трамвайную ветвь до Среднеуральска.

    С 11 декабря вернулись межмуниципальные маршруты №№ 108 и 111, в связи с чем АО «Автотранспорт» приостановило рейсы кольцевых маршрутов №№ 3 и 4. Также изменилось расписание автобуса № 116: количество кругорейсов снова сократилось до 20 в день. Уменьшение интенсивности движения затронуло и маршрут № 333: на нём отменили последние вечерние рейсы (в 22:55 и 23:34 из Екатеринбурга и 23:31 и 0:10 из Верхней Пышмы). По сведениям канала департамента информационной политики Свердловской области, соответствующие распоряжения отдал губернатор. Решение принято на основе представленного Минтранспорта предварительного анализа организации транспортного обслуживания в течение почти трёх недель, а также с учётом аномально низких температур, установившихся в регионе. Как пояснили в администрации Верхней Пышмы, корректировки внесены на период адаптации новой транспортной схемы. В то же время тексты приказов №№ 446-449 Минтранса Свердловской области, устанавливающие трассы маршрутов №№ 108 и 111, а также новые расписания маршрутов №№ 116 и 333 не содержат информации о временном характере введённых с 11 декабря изменений.

    В то же время, в случае реализации продления трамвайной линии от Верхней Пышмы до Среднеуральска, электротранспорт сможет обслуживать основную городскую застройку обоих городов и привлечь  пассажиров на трамваи уже в добровольном, а не принудительном порядке. Однако этот проект достаточно дорогостоящий, а сроки и механизмы его реализации не определены.

    В Костромской области скорректируют два маршрута

    ОГКУ «Организатор перевозок Костромской области» проинформировало об изменении маршрутов №№ 5 и 16 с 15 декабря. Корректировки связаны с анализом пассажиропотоков на основании данных с бортовых систем автобусов, предоставленных оператором перевозок, а также анализом обращений граждан.

    Автобусы маршрута № 5 будут следовать по проспекту Мира и улице Костромской до посёлка Новый. Таким образом, жители Ребровки, посёлка Северный, посёлка Новый, а также дальних домов по проспекту Мира (в районе остановки «Ипподром») получат связь с центром города и улицей Советской. Кроме этого, улучшится взаимосвязь улицы Костромской и проспекта Мира с Давыдовскими микрорайонами.

    Для проезда к ТЦ «Стометровка» вместо маршрута № 5 пассажиры смогут пользоваться маршрутами №№ 8, 75, 100, а также маршрутом № 16, который с 15 декабря продлевается от остановки «Троллейбусное депо» до ТЦ «Стометровка». Это позволит жителям улицы Ленина и микрорайона Якиманиха добираться до торгового объекта без пересадок.

    Также с 15 декабря изменится расписание движения по маршрутам №№ 1, 65 и 75, чтобы синхронизировать отправления автобусов со смежными маршрутами и сократить время ожидания пассажиров на остановках.

    До 1 июля 2023 года автобусные маршруты №№ 5 и 16 обслуживались троллейбусами, следовавшими по схожим трассам.

    Предыдущие шаги декабрьских транспортных реформ коснулись Новосибирска, Астрахани, Йошкар-Олы и Феодосии.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)